Технологическая карта урока по математике по теме «Единицы времени» (4 класс), УМК Школа России
план-конспект урока по математике (4 класс)

Жанабаева Индира Маратовна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление обучающихся с единицами вре­мени (сутки, неделя, месяц, год)

 

Задачи урока

Дидактические:

1. Познакомить с единицами времени (сутки, неделя, месяц, год)

2. Формировать умение переводить одни единицы времени в другие; повторить приёмы перевода единиц массы.

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися посредством парной работы

2. Способствовать развитию умения правильно применять математические величины.

Воспитательные:

1. Побуждать к использованию математических знаний в повседневной жизни

2. воспитывать самостоятельность в определении деятельности.

Личностные:

1.Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей, стремиться углублять свои  математические знания и умения;

2. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

 

Планируемые результаты

Предметные:

1.     составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; выполнять действия по алгоритму;

решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условия и требования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 27.10.2023

Школа: лицей № 148

Класс: 4 г

Урок:  2

Время:    Кабинет:

Студент:  Жанабаева Индира Маратовна

Группа: 45

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Булдакова Галина Викторовна

Тема урока «Единицы времени»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление обучающихся с единицами времени (сутки, неделя, месяц, год)

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить с единицами времени (сутки, неделя, месяц, год)

2. Формировать умение переводить одни единицы времени в другие; повторить приёмы перевода единиц массы.

Предметные:

  1. составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; выполнять действия по алгоритму;
  2. решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условия и требования.

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися посредством парной работы

2. Способствовать развитию умения правильно применять математические величины.

Личностные:

1.Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей, стремиться углублять свои  математические знания и умения;

2. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Воспитательные:

1. Побуждать к использованию математических знаний в повседневной жизни

2. воспитывать самостоятельность в определении деятельности.

УМК: учебник УМК «Школа России» Математика 1 часть Моро; презентация.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

1. Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок

 - Здравствуйте, сегодня урок математики проведу я, меня зовут Индира Маратовна, садитесь.  

2. Минутка чистописания

-это двузначное число,  при сложении слагаемых этого числа получится число 3. Первое слагаемое на 1 меньше, чем второе слагаемое. Какое это число? (12)

Оцените работу.  

- здравствуйте

  • 12

ПУУД: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

КУУД: отвечать за себя и за других участников учебного процесса.

РУУД: выработать учебную мотивацию между целью учебной деятельности и её мотивом

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

1. Логическая задача

В одном классе учатся три мальчика: Чернов, Белов и Рыжов. Однажды черноволосый сказал Белову: «Забавно, что один из нас белокурый, другой - брюнет, а третий - рыжий, но при этом ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией». Какой цвет волос у каждого из мальчиков? (Белов -рыжий, Чернов белокурый, Рыжов — брюнет.)

2. Актуализирует знания обучающихся.

Раздаю карточки с заданием, каждый решает индивидуально

(проверка по слайду)

 

- Белов -рыжий, Чернов - белокурый, Рыжов — брюнет.

решают

РУУД: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

КУУД: отвечать за себя и других участников учебного процесса.

ПУУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

  1. Самоопределение к деятельности

—  Решите задачи устно.

•  За 30 мин в кастрюле сварились 6 картофелин. Сколько минут варилась в кастрюле одна картофелина? 

—  Какие единицы измерения встретились в этих задачах? Назовите их. 

—  Какие еще единицы времени вы знаете?

- Ребята, а теперь я вам прочитаю загадку.  Попробуйте догадаться, что это.  Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно.  Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его.  

- Правильно. О чем будем говорить на уроке? 

- Сегодня на уроке речь пойдёт о времени, обо всём, что с ним связано.

- Поставьте цель. 

—  Сформулируйте задачи урока.

- Что такое время? …

  1. Осознают и формулируют тему и цель урока

- 30 минут

-Единицы времени: год, минута.

- о времени

Единицы времени

(Закрепить единицы времени)

(1. Вспомнить изученные единицы времени.

2. Тренироваться переводить единицы времени в другие мерки.

3. Применять полученные знания и умения при решении математических задач и упражнений.)

КУУД:

- участие в учебном диалоге;

-формулирование ответов;

- построение речевых высказываний.

ПУУД: осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: фронтальная беседа, объяснение

Наглядный: учебная презентация

Форма контроля: самоконтроль

1.Организовывает «открытие»  новых знаний.

Послушайте сказку В. Даля «Старик-годовик». ( Чтение сказки учителем)

«Вышел старик - годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.  Махнул старик - годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз».

- Что за первые три птицы вылетели из рукава старика - годовика? Назовите их 

- Почему вы так думаете?

«Махнул старик - годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, и на полях появились цветы.

- Какую следующую тройку птиц выпустил старик-годовик? 

«Махнул старик - годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало душно, жарко, знойно».

