Технологическая карта урока
план-конспект урока по математике (2 класс)

Белорукова Галина Николаевна

Урок математики во 2 классе "Умножение числа 8 и на 8"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: математика

Класс: 2
Тема урока: Умножение числа 8 и на 8.
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели урока:

Содержательная: формирование у учащихся представления о действии умножения на 8; Деятельностная: выполнять действие умножения на 8 с использованием таблицы умножения; применение табличного умножения на 8 в решении практических задач.

Метапредметные:

Познавательные: Ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; уметь выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами; уметь устанавливать причинно-следственные связи; анализировать ход и способ действий. Делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные: Уметь ставить учебную задачу. Составлять план действий для решения учебной задачи. Осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий.

Коммуникативные: Уметь адекватно отвечать на вопросы; выражать свои мысли. Работать в паре и сотрудничать в группе, отслеживая действия партнера. Уметь импровизировать, анализировать и проявлять оригинальность. Высказывать свою точку зрения и уметь ее обосновать. Слушать других и уметь принимать их точку зрения.

Личностные: Формировать понимание значимости математических способов действий и математических знаний в собственной жизни, в жизни и деятельности людей, осознание личностного смысла изучения математики, укреплять интерес к изучению математики.

Ресурсы: доска, проектор, экран, карточки для индивидуальной и парной работы.

Этап урока,
цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова знаметитого чешского педагога 17 века Я.А.Каменского «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

Я хочу, чтобы сегодня на уроке математики вы для себя сделали очередные новые открытия.

– Откройте тетради и запишите дату.

Записывают дату в тетрадях.

2. Актуализация пробного учебного действия.

Основная цель: осознание потребности открытия новых знаний и умений

– С чего мы начнем работу? (с повторения).

Устный счет.

- Сколько ушей у трёх зайцев? 6)

- Сколько лап у этих же трех зайцев? (12)

- Сколько колес у пяти двухколесных велосипедов? (10)

- Что еще можно посчитать у велосипедов?

- Сколько ножек у пяти столов? (20)

- А теперь предлагаю математический турнир.

Прозвучат 4 задания. Запишите ответы в тетрадь в ряд.

Увеличьте 8 в 4 раза. (32)

Уменьшите 26 на 10. (16)

Увеличьте 10 в 4 раза. (40)

Возьмите 12 два раза. (24)

- Проверьте ответы. А теперь подставьте к своим ответам буквы, попробуйте разгадать зашифрованное слово.

- Если затрудняетесь, расположите числа в порядке возрастания. 16 (п), 24 (а), 32 (у), 40 (к).

- Какое слово получилось? (паук)

— Молодцы! Получилось слово паук! Что вы знаете о пауках? Почему пауков нельзя отнести к группе насекомых? (У пауков 8 ног (а у насекомых — 6), это отдельная группа животных).

Показывают ответ карточкой.

Дети записывают ответы в тетрадь.

Варианты учащихся.

3. Этап выявления места и причины затруднений

Цель: сознание учениками, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

— Как вы думаете, сколько всего ног будет у двух пауков? А у 3? У 4 пауков? У 5? У 6? У 7?

— Как вы вычисляли, не зная таблицы умножения на 8? (Поменяли множители местами.)

— Как думаете, какой вопрос будет следующим? (Сколько ног у 8 пауков?)

— Что нужно знать, чтобы быстро ответить на этот вопрос? (Таблицу умножения с числом 8.)

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.

4. Этап построение проекта выхода из затруднения.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Предложить сформулировать цель урока.

  1. Составим таблицу умножения 8 и на 8.
  2. Научимся применять умножение числа 8 и на 8 для решения примеров и задач.

Выдвигают варианты формулировок цели.

5. Реализация построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- А как найти значение произведения 8*8? (8+8+8+8+8+8+8+8= 64 или 8*7+8= 56+8=64)

- Продолжаем составлять дальше. (8*9 = 8+8+8+8+8+8+8+8+8 =8*8+8= 64+8=72)

- Как менялось каждое следующее произведение? (Увеличивалось на 8.)

- А теперь составим таблицу деления с числом 8.

- Каким правилом воспользуемся? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.) (Дети по очереди составляют таблицу деления.)

- Перед вами карточка с таблицей. Вам необходимо заполнить ее.

а

16

24

32

40

48

56

64

72

80

а:8

Взаимопроверка!

- Предлагаю решить задачу (по карточке).

Лиза отправилась в магазин со 100 рублями. Хватит ли ей денег, чтобы купить 6 закладок для книг по 8 рублей каждая и блокнот за 45 рублей?

- Что решила купить Лиза?

- Что сказано об этом в условии задачи?

- Как понимаете-по 9 рублей каждая?

- С какой проблемой столкнулась Лиза?

- Подумайте в парах, как можно оформить краткую запись.

Закладки – 6 шт. по 8 руб.

Блокнот – 45 руб.

Хватит ли 100 руб.?

- Что нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос?

- Как узнать стоимость покупки?

- Можем сразу посчитать?

- Каким действием можно узнать стоимость закладок?

- Какой будет следующий шаг?

- Каким действием?

- Назовите весь план решения задачи.

- Попробуйте самостоятельно записать решение и с соседом по парте свериться.

Запись решения задачи и ответа на доске и в тетрадях.

  1. 8*6=48 (руб.)-стоят все закладки.
  2. 48+45=93 (руб.)

93 < 100

Ответ: Лизе хватит денег на покупку.

- Как можно проверить, правильно ли решена задача?

Устанавливают закономерности, делают выводы, формулируют правило и составляют алгоритм. Запись делают в тетрадь.

Проверяют друг у друга.

- Закладки для книг и блокнот?

- 6 закладок по 9 руб. и блокнот за 45 руб.

-Столько стоит одна закладка.

- Хватит ли ей денег на покупку.

Обсуждение и предложение вариантов на доске.

- Сколько стоит вся покупка.

- Нужно к стоимости закладок прибавить стоимость блокнота.- Нет, т.к. еще неизвестно, сколько стоят все закладки.

- Умножением.

- Можно узнать стоимость всей покупки.

- Сложением.

1) Найти стоимость закладок с помощью умножения.

2) Сложить стоимость закладок и блокнота.

3) Сравнить стоимость всей покупки со 100 рублями.

Решение и взаимопроверка.

Предложение вариантов.

Физкультминутка

(3 мин)

-Сколько раз ногами топнем? 24:6 (4раза)

(показать карточку)

-Сколько раз руками хлопнем? 15:5 (3раза)

-Мы присядем сколько раз? 12:6 (2 раза)

-Мы наклонимся сейчас. 8:4 (2раза)

-Мы подпрыгнем ровно столько. 12:4 (3раза)

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

1. Прием «Лови ошибку»

- А теперь вам предстоит поработать в парах.

- Найдите примеры с неверными ответами и решите их правильно.

56:8=8 24:6=4 40:8=4

35:7=5 48:8=9 18:2=9

24:3=7 32:4=6 72:9=9

#1047;адание в учебнике стр.88 №1 (если позволит время)

Решение пример на умножение и деление с использованием новой темы.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Цель: интериоризация

нового способа действия и исполнительская

рефлексия

достижения цели пробного учебного действия,

применение нового знания в типовых заданиях (5 мин)

Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками в тетради с взаимопроверкой.

- Я предлагаю поработать самостоятельно.

-У вас на партах лежат карточки с заданиями двух уровней: уровень А-легче и уровень В немного сложнее. Вы можете выбрать, задания какого уровня вы будете выполнять.

Уровень А

Вставь нужное число:

… : 8 = 18 … : 8 = 3 … : 8 = 9

8 ∙ … = 16 … ∙ 8 = 24 8 ∙ … = 64

… : 8 = 5 … : 8 = 7 … : 4 = 8

-----------------------------------------------------------------------Уровень В

Сравни:

72 : 8 * 2 · 8 48 : 8 * 56 : 8

8 · 8 * 5 · 8 56 : 7 * 48 : 6

64 : 8 * 16 : 2 40 : 8 * 32 : 4

-Сравните свою работу с эталоном на доске.

-Оцените свою работу

Выполнение заданий с последующей проверкой.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, доведение до автоматизма полученного навыка

- Ребята, вам предстоит выучить и всегда знать таблицу умножения с числом 8. Следующее задание поможет вам в этом.

_ Мы с вами уже встречались с таблицей умножения в другом оформлении- в виде квадрата (Таблица Пифагора). При ее печатании, компьютер не пропечатал числа и клетки остались пустыми. Ваша задача – в парах заполнить пустые клетки с числом 8.

Проверка фронтальная!

Работа в парах.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия (1 мин)

- Давайте вспомним, какие задачи ставили перед собой на уроке.

В се ли задачи выполнили?

- Смогли бы вы без знания таблицы умножения и деления выполнить все задания на сегодняшнем уроке? (Нет.)

- Сможете ли вы дальше изучать математику без знания таблицы? Почему? (Нет, т.к. многие задания связаны с таблицей.)

- Ещё я хочу добавить, что без таблицы умножения невозможны были бы многие открытия в математике, а значит и в нашей жизни. Не было бы машин, самолётов, компьютеров и многого другого, к чему мы привыкли в жизни.

- Подводя итог уроку, я хочу сказать, что неизвестно, кто изобрёл таблицу умножения. Известно лишь то, что это произошло в Китае около 2200 лет назад.

- Как бы вы оценили свою работу на сегодняшнем уроке?

- Особо хочется отметить ребят, которые активно работали на уроке….

- Спасибо всем за работу! Урок окончен.

Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...