Статья "Проблемно – поисковые технологии на уроках математики"
статья по математике (4 класс)
Данный опыт посвящен одной из проблем современного образования: как обычный урок сделать необычным, как заинтересовать ребят, как включить их в творческую деятельность В этом помогает проблемно-поисковые технологии , применяемый для обучения школьников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Антипова Наталия Евгеньевна
«Проблемно – поисковые технологии
на уроках математики»
г. Венёв
2025 год
План
- Условия возникновения и становления опыта.
- Актуальность и задачи.
- Теоретическая база. Понятие проблемно- поисковых
технологий в педагогической и методической литературе.
- Практическая часть.
- Заключение
1. Условия возникновения и становления опыта.
Данный опыт посвящен одной из проблем современного образования: как обычный урок сделать необычным, как заинтересовать ребят, как включить их в творческую деятельность В этом помогает проблемно-поисковые технологии , применяемый для обучения школьников.
Педагогический опыт «Проблемно-поисковые технологии на уроках математики» реализуется мною в условиях муниципального общеобразовательного учреждения Венёвская общеобразовательная школа №2 имени маршала В.И.Чуйковаа , в которой я работаю с 1992 года.
Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.
Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.
Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.
2. Актуальность.
Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентноспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”.
Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины.
Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.
Причиной становления моего опыта является стремление разрешить остро проявляющиеся за последние годы противоречия:
•между имеющейся системой преподавания курса математики, основанной назнание вой парадигме и необходимостью формирования практического и творческого мышления, как основы компетентностной личности в развивающемся обществе;
•между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы по математике, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объём предлагаемых сведений;
Эти противоречия побудили меня использовать в своей работе проблемно- поисковые технологии , в основе которых лежит принцип: позиция учителя – к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, позиция ученика – за познание мира.
- Теоретическая база. Понятие проблемно- поисковых технологий в педагогической и методической литературе.
Проблемно-поисковые технологии – это такие технологии, которые направлены на развитие мышления учащихся и творческих способностей. Следовательно, результатом применения этих технологий могут стать следующие новообразования в структуре личности ученика:
- умение проводить анализ ситуации, задания, задачи, условий;
- умение переформулировать исходные условия задачи и поставить проблему, т. е. сформулировать задачу для себя;
- умение спланировать стратегию поиска решения проблемы;
- умение использовать различные проблемно- поисковые методы (опытная проверка, эксперимент);
- умение провести анализ найденного решения, сопоставить его с другими, выбрать оптимальный для данной ситуации;
- способность к порождению новых идей, формулированию гипотез, самостоятельному освоению нового опыта;
- способность к абстрактному, теоретическому мышлению, основанному на использовании в качестве инструмента мышления понятий, критериев, оснований;
Основные цели при применении проблемно-поисковых технологий связаны не с овладением предметными знаниями, а с освоением учащимися различных видов деятельности, входящих в состав учебной деятельности.
Какими понятиями должен владеть учитель, чтобы правильно реализовать проблемно-поисковые технологии?
Проблемная ситуация – определенное психологическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, предполагающего раскрытие нового отношения, способа действия, средства и для которого у ученика нет готовых средств.
Проблемные ситуации могут задаваться учителем в виде заданий, задач, вопросов, жизненных ситуаций. Результатом принятия учеником проблемной ситуации становится появление у него потребности в новых знаниях и познавательная активность.
Проблемная (учебная) задача – результат преобразования учеником исходных условий проблемного задания, задачи или ситуации. В результате такого преобразования ученик должен сформулировать задачу для себя: выделить противоречия в условиях задания и поставить проблему.
Как организовать процесс совместной деятельности в проблемно-поисковых технологиях?
Процесс включает четыре этапа:
вхождение в проблему: от создания учителем проблемной ситуации до появления у ученика познавательного и включения в деятельность по анализу условий задания;
постановка учебной задачи: от анализа исходных условий задания до постановки проблемы для себя;
поиск решения: от формирования идей, гипотез, планирования поисковых действий до решения проблемы;
рефлексия результата (в качестве результата могут выступать: новые способы решения, сам процесс проблемно-поисковой деятельности, успехи и трудности в развитии ученика, постановка новых проблем, новые знания).
Этапы в совокупности представляют собой полный цикл деятельности, многократное повторение которого создаст условия для развития мышления и творческих способностей учащихся. Этот цикл может не совпадать с границами одного урока, он может осуществляться в течение нескольких уроков или наоборот – быть одним из элементов урока. Ведущим фактором здесь становится не усвоение отрезка учебного материала, а шаг в развитии учащегося, основанный на освоении им новых способов деятельности и развитии способностей.
Как организовать проблемно-поисковую деятельность?
Как построить задание, чтобы возникла проблемная ситуация и у ученика появился познавательный интерес?
- Учитель должен определить уровень актуального развития ученика, класса: что они уже могут, знают, умеют?
- Спроектировать зону ближайшего развития: что они могут завтра сделать с помощью учителя, других учеников?
- Сформулировать цель (основной ожидаемый результат и задачи).
- Проанализировать тему и подобрать задания таким образом, чтобы в них содержалось известное для учеников уровень актуального развития и неизвестное зона ближайшего развития.
- Выстроить эти задания в определенной последовательности в виде «карты» затруднений и проблем.
- Придумать способы введения заданий, делать их привлекательными для учеников. Чтобы проблема была принята, лучше, если сами ученики будут участвовать в отборе тем.
Как организовать деятельность учеников по постановке учебной задачи?
- Ученик должен проанализировать задание и выделить в нем принципиально новые условия.
- Провести «инвентаризацию» имеющихся у него знаний, средств, способов (что я знаю, умею?).
- Зафиксировать несоответствие имеющихся у него знаний и способов деятельности и условий.
- Указать на это несоответствие, задав вопрос, зафиксировать противоречие, поставить проблему для себя.
Как организовать поисковую деятельность по решению проблемы?
- Ученик осуществляет поиск идей, формулирует гипотезы.
- Определяет путь решения проблемы, разбивая проблему на подпроблемы и намечает последовательные шаги по их решению.
- Усваивает новую информацию, способы деятельности, применяет имеющиеся способы в новой ситуации, комбинирует из имеющихся способов новые, создает сам ранее неизвестные ему способы и за счет этого получает результат.
Как организовать обобщение, рефлексию полученных результатов?
- Ученик проводит анализ: найденных способов решения проблемы, выделяя основания для выбора оптимального; собственной деятельности по постановке учебной задачи и ее решению; успехов и трудностей в развитии.
Каковы методы и формы организации деятельности в проблемно-поисковых технологях?
- Метод проблемного изложения: все четыре этапа проблемно-поисковой деятельности осуществляет учитель.
- Частично-поисковый метод: часть этапов реализует учитель, например, задание проблемной ситуации, рефлексия, а часть – ученик.
- Исследовательский метод: все шаги осуществляет ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.
- Креативный метод: все шаги осуществляет ученик , реально осуществляя исследования и получая объективно новый результат.
- Актуальной задачей учителя при проектировании зоны ближайшего развития учащихся является перевод учеников на следующий, более высокий уровень самостоятельности на каждом цикле проблемно-поисковой деятельности. Формы организации деятельности могут быть различны: индивидуальные, фронтальные, групповые.
- Практическая часть.
Особенно большие затруднения в подборе и методике использования поисковых заданий испытывают начинающие учителя. При составлении заданий надо руководствоваться следующими требованиями. Поисковые задания должны быть ориентированы на всех учащихся. Это возможно, если они доступны для «массового» ученика и в то же время способны быть эффективным средством развития творческих начал. Данному требованию отвечают задания средней трудности, посильные учащимся, но вместе с тем предполагающие при их выполнении проявления наблюдательности, обращения к анализу, синтезу, сравнению, индукции. Поисковые задания должны быть тесно связаны с основным учебным материалом. Целесообразно подбирать блоки родственных заданий, объединенных одной математической идеей или проблемой. Каждая задача из такой серии «высвечивает» отдельную грань исследуемой проблемы. Сама же серия позволяет ее всесторонне изучить.
Проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности.
Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Приведу примеры использования “проблемных ситуаций”.
При изучении темы 4 класса “Сложение дробей с разными знаменателями” в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (“Ситуация успеха”) включаю задание, где знаменатели разные. Происходит “заминка” (проблема), и начинаем думать: “почему не получилось?”. Индуктируем, дедуктируем, анализируем, синтезируем, сравниваем, обобщаем… Итог: верное решение и понимание – что делаем? как делаем? зачем?