- О каком времени года идет речь в этой части сказки? 

«Махнул старик - годовик в четвертый раз - полетели еще три птицы. Подул  холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы»

- Каких теперь птиц выпустил старик - годовик?

«А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев»

- Кто отгадает эту загадку?

«Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз - станет светлым-светло, махнет другой- станет темным-темно»

- Кто отгадает последнюю загадку? )

- Почему старик волшебник назван в сказке годовиком?

- 12 – это волшебное число нашего урока. Почему? 

- Давайте еще раз вспомним, о чем  говорил старик годовик?

- Что объединяет все эти слова?

- Сделайте вывод.

—  Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 47. Ответьте на вопросы и выполните задания устно.

- - Выполняя это задание, может быть у кого – то возник вопрос? Почему в году бывает разное  количество суток? Почему в месяцах разное количество суток?

- Кто знает ответ на этот вопрос?

- Вы, помните, что каждый четвертый год бывает високосный, а значит, год имеет 366 дней.

Слушают учителя  и отвечают на вопросы

- декабрь, январь и февраль

- март, апрель, май

- июнь, июль, август

- сентябрь, октябрь, ноябрь

- дни недели

-день, ночь – сутки

- это год, а в году 12 месяцев

- Потому что это  число мы уже отгадали и писали на  минутке чистописания

- о месяцах, днях недели, сутках

- это единицы времени

- месяцы, дни недели, сутки – это единицы времени

РУУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

ПУУД: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

КУУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: фронтальная беседа, объяснение

Наглядный: учебная презентация

Практический: задание

Формы организации: внешний контроль

1.Закрепление материала.

- Проверим наши умения работать с величинами.

- В каком году вы родились? А какой это век?

- А какой сейчас идёт год? Какой век?

- А, например, продолжительность жизни дуба до 500 лет. Сколько это веков? 

- Однако, некоторые дубы живут до 1000 и более лет. Сколько это веков? 

- Какой вывод? 

- А может ли человек прожить век и больше?

- Оказывается, не у многих это получается.

- Что надо делать, чтобы прожить как можно дольше? 

№217 (с. 47). (Устное выполнение.)

- Как вы это узнали?

№218 (с. 47).

—  Прочитайте задачу.

—  Из каких частей состояли каникулы Юры? 

— Как найти общую продолжительность каникул?  

1)30 + 31= 61 (д)провел у бабушки

2)12 *2=24 (д) в лагере

3)61 + 24 + 7 = 92 (д)

Ответ: 92 дня длились каникулы Юры

5 веков)

(10 веков)

(веками можно измерить продолжительность жизни животных, некоторых растений) 

(вести здоровый образ жизни)

-Решают задачу.

-В 2012г

- прибавили 4 года

Читают задачу

- У бабушки, на турбазе и время, которое осталось.

- Сложить время, которое Юра провел у бабушки, на турбазе, и время, которое осталось

РУУД: самоконтроль деятельности.

КУУД: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Физкультминутка

(1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: выполнение заданий (самостоятельная работа)

Форма: взаимоконтроль

Организует самостоятельную работу

- А теперь вы поработаете самостоятельно. На экране представлены примеры. Решаем в тетрадях. На выполнение 5 минут.

1 вариант

Вставь пропущенные названия единиц времени: век, год, сутки.

1. В году 365 или 366 …

2. 500 лет = 5 …

3. 3 … > 201 год.

4. Лето длится 3 месяца или  1/4 часть …

5. 1 … - 1/7 часть недели.

6. 50 лет – половина …

7. 1 … - 1/100 часть века.

8. 1 … - 1/31 часть января.

9. 1 … меньше 1 века в 100 раз.

 

2 вариант

Вставь пропущенные названия единиц времени: час, минута, секунда.

1. 1 мин = 60 …

2. 1/24 часть суток равна 1 …

3. 1/60 часть … равна 1 мин.

4. 30 … - половина часа.

5. 5 мин > 200 …

6. 6 сут 25 … > 7 сут

7. Перемена продолжается шестую часть часа или 10 …

8. 1 мин 60 … = 2 мин.

9. 1 ч больше 1 … в 60 раз. 

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. 

Внимание на экран. Поставьте +, каждый ответ верный, -, если неверный

- Оцените соседа по парте. Критерии оценивания на экране.

Критерии оценивания:

 9 правильных ответов – оценка «5»

7-8 правильных ответов – оценка «4»

5-6 правильных ответов – оценка «3»

4 правильных ответа - оценка «2»

Выполняют задание самостоятельно




Ответы:

1 вариант

1. суток

2. веков

3. века

4. года

5. сутки

6. века

7. год

8. сутки

9. год

2 вариант

1. секунд

2. час

3. часа

4. минут

5. секунд

6. часов

7. минут

8. секунд

9. минута

Взаимопроверка

КУУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

ПУУД: ориентироваться на разнообразие способов задач.

КУУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

1. Повторение изученного материала

Дети работают в парах. Учитель проверяет в течение работы правильность.

КУУД: строить речевое

высказывание в соответствии с

поставленной задачей.

РУУД: планировать действия по

решению учебной задачи для

получения результата.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

1.Организует подведение итогов урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

(Самостоятельное выполнение заданий «Проверь себя» (учебник, с. 47). Проверка.)

Ответы

4 года = 48 мес, 2 года 3 мес. = 27 мес.

Домашнее задание:

с. 47 № 219, 220

Подведение итогов урока

—  Какую величину мы вспомнили сегодня на уроке?

—  Какими единицами измеряют время?

Оценивают свою работу на уроке

Анализируют свою работу

РУУД: устанавливать причины

успеха/неудачи учебной

деятельности.

КУУД: строить речевое

высказывание в соответствии с

поставленной задачей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕМАТИКА

Слайд 2

В одном классе учатся три мальчика: Чернов, Белов и Ры­жов. Однажды черноволосый сказал Белову: «Забавно, что один из нас белокурый, другой - брюнет, а третий - рыжий, но при этом ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией». Какой цвет волос у каждого из мальчиков?

Слайд 3

Белов -рыжий, Чернов - бе­локурый, Рыжов — брюнет .

Слайд 4

30 а = 3000м ^2 85 га= 8500а 2400 а = 24га 3800м ^2 = 38а 3 га =300а 9 км ^ 2= 900га

Слайд 5

Тема: единицы времени Цель: знакомство с единицами времени

Слайд 6

1 . Вспомнить изученные единицы времени. 2. Тренироваться переводить единицы времени в другие мерки. 3. Применять полученные знания и умения при решении математических задач и упражнений .

Слайд 7

1 вариант Вставь пропущенные названия единиц времени: век, год, сутки. 1. В году 365 или 366 … 2. 500 лет = 5 … 3. 3 … > 201 год. 4. Лето длится 3 месяца или 1/4 часть … 5. 1 … - 1/7 часть недели. 6. 50 лет – половина … 7. 1 … - 1/100 часть века. 8. 1 … - 1/31 часть января. 9. 1 … меньше 1 века в 100 раз. 2 вариант Вставь пропущенные названия единиц времени: час, минута, секунда. 1. 1 мин = 60 … 2. 1/24 часть суток равна 1 … 3. 1/60 часть … равна 1 мин. 4. 30 … - половина часа. 5. 5 мин > 200 … 6. 6 сут 25 … > 7 сут 7. Перемена продолжается шестую часть часа или 10 … 8. 1 мин 60 … = 2 мин. 9. 1 ч больше 1 … в 60 раз .

Слайд 8

1 вариант 1. суток 2. веков 3. века 4. года 5. сутки 6. века 7. год 8. сутки 9. год 2 вариант 1. секунд 2. час 3. часа 4. минут 5. секунд 6. часов 7. минут 8. секунд 9. минута

Слайд 10

По горизонтали: 3. неделя 4.минута 6.январь По вертикали: 1. секунда 2. декабрь 4.месяц 7. век

Слайд 11

4 года = 48 мес , 2 года 3 мес. = 27 мес.

Слайд 12

Домашнее задание: с. 47 № 219, 220


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Малька провинилась" 3 класс, УМК "Школа России

Технологическая карта урока литературное чтение. Составлена в сооттветствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока по математике на тему "Площадь прямоугольника", 3 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта  выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока - открытие новых знаний....

Технологическая карта урока по математике "Закрепление. Умножение и деление" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урока рефлексии Цель урока: расширение и иглубление знаний обучающихся об умножении и деленииЗадачи урока:Дидактические 1. Закрепление знания записи умножения и деления 2. Уч...

Технологическая карта урока по математике "Алгоритм вычитания трёхзначных чисел" (3 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование умения выполнять вычитание трехзначных чисел; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов  Задачи урока  Дидактические:...

Технологическая карта урока по математике "Умножение на число 1"(3 класс, Умк "Школа России")

Цель урока: формирование представлений у обучающихся умножения на число 1;Задачи урока:Дидактические: 1 научить применять правило умножения на 1;2 Закрепить навыки устных и письменных вычислений;Разви...

Технологическая карта урока по математике "Связь между компонентами сложения" 1 класс УМК "Школа России"

Цель урока: формирование умения устанавливать связь между компонентами сложения Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) узнать о взаимосвязи компонентов сложения2) совершенст...

Технологическая карта урока по математике по теме «Единицы массы» (3 класс), УМК Школа России

Тип урока: урок«открытия»новых знанийЦель урока: ознакомление новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммомЗадачи урокаДидактические:1) Познакомить с ново...