Конспекты уроков
план-конспект урока по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Валерия Вячеславовна Фалалеева

технологические карты уроков в начальной школе представляющие собой полные конспекты уроков с пошаговым разъяснением темы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия:  ДИАГРАММЫ

Цель: познакомить со столбчатой диаграммой, формировать умение читать  диаграммы переводить их в таблицы.

Формируемые УУД:

•        предметные: развивать умение находить, анализировать и сравнивать информацию, представленную на диаграмме; развивать умение строить диаграммы на основе имеющейся информации; учить применять приобретаемые умения в повседневной жизни;

•        метапредметные : способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; развивать умение представлять информацию в виде моделей;

  • личностные:  развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать диаграммы, выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать выводы.

Ход учебного занятия

  1. Орг. начало.

Чтение стихотворения.

Улыбнёмся друг другу. Тихо садитесь.

  1. Актуализация знаний.

Математический диктант

(Если вы согласны с высказыванием ставите «+», если нет «-«)

  1. Если 90 разделить на 3, получится 30(+)
  2. Произведение чисел 120 и 2 равно 240(+)
  3. Если 300 увеличить в 3 раза, то получится 600(-)
  4. 520 больше чем 120 на 400(+)
  5. Частное чисел 420 и 2 равно 220(-)
  6. Разность чисел 500 и 230 равна 270(+)
  7. Сумма чисел 450 и 70 равна 530(-)

Взаимопроверка.

  1. Самоопределение к деятельности.

Интересна и важна

Математика – страна,

Потому что всем, кто хочет

Дарит знания она.

- Дети, скажите, а математика просто дарит нам знания?(нет, мы их всегда сами открываем)

- Какие же знания мы откроем сегодня на уроке?

Для этого сначала найдём значения выражений.

946-46+82=982(А)

26∙3-18=60(Г)

4+96:2=52(А)

80:16∙9=45(И)

260+70=330

482-60=422(М)

560:7∙4=320(А)

8∙8-6∙7=22(Д)

210:7:6+69=74(Р)

- На какие группы мы можем разделить полученные значения выражений?(на двухзначные и трёхзначные)

- Назовите самое большое среди них  трёхзначное число.(982)

- что вы можете рассказать об этом числе?(вчера, 25 сентября исполнилось 982 года г. Курску)

- Запишите в порядке возрастания полученные результаты и прочтите слово, которое у вас получится.

(идёт работа на интерактивной доске)

- Кто сможет назвать тему нашего урока?(Диаграммы)

- Какая задача стоит перед нами на уроке?(узнать, что это такое, учиться их читать и строить)

4. Работа по теме урока.

- А может кто из вас знает, что такое диаграмма?

- Откройте учебники на стр.16 и найдите ответ на вопрос: Что такое диаграмма? Прочитаем вслух.

- КАКИЕ бывают диаграммы? (линейные, круговые, столбчатые)

Сегодня мы будем говорить о столбчатых диаграммах, будем учиться их строить и читать.

Давайте посмотрим, как же построить столбчатую диаграмму.(ДИСК)

Посмотрим на диаграмму и попробуем сравнить массы животных. Стр.16

- Как вы думаете, масса какого животного самая большая, самая маленькая?

- Как вы это узнали? ( чем выше столбик, тем масса больше, чем ниже столбик, тем масса меньше)

- Чему равна масса утки?(3 кг)

- Как узнали?

-- Как это показано на диаграмме?

- чему равна масса щенка?(8 кг)

_ Как узнали? Как это показано на диаграмме?

- Чему равна масса зайца? (4кг)

№81

Посмотрите на диаграмму и скажите, в каком классе больше всего детей?(во 2)

- В каком классе меньше всего детей?(в 4)

-Что можно сказать о количестве детей в 1 и 3 классах?( их поровну, т. к. высота столбиков одинаковая)

- Назовите масштаб рисунка.(1кл-4 человека)

- Как узнать сколько детей учатся в 1 классе?(24)

- Сколько человек во 2 классе?(28) Как узнали?

-Сколько в 3 и 4? По аналогии.

_ Сделайте вывод, что же можно узнать по диаграмме? ( количество человек в каждом классе, на сколько в одном классе учеников больше, чем в другом)

Работа на интерактивной доске

- Чему равен масштаб на данной диаграмме?(2 кг)

- Расставьте овощи по массе над соответствующими столбцами.

4 кг-КАПУСТЫ

8кг—МОРКОВИ

12кг-ТЫКВЫ

10кг-КАРТОФЕЛЯ

6 кг-СВЁКЛЫ

-Продолжаем работать по учебнику № 82

- Рассмотрим диаграмму.

- Кто догадался, как можно определить МАСШТАБ данной диаграммы?( по последнему столбику)

- Начертите таблицу в тетради и попробуйте её заполнить. Работать можно в паре.(1-15, 2-18, 3-21, 4-12)

Работа в группах

В течение недели вы проводили социологический опрос и некоторые из вас были в роли СОЦИОЛОГА. Как вы думаете, кто такой социолог и чем он занимается?

СОЦИОЛОГ – составляет программы, по ним исследования, анализирует их: обрабатывает информацию, обобщает данные, и (по заказу) может дать рекомендации.

- Сейчас будем работать в группах. У каждой группы было своё задание для проведения опроса. Сейчас каждая группа должна представить данные исследования на диаграмме. Вспомним, чтобы составить диаграмму, надо сначала задать что? ( Масштаб)

- Работаем.

1. Любимое время года.

2. Любимые школьные предметы.

3.Любимые напитки.

4. Любимые игры.

- Попробуем прочитать получившиеся диаграммы. Оценим работу групп.

- Молодцы, великолепно справились с заданием. А попробуйте прочесть круговую диаграмму.

-Что вы можете сказать о телепрограммах, которые смотрят зрители?

- А кто знает, где ещё можно встретить диаграммы? Люди каких профессий работают с диаграммами, умеют их читать?(врачи, метеорологи, астрономы, географы)

Самостоятельная работа

У Игоря три альбома с фотографиями, у которых обложки зелёного, красного и синего цвета. Он сосчитал количество фотографий в каждом альбоме и записал данные в таблицу.

зелёный

35

красный

20

синий

30

Затем он начал изображать данные, записанные в таблице на следующей диаграмме:

Закончи построение диаграммы.

-Попробуем составить по данной таблице задачу и решить её.

35+20=30=85(ф)

- Мы на протяжении всего урока учились читать, строить столбчатые диаграммы. На какую геометрическую фигуру похож каждый столбик такого вида диаграммы.(прямоугольник)

- Что такое прямоугольник? (Прямоугольник - это четырёхугольник, у которого все углы прямые и параллельные стороны равны.)

- Начертите прямоугольник, у которого длина 10 см, а ширина в 2 раза меньше. Найдите площадь и периметр.

Итог урока

РЕФЛЕКСИЯ

Я сегодня на уроке научился…

Я на уроке узнал…

Мне было трудно…

Мне удалось…

-Что можно увидеть на небе ночью?(звёзды)

- Как вы думаете, с точки зрения математики, из чего состоит звезда?(из звеньев, которые соединены и образуют замкнутую ломаную)

-Сейчас вы оцените свою работу на уроке, используя звёзды.

Верхняя линия- у меня на уроке всё получилось

Средняя – испытывал иногда затруднения

Нижняя – не было настроения. Работа не удалась.

Задание на дом

  1. Учебник стр. 17, №83.
  2. Задание по группам. Составить диаграмму любимых занятий.

        



Предварительный просмотр:

 План-конспект урока по чтению.

Тема урока: А.Л. Барто «Верёвочка».

Цели урокаОбучающие: ознакомить детей с биографией и творчеством  А.Л.Барто.

                      Развивающие:  развивать навыки выразительного чтения; память, внимание, воображение.

                      Воспитательные: воспитание любви к природе родного края.

Оборудование: использование презентации «Барто-Детям».

Ход урока:

  1. Орг. момент. Здравствуйте ребята, меня зовут Валерия Вячеславовна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Перед началом урока проверьте пожалуйста ваши рабочие места. У вас на столах должны лежать учебник, тетрадь и письменные принадлежности, если все есть, то мы с вами начинаем наше занятие. Сядьте пожалуйста ровно, спины выпрямите, руки перед собой на парте, ноги ровно. Скажите пожалуйста, о творчестве какого автора мы с вами говорили на прошлых уроках? Правильно, Агния Львовна Барто. Сегодня мы продолжим изучать произведения писательницы. Напомните мне пожалуйста, какие из произведений Агнии Барто вы знаете?

2 слайд.

-Постарайтесь вспомнить. Из каких стихов Агнии Барто эти слова. Подбери к стихотворениям рисунки. ( Используется презентация  «Барто-Детям». Учитель начинает читать стихотворение, а дети продолжают хором.)

3 слайд, 4 слайд.

«Уронили Мишку на пол,

Оторвали мишке лапу…(Хором:

                                                         

                                                         

                                                            Всё равно его не брошу –

                                                           Потому что он хороший».

5 слайд, 6 слайд.

«Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу: … (Хором:

                                                 - Ох, доска кончается,

                                                   Сейчас я упаду!»

7 слайд, 8 слайд.

«Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в кроватку на бочок…(Хором:

                                                          Сонный мишка лёг в кровать,

                                                          Только слон не хочет спать.

                                                           Головой кивает слон,

                                                           Он слонихе шлёт поклон».

9 слайд, 10 слайд.

«Самолёт построим сами,

Понесемся над лесами…(Хором:

                                                       Понесемся над лесами,

                                                       А потом вернемся к маме».

11 слайд, 12 слайд..

«Я люблю свою лошадку, (Хором:

                                                     Причешу ей шёрстку гладко,

                                                     Гребешком приглажу хвостик

                                                     И верхом поеду в гости».

13 слайд, 14 слайд.

«Наша Таня громко плачет: (Хором:

                                                    Уронила в речку мячик.

                                                    - Тише, Танечка, не плачь:

                                                    Не утонет в речке мяч.».

15 слайд, 16 слайд.

«Зайку бросила хозяйка – (Хором:

                                                 Под дождём остался зайка.

                                                 Со скамейки слезть не мог,

                                                 Весь до ниточки промок».

17 слайд, 18 слайд.

«У меня живёт козлёнок,

Я сама его пасу…(Хором:

                                                Я козлёнка в сад зелёный

                                                Рано утром отнесу.

                                               Он заблудится в саду –

                                               Я в траве его найду».

19 слайд, 20 слайд.

«Матросская шапка,

Верёвка в руке,        (Хором:

                                             Тяну я кораблик

                                             По быстрой реке.

                                             И скачут лягушки

                                             За мной по пятам

                                             И просят меня:

                                             - Прокати, капитан»!

21 слайд, 22  слайд.

«Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине: (Хором:

                                               Кот кататься не привык –

                                               Опрокинул грузовик».

23 слайд.

Прочитайте. ( Рекомендации по выбору  произведений А.Л. Барто для самостоятельного чтения.)

     4. Физкультминутка.

     5.Работа над произведением «Верёвочка».

-Что происходит в природе с наступлением весны? Чем занимаются люди с приходом весны?

- В какие игры вы играете весной?

-У поэтессы Агнии Львовны Барто есть стихотворение, которое даже так и называется «Веревочка».

Первичное чтение стихотворения.

А) Чтение стихотворения учителем.

-Какое настроение вызывает это стихотворение?

-О чем оно? Перечислите все приметы весны, о которых пишет Барто. Нравится ли ей весна?

Б) Выразительное чтение стихотворения детьми.

-Перечитай начало стихотворения, где автор описывает приход весны. Какие

слова создают весёлое настроение? Выдели их голосом при чтении.

-Какие приметы весны подметила А.Л. Барто на улицах Москвы?

-Почему А. Барто озаглавила стихотворение «Верёвочка», а не «Весна», «Весенние деньки» или «Девочки»?

-С чем сравнивает трамвайные звонки? Почему дается такое сравнение?

-Чем занимаются девочки? Где они скачут?

-Прочитайте, кто во дворе может добиться звания чемпиона или мастера?

-Можно ли Лиду назвать чемпионом двора? Почему? Кто из вас наблюдал такую картину? Какие соревнования были в вашем дворе? Есть ли у вас во дворе чемпионы и мастера?

Чтобы открыть тайну поэтической речи, попробуй выполнить следующее задания.

Найдите строки, где автор описывает, как скачет Лида через верёвочку.

 -Прочитай их вслух, при этом прохлопай в ладоши ритм.

-Как вы думаете, детям нравится весна? Почему так решили? Прочитайте.

Это хорошо, что все дети так радуются. Какое  у вас было настроение, когда вы читали это стихотворение? Какова тема этого произведения? А главная мысль?

   Чтение стихотворения  в лицах. Работа в парах.

    Повторное чтение стихотворения в лицах.

6. Итоги урока.

Домашнее задание. Подготовиться к выразительному чтению стихотворения «Веревочка».



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Тема урока: «Произведение К.И.Чуковского

«Федорино горе»».

Цель: знакомство с произведением К. Чуковского «Федорино горе».

Задачи:

  • дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения;
  • развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;
  • развивать образное мышление и творческое воображение учащихся;
  • обогащать словарный запас;
  • воспитывать интерес к чтению, чувство любви, добра и радости общения на основе произведений автора; ответственное отношение к труду.
  • выразительно читать.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественное произведение; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; оценивать авторское отношение к изображаемому, объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря, характеризовать героя, используя антонимы.

Оборудование:

выставка книг К.И.Чуковского, портрет автора, аудиозапись сказки “Федорино горе”; карточки с отрывками из произведений К.И.Чуковс-кого, иллюстрации различных предметов ( чашки, скалка, утюг, самовар, кастрюля, блюдца); фартук, полотенце для Федоры; толковый словарь Ожегова; компьютер, мультимедийная система.

На доске:

"Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный."
                                                                                И.Андроников

Ход урока:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент). 

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валерия Вячеславовна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Перед началом нашего занятия проверим с вами готовность наших рабочих мест. У вас на столах должны лежать учебники, рабочие тетради и письменные принадлежности, если все есть, то сядьте сейчас прямо, спины выпрямите, ноги поставьте ровно. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение.

II. Проверка домашнего задания.

- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети посёлка, жители всей нашей страны. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша”.

- Назовите имя этого человека? (К.И.Чуковский)

– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лѐгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. (Учитель показывает портрет писателя).

-Ираклий Андроников писал: “Талант у Чуковского неиссякаемый, умный,

блистательный, весёлый, праздничный”. (Запись на доске)

- Как вы понимаете слово – неиссякаемый?

- Не правда ли трудное слово? К какому источнику мы обращаемся, если встречаются трудные неизвестные слова? (К толковому словарю)

  • Неиссякаемый –обильный, непрекращающийся поток, неиссякаемая энергия. (из толкового словаря Ожегова)

- Как вы понимаете слово – блистательный?

  • Блистательный – отличающийся выдающимися достоинствами, проявляющий исключительные способности. (из толкового словаря Ожегова)

- Подберите синонимы к слову блистательный. (Великолепный, замечательный, блестящий, выдающийся, бесподобный)

- Посмотрите на выставку книг писателя. Многие из них вам уже знакомы.

- Какие виды жанров встречаются в произведениях К.И.Чуковского? (сказки, стихи, песенки, загадки)

- Д/з было по выбору: выучить отрывок из “Путаницы”. (Несколько человек читают наизусть отрывки).

- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком? Ребята приготовили небольшие сообщения. Послушаем.

  1. Корней Иванович Чуковский родился 31 марта 1882 года в Петербурге.  От рождения его звали Николай Васильевич Корнейчуков. Его мать, Екатерина Осиповна Корнейчукова,- крестьянка, а отец- петербургский студент. Отец рано покинул семью, и Екатерина Осиповна с двумя детьми переехала жить в Одессу. Семья жила бедно, но матери всё же удалось отдать детей в гимназию. К сожалению, из 5 класса Николай был несправедливо исключён.
  1. Чуковский перепробовал много профессий: он помогал рыбакам чинить сети, малярам- красить крыши, клеил на перекрёстках афиши. И каждую свободную минуту он бежал в библиотеку, самостоятельно выучил английский язык.

С 1901 года он стал печататься в газете «Одесские новости». Из своей длинной фамилии «Корнейчуков» он придумал литературный псевдоним «Корней Чуковский».

  1. Знаете ли вы, что Корней Иванович был критиком, поэтом, литературоведом?  Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней, дядюшка Чукоша. Он владел несколькими языками, переводил. Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”. Отличался большим трудолюбием.

III. Актуализация знаний.

1.Речевая разминка.

Та-та-та-в нашем классе чистота.                  

Ят-ят-ят-парты ровненько стоят.                  

Ют-ют-ют-очень любим мы уют.

- Ребята, о чём нам рассказывает чистоговорка?

2. Игра: «Вспомни сказку».

Нам жалко дедушку Корнея,

В сравненьи с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Мойдодыра» не читал.

Не восхищался «Телефоном»,

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг!

- А вы помните знаменитые сказки дедушки Корнея? Сейчас я буду читать отрывки из сказок, а вы должны сказать название сказки.

1. Веселится народ

- Муха замуж идѐт

За лихого, удалого

Молодого комара.

«Муха – Цокотуха»

2. Ох, не лёгкая эта работа -
        из болота тащить бегемота.

«Телефон»

  1. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

 Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор Айболит.

«Айболит»

  1. Свинки замяукали – мяу – мяу,

Кошечки захрюкали, хрю- хрю.

 «Путаница»

  1. И побежали лесочком,

Поскакали по пням и по кочкам…

        «Федорино горе»

(Дети затруднились ответить.)

IV. Постановка учебной задачи.

- Почему возникли затруднения? Значит мы не все сказки Чуковского знаем?

- Попробуйте расшифровать название новой сказки Чуковского.

На доске записаны цифры. Это зашифрованное название произведения. На столах у вас есть листочки с кодом к шифру. Каждой цифре соответствует определённая буква. Заменив цифру буквами, вы получите название сказки.

6 3 7 1 2 8 4 1  5 1 2 3

О - 1     И - 8     Н - 4     Д - 7     Ф - 6     Е - 3     Р - 2     Г – 5

(Ф е д о р и н о   г о р е )

- Кто готов сформулировать тему урока? (Произведение К.И.Чуковского «Федорино горе»).

- Какова цель сегодняшнего урока литературного чтения? (Познакомиться с произведением замечательного детского писателя и поэта К.И.Чуковского «Федорино горе»).

- Какие предстоит решить задачи на уроке? (На уроке мы будем учиться работать с текстом, знакомиться с новыми словами, работать над выразительным чтением, узнаем новое о жизни писателя).

V. Открытие нового знания. Работа по теме урока.

- Пора познакомиться с новой сказкой.

- Хотите ли вы знать, как возникла сказка К.И.Чуковского "Федорино горе"? Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе".

1. Словарная работа.

Сито- посуда с сеткой на дне, в которой просеивают муку.

Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.

Расфуфырили- сделали пушистыми хвосты
Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.
Ушат - небольшая кадка с ушами.

Прусаки- рыжие тараканы.

Помои- вода с пищевыми отходами, после мытья посуды.

Побежали во всю прыть- бегать быстро изо всех сил.(Дети смотрят в словарике с.214 учебника).

2. ФИЗМИНУТКА «Помощники»

Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Вот как маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)

  1. Прослушивание аудиозаписи сказки в исполнении автора (1-3 части).

─ Понравилась ли вам сказка?

─ Что особенно запомнилось?

─ Что было смешного?

─ А что грустно?

─ Жалко ли вам Федору? Почему?

- Какое же горе случилось с Федорой?

- Почему это произошло? (В сказке посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)

4. Прогнозирование содержания произведения.

- Как вы думаете, удастся ли Федоре вернуть посуду? Хотелось ли вам помочь бабушке? Счастливый ли будет конец у этой сказки? Чем закончится сказка?

VI. Первичное закрепление. 

  1. Инсценировка 4-ой части сказки со слов «А посуда вперёд и вперёд…» до слов «…Рады мы тебя простить!»
  2. Чтение сказки до конца учениками.

VIII. Работа по содержанию сказки. Выборочное чтение.

- Для кого была написана эта сказка?

(Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду. Для всех, кто не любит убираться в квартире.)

 - С какой целью она была написана, как вы думаете?

(Автор хочет показать, что получается, если кругом грязно. Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.)

- Ребята, я запуталась, помогите разобраться, к какому жанру можно отнести это произведение? (Это- стихотворение. Это- сказка.)

- Почему «Федорино горе»- стихотворение? (Есть рифмованные строки и ритм)

-А почему это стихотворение названо сказкой? (Посуда разговаривает и передвигается; есть повторы слов, как в сказке; есть зачин, концовка)

- Назовите главных персонажей в этой сказке?

(Федора, посуда, животные.)

- Как ведут себя эти предметы? (Как люди)

- Какой литературный приём использовал автор? (олицетворение)

- С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры).

- Итак, стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры. Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари. (стр.17)

- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?

(Чтобы было интереснее потом).

- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде. (стр. 13)

- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).

- Какой звук повторяется?

Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.

Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.

- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте. (стр.14)

- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (Так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко). (стр.14)

- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).

- А теперь прочитаем, как убегают блюдца (стр.14)

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л] ?

-Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи? (стр.15)

- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?

- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?

(У доски карточки с опорными словами. Дети выбирают нужные определения и раскладывают их на две группы: характеристика героини в начале сказки и в конце)

  • ленивая, неряшливая,  беззаботная, грязнуля, злая
  • заботливая, ухоженная, работящая, добрая и ласковая

- Жалко ли вам Федору?

- Как автор относится к Федоре? (Осуждает, сочувствует, жалеет)

- Чем закончилась сказка? Подтвердились наши предположения? (Федора исправилась. Посуда вернулась.)

- Что говорит самовар в конце сказки?

Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”

(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)

- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезный смысл).

- Говорят: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- Какой урок можно вынести из этой истории? Чему учит писатель?

(Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).

IX. Рефлексия учебной деятельности.

  • Какую задачу ставили на уроке?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • Над чем ещё надо поработать?

- Выберите и продолжите любое предложение:

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за …
  • Сегодня я сумел …
  • На уроке мне было интересно …
  • Пока у меня не совсем получилось …

Х. Подведение итогов. Домашнее задание.

-Наше знакомство со сказкой не закончилось. Мы  продолжим работу над стихотворением «Федорино горе». Девиз следующего урока: «Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе, надо порядок поддерживать в доме».

- Дома я предлагаю написать Федоре Егоровне письмо, в котором вы выскажите своё отношение к её поступку. Начать можно так:

«Дорогая Федора Егоровна! Пишет тебе … »

- Спасибо всем за урок!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс

4

Дата

15.10.2024

Предмет

Русский язык

УМК

Школа России

Тема урока

Правописание слов с буквами твёрдый и мягкий знаки

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

Организация деятельности учащихся по закреплению навыков правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком, мягким знаком – показателем мягкости согласных

Задачи урока

Обучающие: 1)создать условия для повторения и закрепления знаний учащихся в написании слов с разделительными твердым и мягким знаками, мягким знаком – показателем мягкости согласных, умение применять по схеме правила правописания разделительных твердого и мягкого знаков в словах;

2) содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых языковых явлениях, делать выводы;

3)Развивающие: развивать коммуникативные качества учащихся, умение работать в группах, способствовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности;

4)Воспитывающие: способствовать воспитанию самостоятельности, личностного развития, взаимопомощи.

Планируемые результаты

Предметные:

- определять роль букв ь и ъ;

- определять в каких случаях пишется разделительный ь, а в каких – разделительный ъ;

Метапредметные:

понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

составлять монологическое высказывание по теме урока;

вступать в диалог для решения задач урока;

обсуждать проблемные вопросы, обосновывать своё мнение.

УУД:

Личностные:

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Организация образовательного пространства

Ресурсы

Формы работы

Книгопечатная продукция: Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Iчасть. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: «Просвещение», 2019.

Фронтальная; индивидуальная, парная.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формирование УУД

1).Организационный момент, мотивация к деятельности.

-Урок русского языка. Я желаю вам удачи и успехов на уроке!

Какие умения вам понадобятся, чтобы получать знания? (умение слушать внимательно, рассуждать, доказывать, работать в паре).

Ученики рассуждают, какие умения им понадобятся, чтобы получать знания, делают вывод, что им понадобятся следующие умения: умение слушать внимательно, рассуждать, доказывать, работать в группе.

КУУД

ЛУУД

2). Актуализация знаний. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

А)Девиз нашего урока: «Друз…я,    учен…е  нас  об…единяет!»

- Что вы видите на доске? (предложение)

- Из чего оно состоит? (из слов)

- Вставьте пропущенные буквы.

- Догадались, над какой проблемой мы будем работать на уроке?

- Какова тема и цель нашего урока?
- Действительно, сегодня мы закрепим умение писать слова с ъ и ь знаками, будем учиться различать эти знаки, выполнять различные задания, трудные и не очень. Это и есть цель нашей деятельности.        

Б) -Откройте тетради, запишите дату.Двадцать седьмое ноября. Классная работа.

-Подчеркните орфограммы.

-Какое слово здесь встретилось на наше правило?

Для чего здесь нужен ь? (ь- показатель мягкости согласного).

В ) Чистописание

-Теперь вспомним, как пишутся буквы ъ и ь.

Г)Словарный диктант

-Посмотрите еще раз на запись числа. Есть ли здесь словарные слова?

-Для чего нужно знать словарные слова?

-Вспомним написание других словарных слов.

-Запишите под диктовку слова: воробьи, сороки, пассажир, картофель, еще, скоро, корабль, быстро, деревня, праздник, погода, лягушка, магазин.

- Проверьте написание слов с доски.

- Оцените свою работу

- Найдите слова на наше правило? Чем отличается ь в словах? Какой он бывает?

- Составьте предложение с одним (или более) из слов.

Запишите предложение. Найдём главные члены предложения.

Читают предложение, вставляют пропущенные буквы на доске.

Дети формулируют тему и цели урока - повторить правила правописания слов с буквами Ъ и Ь знаки, учиться различать эти знаки, научиться писать слова с данной орфограммой.

Открывают тетради, записывают дату.

Находят и объясняют орфограммы в записи даты.

Находят слово с ь- показателем мягкости согласного.

Дети прописывают ъ и ь знаки в тетради.

Называют словарные слова.

Записывают под диктовку слова.

Проверяют написание слов с доски, оценивают работу по эталону.

Отвечают на вопросы.

Составляют предложение, подчеркивают

основу.

ПУУД

ЛУУД

4. Изучение нового материала.

А) - Сценка «Ъ  и Ь».

(Чтение стихотворения. Инсценирование).


- Не чересчур ли ты добряк? – 
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак. 
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. 
Нет, в алфавит ты не годишься! 
-Кто б говорил, но ты б уж помолчал! – 
Знак Ь твёрдому на это отвечал. 
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб. 
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!.. 
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, - 
Услышав этот спор, сказала буква А. 
- Вы оба хороши, достойны чести, 
Когда стоите в нужном месте.

- Как вы понимаете последнее предложение?

Дети инсценируют стихотворение.

Отвечают на вопрос.

ПУУД

ЛУУД

КУУД

4).Постановка и формулирование проблемы.

На доске:

Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Забил коля.

-Прочитайте предложения.

Понятен ли вам их смысл?

Что же случилось со словами?

На какое правило допущены ошибки? (В словах пропущены ъ и ь разделительные знаки.) Значит…

разделительные знаки меняют смысловое значение слов.

Как же надо правильно написать эти слова? (съел, пью, съемку)

Исправьте слова.

Дети читают и объясняют смысл предложения.

На основе намеренно допущенных ошибок, учащиеся называют правило.

Дети приходят к выводу, что разделительные знаки меняют смысловое значение слов.

Ученики проверяют работу.

РУУД

ПУУД

5). Усвоение знаний и способов действий.

А)Работа со схемами

-Сегодня мы с вами будем учиться различать слова с разделительным Ъ и Ь знаками.

Для этого необходимо вспомнить правила написания в словах разделительных Ъ и Ь знаков.

Сформулируйте правила написания разделительного Ъ и Ь знаков, пользуясь схемой – опорой на доске. Сделайте вывод. (2 ученика по одному выходят к доске и делают вывод по схеме, проговаривая и показывая указкой по алгоритмам)

 

Что общего у этих знаков? (являются разделительными, разделяют согласный и гласный)

Чем отличаются? (разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный и перед корнем, который начинается с гласных е, ё, ю, я); (разделительный Ь знак пишется в корне слова перед гласными: е, ё, ю, я, и)

Б) Работа с правилом в учебнике. Стр. 64.

-Откройте учебник, самостоятельно прочитайте правило.

-устно ответьте на вопросы в упражнении 106.

Учащиеся формулируют правило написания разделительных знаков, пользуясь схемой-опорой.

Находят общие и отличительные признаки данных знаков.

Дети читают правило, отвечают на вопросы.

ПУУД

КУУД

РУУД

6). Развитие умений и применение знаний.

а).Первичное закрепление.

-Назовите одним словом-синонимом мое высказывание.Один учащийся объясняет написание и записывает слова у доски, остальные записывают его в тетрадях, выделяют орфограмму.

Извещение о чем-либо (объявление). Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре (варенье) . Вход в здание (подъезд) . Домики для пчел (ульи) . Пригодный для еды (съедобный) . Насекомые, живущие большими семьями (муравьи) . б). Самостоятельная работа.

Работа с учебником. Упр. 108 стр. 65.

- Прочитайте слова.

- Что объединяет все эти слова? (с разделительными знаками)

- По какому признаку можно разделить их на 2 группы?

Запишите их в 2 столбика.

Взаимопроверка. Оцените работу соседа.

По высказыванию учителя ученики определяют слово, объясняют его правописание, записывают в тетрадях, один на доске.

Работают с учебником.

Записывают слова в два столбика.

Проверяют работу друг друга. Оценивают.

КУУД

ПУУД

ЛУУД

РУУД

7). Физминутка. Все встали, руки на поясе. Я буду называть слова. Если услышите слово с разд. Ь знаком – вы приседаете. услышите слово с разд. Ъ знаком – делаете наклон вперед.

Вьюга, подъезд, листья, предъявить, соловьи, съехал, птичьи, объяснил, платье, изъян, счастье, объедки, гроздья, объяснение, белье, съёжился, ручьи.

Дети выполняют упражнения согласно орфографическому правилу.

ПУУД

РУУД

в).Работа в парах.

-Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столах лежат необычные тексты. Прочитайте текст в паре и ответьте через минуту на мой вопрос. Каждая пара читает и обсуждает текст.

-Что в тексте необычного? (пропущены ъ ь знаки)

-Придумайте заголовок к текстуЗапишите вверху.

-Продолжите текст своими 2 предложениями.

Осеню птицы покидают родные края. Нет в лесу прежнего звонкого веселя. Лишь взерошенные вороби сидят на ветках, да заяц сёжился под елю. В кладовой у белки много сестных припасов. Белка умеет отличать седобные грибы от ядовитых.

Исправьте найденные ошибки.

Обозначьте орфограмму.

Проверьте с доски.

Работают над текстом в парах.

Проверяют написанное по эталону.

КУУД

ЛУУД

ПУУД

РУУД

8). Итог урока.

Самостоятельная работа.

Тест «Разделительные знаки».

Обведите вариант правильного ответа кружком.

Самопроверка - сравните с ответами, записанными надоске. Поставьте + напротив правильного ответа.

Работают с тестом самостоятельно.

Проверяют написанное с доски.

ЛУУД

РУУД

9).Рефлексия.Самооценка.

-Над какой темой урока мы сегодня работали?

-Где пишется разделительный Ъ?

-Где пишется разделительный Ь?

- Какую ещё работу может выполнять ь?

Проанализируйте свою работу на уроке. Поставьте оценку.

Проверьте и встаньте, кто не сделал ни одной ошибки? (похвалить детей)

Поставьте себе оценку: "5"-нет ошибок, 1-2 ошибки - "4", 3-5 ошибок - "3".

Домашнее задание №109 стр.66 в учебнике.

Анализируют и оценивают свою работу на уроке, записывают дз.

ЛУУД

Приложение.

1.Групповая работа с текстом.

Прочитайте текст. Найдите ошибки в словах. Исправьте найденные ошибки. Напишите в тетрадь исправленные вами слова. Обозначьте орфограмму.

Осеню птицы покидают родные края. Нет в лесу прежнего звонкого веселя. Лишь взерошенные вороби сидят на ветках, да заяц сёжился под елю. В кладовой у белки много сестных припасов. Белка умеет отличать седобные грибы от ядовитых.

2. Схемы.

3. Тест

Тест «Разделительные Ъ и Ь знаки»

1.Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Обведи вариант ответа.

а) сразу после приставок; б) в корне и после корня слова.

2.Где пишется разделительный твёрдый знак в словах?

а) сразу после приставок; б) в корне и после корня слова.

3.С каких букв должен начинаться корень, чтобы писать разделительный ъ знак?

а) с гласных; б) с согласных.

4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед

разделительным твёрдым знаком?

а) на согласную; б) на гласную.

5. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Обведи нужные буквы. А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И

6. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы. А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И

4. Самопроверка

(сравнить с ответами, записанными на доске)

Поставьте + напротив правильного ответа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...