Календарно-тематический ПЛАН кружка по математике для начальной школы 1-4 классы
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс)

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; 
  • развитие краткости речи; 
  • умелое использование символики; 
  • правильное применение математической терминологии; 
  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

Предполагаемые результаты реализации программы.

 

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

•      осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

•      осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;

•      установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

•      способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира

человека;

•      способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

•      способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

•      умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

•      владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

•      умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

•      умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Формы и виды контроля.

-   Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

-   Проектные работы.

-   Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».

-   Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».

-   Турнир по геометрии.

-   Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал». 

-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_zanimatelnaya_matematika_1-4_klassy.docx72.87 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

Программа кружка

«Занимательная математика»

                         1-4 класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).  

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

 

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

 

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;  
  • развитие краткости речи;  
  • умелое использование символики;  
  • правильное применение математической терминологии;  
  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

 умение делать доступные выводы и обобщения;  

  • обосновывать свои мысли.

 

Ценностными ориентирами содержания программы являются:          формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

         освоение эвристических приёмов рассуждений;

         формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

 развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

         формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

 привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы  

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

 развитие         любознательности,         сообразительности         при         выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

 развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности  

— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

 воспитание чувства справедливости, ответственности;

 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

 

Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)

 

Срок реализации программы 4 года 

Программа         «Занимательная         математика»         реализуется         в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4  

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

 

 

 

Формы и режим занятий

 

      Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.       Формы занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  

 

Математические игры:

 «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

 игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками»,

«Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

 игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

 игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

 математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,

«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

 работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

 игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

 

Универсальные учебные действия: 

-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; -применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;

-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; - выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

 

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

 анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

 искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

 моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

 конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

воспроизводить способ решения задачи;

 сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

 анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

 участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;  конструировать несложные задачи.

 

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).  

 

Форма организации обучения — работа с конструкторами: 

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).  

 

Форма организации обучения — работа с конструкторами: 

  • моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;  
  • танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;  
  • конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;  
  • конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,  «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия

«Математика и конструирование».

 

Универсальные учебные действия: 

-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;

-составлять         фигуры         из         частей,         определять         место         заданной         детали конструкции;

-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;

-анализировать предложенные возможные варианты верного решения; -моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

 

Предполагаемые результаты реализации программы.

 

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях; 
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире; 
  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира

человека; 

  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; 
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. 
  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление; 
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин; 
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; 
  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 

Формы и виды контроля.

  • Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
  • Проектные работы.
  • Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
  • Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
  • Турнир по геометрии.
  • Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».  

-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»

 

 

Календарно – тематический план 

         1 класс  

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий  

 

Кол-во часов

Характеристика деятельности  

Сроки проведения

план

факт

1.

Математика         –         это

интересно

 

1

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по

командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

04/09

 

2.

Танграм: древняя китайская головоломка  

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

11/09

 

3.

Путешествие точки

1

  Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».   Игра «Русское лото»

18/09

 

4.

Игры с кубиками 

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

25/09

 

5.

Танграм: древняя китайская головоломка 

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе.

Проверка выполненной работы.

02/10

 

6

Волшебная линейка 

1

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история

возникновения линейки.

09/10

 

7

Праздник числа 10

1

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число».

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

16/10

 

8

Конструирование многоугольников из

деталей танграма

 

1

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

23/10

 

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).

Числа от

1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

30/10

 

10

Игры с кубиками 

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

13/11

 

11-

12

Конструкторы лего 

2

Знакомство с деталями, схемами конструктора, инструкциями, алгоритмами построения. Выполнение конструкций. Постройки по собственному замыслу.

20,27/1

 

13

Весёлая геометрия 

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

04/12

 

14

Математические игры 

1

Построение

«математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,

«Вычитание в пределах 10».

11/12

 

15-

16

«Спичечный» конструктор 

2

Построение конструкции по заданному образцу.

Перекладывание

нескольких спичек         в соответствии с условиями. Проверка         выполненной работы.

18,25/

12

 

17

Задачи-смекалки 

1

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

15/12

 

18

Прятки с фигурами 

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

22/01

 

19

Математические игры 

1

Построение

«математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,

«Сложение в пределах 20»,

«Вычитание в пределах 10»,

«Вычитание в пределах 20».

29/01

 

20

Числовые головоломки 

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

05/02

 

21-

22

Математическая карусель 

2

Работа         в         «центрах» деятельности: конструкторы, математические         головоломки, занимательные задачи.

12,26

/02

 

23

Уголки 

1

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по

собственному замыслу.

05/03

 

24

Игра         в         магазин. Монеты 

1

Сложение и вычитание в пределах 20.

12/03

 

25

Конструирование фигур из деталей танграма 

1

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

19/03

 

 26

Игры с кубиками 

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

2/ 04

 

27

Математическое путешествие 

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.         Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый— прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

9/04

 

1-й раунд:

10 – 3 = 7

7 + 2 = 9  

9 –3 = 6          

6 + 5 = 11

2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.

