Конспект урока по теме "Деление суммы на число"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Чурсина Марина Васильевна

Методическая разработка сценария урока по математике 3 класс к учебнику М.И.Моро (УМК "Школа России") по теме "Деление суммы на число".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждения Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2

«Деление суммы на число» (урок математики)

Учитель : Чурсина Марина Васильевна

Должность: учитель начальных классов

ОУ: МКОУ Топчихинская СОШ № 2

Населенный пункт : с.Топчиха

2024 год

Класс:   3

Предмет:  математика

Тема урока: Деление суммы на число.

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты/критерии успеха

Личностные

умеют оценивать себя на основе заданных критериев успешности учебной деятельности

Метапредметные

умеют рассуждать и делать выводы

Предметные

знают способы деления суммы на число,  умеют выполнять деление суммы на число

Цели урока: создать условия

Личностные

для развития способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности

Метапредметные

для развития умения рассуждать и делать выводы

Предметные

для знакомства со  способами  деления суммы на число;

формирования умения выполнять деление суммы на число.


ЗАМЫСЕЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ

Структура урока / этапы деятельности

Содержание взаимодействия

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

(эмоциональный настрой, мотивация)

-Пожелаем друг другу удачи, хорошей продуктивной работы на уроке, подарим друг другу свой заряд энергии.

Организует выполнение упражнения «Теплые ладошки». Создает эмоциональный настрой.

-Потрите свои ладошки, разогрейте их. А теперь прикоснитесь к ладошкам соседа. Подарите ему свое тепло и готовность помочь в трудную минуту.

-Садитесь

Просит проверить свои рабочие места.

- Помните, что все задания, которые мы выполняем на уроке, для чего-то нам понадобятся в дальнейшем или нужны на данном этапе нашей работы.

Будьте внимательны и у вас все получится.

-Готовы к работе?

-Запишите число и «классная работа»

Дети выполняют упражнение «Теплые ладошки»

Проверяют свою готовность к уроку.

Сигнализируют о своей готовности.

Записывают

Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации.

  1. Минутка чистописания

Организует игру «День-ночь»

-Закройте глаза и выполните цепочку вычислений, получившееся число запишите карандашом на строчку в тетради.

5*6:10*2*4:8*6:2

-Проверьте себя. (На слайде 2 – ответ)

-Какое знание помогло выполнить это задание?

-Оцените себя на полях по шкале, покажите, кому еще нужно учить таблицу умножения и деления?

(прием «Сигнал рукой»)

Если есть неверные ответы, то просчитывается цепочка, ответ исправляется и прописывается верное число всю строку.

-Просмотрите свою строчку, оцените себя на полях, насколько вам удалось правильно прописать все цифры?

(шкала 0,1,2)

  1. Устный счет.

На доске 3 столбика примеров (слайд 3):

1-табличное деление

2 –деление круглого числа на однозначное

3-деление суммы на число (Для случаев, когда сначала находится сумма в скобках, а потом выполняется деление.

В третьем столбике последний пример не позволяет применить этот способ деления).

После выполнения вычислений каждого столбика проводится беседа:

-Какое умение мы сейчас проверяли?

-Просигнальте, у кого это получается легко, кому ещё нужно доучить или потренироваться.

1- умение выполнять табличное деление.

2-умение делить круглое число на однозначное.

3-умение решать примеры в два действия, где сначала нужно найти сумму, а потом выполнить деление.

-Какой пример у вас вызвал  затруднение?

-Почему? 

Считают и записывают получившееся число.

Проверяют себя

Оценивают себя по шкале 012

Оценивают свою работу

Выполняют вычисления,   оценивают ответы одноклассников. (Прием «Плюс-минус»).

Отвечают на вопросы учителя.

(Прием «Сигнал рукой»).

Выявляют возникшее затруднение и объясняют, почему не могут посчитать или не все могут посчитать:

(В скобках получилось двузначное число, которого нет в таблице деления, мы не можем его разделить).

Игра «День-ночь». Дети закрывают глаза и на слух решают цепочку примеров.

Оценка по шкале 012.

0-задание выполнено неверно или с большим количеством ошибок;

1-есть верные и неверные ответы;

2-задание выполнено верно

Прием «Сигнал рукой»

Большой палец поднят вверх, остальные в кулаке  - все понятно.

Большой палец в сторону – есть вопросы.

Большой палец вниз - непонятно

Приём «плюс-минус»

Учащиеся при помощи пальцев или карандашей показывают «плюс», если решение верное, и «минус» - если решение неверное

Самоопределение к деятельности

-формулировка темы урока,

целеполагание

-Глядя на последний пример, предположите, что сегодня на уроке мы будем делать, чему нам предстоит научиться?

