Урок математики в 3 классе по теме "Деление с остатком", УМК "Школа России", автор учебника М.И. Моро.
план-конспект урока по математике (3 класс)

Васюкова Ирина Викторовна

 

Урок открытия нового знания.

План урока построен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_s_ostatkom.docx163.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе по теме "Деление с остатком", УМК "Школа России", автор учебника М.И. Моро.

Урок открытия нового знания.

План урока построен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Тема: «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ»

Цель: раскрыть конкретный смысл деления с остатком.

Задачи урока:

1.Обучающие: познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;

 с помощью практических упражнений научить обучающихся производить

деление с остатком; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

2.Развивающие: развивать познавательную активность, интерес к предмету; умение рассуждать и  делать вывод; развивать  логическое мышление, внимание, память, пространственное воображение.

3.Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества; наблюдательность и любознательность; развивать  познавательную активность, формировать навыки работы в парах и  группах.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:

Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности;  понимать, принимать и сохранять учебную задачу,  действие  самоконтроля и самопроверки, развитие рефлексивных навыков;

Коммуникативные: развивать навыки учебного сотрудничества, умение работать в паре, в группе, умение оформлять свои мысли в устной форме, учить понимать возможности различных позиций и точек зрения;

Познавательные: ориентироваться в материале учебника, умение  работать с информацией, умение составлять вопросы по пройденному материалу,  выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы и фиксировать их с помощью математических записей, умение находить границу области «знания» и «незнания», видеть область применения полученных знаний при решении практических задач.

Личностные: понимание значения математических знаний в собственной жизни и деятельности людей, укрепление  интереса  к изучению математики, формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; учебной мотивации.

ТИП УРОКА: Изучение нового материала и первичное закрепление.

Технологии используемые на уроке:

ИКТ технологии;

технология уровневой дифференциации обучения;

игровые технологии;

здоровьесберегающая технология.

Оборудование:

учебник «Математика» 3 класс, Моро М.И., Бантова М.А. и др.

презентация к уроку, компьютер, мультимедийная установка

смайлики к уроку « Учимся учиться»

карточки с заданиями для индивидуальной работы

демонстрационный наглядный материал


Тема: «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ»

Ход урока

1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня на урок математики к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как мы научились считать, думать, работать и вести себя во время такого интересного урока. Поздоровайтесь с гостями! Тихо сели. Запишите дату, классная работа.

Мотивация к УД. Эмоциональный настрой.

Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся!

Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день. (Минутка создания настроения).

 Я желаю вам уже сегодня на уроке показать свои знания. Удачи! В добрый путь за знаниями!

  1. Актуализация знаний.

Но любая в математике работа,
Не обходится без
устного счёта.         (слайд)

 Зашифрованное слово.

  • - Угадайте зашифрованное слово.
  • 13 х 3 =
  • 84 : 2 =
  • 8 х 6 =
  • 4 х 20 =
  • 48 : 12 =

80

39

4

42

48

Х

С

У

П

Е

(слайды)

   Расположите ответы в порядке возрастания.

  • Какое слово у вас получилось? (успех)
  • Я желаю вам успеха на уроке!

  1. Предлагаю вам решить несколько выражений.

(работа в группах по 4 человека)

-Найдите лишнее выражение:        биатлон              

  12 : 6       48 : 4

  56 : 4       84 : 7

  36 : 3       60 : 5

ПРОВЕРКА  (отвечает 1 человек от  пары и записывает ответ)

ВОПРОСЫ

- Задайте вопросы классу по этим выражениям.

-  А теперь я задам вопросы по этой работе.

 1) – Чем похожи данные выражения?

2) – Как называются числа при делении?

-  Расскажите, что вы знаете о делении? (если делитель умножить на частное, то…)

3) – Почему я выбрала именно эти задания?

( Они пригодятся нам при открытии новых знаний) НА ПУТИ у нас ОСТАНОВКА!!!

Остановка – это время экспериментов!

Это не конец путешествия, а начало исследования!

Сообщение темы и цели урока.

Тема урока «Деление с остатком» (слайд)

ЦЕЛЬ - НАУЧИТЬСЯ решать примеры на деление С ОСТАТКОМ.

Задачи урока:

  1. Научиться выполнять деление с остатком.
  2. Закрепить изученные приёмы табличного (внетабличного)  умножения и деления.
  3. Упражняться  в решении задач.
  4. Анализировать свою работу,  делать выводы, работать дружно

Физкультминутка.

(Электронная для глаз)

Делим солнце! Чур на всех,

Делим дождик! Чур на всех.

Но часто получается - не делится на всех

Разделим то, что делится,

И что-то пусть останется.

Ведь ничего не сделаешь,

Так в жизни получается.

3. Открытие новых знаний.

Слайд с задачей.

Задача: Для организации игры «Слалом на равнине» у тренера было 16 флажков. Он пригласил капитанов 3 команд и раздал им флажки поровну. Сколько флажков получил каждый капитан?

Проверка.

- Ребята, что случилось? Почему не можете решить задачу?

-Какое возникло затруднение?