28

Математические игры 

1

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

16/04

 

29

Секреты задач 

1

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

23/04

 

30

Математическая карусель 

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

 30/04

 

31

Числовые головоломки 

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

7/05

 

32

Математические игры 

1

Построение

«математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,

«Вычитание в пределах 20».

21/05

 

33

КВН  

«Математика         –

Царица наук» 

1

 

28/05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 класс

 

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий  

 

Кол-во часов

Характеристика деятельности  

Сроки проведения

 

 

1.

«Удивительная

снежинка»

 

1

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»

 

 

2.

Иrpa «Крестики-нолики»

1

Игры «Волшебная палочка»,

«Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20

 

 

3.

Математические игры

 

1

Числа от 1 до 100.  

Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».   Игра «Русское лото»

 

 

4.

Прятки с фигурами

 

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

 

 

5.

Секреты задач

 

 

1

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

 

 

6-7

«Спичечный»

конструктор

 

2

Построение конструкции по заданному образцу

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

 

 

8.

  Геометрический

калейдоскоп

 

1

Конструирование

многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

 

 

9.

  Числовые

головоломки

 

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку).

 

 

10.

 «Шаг в будущее»

 

1

  Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

 

 

11.

        Геометрия         вокруг

нас 

 

 

1

        Решение         задач,

формирующих геометрическую наблюдательность.

 

 

12.

Путешествие точки 

 

1

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

 

 

13.

 «Шаг в будущее» 

 

1

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

 

 

14.

 Тайны окружности 

 

1

Окружность. Радиус (центр) окружности.

        Распознавание         (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

 

 

15.

Математическое

путешествие 

 

1

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти         раундам записываются.

1-й раунд:  

34 - 14 = 20  

20 + 18 = 38  

38 - 16 = 22 22+ 15 = 37

 

 

 

16-

17

«Новогодний

серпантин» 

 

2

Математические         игры, математические головоломки, занимательные задачи.

 

 

18

Математические игры 

 

1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».  

 

 

19.

 «Часы нас будят по утрам...» 

1

Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками.  

 

 

20.

Геометрический

калейдоскоп 

1

Задания на разрезание и составление фигур.

 

 

21.

 Головоломки 

 

1

Расшифровка закодированных слов.

 

 

22.

 Секреты задач 

 

1

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи.

 

 

23.

 «Что скрывает

сорока?» 

1

Решение и составление ребусов,  

 

 

24.

Интеллектуальная разминка 

 

1

         Математические         игры,

математические головоломки, занимательные задачи.

 

 

25.

 Дважды два — четыре 

 

1

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра

«Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение»,

«Деление».  

 

 

26-

27.

Дважды два — четыре 

 

2

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков.

Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

 

 

28.

 В царстве смекалки 

 

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

 

 

29.

 Интеллектуальная разминка 

 

1

Работав         «центрах» деятельности: конструкторы,

        электронные         математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

 

 

30.

 Составь квадрат 

.

 

1

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей

 

 

31-

32.

 Мир занимательных задач 

 

2

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные

задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения.

Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

 

 

33.

 Математические фокусы 

 

1

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

 

 

34.

Математическая эстафета

1

Решение олимпиадных задач

 

 


         3 класс  

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий  

 

Кол-во часов

Характеристика деятельности  

Сроки проведения

план

факт

1.

Интеллектуальная разминка

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

4/09

 

2.

«Числовой» конструктор

1

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, …, 9 (10); 2)

10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

11/09

 

3.

Геометрия вокруг нас

1

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

18/09

 

4.

Волшебные переливания 

1

Задачи на переливание.

 

25/09

 

5-6

В царстве смекалки 

2

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации

и выпуск математической газеты (работа в группах).

2,9/10

 

7

«Шаг в будущее» 

1

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы

«Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

16/10

 

8-9

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

23,30/1

0

 

10

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

13/11

11-

12

Интеллектуальная разминка

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

20,27/1

1

13

Математические фокусы 

1

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, …, 15.

4/12

 

 14

Математические игры 

1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,

«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Вол- шебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).

11/12

 

15

Секреты чисел 

1

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

18/12

 

16

Математическая копилка 

1

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

25/11

 

17

Математическое путешествие

1

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый

—         прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.

1-й раунд: 640 – 140 = 500

500 + 180 = 680  

680 – 160 = 520  

        520 + 150= 670

15/01

 

18

Выбери маршрут 

1

        Единица         длины         километр.

Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

22/01

 

19

Числовые головоломки 

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

29/01

 

20 -

21

В царстве смекалки 

2

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

5,12/02

 

22

Мир занимательных задач 

1

Задачи со многими возможными решениями.

Задачи с недо - стающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти

19/02

 

цифровое значение букв в условной         записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

23

Геометрический калейдоскоп 

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов.

Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения

на         части;         заданного         в уменьшенном масштабе.

26/02

 

24

Интеллектуальная разминка 

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

5/03

 

25

Разверни листок 

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

12/03

 

26-

27

От секунды до столетия 

2

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.

Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за

одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает

сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?  

Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

19/03

 

2/04

 

 28

Числовые головоломки 

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Заполнение         числового кроссворда (какуро).

9/04

 

29

Конкурс смекалки 

1

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

 

16/04

 

30

Это было в старину 

1

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.  Работа с таблицей

«Старинные русские меры длины»

23/04

 

31

Математические фокусы 

1

Алгоритм умножения

(деления) трёхзначного числа на однозначное

число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

30/04

 

32-

33

Энциклопедия математических развлечений 

2

Составление занимательных Использование разных информации познавательные книги и др.).

сборника заданий.

источников (детские журналы,

7,14/05

 

34

Математический лабиринт 

1

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

21/05

 

 

         

   

 

                                             


4 класс

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий  

Кол-во часов

Характеристика деятельности  

Сроки проведения

план

факт

1.

Интеллектуальная разминка

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

 

 

2.

Числа-великаны

1

Как велик миллион? Что такое гугол?

 

 

3.

Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не - достающими данными,         с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

 

 

4.

Кто что увидит? 

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

 

 

5

Римские цифры 

1

Занимательные задания с римскими цифрами.

 

 

6

Числовые головоломки 

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

 

 

7

Секреты задач

1

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с

хвоста»,

«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

 

 

8

В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

 

 

9

Математический марафон

1

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

 

 

10-

11

«Спичечный» конструктор 

2

Построение конструкции по заданному образцу.

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

 

 

 12

Выбери маршрут 

1

        Единица         длины         километр.

Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

 

 

13

Интеллектуальная разминка 

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

 

 

14

Математические фокусы 

1

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько

последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 +

10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

 

 

15-

17

Занимательное моделирование 

3

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор         «Гео- метрические тела».

Моделирование из проволоки.

Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,

 

 

октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

18

Математическая копилка 

1

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

 

 

19

Какие слова спрятаны в таблице?

 

1

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой.

(Например, за-

дания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

 

 

20

«Математика — наш

друг!»  

1

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за-

дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

 

 

21

Решай,         отгадывай, считай 

1

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0,

10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80,

100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

 

 

22-

23

В царстве смекалки 

2

Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах).

 

 

24

Числовые головоломки

1

Решение         и         составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).  

 

 

25-

26

Мир занимательных

задач 

2

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

 

 

27  

Математические фокусы 

1

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

 

 

28-

29

Интеллектуальная разминка

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

 

 

30

Блиц - турнир по решению задач 

1

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

 

 

31

Математическая копилка 

1

        Математика         в         спорте.

Создание сборника числового материала         для составления задач.

 

 

32

Геометрические фигуры вокруг нас 

1

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором

«Танграм».)

 

 

33    

Математический лабиринт 

1

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу

«Кенгуру».

 

 

34

Математический праздник 

1

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра

«Задумай число».

 

 


Содержание программы 

Числа. Арифметические действия. Величины 

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. 

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. 

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Материально-техническое обеспечение

 Кубики (игральные) с точками или цифрами.  Комплекты карточек с числами:

-0,1,2,3, 4, ...,9(10); -10,20, 30, 40..., 90;

-100, 200, 300, 400..., 900.

 «Математический веер» с цифрами и знаками.

 Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

 Часовой циферблат с подвижными стрелками.  Набор «Геометрические тела».

 

 

 

 

 

 

                          Методическое обеспечение

Литература для учащихся

 Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф — Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.

 Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010.

Литература для учителя

  1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. – № 7.
  2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
  3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.
  4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
  5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.

 

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (Образовательная программа "Начальная школа 21 века",1 класс).

Календарно-тематическое планирование №ДатаТема урокаТипурокаВозможные видыдеятельностиучащихсяПланируемые результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеЛитературное чтение. Обучение грамотеДобуквен...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку (Образовательная программа "Начальная школа 21 века",1 класс).

Календарно-тематическое планирование №ДатаТема урокаТипурокаВозможные видыдеятельностиучащихсяПланируемые результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеРусский язык. Обучение грамотеВведение (5 час...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (Образовательная программа "Начальная школа 21 века",1 класс).

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) №ДатаТема урокаТип урокаВозможные видыдеятельностиучащихсяПланируемые результатыЛичностныеМетапредметныеПредметные1. ...

Календарно-тематический план кружка по математике для начальной школы 2 класс

Календарно-тематический план кружка по математике для начальной школы2 класс...

Календарно-тематический план кружка по математике для начальной школы

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...

Календарно-тематический план кружка по математике для начальной школы

№п/пТема урокаХарактеристика основной деятельностиучащихся12Вводное занятие «Математика – царица наук»Определение интересов, склонностей учащихся....