Программа учебного предмета " Занимательная математика"
рабочая программа по математике (1 класс)

Фролова Светлана Николаевна

Программа учебного предмета " Занмательная математика" для 1 класса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балко-Грузская средняя общеобразовательная школа № 12

«Согласовано»                                                               «Утверждено»

Заместитель директора  по УВР                                 Директор ОУ    ____________                                                           _

Протокол № 1 от ___2023г                Приказ №  от ____.2023г

П

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

 «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

для обучающихся 1 класса

2023-2024 учебный год

                                          Пояснительная записка

Рабочая программа «Занимательная математика» разработана для учащихся 1 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2012.).

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Актуальность и перспективность курса программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся 1 класса, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий, процессы, например, движение. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цель курса «Занимательная математика» – развить математические способности учащихся, формировать элементы логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения

Основные задачи:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приёмов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Место  занятия в учебном плане

Программа для 1 класса рассчитана на 33 ч в год с проведением занятий один раз в неделю. Содержание  занятия отвечает требованию к организации учебного предмета: соответствует курсу “Математика” и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Предполагаемая  результативность программы/ планируемые результаты

Учащиеся должны знать:
– старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
– названия больших чисел;
– свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства
– приёмы быстрого счёта;
– методы решения логических задач;
– свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

Учащиеся должны уметь:
– читать и записывать римские числа;
– читать и записывать большие числа;
– пользоваться приёмами быстрого счёта;
– решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
– использовать различные приёмы при решении логических задач;
– решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
– решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.

Содержание программы

1 класс

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске, «Морской бой» и др.

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора.  «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Форма организации обучения – работа с конструкторами

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (из счётных палочек). ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 1и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Календарно-тематическое планирование 1 класс

п/п

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Дата проведения

план

Факт

Раздел 1 «Общие понятия»

6

1

Классификация предметов по различным признакам. Понятия «один», «много», «право»,  «лево», «раньше», «позже», «потом», «после этого». Задачи-шутки, задачи-загадки.

1

1.09

22.

Состав, сложение, вычитание в пределах 9. Шутки, загадки, головоломки.

1

8.09

3.3

Состав, сложение, вычитание в пределах 9. Математические фокусы.

1

15.09

44.

Состав, сложение, вычитание в пределах 9. Игры, развивающие чувство времени и глазомер.

1

22.09

5.5

 Игра: «Какое число задумано?» Докажи утверждение, решив уравнение.

1

29.09

66.

. Решение задач

1

6.10

Раздел 2 «Элементы истории математики»

6

77.

Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она  родилась и что явилось причиной её возникновения.

1

13.10

8.8

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Головоломки с домино. Ребусы.

1

20.10

99.

Римские цифры.  Как читать римские цифры? Головоломки со спичками.

1

27.10

110

Головоломки. Кроссворды.

1

10.11

111

Ребусы. Шарады.

1

17.11

112.

История вычислительной техники.  Первый компьютер.

1

24.11

Раздел 3 «Числа и операции над ними»

6

113.

Числа и цифры от 1 до 5. Магия чисел. Весёлые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады.

1

1.12

114.

Числа и цифры от 6 до 9. Магия чисел. Весёлые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады.

1

8.12

115.

Решаем примеры с увлечением. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10.  Задачи-шутки, задачи-загадки.

1

15.12

116.

Задачи-шутки, задачи-загадки.

1

22.12

117.

Игра-путешествие.

1

29.12

118.

Пословицы, крылатые слова. Игра «Думай, считай, отгадывай».

1

12.01

Раздел 4 «Занимательность»

9

119.

Математические игры: «Затейные задачи», «Магические квадраты».

1

19.01

220.

Математические игры: Примеры «с дырками». Ребусы.  Задачи повышенной сложности.

1

26.01

221.

Час весёлой математики. Игра «Считай – не зевай!», Задачи на сообразительность

1

2.02

222.

Час весёлой математики. Игра «Великолепный математик». Волшебное число 0. Кто придумал 0?

1

9.02

223.