(поровну разделить невозможно)

(в примере 16:3 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно  получить делимое)

- Молодцы, что сформулировали своё затруднение?

- Кто сформулирует тему нашего урока.

  • Так какая  тема  урока? (Деление с остатком)

-А если все же попытаться разделить, опираясь на  предметные действия.

Эксперимент 1:

Работа над задачей.

-Давайте рассуждать.

- Сколько конфет у бабушки? (16 конфет было у бабушки)

- Сколько внуков пришли в гости к бабушке?

- Что нужно сделать по условию задачи? (конфеты нужно разделить поровну, 16 разделить на 3)

  ( К доске вызвать 3 человека и выбрать 1 бабушку)

- Разделите конфеты поровну.

- Сколько конфет досталось каждому внуку? ( Каждому внуку досталось по 5 конфеты)

- Сколько конфет осталось в вазе? (в вазе осталось 1 конфета)

В математике принято количество оставшихся предметов записывать так:

16 : 3 = 5 (ост. 1)

(уч-ль проговаривает)

-Сколько разделили без остатка? (15)  Почему? (делится по таблице умножения)

-Что важно знать при делении? (таблицу ×)

-Так ск-ко раз по 3 содержится в 16? (5 ост. 1)

- Запишите решение этой задачи к себе в тетрадь.            

  •   16 : 3 = 5 (ост. 1) Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.
  • Сравните остаток и делитель? (ост. меньше)

Обобщение. 

ПРАВИЛО 1 (какой получается ответ при делении с остатком?)

При делении с остатком результат записывают двумя числами. Первое число называют  частным, второе – остатком.http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m1f299ef7.png

Давайте определим, на какой ступени

по знаниям данной темы мы можем с вами

находиться и отметьте себя,

пожалуйста, на лесенке. 

Работа над новым материалом.

-Электронное приложение Математика 3 класс Моро М.И. и др.

Эксперимент 2:

Исследовательская работа по группам

Поделить картинка и сделать вывод (Открытие)

Сравните остаток и делитель? (ост. меньше)

Обобщение. ПРАВИЛО 2  (каким получается остаток?)

Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m1f299ef7.png

Давайте определим, на какой ступени

по знаниям данной темы мы можем с вами

находиться и отметьте себя,

пожалуйста, на лесенке. 

Работа с учебником

Лыжники оставляют следы на снегу, а мы перейдём к работе по учебнику и будем оставлять следы чернил в тетрадях.

Детям следует самостоятельно рассмотреть данный в учебнике рисунок, прочитать запись решения и объяснить ее по вопросам учителя.

-Ребята, рассмотрите рисунок. Сколько всего кружочков взяли?

-17 кружочков.

-Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 17. Что вы видите по рисунку?

-В 17 содержится 5 раз по 3, и ещё остаётся 2.

ВОПРОСЫ:

Как разделить число с ……………..?   (Найти ближайшее наибольшее число,    которое разделится без остатка)

Как найти …………..? (Из числа вычесть разделившееся)

  1. Первичное   закрепление

Для первичного закрепления предназначено

задание № 1. Работа с учебником. С. 24

  1. Ф и з к у л ь т м и н у т к а

  1. Для закрепления дети выполняют

задание № 2 с комментированием.

№2 (1,2,3 пример-с комментированием, 4,5-сам. работа)

- Выполни деление, сделав рисунки только к 1 примеру.

7:3=2(ост.1)        10:4=2(ост.2)

10:6=1(ост.4)       11:4=2(ост.3)

12:3=4(ост.0)

Проверка: индивидуальный опрос.

Ребята, а кто из вас знает, как решить пример на деление с остатком без рисунка?

Объясните решение примера № 2: 10:4.

Объяснение: надо подобрать самое большое число до 10, которое делится на 4 без остатка, это число 8. 12 разделить на 4, получится 2, найдём остаток – нужно из 10 вычесть 8 будет 2, это остаток. Значит, 10:4=2(ост.2)

- Как вы думаете, правильно ли объяснил пример ваш товарищ?

- Кто сможет повторить?

- Давайте решим ещё один пример: 27:5

- Кто объяснит решение этого примера?

27:5=5(ост.2)

Памятка

                           Как разделить число с остатком.

  1. Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.

3.Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток

Близ-опрос.

Может ли остаток быть больше делителя? (Нет, не может.)

Может ли остаток быть равен делителю? (Нет, не может.)

Какие могут быть остатки при делении на 5? (0,1,2,3,4) 

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m1f299ef7.png

Давайте определим, на какой ступени

по знаниям данной темы мы можем с вами

находиться и отметьте себя,

пожалуйста, на лесенке. 

     7.  Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач.

Задачу № 3 можно предложить учащимся решить самостоятельно

По вариантам

Стр.26, №3.

- Прочитайте задачу.

- Как удобнее оформить краткую запись? (С помощью таблицы.)

- Что обозначают числа 54, 90, 72? (Общее число листов.)

- Что обозначает число 3? (Количество тетрадей.)

- Что надо узнать в задаче? (Сколько таких тетрадей получится из 90 листов, из 72 листов.)

- Что сказано о количестве листов в 1 тетради? (Одинаковое.)

Количество листов в 1тетради

Количество тетрадей

Общее количество листов

? л.

одинаковое

3 т.

54 л.

? т.

90 л.

? т.

72 л.

- А теперь поработайте в парах, подумайте, как решается задача, и решите её самостоятельно.

- Кому нужна помощь друга? (Сильные учащиеся подходят к тем, кому потребовалась помощь,  и оказывают её)

Проверка: 1ученик работает за доской, затем объясняет решение задачи.

1). 54:3=18(л.)- в одной тетради.

2). 90:18= 5(т.)- получится из 90 листов.

3) 72:18=4(т.)

Ответ: 5 тетрадей получится из 90 листов бумаги, 4 тетради из 72 листов

Условие задачи № 4 учитель записывает вместе с учащимися, а после этого дети приступают к самостоятельному решению.

1/8 часть – 5 см2

S –  ? см2.

5 · 8 = 40 (см2)

Ответ: S= 40 см2.

  1.  Самостоятельная работа творческая работа в группах

- Давайте поработаем в группах.

(Каждой группе предлагаются одинаковые задания)

Задание: закрась карандашом, те выражения, которые делятся с остатком.

 -Будьте внимательны!

24:5

26:4

16:9

 7:2

45:9

64:8

12:7

5:2

10:6

25:5

72:8

22:6

54:9

8:4

17:5

27:7

11:2

23:3

24:5

26:4

16:9

7:2

45:9

64:8

12:7

5:2

10:6

25:5

72:8

22:6

54:9

8:4

17:5

27:7

11:2

23:3

…        …

- Все группы вывешивают выполненные задания на доску. Проверяем. Группы, у которых в прямоугольнике получилось«5» с заданием справились на «отлично». Если не получилось – ничего страшного, мы только начинаем изучать данную тему.

-А теперь вернёмся к нашей пиктограмме-самооценке. Оцените свои знания на конец урока.

8. Итоги урока.

-Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Мы начали тему «Деление с остатком». Сегодня мы учились делить с остатком, используя рисунок.

9. Рефлексия        

 СМАЙЛИКИ  

Подведём сейчас итог,

Что пошло ребятам впрок.

5 вопросов у меня,

Отвечайте-ка, друзья.

Каждый пальчик разомнем.

Рефлексию проведем.

Поднимите, пожалуйста, одну руку (показываю)

Оценка урока по «Методу пяти пальцев».

М  (мизинец) – Какое математическое открытие я сделал на уроке? (Ост.< Дел.)

Б  (безымянный) – Чему я научился? (выполнять деление с остатком)

С   (средний) – Пригодятся ли мне эти знания в жизни? Где?

У   (указательный) – Кому я сегодня помог?

Б   (большой) – Какое у меня настроение? (У меня такое – показываю большой палец)

показываю свою руку с раскрытыми пальцами и говорю:

- Вот сколько добрых дел  мы сегодня сделали!

-Понравился ли вам урок? Почему?

10. Домашнее задание: с. 26 № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков математики в 3 классе УМК "Школа России" (авторы учебника М.И.Моро, М.А.Бантова и др.)

Данное календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе составлено в соответствии с учебным планом по УМК "Школа России"  из расчёта 4ч Х 34недели, всего 136 часов, с указ...

Тематическое планирование уроков математики в 4 классе УМК "Школа России" (авторы учебника М.И.Моро, М.А.Бантова и др.)

Данное календарно-тематическое планирование уроков математики в 4 классе составлено в соответствии с учебным планом по УМК "Школа России"  из расчёта 5ч Х 34недели, всего 170 часов, с указанием н...

Тематическое планирование уроков математики в 4классе УМК "Школа России" (авторы учебника М.И.Моро, М.А.Бантова и др.)

Данное календарно-тематическое планирование уроков математики в 4 классе составлено в соответствии с учебным планом по УМК "Школа России" из расчёта 4ч Х 34недели, всего 136 часов, с указанием не...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: « Знаки >(больше),<(меньше),=(равно)». УМК «Школа России», автор учебника М.И. Моро

Авторская разработка урока по математике в 1 классе по теме: "Знаки больше, меньше, равно"....

Урок математики в 3 классе по ФГОС с применением сингапурской методики (по системе «Школа России»», авторы учебника М,И,Моро,М,А,Бантова,Г,В,Бельтюкова,С,И,Волкова,С,В,Степанова) Тема: Таблица умножения и деления на 8 .Закрепление.

Тема: Таблица умножения и деления на 8 .Закрепление.Цели: 1)предметные: закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления.2) метапредметные:  формирование универсальных учебн...

Технологическая карта урока математики во 2В классе. Тема: «Свойства сложения» УМК Школа России Автор учебника: М.И. Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова.

Тип урока:  открытия нового знания.Цель урока: научить записывать изученные законы и свойства, используя буквенные обозначения.Задачи урока: образовательные: систематизировать знания учащихся о с...

УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Знаки > (больше), < (меньше), = (равно) » УМК «Школа России», автор учебника М.И. Моро

Конспект урока математики 1 класс "Знаки "больше","меньше","равно""Школа России"...