Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями
план-конспект урока по математике (4 класс)

Гомон Наталья Владимировна

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Тип урока: открытие нового 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismennoe_delenie_na_chisla_s_0.docx474.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18

имени Героя Социалистического Труда Александра Ивановича Максакова»

г. Балаково Саратовской области

Конспект урока математики

" Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями"

4 класс

Подготовила

 учитель начальных классов

Гомон Наталья Владимировна

2022г.


Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Тип урока: открытие нового знания

Цели:создать условия для формирования уменийприменять алгоритм письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепят алгоритм письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями, умение решать уравнения и задачи на движение, составлять обратные задачи.

Метапредметные: регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу, принимать и сохранять её;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять контроль по результату; оценивать правильность выполнения заданий;

Познавательные:

- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;

коммуникативные:

- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные:

- способствовать пониманию значения математических знаний в собственной жизни;

- способствовать формированию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

- способствовать формированию ориентации на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителя, товарищей;

- формировать способность к оценке своей учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint к уроку, дерево, цветы, бутоны.

Литература: 1. Математика, учебник для 4 класса начальной школы. Часть 2. Авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. Москва, «Просвещение», 2014 год.

2. Поурочные разработки по математике. 4 класс. Автор: О.И.Дмитриева. Москва, «Вако», 2014 год.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Повернитесь и улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу и присаживайтесь на свои места. Мы начинаем.

Давайте, ребята, учиться считать

Делить, умножать, прибавлять, вычитать,

Запомните все, что без точного счета,

Не сдвинется с места любая работа.

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

- Действительно, нет такой отрасли, в которой не применялись бы знания математики. Где мы используем эти знания?

- А как называются эти отрасли одним словом кто помнит? Вы узнаете это слово, решив примеры и записав ответы в порядке возрастания. Работаем в парах.

К

2000:2

Н

480:8

О

240:60

И

170*2

К

150:5

А

14*100

Э

2800:100

О

560:8

М

3020:10

Э

К

О

Н

О

М

И

К

А

- Какое слово получилось? Экономика.

Конечно. Какие отрасли объединяет экономика?(строительство, торговля, сельское хозяйство, промышленность и другие.)

2. Минутка чистописания

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите: 15 февраля. Классная работа.

На слайде ряд чисел: 50025, 60136, 70247, 80358, 90469, 100580

- Прочитайте числа. По какому принципу построен данный ряд? (каждый разряд увеличивается на 1)

- Найдите «лишнее» число. (100580).

- Докажите.

- Сколько в нем всего тысяч? (100) Сотен? 5. Десятков? 8.

- Пропишите всю строку это число, правильно записывая в клетке каждую цифру.

- Я знаю, что вы любите собирать пазлы, предлагаю вам математический пазл, отгадав который, вы поймете куда мы отправимся с новыми знаниями.

1. Игра "Пазлы".

На доске карточки с примерами, решаем устно, на обратной стороне логотип названия магазина.

900 : 3

300 : 2

240:8

8100 : 100

1500 : 3

630:90

638:90

7350:800 №102

IIIПостановка учебной задачи.

- Что объединяет эти примеры? (все на деление)

- Все ли удалось решить?

- В спирали зашифрована тема нашего урока, проверьте свое предположение открыв учебник на стр29.

 - Что сегодня узнаете на уроке? (Узнаем как делить числа с нулями на конце)

- К сожалению, пазл не удалось открыть до конца, но я верю, что вы справитесь с этими примерами и откроете последний кусочек загадки.

IVПостроение проекта выхода из ситуации затруднения.  

Подумайте, как можно разделить 630:90. Записать в тетрадь.

  • На какие удобные множители можно разложить делитель 90? (9 и 10)
  • 630: (9*10) Как будет удобнее вычислять?
  • 630:10:9=7. Или проще: сократить нули, разделить 63:9, получим 7.  Пазл.
  • Какие знания нам пригодились для решения? (знания таблицы умножения)
  • Так же можно выполнить деление с остатком 638:90
  • Удобно будет решать таким же способом как предыдущие примеры? Попробуйте разложить делитель и выполнить деление в строчку. Получится? (не получится)
  • Запишем пример столбиком.
  • Сначала разделим 638 на 10, мысленно отбросим последнюю цифру 8, полученное число 63:9, получим 7. Не забываем про 8, она меньше делителя, значит это остаток.Пазл
  • Рассмотрим №102, объяснимкак разделить7350:800
  • 7350:800 (7350 разделим на 100, мысленно отбросим две последние цифры, получим 73, поделим на 8, остаток 1 и не забудем про 50, читаем ответ: частное 9, остаток 150)Пазл

Физкультминутка.

Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)

Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)

Раз присядем,

(Приседания.)

Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.) 

Улыбнемся, Тихо сядем.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Давайте выполним устно №103, применив полученные знания. Пазл

- А теперь решим первые два примера №104.

VI.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Прочитайте задание. Запишите пример 167:40. Кто желает выйти и решить с объяснением. (Разделим 167 на 10, мысленно отбросим последнюю цифру 7, теперь 16:4, получим в частном 4, вспоминаем про 7, она меньше 40, значит это остаток, читаем ответ: частное равно 4, остаток 7). Пазл

- Решите второй пример самостоятельно.

- Какой ответ получился?

Открываем пазл.

- Верно, вы говорили, что знания  математики пригодятся нам для расчета расстояния.

Посчитайте какое расстояние от дома до магазина пройдет каждый из вас, если вы вышли из дома в 11:15 и дошли в 11:37, двигаясь со скоростью 2 м/сек. Сделайте чертеж к задаче и решите ее.

- Что нам известно? Что нужно найти? Сможем сразу ответить на вопрос? Какие данные нужно найти?

Решение:

1) 11:37 – 11:15=22 минуты – время пути

2) 22*60=1320 (сек)

3) 1320*2=2640 (м) – расстояние

Ответ: 2640 мПазл

VII. Включение в систему знаний и повторений. (Подготовка к впр)

Работа в группах над задачей.

-Ну что же, вы большие молодцы, что смогли собрать весь пазл. Так куда же мы отправимся применять полученные знания?

- Идем  в магазин за продуктами. Дети заранее разделены на группы, каждая группа получает задание.

Прочитайте текст задачи на карточке, рассмотрите «витрину магазина» и ответьте на вопрос. Решение и ответ задачи запишите на карточке.

Гр. 1: У Вани было 500 рублей, после покупки нескольких коробок молока по цене 80 рублей у него осталось 260 рублей. Сколько коробок молока купил Ваня?

  1. 500-260=240(руб) – стоимость молока
  2. 240/80=3 (шт) – количество коробок молока

Гр. 2: Лена  купила 3 творожка по 40 рублей за каждый и шоколадку за 60 рублей, стоимость всей покупки составила одну третью часть от ее денег. Сколько денег было у Лены.

1) 40*3+60=180 (руб) – вся покупка

2) 180*3=540 (руб)

Гр.3: У Лены было 500 рублей. Она купила 3 питьевых йогурта по 60 рублей за каждый и коробку молока. Стоимость всей покупки составила половину от всех ее денег. Узнайте цену молока.

  1. 60*3=180(руб) – стоим йогуртов
  2. 500/2=250(руб) – стоимость покупки
  3. 250-180=70 руб – цена молока

- Каждая группа объявляет свое решение и ответ.

VIII. Рефлексия деятельности

- Чему мы учились на уроке?

- Все ли получилось?

- Известно, что покупки поднимают настроение.  

- Давайте посмотрим, все ли уйдут с урока довольные (смайлы на выбор: все получилось, было трудно, но я справился, совсем ничего не понял).

Домашнее задание

Стр. 29 № 107.

*Стр. 29 №104

- Давайте решим задачу. Два соседних участка имеют одинаковую площадь, но они разные по форме. Первый участок вы видите в карточке на вашем столе, а второй участок имеет прямоугольную форму. Найдите площадь первого участка и начертите второй участок в своей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе с применением ИКТ. Тема: «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями»

Цель: отработать письменные приемы деления на числа, оканчивающиеся нулями;          развивать умение решать задачи, вычислительные навыки; логическое мышл...

Урок математики 4 класс Тема: "Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями"

В данном материале представлен конспект урока и презентация. В разработку включена дидактическая игра для интерактивной доски....

Конспект урока Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Конспект урока Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями...

«Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями»

Цели деятельности учителя: Способствовать ознакомлению с приемом письменного деления с остатком на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном получается однозначное число, развитию вычислительных н...