Урок математики во 2 классе по теме "Периметр прямоугольника".
план-конспект урока по математике (2 класс)

Зайцева Наталья Николаевна

УМК: «Школа России»

Предмет: Математика

Авторы учебника: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова

Тема урока: Периметр прямоугольника.

Класс: 2.

Цель урока: - организовать совместную деятельность учащихся для знакомства с разными способами нахождения периметра прямоугольника;         

Задачи урока:

Образовательные:

  • помочь учащимся усвоить представления о периметре прямоугольника и способах его нахождения, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях;
  • обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, познавательную активность, умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
  • совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи;
  • развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;
  • развивать навык самооценки.

Воспитывать:

  • культуру поведения при фронтальной  работе и работе в парах;
  • активность, усидчивость, прилежание в процессе учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matem_2_kl.docx49.93 КБ
Файл moy_ot_urok.pptx513.64 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: «Школа России»

Предмет: Математика

Авторы учебника: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова

Тема урока: Периметр прямоугольника.

Класс: 2.

Цель урока: - организовать совместную деятельность учащихся для знакомства с разными способами нахождения периметра прямоугольника;        

Задачи урока:

Образовательные:

  • помочь учащимся усвоить представления о периметре прямоугольника и способах его нахождения, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях;
  • обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, познавательную активность, умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
  • совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи;
  • развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;
  • развивать навык самооценки.

Воспитывать:

  • культуру поведения при фронтальной  работе и работе в парах;
  • активность, усидчивость, прилежание в процессе учения.

Планируемые  результаты:

Предметные:

уметь находить периметр прямоугольника разными способами; уметь использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических неравенств; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; записывать решение задач уравнением.

Личностные:
выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Метапредметные.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

  Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями (комбинированный).

Ресурсы урока:

презентация,  диск «Математика 2 класс», учебник,  рабочая тетрадь

Оборудование:

мультимедийный проектор, компьютер, экран, линейка, памятка.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Эмоциональный положительный настрой на урок.

Чтобы наш урок прошел в теплой дружеской атмосфере, давайте  подарим друг другу частичку тепла: потрите свои ладошки до теплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг другу согреет ваши сердца. Подарим тепло и нашим гостям. (Дуют на ладошки). Присаживайтесь на свои места.

-Откройте тетради. Какое сегодня число? Запишите число – 3 марта. Классная работа.

II. Актуализация знаний.

  1. Ребята, сегодня мы попали в интересную страну, в страну Геометрию,   населённую удивительными жителями-геометрическими  фигурами  

(слайд №2)

- В словаре Ожегова даётся следующее понятие геометрии (слайд №3). Геометрия– это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.

Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов.

Отгадайте загадку:

Вот старинный дом огромный:

Стены, башни, ров прорыт.

Переставишь ударенье -

И на двери он висит.

(Замок, замок)

 - Из каких геометрических фигур состоит замок?

На какие две группы можно разделить все эти фигуры? (многоугольники и круг) (убираю круг) (слайд №4)

- Как теперь можно разделить фигуры на две группы? (треугольники и четырёхугольники) (убираю треугольники).

- Как назвать одним словом оставшиеся фигуры? (четырёхугольники)

- На какие две группы их можно разделить? (фигуры с прямыми углами и без прямых углов) (убираю трапецию)

- Какие фигуры остались? (прямоугольники)

- Докажите, что оставшиеся фигуры прямоугольники. (4 стороны, 4 угла. Все углы прямые. Противоположные стороны равны)

- Сколько пар одинаковых сторон у прямоугольника? (2)

              2. Для того, чтобы узнать с какой целью мы  посещаем Геометрию, нужно  выполнить задание. 

Устный счёт

*.Расшифруй запись, решив примеры.

59- 11 =

М

39+ 60=

Р

55 + 32=

П

 72 - 3=

Е

 96- 17 =

И

25 + 61  =

Т

87

69

99

79

48

69

86

99

(Решив примеры, дети получают слово «Периметр»)

-Попробуйте сформулировать тему урока.
- Соедините эти слова и у вас получится тема нашего сегодняшнего урока. (Периметр прямоугольника)
(слайд №5)

- Какую цель поставим перед собой  на уроке? (Научиться вычислять периметр прямоугольника).

