Технологическая карта урока математики "Площадь квадрата" (УМК "Перспектива", 3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Лежнева Ульяна Григорьевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся умения находить площадь квадрата.

Задачи урока:

Дидактические:

1. Ознакомить обучающихся со способом нахождения площади квадрата;

2. Первично закрепить знания обучающихся о способе нахождения площади квадрата. 

Развивающие:

1.Отработать с обучающимися умение находить площадь квадрата;

2. Развивать у обучающихся логическое мышление. 

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность в определении и применении более подходящего способа действия.

2. Совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Применять алгоритм нахождения площади квадрата;

2. Решать текстовые задачи.

Личностные:

1. Применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям.

2. Оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

        

Дата: 26.11.2024 г.

Школа: МАОУ «АЛ 95 г. Челябинска» (ул. Молдавская, 23Б)

Класс: 3-6

Урок: 2

Время: 8:55-9:35   Кабинет: 308

Студент: Лежнева Ульяна Григорьевна

Группа: 43

Учитель: Суворикова Анастасия Сергеевна

Методист: Иванова Наталья Викторовна

Тема урока: «Площадь квадрата»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся умения находить площадь квадрата.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Ознакомить обучающихся со способом нахождения площади квадрата;

2. Первично закрепить знания обучающихся о способе нахождения площади квадрата.

Предметные:

1.Применять алгоритм нахождения площади квадрата;

2. Решать текстовые задачи.

Развивающие:

1.Отработать с обучающимися умение находить площадь квадрата;

2. Развивать у обучающихся логическое мышление.

Личностные:

1. Применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям.

2. Оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность в определении и применении более подходящего способа действия.

2. Совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

УМК: учебник, рабочая тетрадь.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Прием: эмоциональный настрой

Ф

Словесный: беседа

Проверяет готовность обучающихся. Приветствует обучающихся. Создает эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ульяна Григорьевна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Можете садиться.

Здороваются, настраиваются на урок.

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Слайд №1: доброе утро

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 минут)

Готовность мышления  и осознание потреби к построению нового способа действий

Ф

Наглядный: презентация

Словесный: беседа

Практический: устный счёт

Повторение пройденного материала.

- Прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, давайте с вами вспомним тему прошлого урока и немного разомнёмся.

- Кто сможет рассказать мне, что такое периметр?

- Отлично, а что такое площадь прямоугольника? Как её можно найти?

- Отлично, вижу вы хорошо изучили предыдущие темы, поэтому сейчас давайте посчитаем.

1) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 3 см.

2) Длина одной стороны прямоугольника - 5 см, а другой – на 2 см больше. Найди площадь.

Отвечают на вопросы учителя.

-Периметр фигуры – это сумма всех её сторон.

-Чтобы найти площадь прямоугольника, необходимо умножить длину прямоугольника на его ширину.

- 12 см2

- 35 см2

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

 

Слайд №2: понятие периметр

Слайд №3: нахождение площади прямоугольника.

Слайд №4-6: задачи с ответами.

3)  Длина одной стороны прямоугольника - 10 см, а площадь – 20 см2. Найдите длину второй стороны.

- Вы замечательно считаете! а сможете ли вы выполнить это вычисление:

4) Длина стороны квадрата равна 8 см. Найти периметр и площадь.

 

- 2 см

- Мы не сможем найти площадь, так как нам известна всего одна длина, а для нахождения площади нужно две.

Слайд №7: проблемная задача

Постановка учебной задачи

(2-3 минуты)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Практический: решение примеров

Создание ситуации для определения темы урока.

- Давайте сформулируем тему нашего урока.

- Верно. А теперь нам нужно поставить цель на наш урок. Как вы думаете, какая она?

- Да, верно. А чтобы выполнить нашу цель, нужно составить план на сегодняшний урок. У вас на экране даны начала фраз, а вам нужно их закончить.

Узнать, как…

Научиться…

Выполнить…

Подвести….

Отвечают на вопросы учителя.

- Тема сегодняшнего урока – площадь квадрата.

- Научиться находить площадь квадрата.

1) Узнать, как находить площадь квадрата;

2) Научиться находить площадь квадрата;

3) Выполнить самостоятельную работу;

4) Подвести итоги работы.

ПУУД: с помощью учителя формулировать тему и цель урока.

Слайд №8: тема урока

Слайд №9: цель урока

Слайд №10: план урока (слова)

Слайд №11: план урока (готовый)

«Открытие» нового знания

(10-12 мин)

Создание условий для формирования у обучающихся представлений о словах и на английском перечислять слова

Ф

Наглядный: презентация

Словесный: объяснение

Словесный: беседа

 Изучение алгоритма вычисления.

- Откройте ваши тетради и запишите сегодняшнее число. Сегодня 26 ноября. Ниже запишите «Классная работа».

- Взгляните на экран. Что здесь изображено?  

- Верно, давайте найдём его площадь и запишем решение в тетрадь. Но прежде вновь вспомним правила нахождения площади. Назовите мне его.

- Верно. А как вы думаете, можем ли записать это правило, используя только 3 буквы?

- На самом деле можно. В математике «площадь» обозначается английской буквой S, а длины сторон – a и b. Сможете продиктовать мне это правило, используя буквы?

- Верно. Запишите себе это правило в тетрадь и обведите в рамочку, чтобы запомнить. Сегодня на уроке мы будем много с ним работать.

- А сейчас вернёмся к нашей задаче.

- Как мы запишем известные длины сторон?

- Верно. А что нам нужно найти?

- Какой буквой обозначим её?

- Верно. А сейчас запишите у себя в тетради решение:

S = 3 * 2 = 6 (см2)

- Ниже запишем ответ.

Отвечают на вопросы учителя.

 

- Прямоугольник со сторонами 3 см и 2 см.

- Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно длину одной его стороны умножить на длину другой.

Ответы и предположения.

- S = a * b.

- a = 3см, b = 2см.

- Площадь.

- S.

КУУД: воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению оценивания заданий, оценивать их.

Слайд №12: число, классная работа

Слайд №13: Прямоугольник

Слайд №14: значения букв в формуле

Слайд №15: формула прямоугольника

Слайд №16: запись известного

Слайд №17: решение + ответ

Ответ: 6 см2.

- А сейчас перейдём к решению следующей задачи. Что изображено на экране?

- Верно, и нам нужно найти его площадь. Но ведь для площади нужно два числа. Откуда взять второе число?

- Давайте вспомним определение квадрата. Что это за фигура?

- А раз у него все стороны равны, нужно ли нам второе число?

- Почему?

- А почему оно будет таким же?

- Верно. Давайте мы с вами сформулируем правило нахождения площади квадрата.

- Замечательно. А теперь давайте запишем это правило с помощью букв. Длина стороны квадрата всегда будет обозначаться, как а. Потому что она одна. Как мы запишем это правило?

- Абсолютно верно. А сейчас давайте решим задачу. Как мы запишем известную длину?

- Как мы запишем решение?

- Верно. Как запишете ответ?

- Квадрат со стороной 4 см. 

Ответы детей.

- Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

- Нет.

- Потому что оно будет такое же, как и первое.

- Потому что у квадрата все стороны равны.

- Чтобы найти площадь квадрата, надо длину его стороны умножить на саму себя.

- S = a * a

- а = 4 см

- S = 4 * 4 = 16 см2.

- Ответ: 16 см2.

Слайд №18: квадрат

Слайд №19: правило квадрата

Слайд №20: решение задачи + ответ

Первичное закрепление (5 мин)

Усвоение нового способа действия

Ф, П

Наглядный: презентация

Словесный: беседа

Словесный: работа с книгой

 Выполнение заданий на закрепление алгоритма.

- А сейчас мы выполним несколько упражнений.  

- Откройте учебник на странице 89, и обратите внимание на упражнение 249. Прочитайте его.

Найди площадь квадрата со стороной а, если:

А) а = 3 см

Б) а = 9 см

В) а = 10 см

- Сейчас я вызову одного человека к доске, а в это время остальные выполняют это упражнение у себя в тетрадях. Не торопитесь, выполняйте задания вместе с нами, будем проверять друг друга.

- Давайте проверим ваши решения по решению на экране.

- А сейчас обратите внимание на упражнение 251 в учебнике. Прочитайте его.

Площадь квадрата равна: а) 49 см2, б) 64 см2, в) 81 см2. Пользуясь таблицей умножения, найди, чему равна его сторона.

- С этим упражнением вы поработаете в парах. Но прежде, чем мы начнём работу, давайте  вспомним правила работы в парах.

- Отлично. У вас на доске имеется  

Выполняют задания.

 

1 – 9 см2

2 – 81 см2

3 – 100 см2

1 – 7 см

2 – 8 см

3 – 9 см

Называют правила работы в парах.

УУРД: находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

ПУУД: анализировать и создавать текстовую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

Слайд №21: черный экран

Учебник, страница 89, упр. 249.

Слайд №22: клеточка

Слайд №23: черный экран

Учебник, страница 89, упр. 251.

Слайд №24: таблица умножения.  

таблица умножения. Пользуясь ею, выполните это задание. Можете приступать. Когда закончите – покажите свою готовность.

- Сейчас я опрошу несколько пар, и после этого вы сможете ещё раз проверить себя по ответам на экране.

- Молодцы! вы отлично справились с заданием.

Слайд №25: черный экран

Динамическая пауза

(1 мин)

У нас просторный водоём. (Соединяют пальцы обоих рук, изображая водоём.)

Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа, (Потряхивают кистями рук.)

Её меняют сторожа.

Мы от стены плывём к стене (Изображают руками плавание.)

То на боку, то на спине. (Кладут руки на стол то ребром, то ладошкой вверх.)

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой. (Изображают руками плавание.)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5-7 мин)

Итериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Практический:

Самостоятельная работа

Наглядный: презентация Словесный: объяснение

Самоконтроль

Проводит самостоятельную работу с самопроверкой по эталону.

- А сейчас мы с вами выполним самостоятельную работу.

- Откройте ваши рабочие тетради на странице 40 и обратите внимание на задание 2. Прочитайте его.

Нарисуй квадрат, площадь которого равна 9 см2. Закрась фигуры, площадь которых равна 9 см2.

- Квадрат вы рисуете по линейке, используя простой карандаш. Не забудьте указать длину его стороны. Закрашивать фигуры вы можете цветным карандашом любого цвета. будьте внимательны при подсчёте площадей фигур!

- На выполнение задания у вас будет 3 минуты, время пошло!

- Обменяйтесь своими рабочими тетрадями с соседом по парте и проверьте друг друга по образцу на экране.

- Поднимите руку те, кто верно выполнил первую часть задания? (нарисовать квадрат). Если вы выполнили верно, поставьте себе рядом +.

Готовятся к выполнению самостоятельной работы.

Читают задание.

Выполняют задание.

ПУУД: применять полученные знания в измененных условиях.

РУУД: выполнять под руководством педагога учебные действия в практической и мыслительной форме..

Рабочая тетрадь, страница 40, задание 2

Слайд №26: ответы

- Поднимите руку те, кто верно выполнил вторую часть задания? (закрасить фигуры). Если у вас закрашены верные фигуры – рядом с каждой поставьте +.

- Поднимите руку те, у кого получилось 3 плюса? Можете поставить себе оценку «5».

- У кого получилось два плюса? Можете поставить себе оценку «4».

- У кого один плюс? Поставьте себе оценку «3».  

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют самопроверку по эталону.

Оценивают свою работу.

Включение в систему знаний, повторение (5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного материала

Ф, Г

Словесный: объяснение

Проводит включение в систему знаний.

-  А сейчас давайте выполним задание так же в рабочей тетради.

- Обратите внимание на задание 1. Прочитайте его.

Сделай необходимые измерения и вычисли площадь квадрата. Нарисуй прямоугольник, площадь которого будет равна площади квадрата.

- Для начала нужно найти длину стороны квадрата. Чему она равна?

- Верно, длина одной стороны квадрата равна 4 см. Как мы найдём площадь этого квадрата?

Решают задания учителя.

- 4 см

- Умножим 4 на 4.

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

Слайд №27: черный экран

Рабочая тетрадь, страница 40, задание 1

- Какой ответ у вас получится?

- Верно, площадь квадрата 16 см2. Теперь нам нужно начертить прямоугольник, который будет иметь такую же площадь. Как мы посчитаем длину его сторон?

- Какие это могут быть произведения?

- Верно. Числа, которые используются для записи этих произведений, это и будут значения длины и ширины прямоугольника. Скажите, какие числа уже были использованы в задании?

- Верно, значит мы можем начертить прямоугольник со сторонами 8 и 2 см, и прямоугольник со сторонами 1 и 16 см. Но посмотрите, вместится ли у нас в тетрадь прямоугольник со стороной 16 см?

- Верно, он не вместится. Поэтому мы начертим прямоугольник со сторонами 8 и 2 см. Помните, что чертим фигуры мы по линейке, простым карандашом!

Если останется время:

Упражнения в учебнике, стр. 89, №253, №252 (в таком порядке) 

- 16 см2 

- Подберём те произведения, которые будут иметь значение 16.

- 4*4, 8*2, 16*1.

- 4 и 4

- Нет, не вместится.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Организует подведение итогов урока.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Как вы думаете, где можно будет в жизни применять умение находить неизвестное делимое?

- А теперь поднимите большой палец вверх, если у вас всё сегодня получилось. Сделайте большой палец посередине, если у вас были трудности с какими-то заданиям. И опустите большой палец вниз, если у вас совсем ничего не получилось.

- Спасибо вам большое за урок, до свидания!

Оценивают эффективность деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

- Научиться находить площадь квадрата

- Да, достигли.

- Узнать площадь квадратного помещения, рассчитать, сколько предметов вместится на поверхность квадрата (например мебель в комнате).

РУУД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Слайд №28: цель урока

Слайд №29: черный экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)

Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока математики в 4 классе Тема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного) УМК: Перспектива и презентация к уроку

Технологическая карта урока  математики в 4 классеТема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного), УМК "Перспектива"К уроку прилагается презентация. Цель урока: ...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...