Курс внеурочной деятельности "Мир геометрии"
статья по математике (2 класс)

Курс внеурочной деятельности "Мир геометрии" как один из способов формирования математической грамотности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mir_geometrii.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Добрый вечер  коллеги!

 Тема моего выступления :

Курс внеурочной деятельности «Мир геометрии» , как один из способов формирования математической грамотности у младших школьников. 

Свое выступление я хочу начать со слов    Ганса. Фройнденталя профессора математики:    «Обучение геометрии может иметь      смысл, если только используются связи с привычными пространствами»

 Изучение геометрического материала  начальной школе  играет большую роль

  1.    Развивает плоскостное и пространственное воображение, вооружает детей навыками черчения и измерения, имеющими большое жизненно-практическое значение
  2. Помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребёнка,  связанный с восприятием  предметов различной формы
  3. Работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы, и сделанные руками человека, позволяют подняться ребёнку с наглядно-образного уровня до  абстрактного словесно-логического уровня
  4. Развивает у детей умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, формулировать проблему, строить рассуждения об объекте, что способствует общему развитию личности ребёнка  
  5. Готовит учащихся к систематическому изучению курса геометрии
  6. Способствует  подготовке учащихся к выполнению заданий геометрического характера,  включенных в ВПР

В  ВПР в 4классе проверяются следующие предметные умения, геометрического характера, заданием под номером 5

  •    5.1 Умение исследовать, распознавать геометрические фигуры. Вычислять Р,  - прямоугольника,  квадрата, треугольника, находить S квадрата и прямоугольника
  • 5.2 Умение изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями ( отрезок, квадрат, с помощью линейки и угольника)

Курс «Мир геометрии» помогает детям в выполнении этого задания, я проанализировала результаты ВПР 2023  года, когда дети не занимались по данному курсу и своего 4 класса выпуска 2022года, выяснилось, что дети,  которые занимались  по курсу «Мир геометрии» показали более высокий процент выполнения данного задания .

Конечно, трудными заданиями в ВПР, по-прежнему, остаются задания на логическое мышление и умение решать текстовые многосоставные задачи. Если решение выражений для большинства детей остается посильным видом деятельности, то решение текстовых задач – трудным. Это опять опирается на читательскую грамотность, математические  способности и психологические особенности каждого ребенка.  И в решении данной проблемы нам поможет курс «Мир геометрии»,  о котором я расскажу сегодня

   автором  является О.Б Шамсутдинова

Цель курса: Расширение и углубление геометрических представлений  младших школьников

  • Задачи курса: формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;
  • развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;
  • учить изображать простые геометрические формы;
  • развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;
  • воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
  • Особенности курса:
  • Концентричность
  • Развитие логического мышления
  • Самостоятельность учащихся, творческое постижение материала
  • Основа занятий  -  практическая  деятельность учащихся.

Данный курс вводится со второго класса , программа рассчитана на 3 года и составляет  102 часа

Литература, которую я использую в ходе работы:

Рабочие тетради  авторы Бененсон, Итина

Тетради- книжки знакомят младших школьников с разнообразными линиями, рассматриваемыми на плоскости и в пространстве. Интересные творческие задания направлены на развитие логического мышления, формирование у учащихся начальных знаний и навыков по геометрии.
Тетради содержат материал  об объёме геометрических тел, о площади их поверхности и площади плоских фигур. Можно  выбирать  единицы измерения объёма и площади, научится определять объёмы и площади различных фигур, пользоваться метрической системой мер.  Окажут  помощь в создании  орнаментов, тетради содержат  множество геометрических  игр.

Эти рабочие тетради  есть в электронном варианте, по следующим ссылкам

Чтобы привить любовь к математике, её надо проигрывать. Это касается 1-2 классов, когда у детей происходит переход от игровой деятельности к учебной. Здесь очень помогают различные нестандартные занимательные задания, интерактивные тренажеры. Значительное место на уроках нужно отводить применению нестандартных логических, дидактических игр.

Игры на конструирование  плоскостных изображений предметов, из специальных наборов геометрических фигур

Цель игр: развитие у детей образного мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий; воспитание нравственно-волевых качеств: настойчивости, целенаправленности действий, желания думать, искать путь решения и приходить к положительному результату.

  • Игра «Волшебный квадрат» ( принцип игры, на квадрат с цифорой 2 положить фигуру у которой нет углов и она не синего и не зеленого цвета)
  • Игра «Пентамино»  принцип тетриса  родина Южная Колифорния Соломон Вольф Голомб, житель Балтимора, математик и инженер
  • Игра «Тетрамино» принцип тетриса – логическая головоломка квадратной или прямоугольной формы, придуманная Наоки Инаба  из Японии представляет собой тетрис на бумаге, фигурки можно вращать переворачивать
  • Игра «Танграм» из разрезанных частей квадрата , складывание животных и других предметов
  • Геометрическая доска – ГЕОБОРД
    Автор дидактического пособия египетский математик  Калеб  Гаттегно

Геоборд – необычная развивающая доска со штырьками, или мы изготавливали самостоятельно, путем нашивания пуговиц на картон, к которой прилагаются резиночки. С помощью резинок на доске создаются разные фигуры и рисунки.

Цель игры:

  1. Развитие внимания, памяти и усидчивости.
  2. Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов.
  3. Развитие воображения и творческих способностей ребенка.
  4. Развитие математических способностей и пространственного мышления

Для практической работы на занятиях, для решения головоломок, создания объемных моделей используем подручный материал, это и коктельные  трубочки, зубочистки, пластилин

Учимся находить периметр и площадь фигур, работаем с развертками объемных тел, учимся работать с циркулем, линейкой, угольником

Решать задачи на развитие логического мышления, с помощью интерактивной доски.

К концу изучения Курса «Мир геометрии» мы должны достигнуть следующих планируемых результатов

  • – описывать взаимное расположение предметов
  • в пространстве и на плоскости;
  • – распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой
  • угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
  • – выполнять построение геометрических фигур
  • с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
  • – использовать свойства квадрата и прямоугольника для решения задач;
  • – распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
  • – соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур

Под математической грамотностью понимается не сформированность вычислительных навыков, а умение анализировать, принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, познание окружающего мира средствами математики.  Мы не знаем, какие профессии будут востребованы в будущем, с какими технологиями столкнутся подрастающее поколение, но совершенно точно им потребуется умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать свою мысль, делать верный логический вывод, логически и осознанно исследовать причинно-следственные связи и явления реального мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир геометрии». 2 класс.

Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает системати­зировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предм...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.

Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас", 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир геометрии", 2 класс...

Программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"

       Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана и составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального...

Курс внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» как средство формирования УУД младших школьников

В статье отражены основные положения Концепции развития математического образования. Определена роль курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в формировании  операций мышления и универ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Страна Геометрия» в 4Б классе

laquo;Страна Геометрия»   общеинтеллектуальное   направление работы...