III. Работа по теме урока.

- Вспомните, что такое периметр? ( Периметр – сумма длин сторон фигур.)

-А откуда пришло к нам это слово? (Оказывается в Древнем Египте границы земельных участков измерялись ходьбой, т.е. египтяне шли по границе  своего участка и измеряли его. «Пире» означает ходить, а «метрос» измерять т.е. измерять ходьбой. (слайд №6)

             -Какие отличительные особенности прямоугольника вы знаете? (Прямоугольник – это четырехугольник, у которого  все  углы прямые. У  прямоугольника противоположные стороны равны) 

               – Если противоположные стороны равны, надо ли измерять все стороны? (Нет.) 
- Что в нашей жизни может иметь форму прямоугольника? (Книга, крышка стола, участок земли, дверь, доска школьная)

- Выведение формулы нахождения периметра прямоугольника                     (слайд №7)

-В стране Геометрии надо поставить забор вокруг детской площадки. Ширина прямоугольного участка 5 метров, а длина 10 метров.

Строителям надо знать забор, какой длины у них получится.

Забор ставиться вокруг участка. Чтобы узнать длину забора, надо узнать периметр участка. Давайте поможем строителям найти периметр этого прямоугольного участка.

Запишем выражение 10+5+10+5

-Узнав значение выражения, мы узнаем длину забора.

-Посмотрите на выражение.

-Что интересного вы заметили?

-Вспомните переместительное свойство сложения.

                Р=5+5+10+10

              -И теперь вы видите, у нас есть сумма одинаковых слагаемых, а сумму одинаковых слагаемых можем заменить умножение.

              Давайте это сделаем Р= (10×2)+(5×2)

              -Посмотрите, какое выражение у нас получилось. А теперь найдём значение этого выражения:10 повторить 2 раза будет 20, а 5 повторить 2 раза будет 10. 20+10=30 (м)

 - Но это решение можно записать по-другому.

- Посмотрите на прямоугольник. Как называется эта сторона? (длина). А это? (ширина ).

 - Сколько разных сторон у него (две: ширина и длина )

 - Запишите их сумму (10+5).

 - Сколько раз в прямоугольнике встречается длина и ширина ?

 - Как это можно записать? Р=(10+5)×2=30 (м)

 - Это еще один из способов нахождения периметра прямоугольника.

 - Как вы считаете, какой из способов является наиболее удобным и рациональным?

-Итак, мы узнали, что длина забора 30 метров. Чтобы найти длину забора, нам нужно было сложить длины всех сторон прямоугольника, а это периметр прямоугольника.

             Запись формулы нахождения периметра прямоугольника.

-В математике принято периметр обозначать латинской буквой Р

  ,

               - Если стороны прямоугольника обозначить буквами а и в , как можно записать каждое решение? (а+в+а+в , а×2+в ×2 , (а+в) ×2). СЛАЙД 9.

Работа по выведению способа нахождения периметра прямоугольника.

https://youtu.be/ZPSsgKRo3f4

   IV . Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Сколько фигур зелёных, 
Столько выполним наклонов. Раз, два.

Сколько углов в фигуре жёлтой.
Столько раз руками хлопнем. Раз, два, три.

Сколько в ромбе углов
Столько выполним кругов. Раз, два, три, четыре.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
Мы присядем столько раз,
Сколько четырёхугольников у нас. Раз, два, три,4,5,6.

И за парты тихо сесть.

V. Закрепление изученного .

1. Работа по учебнику с.52  №1 (устно)

- Прочитайте задание.

- Что нам надо сделать?

- Что мы должны сделать сначала?

- Посмотрите, как находили периметр прямоугольника.

- Совпадает ли это решение с теми формулами, которые мы только что вывели?

- Сколько способов нахождения периметра вы знаете?

- Назовите самый рациональный способ.

  1. Практическая работа. (Работа в паре) (Создание проблемной ситуации.)

Предлагаю на практике применить свои знания.

 Перед вами не простой прямоугольник, а выкройка для салфетки. Первоклассники решили сделать салфетки для подарка мамам и хотят украсить их кружевом.

