Задача. Структура задачи. 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс)

Гордеева Людмила Александровна

Урок математики в 1 классе на тему «Задача» направлен на знакомство через сравнение и наблюдение с понятием «задача», со структурой задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadacha._struktura_zadachi._1_klass.odt32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Задача. Структура задачи.

Тип  урока: открытия новых знаний

Цели урока: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.

Задачи:

  1. Создавать условия для самостоятельного открытия учащимися понятия «задача», формирования навыков работы с задачами в ходе творческой деятельности; формировать умение различать задачи в ряду похожих объектов; сравнивать предметы по разным признакам; развивать вычислительные навыки в пределах 10; оперировать пространственными объектами
  2. Развитие памяти, внимания;
  3. Развитие умения думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом, наблюдать, классифицировать, обобщать;
  4. Развитие логики, мышления, творческого воображения; усиление эффективности учебного процесса, организованного в парах: большая коллегиальность и аргументированность за счет большего числа возникающих идей, большая контактность и лабильность в мини-группах, организация работы учебных групп как в поиске общего решения проблемы внутри группы, так и во взаимном общении групп;
  5. Осуществлять самостоятельный перенос знаний и использовать их в новых ситуациях.
  6. Формировать умение различать задачи в ряду похожих объектов; сравнивать предметы по разным признакам; развивать вычислительные навыки в пределах 10;
  7. Воспитывать познавательную инициативу, точность, посредством системы заданий, развивать  коммуникативные  качества: слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения, воспитывать любовь к математике, уважительное отношение друг к другу при работе в группах.

Планируемые  результаты (предметные):

  • Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Предметные: знать структуру текстовой задачи; знать правило оформления решения задачи в тетради;  уметь различать условие задачи, вопрос; уметь правильно оформлять решение задачи; уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
  • Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах  поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Формы и методы обучения:

        Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

        Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование: презентация, тетрадь, счетный материал, проектор, учебник, наглядный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Дорогие ребята, вы находитесь на борту лайнера. Наш лайнер отправляется в сказочное путешествие.

Проверьте, все ли готово у вас к уроку

- Прежде чем отправиться в путешествие, создадим себе и друг другу хорошее настроение и выполним пальчиковую гимнастику.

Дождик кап, дождик кап

То сильней, то тише

Не стучи, не стучи

Не стучи по крыше

Непослушный какой!

Погоди не лейся

Заходи к ученикам.

И в тепле погрейся!

2. Объявление темы урока

- Ребята, а как вы понимаете пословицу «Повторенье- мать ученья»?

Почему повторенье МАТЬ ученье (   Повторение – мать учения» – пословица о том, что в учебе важно повторять пройденный материал, это лучший способ усвоить информацию. Корни высказывания уходят в далекое прошлое, когда мать повторяла детям наказы отца.  Ваш словарный запас обогатился новым понятием (метапредметная связь)

Ученье да уменье всегда найдет применение.

-А что мы делаем на уроке математики? (решаем задачи, решаем примеры, сравниваем числа, самостоятельно решаем.

--Скажите мне пожалуйста, какое время года за окном? (осень)

- А какая осень? (поздняя)

-Какие осенние месяцы вы знаете?

-Какой осенний месяц идет по счету третьим? (ноябрь)

Осень –очень красивое время года!

-Ребята, а  кто же нас должен  встретить? Угадайте, кто они?

Мишка, Лось, Пингвин, Сова,
Заяц, Ворон, Ёжик,
Баран и Свинка тоже.
Круглые, как шарики
Веселые … .
(Смешарики )

3. Повторение числового ряда

-Ребята, в пути до посадки нас догнала телеграмма Совуньи

Дорогие ребята, ваши друзья Смешарики пришли в гости в сказочный лес раньше вас и разбежались.

- Вы должны помочь мне их найти. Мне одной не справиться. Для этого вы должны выполнить  математические задания.

-Наш лайнер идет на посадку, чтобы отыскать Смешариков. Сели ровненько, пристегнули ремни.

-Одним из главных признаков осени является листопад.

(Игра называется «Цифры рассыпались». Нужно расставить цифры в нужном порядке)

-На каждом из этих листочков записано число. Эти листочки нам надо расположить по порядку т.е. построить числовой ряд.

(у доски работает один, остальные показывают с места карточки с ответами)

- Назовите самое маленькое однозначное число . (1)

-Самое большое однозначное число. (9)

-Число, которое стоит в числовом ряду перед числом 5. ( 4)

- Число, которое следует за числом 7. (8 )

- Число, которое стоит перед числом 3. ( 2 )

- Число, которое стоит между числами 4 и 6 . ( 5 )

-Ребята молодцы! Посмотрите это кто у нас в листики спрятался? (Крош)

4. Устный счет

-От радости Крош решил песенку спеть, а совунья ему говорит

«С песней, милый не спеши,

нужно остальных друзей найти

Вот,  неравенства  реши!»

- А что такое неравенство? (‘это когда одна сторона выражения не равна другой)

-Давайте поработаем в группахфяч34КУ, чтобы помочь Крошу.  А , как работать должны в группах? (дружно, совместно) Работа в группах, решают неравенства

-Молодцы! Посмотрите, а кто за пенек спрятался? ( Нюша )

5.Постановка темы и цели урока.

Шахматная доска.(слайд3)

-Ребята, посмотрите на доску. Бараш и Ежик играли в шахматы. И после очередного хода Бараш сказал: «Ежик ты меня озадачил».

-Что значит «озадачить?» (поставить в трудное положение, заставить задуматься, задать вопрос)

- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о задаче).

Обращаемся к плану работы.

- Что мы сегодня узнаем? (что такое задача)

- Научимся решать… (задачу)

- Сделаем вывод… (по задаче).

- Кто и что может нам помочь в достижении этих целей? (учитель, учебник, знания).

- Вы большие молодцы!

6. Открытие новых знаний.

- Ребята, посмотрите на слайд. Нам дано два текста.

- Сейчас Я вам прочитаю, а вы сравните.

1. Мишутка нашёл 6 шишек, а белочка 1шишку. Сколько всего шишек набрали звери?

2. Мишутка нашёл  6 шишек, а белочка 1шишку. Мишутка и белочка

– звери, потому что их тело покрыто шерстью.

-Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»? Почему?

- Кто скажет, как называется первый текст на языке математики?  (Задача)

- Сейчас мы узнаем, из каких частей состоит задача, а также научимся решать её.

6.1. Знакомство со структурой задачи.

– Для того, чтобы, четко понять, что такое задача, мы проведем исследование, как настоящие ученые.

- Откройте тетради.

В тетрадях у вас записано 21 ноября.

Мы начинаем работать от точки.

- Прочитаем ещё раз задачу. (1 текст)

- Что нам известно по задачи? (У медвежонка было 6 ш. и у Белочки 1 ш.)

- На языке математики это называется условие задачи – то, что мы знаем. (УСЛОВИЕ картинка)

- Как мы можем показать схематично количество шишек у Медвежонка и у Белочки? (кружками)

- Возьмите синий карандаш. Им мы изобразим количество шишек, которое есть у Медвежонка. Сколько синих кружков мы нарисуем в тетради? (6)

- А сколько у белочки шишек? (1). Значит, сколько кружков красного цвета мы нарисуем? (1). Возьмите красный карандаш, и нарисуйте 1 кружок.

- Что надо узнать в задаче? (Дочитайте текст) (Сколько всего шишек набрали звери?)

- Как вы думаете, а это что? (Вопрос задачи)

(ВОПРОС)

- Да, это вопрос задачи – то, что МЫ не знаем.

- Ребята, как мы покажем на рисунке, сколько ВСЕГО шишек? (дугой)

- Ребята, берём в руки простой карандаш. Рисуем дугу.

- Ответьте на вопрос задачи. Как вы узнали? (6+1=7 (ш.))

- Это решение задачи. (РЕШЕНИЕ)

- Отступите 1 клетку вниз, запишите решение задачи.

- Ребята посмотрите на доску, в скобках мы сокращенно пишем, название того, что искали в задаче. (ш.)

- Ещё раз прочитайте вопрос и ответьте на него.   (Набрали 7шишек)

- Это ОТВЕТ ЗАДАЧИ.  (ОТВЕТ)

- Отступите одну клетку вниз от начала дуги. Запишите ответ задачи.

- Молодцы ребята, мы решили всю задачу!

- Давайте посмотрим на схему и сделаем вывод: как построена задача.

 (ХОРОМ: в задаче есть условие, вопрос, решение, ответ)

- Имя, повтори, из чего состоит задача.

- Возвращаемся к плану работы. Ребята, что мы с вами узнали про задачу? (что она состоит из условия, вопроса, решения и ответа.

 7. Геометрическое задание

-Ребята, я предлагаю вам поработать в парах. Вспомните правила работы в парах.

-Как мы показываем, что работу в парах выполнили?

-Наши герои очень любят складывать фигуры из геометрических фигур

-У вас на столах лежат геометрические фигуры. Назовите их. Каких фигур больше всего? Меньше? Каких фигур столько же?

-Итак, необходимо составить из фигур человечка.

(готовность команда показывает зеленые сигналы)

8. Применение опорных знаний.

- Откройте учебники на стр.88 найдите задание под номером 3.

- Рассмотрите текст задания. Читает (Имя).

Слава сделал 5 корабликов. Он отдал товарищу 2 кораблика. Сколько корабликов осталось у Славы?  

- Докажите, что это задача. Что в ней есть? (есть условие, вопрос)

- Что известно из условия задачи?   (Слава сделал 5 корабликов)

- Посмотрите на доску, какая из двух схем, будет подходить к условию нашей задачи? (вторая)

- Почему? (потому что, в ней дано 5 кружков и 2 кружка перечёркнуты)

- Ребята, а почему 2 кружка зачёркнуты? (потому что, Слава отдал 2 кораблика).

- Найдите и прочитайте вопрос задачи. Читает (Имя).

- Пододвиньте к себе тетради. Отступите одну клетку вниз, от последней записи, поставьте точку.

- Ответьте на вопрос задачи. Назовите её решение (5-2=3 (к.))

- (Имя) выйди, запиши решение задачи. А ребята, записывают в тетрадь. Садись.

- Чего не хватает в нашей задаче?      (ответа)

- Назовите ответ задачи. (3 кораблика).

- (Пишу на доске) Ребята, отступите одну клетку вниз, запишите ответ задачи, так же как у меня на доске.

- Ребята, мы решили всю задачу? Все этапы были соблюдены?

 Вы большие молодцы!

9. Подведение итогов.

- Ребята, посмотрите на доску. Части задачи перемешались. Давайте распределим их в правильном порядке. Из чего состоит задача (условие ,вопрос, решение ,ответ).

Верно, молодцы!

Возвращаемся к плану.

- Чему вы научились на уроке? (решать задачи, записывать решение задачи и ответ)

Сделаем вывод: задача состоит из….

- Сегодня, я бы хотела похвалить за активную работу на уроке.

 Все большие молодцы!

Наш лайнер взлетает!

 В полете мы подведем наши итоги урока.

- Ребята, а что мы сегодня делали на уроке.

- Ребята, мы выполнили полностью план работы на урок? (Да).

10. Рефлексия.

Я вам предлагаю оценить свою работу на уроке.

 Давайте родителям отправим с борта лайнера сообщение, ватсап, с ваших планшетов, оцените себя. (детям выдаются заготовленные из картона «планшеты»)

Молодцы ребята, помогли нашим гостям собраться вместе.

11. Домашнее задание

В награду наши дружные гости оставили вам свои портреты , но необычные с примерами. Раскрасить вы сможете их дома.  А также звездочки за активную работу на уроке

-Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)

Знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания....

Конспект открытого урока и презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Задача Структура задачи"

Конспект урока по математике. 1 класс. Тема урока "Задача. Структура задачи"...

Конспект урока математики "Задача. Структура задачи" (1 класс)

Конспект урока математики "Задача. Структура задачи" (1 класс)...

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...

Конспект урока по математике: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)»

Тема: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи  (запись решения и ответа)                            ...

Конспект по математике 1 класс "Задача.Структура задачи(условие,вопрос)

Технологическая карта к уроку математики во втором классе на тему "Задача.Структура задачи (условие, вопрос)...

Технологическая карта по математике 1 клас на тему: "Задача. Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания....