Приём «Ложная альтернатива» (прием триз)
материал по математике (3 класс)

Никишова Екатерина Алексеевна

Примеры использования приёма ТРИЗ "Лжезагадка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_triz.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник заданий с применением приёма ТРИЗ

Содержание 

Введение        2

Содержание        3

Приём. “Создай паспорт”        4

Приём  “Нестандартный вход в урок”        5

Приём  «Составление загадок»        6

Приём  “Отсроченная отгадка”        7

Мозговой штурм        8

Приём  “Удивляй!”        9

Приём  “Рюкзак”        10

Метод фокальных объектов        11

Заключение        12

Список литературы        13


Приём. “Создай паспорт”

Прием направлен на  систематизацию и обобщение полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).

Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:

на литературном чтении – героев литературных произведений;

на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;

на математике – геометрических фигур, математических величин;

на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов.

ПРИМЕР. Приём. “Создай паспорт”

Имя – Трусливый Лев

Создатель – А.Волков

Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»

Внешний вид – огромный, громадный лев

Где впервые встречается – в лесу на дороге

Личные качества – при первой встрече, чтобы скрыть свою трусость, страшно ревел и нападал на маленьких и слабых

Заветное желание – смелость


Приём  “Нестандартный вход в урок”

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. (см. Приложение 2)

ПРИМЕР.   “Нестандартный вход в урок”

Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)

Тема: “Невидимые нити”

Учитель: В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: “Лес – это деревья, всё остальное лишнее!” И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу… Прошёл год, другой, третий. И видит лесничий: в лесу что-то неладно. Везде торчат высохшие голые деревья. Призадумался лесничий: “Отчего деревья сохнут?”

ПРИМЕР. «Нестандартный вход в урок»

Например, слова: сад, садовник, садовый. Корень сад (обучающиеся знают, что корень – одинаковая часть слова)

Свет, светить, светлый, свеча (корень отличается одной буквой. Проблема: корень свет, свеч или све?


Приём  «Составление загадок»

При составлении загадок используем модель

Какой?     Кто такой же?

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:

Какая?

Кто такая же?

нарядная

барышня

Нарядная,  как барышня.

сверкающая

звезда

Сверкающая, как звезда.

привлекающая

модница

Привлекающая  внимание, но не модница.

Ответ: новогодняя елка.

Методов и приемов в ТРИЗ - педагогике очень много.  Перечисленные и многие другие приемы  успешно применяются на уроках в начальной школе. (см. Приложение 2). Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты  деятельности каждого ученика в течение  всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.


Приём  “Отсроченная отгадка”

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

1 вариант. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. (см. Приложение 2)

ПРИМЕР. “Отсроченная отгадка”

Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)

Тема: “Из чего что сделано” 

Учитель: А знаете ли вы, что качество вашей зимней шерстяной варежки частично зависит от сочности травы летом?


Мозговой штурм

Это метод, предполагающий возможность решения проблемы с помощью перебора вариантов. Студенты поочередно выдвигают свои идеи, анализ которых осуществляется группой «экспертов». Озвученные идеи могут дорабатываться, из всех вариантов выбирается оптимальный путь решения проблемы с минимальными затратами и потерями, что является альтернативой имеющимся противоречиям. Данный метод позволяет развивать у обучающихся способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, вырабатывает умение синтезировать предшествующие ответы студентов.


Приём  “Удивляй!”

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. (см. Приложение 2)

ПРИМЕР. Приём  “Удивляй!”

Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)

Тема: “Какие бывают животные?” 

Учитель: Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят — они ведь насекомоядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется — в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки. Зачем они ежам?

Ответ 
Ежи любят натыкать на иглы кислые и едкие продукты, дезинфицируя таким образом иглы. 

ПРИМЕР. Приём  “Удивляй!”

“Три состояния воды” легко заставить ребят удивляться.

“Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде. Что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств”.

 


Приём  “Рюкзак”

Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и  зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме). 

ПРИМЕР. Приём  “Рюкзак”

Математика  (М.И. Моро, М.А. Бантова, 3 класс)

Тема«Деление с остатком. Что узнали? Чему научились?»

Учитель: Сегодня мы завершили изучение темы «Деление с остатком». Наш рюкзак ждет, чтобы мы заполнили его своими достижениями и успехами. Расскажи, чему научился? Каких успехов достиг? Если не сможешь собраться с мыслями, скажи «пропускаю ход».

- Я научился выполнять деление с остатком и узнал, что при делении остаток всегда должен быть меньше делителя.

- Я научился выполнять деление с остатком разными способами.

- Я, наконец-то понял, как выполнять деление с остатком способом подбора.

- Я разобрался, как решать задачи  на деление с остатком.

- Я научился делать вычисления, когда делитель больше делимого.

- Теперь я знаю, как выполнить проверку деления с остатком.

Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».


Метод фокальных объектов

Это ситуация, в которой к преобразуемому объекту примеряются свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных, спонтанно возникающих объектов. Сочетания свойств бессвязных предметов часто оказываются очень яркими и неожиданными, что позволяет создавать что-то новое. Метод фокальных объектов связан с аналитико-синтетической переработкой информации и направлен на развитие у школьников творческого воображения и фантазии.

         


Заключение

Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе  формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Таким образом, уроки с использованием приемов ТРИЗ - технологии являются средством формирования успешности учения младших школьников. Данная технология представляет собой уникальный инструмент для поиска развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.


Список литературы

  1. Васюта И., Махотина А. «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы».
  2. Газета «Первое сентября». ps.1september.ru / http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70 (дата обращения: 11.11.17).
  3. Загашев О., Заир С.И. – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.156
  4. Материалы уроков Фестиваля педагогических идей. festival.1september.ru / http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 (дата обращения: 11.11.17).
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г. № 373 г. Москва «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/ (дата обращения: 08.01.17).
  6. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена». www.ct-net.net/ru / http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru (дата обращения: 11.11.17).
  7. Технология развития критического мышления на уроке. history-helpmy.blogspot.com / http://history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html (дата обращения: 11.11.17).
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.

Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...

Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способ...

Использование приёмов ТРИЗ на уроках английского языка в начальной школе

При обучении школьников английскому языку возникает следующая проблема: способности к языкам у всех учащихся разные, и преподаватель сталкивается с такой проблемой, как недостаток обученности некоторы...

Развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе

Доклад на тему"развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов ТРИЗ в начальной школе...

Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе

ТРИЗ развивает творческие способности....

«Использование приёмов ТРИЗ в начальных классах».

К нам в классы приходят дети с разным уровнем восприятия, подготовленности, с разными показателями здоровья, да наконец с разным настроением каждый день. Нам- педагогам нужно учитывать эти особенности...