Но у них возникла проблема, сколько нужно купить кружева и они

попросили вас - второклассников помочь ее решить. Сможем ли мы помочь в

решении такой проблемы, или первоклассникам нужно обратиться к кому-то

постарше?

-Вы согласны помочь?

-Возьмите выкройку……..

- · Чтобы помочь малышам, что нужно вычислить? (Периметр)

 С чего начнем? Сколько измерений нам нужно выполнить?

 Что сделаем потом?

Алгоритм вычисления периметра 

1. Измерить соседние стороны.(длину и ширину)

2. Вычислить периметр рациональным (удобным) способом

3. Записать ответ.

VI. Повторение пройденного

 Работа по учебнику стр 52

1)   Решение примеров  № 7 самостоятельно.

   2) решение задачи №4.

VII.     Подведение итогов урока.

- Ребята, вспомните тему нашего урока. Чем мы сегодня занимались на уроке? (Решали примеры, задачи, учились находить периметр  прямоугольника разными способами, делали физминутку)

-Что такое периметр?

 - Какой латинской буквой он обозначается? (Р)

-Как найти периметр прямоугольника?

- Назовите формулу периметра прямоугольника.

- А как вы думаете, зачем нам надо уметь находить периметр плоских поверхностей? Когда это может пригодиться в жизни? (Определить размеры скатерти   для стола, размеры ковра для пола, гирлянды повесить вдоль стены, тесьмой украсить салфетку, изготовить рамочку для картины, помочь папе уложить плинтуса в комнате).

- Что на уроке показалось вам самым интересным?

- Какие трудности возникали? Над чем ещё надо поработать?

- - С каким настроением заканчиваем наш урок?

Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Кому было понятно и все получилось, кто может научить другого- возьмите желтый смайлик.

Кто затруднялся - было понятно, но не получилось – возьмите зелёный смайлик.

-Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Геометрии, но мы с ней не прощаемся , а говорим до новых встреч.

- Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и  справились с такой трудной темой!

VIII. Домашнее задание

С. 52 №2

- Молодцы! Спасибо за активную работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Падовка – Зайцева Н. Н.. Математика 2 класс ПЕРИМЕТР ПРЯМОУГОЛЬНИКА

Слайд 2

Страна «Геометрия»

Слайд 3

Геометрия – это большой раздел математики,изучающий геометрические фигуры и их свойства Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов.

Слайд 5

Тема урока : Периметр прямоугольника

Слайд 6

В стране Геометрии надо поставить забор вокруг детской площадки. Длина прямоугольного участка 10 м, а ширина 5 м. Строителям надо знать, забор какой длины у них получится? 10 м 5 м

Слайд 7

10 м 5 см 10+5+10+5=30 (м) (10 · 2)+(5 · 2)=30 (м) (10+5 ) · 2=30 ( м) Ответ: периметр детской площадки 30 м.

Слайд 8

P =а+в+а+в P =(а+в) · 2 P =(а · 2)+(в · 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики, 4 класс.Тема « Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата»

Данный урок -- современная разработка урока, содержащая как традиционную коллективную работу, так и работу в парах, ориентированные на разные способности задания, рефлексию....

Урок математики, 4 класс.Тема « Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата»

Данный урок -- современная разработка урока, содержащая как традиционную коллективную работу, так и работу в парах, ориентированные на разные способности задания, рефлексию....

Урок математики.2 класс.Тема:Прямоугольник. Свойство сторон прямоугольника.

Закрепить и углубить знания о геометрических фигурах в игровой форме; развивать мышление, внимание, творческое воображение....

Урок математики 2 класс Тема: "Площадь прямоугольника"

(технология деятельностного метода «Школа 2000…») Тип урока: ОНЗ...

презентация к уроку математики 2 класс по теме Прямоугольник

Данная презентация является сопровождением к уроку....

Презентация к уроку математики. 2 класс. Тема "Площадь прямоугольника"

Презентация к уроку математики. 2 класс. Тема "Площадь прямоугольника"...

разработка открытого урока математики 1 класс Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат

Разработка урока математики по теме Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат...