Система работы по развитию математических способностей детей
рабочая программа по математике

Хроменкова Марина Павловна

Система занятий, организованных в занимательной игровой форме, не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Александр\Pictures\img155.jpg


 «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Пояснительная записка

Математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества учащихся — внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но для эффективного развития детей средствами математики важно полноценно реализовать возможности каждого возрастного этапа, чтобы каждый из этапов - в том числе и дошкольное детство — стал ступенькой для следующего.

В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов- практиков убедительно показывают, что для успешного обучения детей в школе важнее не специальная подготовка по предмету, которая при неумелом ее проведении может привести к перегрузке, нежеланию учиться, затормозит развитие детей и нарушит непрерывность образовательного процесса. Главное — сформировать у ребенка психологическую и общеучебную готовность к школе, развить у него познавательный интерес, внимание, память, мышление, речь, инициативность, общительность, творческие и деятельностные способности.

В основу моей работы положены концептуальные идеи дошкольного образования, представленные в образовательной системе Л.Г. Петерсон.

Направленность

Работа  направлена на познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Практическая значимость

Практическая значимость состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.

Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию математических представлений понятно, что основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, поэтому занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием различных дидактических игр, что позволяет детям успешно овладеть различными математическими представлениями. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявлении существенных признаков. А педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Отличительная особенность программы.

Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.

В основу работы по программе положены следующие принципы:

  • принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);
  • принцип проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
  • принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
  • принцип психологической комфортности - создание  спокойной

доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

  •  принцип         творчества         –         формирование         способности        находить нестандартные решения;
  • принцип индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.

Система занятий, организованных в занимательной игровой форме, не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Работа строится на оптимальных для дошкольников формах организации детских видов деятельности, таких как игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные), беседы, решение проблемных ситуаций, моделирование, экспериментирование и др.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

Цели и задачи

Реализуемая цель: Развитие интеллектуальной сферы воспитанников, овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления.  Задачи

1)        Развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логические и наглядно-образные виды мышления и типы памяти, основные мыслительные операции, основные свойства внимания через систему занятий кружка.

2)        Совершенствовать диалогическую речь детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

3)        Учить деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда.

4)        Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые.

5)        Учить устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.

6)        Формировать мотивацию учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

Заключение

Регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

В ходе исследования мною была подтверждена гипотеза о том, что применение дидактических игр способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

Список используемой литературы

  1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 
  2. А. Белошинская – кандидат пед. наук «Математика и дети»
  3. Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 5 - 6 лет», М.: ТЦ   Сфера,   2001.
  4. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста/ Е.Н. Лебеденко. – СПб.: Детство – Пресс, 2003 г.
  5. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
  6. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
  7. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

Приложение 1

Перспективное планирование работы в старшей группе

Месяц

Самообразование

С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

Планировать работу  с детьми на новый учебный год.

Подбор литературы по теме самообразования

Подготовить консультацию для родителей на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Мониторинг, анкетирование.

Работа с документацией. Изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании», других нормативных документов.

Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений, сюжетных картинок Изучение особенностей фэмп старших дошкоьников. 

Беседа «Как люди научились считать».

Анкетирование.

Оформление  информационных материалов (памятки. рекомендации, буклеты и др.)

Изучение опыта специалистов ДОУ и педагогов др. ДОУ

Октябрь

Продолжить изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала раздела образовательной программы: область «Познание»
Работа над развивающей математической средой группы.
Знакомство с литературой. Оформление уголка группы.

Продолжать оформлять картотеку д/игр уголок игры, наглядно-дидактический материал по развитию фэмп.

Д/ игра «Сложи из треугольников». Геометрические фигуры в загадках.

Проведение консультации  для родителей (законных представителей) детей группы № 1 на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Ноябрь

Разработка картотек игр по ФЭМП.
Подбор материала.

Игра «Подбери ключик к замочку». Цель: научить соотносить форму и вкладыш; развить зрительно-двигательные координации, моторику; закрепить знание основных цветов; развить внимание, речь.

Оформление  уголка для родителей  «Математические загадки».

Беседы с воспитателями.
Обмен опытом по проблеме

Декабрь

Работа над созданием методических папок.
Подбор материала по темам.

Д/ игры с использованием опорных схем для составления описательных рассказов

Родительское собрание на тему «Игра и математика»

Обмен опытом по проблеме

Январь

 Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.
- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)

Использование народного творчества в фэмп.

Пополнение картотек загадок; пальчиковой гимнастики; стихотворений

Участие родителей

в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

Февраль

-Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала 

- Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе (пополнение центра «Знайка»)

Сюжетно – ролевая игра «Мы строители».

Загадываем математические загадки.

Беседа «По дороге в детский сад».

Участие родителей

в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

Консультации, рекомендации для педагогов по использованию  развивающих игр при формирова-нии элементар-ных математи-ческих представлений.

Март

- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

Подготовить памятку для родителей детей старшей группы «Скоро в школу нам идти».

Апрель

Матем.  развлечение для детей «Путешествие в страну чудес».
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного настольно-печатные игры).

Изготовление дидактических пособий по ФЭМП

Участие родителей

в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

В течение года

Посещение методических объединений; просмотр вебинаров.

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

Май

- Анализ, оформление результатов диагностики Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.
Подбор методической литературы.

Математическое развлечение «В гостях у бабушки Наташи»

Математические загадки, времена года, соответствие между числом и количеством предметов.

Мониторинг.

Отчет в форме презентации по теме самообразования.

Перспективное планирование работы в подготовительной группе

Месяц

Самообразование

С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

Планировать работу  с детьми на новый учебный год.

Подбор литературы по теме самообразования

Подготовить консультацию для родителей на тему «Развитие мышления через использование логических задач».

Мониторинг, анкетирование.

Работа с документацией. Изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании», других нормативных документов.

Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений, сюжетных картинок Изучение особенностей логического мышления старших дошкольников. 

Анкетирование.

Оформление  информационных материалов (памятки. рекомендации, буклеты и др.)

Изучение опыта специалистов ДОУ и педагогов др. ДОУ

Октябрь

Продолжить изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала раздела образовательной программы: область «Познание»
Пополнение предметно- пространственной развивающей среды по развитию логического мышления.

Продолжать оформлять картотеку д/игр уголок игры, наглядно-дидактический материал по развитию фэмп.

Д/ игра «Сложи из треугольников». Геометрические фигуры в загадках.

Привлечение родителей к пополнению предметно- пространственной среды по развитию логического мышления.

Организация выставки средств игрового оборудования по развитию логического мышления.

Ноябрь

Разработка серии математических задач «Математический знайка».

Проведения в ходе режимных моментов математических задач «Математический знайка».

Игра: «Цветные числа». «Найди дом для палочки», «Что пропустили?»

Разработка наглядно-иллюстративной папки-передвижки для родителей «Игры-головоломки как средство развития логического мышления».

Беседы с воспитателями.
Обмен опытом по проблеме

Декабрь

Работа с методической папкой «Картотека

математических задач»

Д/ игры с использованием простых логических задач.

Игры с использованием блока Дьенеша «Украсим елочку»

Январь

- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

Игра: «Цветные коврики -2», Игра: «Измерение с помощью палочки – мерки».

Открытое занятие «Снежная королева» (система Х. Кюизенера и Дьенша)

Разработка памятки для родителей «Развитие логического мышления дошкольников с использование блоков Дьенеша».

Обмен опытом по проблеме на педсовете

Февраль

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с использованием счетных палочек, развивающей игры «Танграм»)

- Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе (пополнение центра «Знайка»)

Игры с использованием блока Дьенеша «Логический поезд».

«Открытка на праздник» при помощи мозаики из геометрических фигур игры «Танграм».

Рекомендации родителям по теме «Организация игр для детей дошкольного возраста дома с использованием занимательного математического материала»

Март

- Использование игр Воскобовича;

игр на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Танграмм);

Шахматы, шашки.в совместной деятельности с детьми.

Аппликация при помощи мозаики из геометрических фигур игры «Танграм» по замыслу детей.

Развлечение по ФЭМП «Вечер математических игр» Игры с блоками: «Две дорожки», «Поймай тройку».

Памятка «Развитие логического мышления дошкольников»

Апрель

Подготовка и проведение развлекательно-познавательной программы «В стране логики»

Развлекательно-познавательная программа «В стране логики».

Играем в шашки и шахматы.

Участие родителей

в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики»

В течение года

Посещение методических объединений; просмотр вебинаров.

Организация игр на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей; пособия «Логические блоки Дьенеша».

Оформление папки- передвижки для родителей «Занимательная математика дома».

Дискуссии, обмен опытом  по теме самообразования

Май

Итоговый мониторинг уровня сформированности логического мышления у воспитанников в подготовительной группе.

Мониторинг.

Индивидуальные беседы с родителями по результатам проведенного мониторинга уровня сформированности логического мышления воспитанников подготовительной группы.

Обобщение опыта работы «Использование средств математики в развитии логического мышления дошкольников»

Отчет в форме презентации по теме самообразования.

Оценочные материалы

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Основной целью системы оценки достижения детьми планируемых результатов освоения программы является определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, свое- временная корректировка и оптимизация форм и методов образовательной работы с детьми, разработка индивидуальных образовательных маршрутов.

Предлагаемая система мониторинга представляет собой педагогическую диагностику, основанную на наблюдении за детьми и моделировании несложных диагностических ситуаций, которые можно проводить с детьми индивидуально или в небольших подгруппах (6–8 человек).

Система оценок мониторинга трехуровневая:

3 балла – умение сформировано устойчиво (ребенок самостоятельно справляется с заданием);

2 балл – умение сформировано неустойчиво (то есть находится в зоне

ближайшего развития: ребенок справляется с заданием лишь в совместной деятельности со взрослым);

1 баллов – умение не сформировано (ребенок не справляется с заданием даже при помощи взрослого).

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ

К завершению первого года обучения (к 5 годам)

1. Умеет считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов; умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На котором месте справа (слева)?», располагать числа от 1 до 8 по порядку.

Воспитатель задает детям (группе из 6-8 человек) вопрос о том, сколько предметов находится на столе (на доске и т. п.), просит выбрать карточку с соответствующим числом, просит принести 8 предметов (отсчитать от большего количества), просит принести вот столько (показывает карточку с числом в пределах восьми) предметов, спрашивает, на котором месте справа (слева) находится предмет, просит поставить предмет на 3-е, 5-е, и т. п. место справа (слева), расположить карточки с записью чисел (1-8) по порядку.

3 балла – правильно выполняет задание сам.

2 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам или после наводящего вопроса взрослого.

1 балл – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.

2. Умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Воспитатель просит детей (группу из 6-8 человек) выбрать из лежащих на столе фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы одного цвета и размера) квадраты (прямоугольники, овалы), при показе квадрата (прямоугольника, овала) ответить на вопрос: «Как называется эта фигура?», выбрать картинки с изображением предмета квадратной (прямоугольной, овальной) формы (воспитатель называет и показывает квадрат, прямоугольник, овал).

3 балла – правильно выполняет задание сам.

2 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.

1 балл – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.

3. Умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними.

Воспитатель собирает небольшую группу детей из 6-8 человек и предлагает каждому ребенку расставить 5 столбиков разной высоты от самого низкого до самого высокого, разложить 5 полосок разной длины от самой короткой до самой длинной, сравнить две полоски по ширине.

3 балла – правильно выполняет задание сам.

2 балл – может допускать ошибки, но самостоятельно находит и исправляет их (или после наводящего вопроса взрослого).

1 балл – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.

4. Умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает их последовательность.

Воспитатель дает детям (группе из 6-8 человек) задание посмотреть вверх и вниз, сделать шаг вперед и назад, пойти направо и налево, взять игрушку в правую или левую руку, рассказать, как называется часть суток, когда люди просыпаются и собираются на работу, в школу, в садик, в какое время суток люди обедают, ужинают, в какое время суток все ложатся спать, что идет после утра (дня, вечера).

        3         балла – правильно выполняет задание сам.

2 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.

1 балл – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.

К завершению второго года обучения (к 6 годам)

1. Умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов.

Воспитатель задает детям (группе из 6-8 человек) вопрос, сколько предметов находится на столе (на доске и т. п.), просит выбрать карточку с соответствующим числом, просит от большего количества отсчитать 10 предметов, просит принести вот столько (показывает карточку с числом 9-10) предметов, спрашивает, на котором месте справа (слева) находится предмет, просит поставить предмет на 10-е, 7-е и т. п. место справа (слева), расположить карточки с записью чисел (1-10) по порядку, назвать числа в прямом и обратном порядке.

3 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

2балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

1 балл – не может выполнить задание.

2. Умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при сравнении пользоваться знаками =, >, <, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда.

Воспитатель предлагает каждому ребенку с помощью знаков =, >, <, сравнить по количеству две группы предметов и ответить на вопрос: «На сколько больше?», просит назвать числа, меньшие (большие) какого-либо числа, и объяснить, на каком основании он делает такое заключение.

3 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

2 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

1 баллов – не может выполнить задание.

3. Умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5. 

Воспитатель предлагает каждому ребенку выполнить сложение и вычитание в «мешках», показать части и целое.

        3 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

        2 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

        1 балл – не может выполнить задание.

 

4. Умеет составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам, отвечать на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах пяти.

Воспитатель предлагает небольшой группе детей составить задачу по картинке, обращает внимание на четко сформулированное условие и вопрос, просит ответить на вопрос: «Что в задаче известно?», «Что в задаче нужно узнать – часть или целое?», «Как это можно сделать?»

3 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

2 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

1балл – не может выполнить задание

 

5. Умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражать в речи зависимость результата измерения величин от величины мерки.

Воспитатель предлагает детям измерить длину одной полоски с помощью разных мерок и объяснить разницу в полученных результатах.

        3 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

        2 балла – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

        1 балл – не может выполнить задание.

 

6. Умеет выражать словами местонахождение предмета относительно другого человека, умеет ориентироваться на листе бумаги.

Воспитатель предлагает небольшой группе детей встать справа (слева) от воспитателя, нарисовать круг в верхнем правом (нижнем левом, верхнем левом, нижнем правом) углу.

3 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

2балла – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

1балл – не может выполнить задание  

К завершению третьего года обучения (к 7 годам)

1. Умеет называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, обозначать числа 1-10 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью цифр, печатая их в клетках.

Воспитатель предлагает детям назвать для какого-либо числа последующее и предыдущее без опоры на наглядность, обозначить данное количество предметов возможными способами.

        3 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

        2 балла – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

        1 балл – не может выполнить задание.

 

2. Умеет определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка.

Воспитатель предлагает детям разделить группу предметов (от 3 до 10) на две части всеми возможными способами, ответить на вопрос: «Из каких частей можно составить данное число?», с помощью «домика» состава числа выполнить сложение и вычитание.

        3 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

        2 балла – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

        1 балл – не может выполнить задание.

3.        Умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.

Воспитатель предлагает детям выполнить сложение и вычитание в пределах первого десятка с помощью числового отрезка.

3балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

2балла – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

1балл – не может выполнить задание.

4.        Умеет пользоваться линейкой для измерения длины.

Воспитатель предлагает детям с помощью линейки измерить длину отрезка (1-10см).

        3 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

        2 балла – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

1балл – не может выполнить задание.

5.        Умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана.

Воспитатель предлагает детям выполнить графический диктант, описывая движение карандаша по клеткам (одна клетка вправо, две клетки влево и т. д.), найти в группе игрушку, местоположение которой обозначено на созданном совместно плане группы.

        3балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

2балла – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

        1балл – не может выполнить задание.

6.        Умеет в простейших случаях пользоваться часами.

Воспитатель спрашивает ребенка, который час (часы со стрелками находятся в поле зрения ребенка и показывают время 3 часа, 10 часов, 7 часов и т. п.).

3балла – правильно называет время.

2балла – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

1балл – не может выполнить задание с помощью взрослого


Таблица педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения

к завершению первого года обучения (к 5 годам)

Фамилия

Умеет         считать         в         пределах         8,         от-

Умеет узнавать и

Умеет         непосредственно

Умеет         определять         направ-

п/п

Имя ребёнка

считывать 8 предметов от большего количества,  соотносить запись чи- сел 1-8 с  количеством предметов;

называть квадрат, прямоугольник, овал, находить в окружаю-

сравнивать         предметы         по

длине, ширине, высоте, рас- кладывать до 5 предметов в

ление         движения         от         себя

(вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); показывает

умеет находить место предмета в ряду,

щей обстановке пред-

возрастающем порядке, выра-

правую и левую руки; называ-

отвечать на вопрос: «На котором   ме-

меты, сходные по

жать в         речи

соотношение

ет части суток, устанавливает

сте справа (слева)?», располагать числа от 1 до 8 по порядку.

форме.

между ними.

их последовательность.

Таблица педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения программы

к завершению второго года обучения (к 6 годам)

Фамилия

Умеет считать в

Умеет сравнивать

Умеет склады-

Умеет составлять

Умеет измерять

Умеет         выра-

п/п

Имя ребёнка

пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно

группы предметов по количеству на основе составления пар, при

вать и вычи- тать, опираясь на нагляд-

простые (в одно действие) задачи по картинкам, отвечать

длину предме- тов с помощью мерки   и выра-

жать словами местонахожде- ние предмета

 

 

пользоваться поряд-

сравнении пользоваться

ность, числа в

на вопросы: «Что

жать в речи за-

относительно

 

 

ковыми и количе-

знаками =, >, <, отвечать

пределах 5.

в задаче извест-

висимость         ре-

другого челове-

 

 

ственными числи-

на вопрос: «На сколько

 

но?», «Что нужно

зультата измере-

ка, умеет ориен-

 

 

тельными; соотносит

больше?»; сравнивать

 

найти?», решать

ния величин от

тироваться         на

 

 

запись чисел 1-10 с количеством предме-

числа на основании знания свойств числово-

 

задачи в пределах пяти.

величины мерки.

листе бумаги.

 

 

тов

го ряда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения программы

к завершению третьего года обучения ( к 7 годам)

Фамилия

Умеет называть для

Умеет опреде-

Умеет использо-

Умеет пользо-

Умеет         ориен-

Умеет в про-

п/п

Имя ребёнка

каждого числа в преде- лах 10 предыдущее и последующее числа,

лять на основе предметных действий состав

вать числовой от- резок для присчи- тывания и отсчи-

ваться линейкой для измерения длины

тироваться на листе бумаги в клетку, ори-

стейших слу- чаях пользо- ваться часами

 

 

обозначать числа 1-10 с

чисел первого

тывания одной или

 

ентироваться в

 

 

 

помощью групп предме-

десятка.

нескольких единиц

 

пространстве с

 

 

 

 

 

 

 

тов и точек, а также с помощью цифр, печатая их в клетках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

помощью плана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль кружковой работы в развитии творческих способностей детей

Роль кружковой работы в развитии творческих способностей детей....

Развитие математических способностей детей, совершенствование математических навыков при помощи устного счёта и решения задач.

Совершенствовать вычислительные навыки, воспитывать у детей интерес к изучаемому предмету....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Определяются задачи, решение которых должно привести кформированию духовно богатой, физически здоровой, социально активнойтворческой личности....

Система работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности с применением региональных условий

     Одна из задач трудового обучения является формирование и развитие творческих способностей младших школьников. Обучаясь, дети приобретают необходимые для творческого труда на...

Современные педагогические технологии в области развития математических способностей детей

Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждогот ученика ,воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизнив высокотехнологичном, конкурентном мире....

Отчет по самообразованию "Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Огромную роль в умственном воспитании, в развитии интелекта дошкольников играет математика. Доступной и эффективной формой усвоения математических знаний являются занимательные дидактические игры мате...