-Сформулируйте тему урока.

-Эта тема новая для нас?

-Исходя из этого, сформулируйте  учебную задачу. Что нам предстоит узнать, чему научиться?

Уточняет  формулировку  темы и учебной задачи при необходимости.(Слайд 4)

Т: Делиние суммы на число.

УЗ: узнаем способы деления суммы на число; научимся делить сумму на число.

Высказывают предположения.

Формулируют тему урока и учебную задачу:

Т:Деление суммы на число

УЗ: научимся делить сумму на число

-мотивация

- В начале урока я вам сказала, что все, что мы делаем на уроке, нам пригодится или в будущем, или сейчас.

-Посмотрите на наш устный счет, какие умения нам пригодятся сегодня на уроке?

-А зачем нам нужно научиться делить сумму на число? Посмотрите на последний пример, что у нас получилось в скобках? А если мы запишем это выражение, заменив сумму числом, что получится?

-Для чего нам в будущем нужна эта тема?

Анализируют, делают выводы:

1- умение выполнять табличное деление.

2-умение делить круглое число на однозначное.

Деление двузначного числа на однозначное

-планирование, разработка критериев оценивания.

Просит обратить внимание на учебную задачу, зафиксированную на доске.

- Какие шаги нам нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей?

-Как оценим себя, достигли ли мы поставленной цели или нет?

Так как тема новая, то оценка выставляется по желанию.

Если вы хотите получить «5» - все задания должны быть выполнены верно.

Если «4»-  допущено 2 ошибки в вычислениях.

Выстраивают план по достижению учебной цели:

  1. Узнать способы.
  2. Научиться применять их при решении практических задач.

Высказывают предложения: выполним контрольное задание.

Реализация плана

Организует работу по учебнику (Математика. 3 класс.М.И.Моро, 2 часть, с.13) с целью реализации плана.

1. Способы деления суммы на число

-Прочитайте учебный текст на с. 13. Проанализируйте прочитанную информацию и сформулируйте способы  деления суммы на число.

-Посмотрите на наш третий столбик из устного счета, какие примеры вы бы решили первым способом?

-Каким способом мы решим последний пример?

 Давайте его решим.

 Подводит итог реализации первого пункта плана:

Подводит итог.

-Сколько существует способов деления суммы на число?

-Назовите  1 способ.

Из примеров, записанных на доске, выберите тот, который решите этим способом. Запишите его в тетрадь, вычислите.

Просигнальте, кому понятен этот способ решения?

-Назовите  2 способ.

Из примеров, записанных на доске, выберите тот, который решите этим способом. Запишите его в тетрадь, вычислите.

-Просигнальте, кому понятен этот способ решения?

-Какую часть нашей учебной задачи мы выполнили?

-Что нам предстоит сделать дальше?

2.Отработка умения делить сумму на число

С.13 №1

(фронтально, коллективно с объяснением способа вычисления)

-Просигнальте, кто понял и сможет работать дальше самостоятельно?

Класс делится на 2 группы (самостоятельно работающие и работающие с учителем), осуществляется пересадка детей.

Карточка (приложение 1): Выполни вычисления, используя удобный способ.

1 группа работает самостоятельно.

Организуется проверка. 1-й решивший ученик подходит на проверку к учителю. Остальных  проверяют сами ученики по очереди. Оценка выставляется по заранее обговоренным критериям.

 «5» - выполнены все задания верно.

«4»-  допущено 2 ошибки в вычислениях.

2 группа работает с учителем фронтально.

Для самооценки  учащиеся получают самостоятельную работу в конце выполнения задания. Организуется фронтальная самопроверка по образцу.

-Оцените себя по шкале (012)

Какую часть нашей учебной задачи мы выполнили?

-Что нам предстоит сделать дальше?

Читают текст, анализируют, делают вывод о 2-х способах деления суммы на число.

Выполняют задание устно

Отвечают на вопросы

Записывают пример в тетрадь. 1 ученик работает у доски.

Проводят рефлексию.

Выполняют вычисления

Проводят рефлексию.

пока дети выполняют задание по учебнику, учитель дописывает на доске 2 примера:

1-для вычислений 1 способом, 2- вторым способом

Например, (20+12):2

(23+25):8

Группа, которая работает самостоятельно имеет возможность обращаться за помощью к однокласснику в паре или в группе, к учителю.

Контроль и оценка достижений

Организуется выполнение контрольного задания (приложение 2).

Выполняется проверка по образцу. Проводится оценивание по шкале 012

Выполняют контрольное задание.

Выполняют самопроверку по образцу.

 

Рефлексия

-Просмотрите всю нашу работу и ваши записи на полях, заполните «Дневник успеха» (приложение3)

Просит вернуться к плану работы, оценить, все ли удалось выполнить.

Просит вспомнить цель работы, оценить, удалось ли ее достичь.

-Удалось ли узнать способы деления суммы на число?

-Посмотрите свой результат в строке Н1. Просигнальте.

 -Посмотрите на строку Н2и Н3. Кому удалось научиться делить сумму на число, а кто еще испытывает затруднение?

-Просигнальте.

 -Кто хотел бы озвучить свой результат по теме, что получается, что еще нужно отрабатывать, какую оценку выставляешь себе (по желанию), почему?

Заполняют «Дневник успеха»

Делятся своим мнением о мере выполнения плана и достижения поставленной цели, используя «Дневник успеха».

Прием «Дневник успеха»

Домашнее задние

Домашнее задание на доске.

Исходя из ваших достижений, выбираем себе домашнее задание (приложение 4)

Карточка. 1 вариант (те, кто справился)

  1. Вычисли значение выражения
  2. Реши задачу разными способами, используя правило о способах деления суммы на число.

2 вариант (те, кто испытывал затруднения)

  1. Вычисли значение выражения

Дифференцированное домашнее задание

Приложение 1

Выполни вычисления, используя удобный способ.

(70+28):7

(17+13):5

(54:18):6

(45+18):3

(40+16):8

(49+32):9

(21+15):4

(56+35):7

(36+34):6

(30+26):8

(30+24):9

(40+16):8

(42+24):6

(23+22):5

(80+16):2

(60+12):2

Приложение 2

1.Сколько способов деления суммы на число существует математике?

один       два      три       множество

2.Прочитай выражения, соедини стрелками выражение со способом решения.

Подчеркни выражение, которое можно решить двумя способами.

                1 способ                                          2 способ

             (12+9):3                    (7+8):3                    (36+81):9

3.Найди значение выражения, используя удобный способ

             (12+9):3                    (7+8):3                    (36+81):9

Приложение 3

Дневник успеха

Знания и умения

Оценивание

П

умение писать красиво

0    1     2

П

знание таблицы деления

0    1     2

П

умение делить круглое число на однозначное

0    1     2

Н1

знание способов деления суммы на число

знаю       не знаю

Н2

умение выбрать способ деления суммы на число

0    1     2

Н3

умение выполнять деление суммы на число

0     1     2

Итог (обведи в кружок цифру )

1.Учить таблицу сложения, деления.

2.Учиться делить круглое число на однозначное.

3.Выучить правило о способах деления суммы на число.

4. Разобраться в способах деления суммы на число.

5. Отработать навык вычисления.

Приложение 4

Вариант 1

  1. Вычисли значение выражения, используя удобный способ

(16+24):8          (21+35):7

(30+15):5          (24+32):8

(20+16):6          (81+9):9

(60+18):6          (48+12):6

  1. С. 13 № 2. Реши задачу разными способами, используя правило о способах деления суммы на число.

2 вариант

  1. Вычисли значение выражения, используя удобный способ

(7+3): 5          (16+24):8          (21+35):7

(12+20):4       (30+15):5          (24+32):8

(15+11):8       (20+16):6          (81+9):9

(30+30):6       (60+18):6          (48+12):6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деление суммы на число Урок математики Учитель : Чурсина Марина Васильевна МКОУ Топчихинская СОШ № 2

Слайд 2

5 ͯ 6 :10 ͯ 2 ͯ 4 : 8 ͯ 6 : 2 9

Слайд 3

24 : 4 32 : 8 64 : 8 35 : 7 18 : 6 80 : 2 30 : 3 80 : 4 90 : 3 100 : 5 (6+3) : 3 (7+7) : 2 (8+7) :5 (17+7) : 8 (40+12):4

Слайд 4

ДЕЛЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО УЗ: -узнаем способы деления суммы на число; -научимся делить сумму на число.

Слайд 5

(6+3) : 3 (7+7) : 2 (8+7) :5 (17+7) : 8 (40+12):4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Деление суммы на число"

Урок для 3 класса, разработан по УМК "Планета знаний"...

Конспект урока математики "Деление суммы на число"

Урок для 3 класса, разработан по УМК "Планета знаний"...

Конспект урока по математике "Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых"

Конспект урока по математике "Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых" 3 класс Школа России...

Конспект урока + презентация "Деление суммы на число" (УМК"Начальная школа XXI" 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект урока математики 4 класс "Умножение числа на сумму"

Конспект урока "умножение числа на сумму" стр. 43 учебника...

Конспект урока математики на тему "Прибавление числа к сумме"

Урок математики на тему "Прибавление числа к сумме".(ПНШ)...

Конспект урока математики на тему "Вычитание числа из суммы"

Урок математики на тему "Вычитание числа из суммы" (ПНШ)....