Все определения понятий и способов стараемся формулировать самостоятельно, сверяясь затем с текстом учебника. Базовую тему по математике для 4 класса “Десятичные дроби и действия над ними” изучали, используя приёмы и методы сопоставления, наблюдения, анализа. В итоге по теме “Сложение десятичных дробей ” детьми было выведено самостоятельно правило. Это правило было проверено детьми на различных примерах, и возгласы: “Работает!” ознаменовали наше Открытие.
При изучении тем “Симметрия относительно точки”, “Симметрия относительно прямой” учащимся дается творческое домашнее задание: изобразить фигуры, имеющие центр симметрии, ось симметрии. Выполнять работы можно как угодно: нарисовать, наклеить.
Замечу, что с моими учениками мы вместе “упорядочиваем” весь учебный материал. Ведём справочник, где собраны все наши “опорные конспекты”: схемы, модели способов.
В области обучения решению задач проблемно-поисковый подход предполагает раскрытие деятельности поиска решения, разъяснение различных приемов и методов поиска. Запас интеллектуальных умений учащихся постоянно расширяю за счет овладения ими разными способами решения задач. Изучение этих методов не только помогает детям осмыслить пути научного знания, но учит их действовать в нестандартных ситуациях, мотивирует их деятельность на уроках математики.
Для меня, как учителя начальных классов, важно, чтобы ученики имели глубокие знания, владели способами их получения. Это достигается через применение проблемно-поискового способа обучения. Мотивация своей деятельности, проблемный характер изучаемого материала, поиск выхода из любой ситуации, рефлексия деятельности позволяют говорить о развитии разных сторон мышления учащихся, расширения запаса их интеллектуальных умений, способности четко мыслить, полноценно логически рассуждать.
Уравнепия
Проблема 1.
1.1. Как правила помогают решать уравнения?
Что мы ищем меньшаемое,вычитаемое,слагаемое,вычитаемое,уменьшаемое,делимое,делитель или множитель? Ищем в дневнике это правило. Применяем.
Проблема.2
1.2. Включаем логическое мышление По алгоритму на доске, смотрим ,что надо найти. Число при вычитании, сложении, умножении или делении. Например :5-2=3.Ищем 2,естественно,надо от 5-3. Учитывая эту закономерность, ищем таким образом и другие неизвестные числа.
Как вычисления подсказывают геометрическую закономерность?
1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.
В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.
Пример: 7 кл. Тема «Линейные уравнения с одной переменной».
Решаю быстро уравнение:
(3Х + 7) х 2 – 3 = 17
6Х + 14 – 3 = 17
6Х = 17 – 14 – 3
6Х = 0
Х = 0
Естественно при проверке ответ не сходится Проблемная ситуация. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат - внимательность и заинтересованность на уроке.
Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизации их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще и творческое, в частности.
2. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.
Пример: 4 кл. Тема «Периметр прямоугольника»
Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.
Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).
3.Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.
Пример: 4 кл. Тема «Площадь квадрата»
К уроку вам было дано задание из газеты склеить 1 м2. Вы сделали это? Молодцы. Давайте посмотрим, сколько человек поместится на нём. Выясняем, что 4 человека. Как вы думаете, возможно ли на квадратной площадке со стороной 30 км поместить всё население мира ?( 6,5 млрд.)
Проблемная ситуация: нужно найти площадь площадки (площадь квадрата)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-поисковые умения. Познавательное общение в начальном образовании.
Главной задачей музейной педагогики в школе является включение историко-культурного мирового наследия в образование....
Урок - исследование слова «Мороз» по русскому языку по теме "Обобщение знаний об имени существительном" ( с использованием поисково-исследовательских и групповых технологий)
Данная методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе может быть полезна преподавателям при подготовке к уроку, а также тем, кто работает по программе "Перспектива"...

Конспект открытого урока по русскому языку по теме: «Синонимы» с использование игровой, поисково-творческой технологий у учащихся 3 классов».
Технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Синонимы" в 3 классе с использованием игровой и поисково-творческой технологий....
«Использование технологии решения заданий проблемного, творческого и поискового характера как средство формирования УУД в начальной школе»
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения со...
«Использование квест - технологии как способа организации поисковой деятельности младших школьников в учебном процессе»
Квест-технология в начальной школе...
Индивидуальный педагогический проект "Использование квест – технологии как способ организации поисковой деятельности младших школьников в учебном процессе»
Поколение детей, которое сегодня приходит в школу – принципиально иное. Социально-психологические особенности этих детей, их система ценностей во многом определяют ландшафт образовательного прос...