Час весёлой математики. Задачи на сообразительность

1

16.02

224.

Решение задач на разностное сравнение. Задачи повышенной сложности. Ребусы, кроссворды.

1

1.03

225.

Клуб весёлых математиков

1

15.03

226.

Интеллектуальный марафон.

1

22.03

227.

Урок – путешествие.

1

5.04

Раздел 5 «Геометрические фигуры и величины»

6

228.

Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Весёлой Точкой. Цвета радуги. Их очерёдность. Прямая линия. Луч. Отрезок. Имя отрезка.  Знакомство с геометрическими фигурами.

1

12.04

229.

Отрезок и его части. Сравнение отрезков. Единицы длины. Зачем человеку нужны измерения.  Старинные меры длины.

1

19.04

330.

Ломаная линия.  Длина  ломаной. Игра «Запутанные маршруты».

1

26.04

331.

Решение задач на развитие пространственных представлений.  Настольные игры-соревнования.

1

3.05

332.

Практическая работа «Бумага. Ножницы. Линейка».  «Разрезные фигуры», сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части. «Удивительный квадрат».

1

10.05

333.

«Разные фигуры из одних и тех же частей». Загадки о геометрических фигурах. Из истории «О названиях геометрических фигур»

1

17.05

24.05

Итого:

33

Информационно-методическое обеспечение

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами: 0, 1, 2, 3, 4, … , 9, 10 и знаками.

3. Электронные издания для младших школьников: “Математика и конструирование”, “Считай и побеждай”, “Весёлая математика” и др.

4. Карточки двусторонние: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

5. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

6. Набор “Геометрические тела”.

7. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20»; «Вычитание в пределах 10; 20»;

8. Палитра – основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам “Сложение и вычитание до 10»;

9. Таблицы для начальной школы «Математика»;

Литература для учителя

  1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. 2009. – № 7.
  2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
  3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001.
  4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. – Минск: Фирма “Вуал”, 1993.
  5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. – М., 2006.
  6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб. : Союз, 2001.
  7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. – М. : АСТ, 2006.
  8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php – образовательные проекты портала “Вне урока”: Математика. Математический мир.
  2. http://konkurs-kenguru.ru – российская страница международного математического конкурса “Кенгуру”.
  3. http://4stupeni.ru/stady – клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
  4. http://www.develop-kinder.com– “Сократ” – развивающие игры и конкурсы.
  5. http://puzzle-ru.blogspot.com – головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

Предполагаемая  результативность программы/ планируемые результаты 

Учащиеся должны знать:
– старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
– названия больших чисел;
– свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства
– приёмы быстрого счёта;
– методы решения логических задач;
– свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

Учащиеся должны уметь:
– читать и записывать римские числа;
– читать и записывать большие числа;
– пользоваться приёмами быстрого счёта;
– решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
– использовать различные приёмы при решении логических задач;
– решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
– решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» для 2 класса

Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» для  2 класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Программа по предмету "Занимательная математика"

Программа по факультативному предмету "Занимательная математика"  расчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Включает в себя пояснительную записку,  учебно- тематический план, ожидаемые рез...

Рабочая программа учебного курса «Занимательная математика»

Пояснительная запискаЗадачи программыГлавные принципы реализации программыМетоды обученияОсновные направления и содержание деятельностиНаправления деятельностиКонтроль и учет знаний и умений воспитанн...

Рабочая программа по предмету "Занимательная математика" 2-4 класс ОВЗ (школьный компонент)

Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» разработана на основе  Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отс...

Рабоча программа учебного предмета "Занимательная математика"

Рабочая программа учебного предмета "Занимательная математика", рассчитанная на 3 года обучения:2-4 класс....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Занимательная грамматика» 3, 4 и 4 дополнительный классы

Рабочая программа «Занимательная грамматика» для учащихся 3, 4 и 4 дополнительного классов является приложением к   Адаптированной основной общеобразовательной программе начально...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Занимательная математика» 3 класс

Адаптированная программа по учебному предмету «Занимательная математика» составлена для обучающихся ОВЗ с ЗПР и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами...