Технологическая карта урока по математике
методическая разработка по математике (2 класс)

Учебный предмет: Математика

Тема: Наименьшее трёхзначное число. Сотня.

Тип урока: открытие нового знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naimenshee_trehznachnoe_chislo._sotnya.docx831.31 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Школа: МБОУ Болгановская СОШ 

Класс: 2

Учитель: Сандыкова Валентина Николаевна

Образовательная система: Школа России 

Учебный предмет: Математика

Тема: Наименьшее трёхзначное число. Сотня.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

Содержательная: ознакомление с образованием и записью наименьшего трёхзначного числа.

Деятельностная: создание условий для формирования умения образовывать и записывать наименьшее трехзначное число – сотню.

Задачи:

Образовательные:

1.Способствовать формированию знаний: как образуется число 100, отличительные особенности числа 100 от двузначных и однозначных чисел;

2. Продолжить формировать умение записывать двузначные и однозначные числа, решать простые и составные задачи изученных видов;

3.Формирование знания о том, что 1 сотня - это 10 десятков;

4.Отрабатывать умение определять разрядный состав числа, роль каждой цифры в числе.

Воспитательные:

1.Воспитывать положительную мотивацию и интерес к учению;

2.Формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;

3.Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Развивающие:

1. Формировать способность понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели;

2. Формировать умение строить логическую цепочку рассуждений;

выполнять учебные действия в устной и письменной форме; 

овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

искать средства её осуществления; 

3. Формировать умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

4. Формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

5. Формировать умение участвовать в диалоге, выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению;

6. Формировать умение достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты

Предметные:

1.Формирование знаний: как образуется число 100, отличительные особенности числа 100 от двузначных и однозначных чисел;

2. Формирование умения записывать двузначные и однозначные числа, решать простые и составные задачи изученных видов;

3.Формирование знания о том, что 1 сотня - это 10 десятков;

4.Умение определять разрядный состав числа, роль каждой цифры в числе.

Личностные:

1.Проявлять положительную мотивацию и интерес к учению;

2.Умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;

3.Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1. Понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели;

2. Умение строить логическую цепочку рассуждений;

выполнять учебные действия в устной и письменной форме; 

овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

искать средства её осуществления; 

3. Умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

Регулятивные УУД:

1.Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.

Коммуникативные УУД:

1. Умение участвовать в диалоге, выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению;

2. Умение достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: Презентация, Учебник: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И, Степанова С.В. Математика. 2 класс. Часть 1. – М.: Просвещение, 2021. – Стр.12.

                                                                                           

                                                                                                                         Сценарий урока:

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята.

- Присаживайтесь.

1.2. Эмоциональный заряд

- Ребята, а вы знали, что в стране Математики есть не простые дома.

-Там есть: Дом Логики, Дом Внимательности и Дом Счёта.

- Давайте мы с вами тоже построим такие домики.

- 1 ряд – Дома Логики

- 2 ряд – Дома Внимательности

- 3 ряд – Дома Счёта

(Дети в парах соединяют руки домиком)

- Посмотрите сколько у нас домов.

- А теперь, взяв внимательность, логику, умение хорошо считать, мы отправляемся узнавать новый материал.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

В парах делают домики, соединяя руки.

 

Фронтальная

Парная

 

Л1

Л3

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация

Устный счёт

- Ребята, сейчас я предлагаю вам немного посчитать устно.

- Первое задание.

- На слайде вы видите пропущенные числа.

- Вам нужно найти закономерность и вставить пропущенные числа.

3,6, _, _, 15, _.

- Итак, какие числа вы вставите в место точек? (9, 12, 18)

- То есть какая закономерность в последовательности чисел? (Каждое следующее число увеличивается на 3.)

- Верно, молодцы!

10, 20, _, 40, _, _.

- А здесь, какие числа пропущены? (30, 50,60)

- Какую здесь закономерность вы обнаружили? (Каждое следующее число увеличено на 10).

- Правильно, молодцы!

- А теперь, я буду говорить количество десятков и единиц, а вам нужно назвать это число.

1 дес. 2 ед. = 12

3 дес. 4 ед. =34

4 дес. 9 =49

5дес. 7 ед. = 57

6 дес. 3 ед. =63

- Хорошо.

- А теперь, наоборот. Я буду называть число, а вы говорить сколько там десятков и сколько единиц.

- Назовите число, в котором 3 десятка и 4 единицы (34), 4 десятка и 3 единицы (43), 7 десятков (70), 5 десятков (50), 6 единиц (6), 8 десятков и 4 единицы (84)

- Молодцы!

57, 30, 66, 92,42,24, 19,91,74, 87. (На слайде.)

- Какое из чисел самое наибольшее?

- Какое число самое наименьшее?

- Назовите соседей числа, в котором 0 единиц.

- Чем похожи и чем отличаются числа 42 и 24? (Похожи тем, что в них есть одинаковые цифры. Отличаются количеством десятков и единиц.)

- Хорошо, молодцы!

Устанавливают закономерность пропущенных чисел и вставляют их на месте пропусков.

По разряду десятков и единиц называют число.

Определяют сколько десятков и единиц в числе.

Находят из чисел  наибольшее и наименьшее.

Называют соседей числа 30.

Называют схожие и отличительные черты чисел 42 и 24.

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Пр4

П3

Л1

П2

К1

К2

Пр4

К1

К2

 3. Этап выявления места и причины затруднения.

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Самоопределение к деятельности

(Беру 10 палочек и выкладываю их по одной на стол, учащиеся считают.)

- Сколько получилось палочек? (10.)

- Как по – другому сказать «десять палочек»? (Десяток палочек.)

(Связываю палочки в один пучок и делаю запись на доске, а дети – в тетрадях.)

10 ед.=1 дес.

(Выкладываю на стол пучки палочек по 10 штук в каждом, а учащиеся считают.)

- Сколько получилось десятков? (10)

- А сколько это отдельных палочек? (100)

(Делаю запись на доске, а учащиеся – в тетрадях.)

10 дес. = 1 сот.

1 сот. = 100ед.

Считают, сколько палочек выложено.

Записывают в тетради вывод о том, что 10 ед =1 дес, 10 дес.=1 сот, 1сот.=100ед.

Фронтальная

Пр1

Пр3

Пр4

К2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

 Формулирование темы, цели и задач урока.

-Сформулируйте тему урока.

- Какую цель поставим на уроке?  

- Что будем делать, чтобы достигнуть нашей цели?

Тема: «Сотня.»

Цель: познакомиться с числом 100

Задачи:

1.Решать примеры с сотней.

2. Решать задачи.

3.Работать по учебнику.

Фронтальная

П1

Р1

К1

К2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач

5.1. Работа по учебнику (с рисунками)

-Ребята, откройте учебники на стр. 12, посмотрите в рамочки на полях.

- Правильно ли мы с вами вывели правило, о том, сколько в 1 сот. содержится единиц? (Да, правильно).

- Теперь, рассмотрите рисунки вверху страницы учебника.

- Скажите, сколько палочек на первом рисунке? (24)

- Как вы посчитали?  (В одном пучке 10 палочек. На рисунке 2 пучка палочек и ещё 4 единицы.)

- Правильно, молодцы!

5.2. Запись количества палочек в пучках, в десятках и единицах (№1 стр.12).

- Откройте свои тетради, запишите число, классная работа, номер 1.

- Итак, запишем, число, которое мы получили, посчитав палочки на 1 рисунке.

(Один ученик записывает на доске, остальные в тетради).

1) 24 = 2 дес. 4 ед.

- Теперь, посчитаем количество палочек на втором рисунке, сколько их? (31)

- Как вы посчитали? (В одном пучке 10 палочек. Таких пучков на рисунке 3 и ещё 1 единица.)

- Хорошо, запишем.

(Один ученик записывает на доске, остальные в тетради).

2) 31 = 3 дес. 1 ед.

- Рассмотрим последний рисунок, сколько палочек здесь вы насчитали? (100)

- Как вы считали? (На рисунке 10 пучков. В каждом пучке по 10 палочек. Отдельных палочек, то есть единиц нет. Значит, в каждом пучке по 1 дес. Десятков 10. 10 дес. =1 сот.).

- Молодцы! Запишем.

(Один ученик записывает на доске, остальные в тетради).

5.3. Формулирование вывода о том, что сотня – это наименьшее трёхзначное число

-Сколько цифр использовали для записи числа 100? (Три)

- Как называют числа, состоящие из трех цифр? (Трёхзначные)

- Какое число при счёте стоит перед числом 100? (99)

(Число 99 двузначное, значит, 100 – наименьшее трехзначное число.)

- Что обозначает цифра 1 в записи чисел:

  • 1 (количество единиц);
  • 10 (количество десятков;
  • 100 (количество сотен).

- Что вы можете сказать о числе 100? (Наименьшее трёхзначное число. 1 сот. =10 дес., 1 сот. =100 ед.)

5.4. Физминутка

- Сейчас немного отдохнём.

- Встаньте пожалуйста.

- Повторяйте за мной.

Открывают учебники, работают с рисунками пучков палочек.

Считают палочки на рисунках.

Записывают в тетради число, классная работа.

Записывают количество дес. и ед. которое получили при подсчёте палочек в пучках на рисунках.

Отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

Повторяют движения за учителем.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

 

Пр1

Пр3

Пр4

Л3

Пр2

Пр4

Л3

П1

Пр1

Пр3

Пр4

К2

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Работа над задачей №6. Стр. 12.

математика 2 класс Моро, Волкова, Бантова, Бельтюкова - 1 часть страница 12

- Прочитайте задачу.

- Задачу прочитает….

- О чём говорится в задаче? (О моркови и капусте)

- Что с ними делали? (Сын с отцом несли из магазина)

- Что нёс Митя из магазина? (Морковь)

- Какова масса моркови? (2 кг)

- Какова масса капусты? (Точно не сказано, но на 6 кг больше, чем моркови).

- Какой вопрос задачи? (Сколько всего килограммов моркови и капусты они несли?)

-Итак, запишите в тетради № 6. (Один ученик будет записывать на доске остальные в тетрадях)

- Запишем краткую запись.

математика 2 класс Моро, Волкова, Бантова, Бельтюкова - 1 часть страница 12. Номер 6

- Как будем рассуждать при решении задачи? (Нам нужно узнать общую массу овощей. Для этого нужно сложить массу моркови и капусты. Но масса моркови нам известна, а капусты нет. Значит, нужно сначала найти массу капусты.)

- Каким действием найдём массу капусты? (Сложением).

1) 2 + 6 = 8 (кг) – масса капусты.

- Теперь, зная массу капусты и массу моркови, можем ли мы ответить на вопрос задачи? (Да)

2) 2 + 8 = 10 (кг) – всего овощей.

- Запишем ответ.

Ответ: 10 кг овощей они несли.

Читают задачу.

Определяют о чём говорится в задаче.

Записывают данные из задачи в виде краткой записи.

Записывают решение задачи и ответ.

Фронтальная

Индивидуальная

Пр2

Л3

К1

К2

П2

П3

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Самостоятельная работа

-Сейчас вы выполните задание самостоятельно.

- Я буду говорить разряды, а вы должны будете записать число, которое соответствует этому разряду.

- Например, я скажу запишите число, в котором 4дес. и 7 ед.

- Какое число вы запишите? (47)

- Хорошо. Числа будете записывать в строчку через запятую.

- Только будьте очень внимательны, некоторые числа могут повторяться.

- Итак, начнём.

Запишите число, в котором:

1). 5дес. и 3 ед.

2). 2дес. и 2 ед.

3). 10 дес.

4). 1 ед.

5) 9 дес. и 9 ед.

6). 8 ед.

7). 100 ед.

- Подчеркните число, которое повторилось несколько раз.

- Подчеркните наибольшее двузначное число.

- Итак, проверяем все вместе.

53

22

100

1

99

8

100

- Какое число повторилось 2 раза? (100)

- Какое самое наибольшее двузначное число из этих? (99)

- Поднимите руку, кто выполнил всё правильно.

- Молодцы!

Выполняют задание самостоятельно.

Записывают числа по количеству десятков и ед.

Подчёркивают число, которое они записали 2 раза.

Подчёркивают наибольшее двузначное число.

Проверяют записанные числа.

Отвечают на вопросы.

Индивидуальная

Фронтальная

Р1

Пр1

Пр2

Пр3

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Сравнение единиц длины (№5 стр.12)

- Продолжаем работать № 5 на стр.12.

- Как вы думаете, что нам нужно сделать? (Сравнить единицы длины)

- Подписывайте в тетради № 5.

- Итак, в 1 см сколько мм? (10 мм)

— Значит, какой сделаем вывод? (9 мм < 10 мм)

- Какой знак поставим? (9 мм < 1 см)

- Записываем. (Один ученик у доски, остальные в тетради).

9 мм < 1 см

9 мм < 10 мм

- Смотрим следующую длину.

- Мы уже сказали, что в 1см 10мм.

- Какой сделаем вывод? (1 см = 10 мм.)

- Записываем. (Один ученик у доски, остальные в тетради).

1 см = 10 мм

10 мм = 10 мм

- Теперь скажите, сколько в 1 дм см. (в 1дм 10см)

- Какой сделаем вывод? (1дм = 10см)

- Записываем. (Один ученик у доски, остальные в тетради).

1 дм = 10 см

10 см = 10 см

- Давайте сравним последнюю длину.

-Сколько в 1 дм мм? (100)

- Какой сделаем вывод? (100 мм > 10 мм)

- Записываем. (Один ученик у доски, остальные в тетради).

1 дм > 10 мм

100 мм > 10 мм

- Хорошо молодцы!

 

Выполняют №5 в учебнике.

Сравнивают единицы длины.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Пр2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,

- Какую тему мы изучали сегодня на уроке? (Сотня)

- Что нового вы узнали?

- Какое число стоит перед числом 100? (99)

- За числом 99 идёт уже трёхзначное число, что это значит? (99 – это наибольшее двузначное число)

- Какое наименьшее трёхзначное число вы знаете? (100)

- Сколько десятков в 1 сотне? (10 десятков)

- Сколько в 1 сотне единиц? (1сотня =100ед.)

- Наш урок подошел к концу.

- Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают, что узнали на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

Фронтальная

Индивидуальная

Р1

К1

К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике 3 класс. Тема урока : " Площадь прямоугольника"

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: МатематикаУчебник: «Математика 3 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова Тема: «Площадь прямоугольника»Тип: Урок «открытия» новог...

Технологическая карта урока по математике "Числа от 0 до 10" (урок-закрепление)

Данный конспект "Числа от 0 до 10" для 1 класса. Проводится в виде игры-путешествия....

Технологическая карта урока по математике 1 класс.Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть стр. 104-105;

Тип урока- изучение нового материала. Тема урока:  "Задача".План урока.1.Организационный момент.2. Актуализация знаний и пробного учебного действия.3. Изучение нового материала.4. Первичное закре...

Технологическая карта урока по математике по теме «Число 8. Цифра 8».Урок открытия новых знаний

Класс:    1УМК: Образовательная система Школа 2100; Учебник «Моя математика»ДемидоваУчебный предмет: математика            Тема ур...

Технологическая карта урока по математике в 1 классе «Школа России» Тема урока: Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить со знаками >, <, =; научить выполнять записи с этими знаками; закреплять знания состава чисел, развивать умение рассуждать.Планиру...

Технологическая карта урока по математике. Тема урока Прямой угол.

         Технологическая  карта урока по математике....

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...