Урок - исследование слова «Мороз» по русскому языку по теме "Обобщение знаний об имени существительном" ( с использованием поисково-исследовательских и групповых технологий)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Данная методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе может быть полезна преподавателям при подготовке к уроку, а также тем, кто работает по программе "Перспектива"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_1.docx49.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

                                                         

Авторский урок по русскому языку. Обобщение знаний  по теме «Имя существительное». Исследование слова «Мороз»                

Класс: 4 «Б»

Тип урока: урок – исследование.

Цели урока:                                                                                                              

Образовательные:

1. Проверить знания  учащихся и понимание ими изученного материала, способности опознавать  языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие  или несоответствие языковым нормам.  

2. Обобщить, систематизировать  и совершенствовать   знания учащихся о различных разделах науки о языке:  лексике, словообразовании, фонетике, орфографии, морфологии, синтаксисе;    знать, что изучает каждый раздел науки; уметь производить фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический разборы.

Развивающие:   развивать внимание, память, логическое мышление, самооценку;    

 совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.                                                                         Воспитательные: воспитывать чувство доброты, отзывчивости, милосердия к окружающим, ответственности за свои слова и поступки.  

Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая.

Оборудование урока, наглядность:

  • мультимедийный проектор, компьютер;
  • презентация к уроку;
  • личный дневник участника исследования для самооценки  знаний;
  • карточки – задания, тесты.
  • музыкальные записи Чайковский «Времена года»
  • репродукции зимних пейзажей.
  • «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова;
  • «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой;
  • «Словарь антонимов русского языка» М.В. Львова;
  • «Школьный   фразеологический   словарь   русского   языка» В.П. Жукова;
  • «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова;
  • «Толковый словарь русского языка» В.И. Даля;

     Этап урока

                                        Содержание урока

I.Организационный  момент.  

Учитель: - Добрый день,  дорогие  ребята! Я рада вновь видеть  вас здоровыми и радостными на нашем очередном уроке русского языка. Давайте улыбнемся друг другу. Ведь улыбки располагают к приятному общению.  А общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным. Я желаю вам успехов и творческих удач! 

Наш урок -  урок – исследование.  Как вы думаете, что значит «исследовать»?

Дети: (Изучать, узнавать что-то новое).

У. -  Ребята, а хотите ли вы сегодня на уроке стать исследователями?

Д.-  (Да).                             

II. Постановка темы и цели урока.  

У. - Тогда отгадайте ребус и попробуйте назвать предмет нашего исследования:

У. - Правильно, ребята, это слово «мороз».

У.-  Какое задание можно выполнить с этим словом? (можно выполнить фонетический разбор данного слова, можно подобрать синонимы, можно разобрать по  составу и т.д)

У. – Здорово, что вы предложили столько интересных заданий.

У. - И сегодня мы исследуем его с разных сторон   науки о языке.

У. - Многие задания сегодня потребуют от вас умения думать, рассуждать, доказывать и, конечно же, отстаивать свою точку зрения.

У. - Но чтобы приступить к исследованиям, нам нужно получить разрешение. А для этого сейчас вам нужно разделиться на две команды. 1 команда – «Штурм», командир …….,

2 команда -  «Олимп», командир ……...

Все члены команды ведут личные дневники, в которых подсчитывают заработанные баллы. А в конце исследования мы подведем итоги и выявим команду – победителя. Чтобы отправиться в такой сложный путь, надо проверить свои знания.

III. Повторение.

Разминка по правилам. Блиц –  опрос

У. - Ребята, что значит блиц? (быстрый, молниеносный)

 1.Что  такое имя существительное?

2. На какие вопросы отвечает?

3.Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

4.Сколько родов у имени существительного?

5.Как изменяются имена существительные?

6.Сколько типов склонения имён существительных вы знаете?

7.В каком числе имена существительные различаются по склонениям?

8.Как определить склонение имён существительных?

9.Какие имена существительные относятся к первому склонению?

10.Какие имена существительные относятся ко второму склонению?

11.Какие имена существительные относятся к третьему склонению?

12.Какая часть существительного изменяется при склонении?

13.У существительных, каких склонений и в каких падежах окончания - е, - и?

14.Как проверить безударные падежные окончания имён существительных? (оценивание)

Самооценка по разделу теоретическая минутка.

IV. Минутка   чистописания. 

У. - Пришло время чистописанию.

        (Записать число, классная работа).

       (Учащиеся говорят стихотворение).

                Я тетрадь свою открою.

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

У. - Тетради – это ваши бортжурналы. Писать нужно красиво, аккуратно.

              На доске (экране) буквы: С  К  Е  Г  И  В  Н О

У.  На сколько групп можно разделить данные буквы?

Д. - (две).

У. - Какие?

Д. -  (Гласные, согласные).

        ЕИО              СНГВК

У. - Что вы можете сказать о гласных?

Д. - (Придают твердость и мягкость согласным).

У. -Назовите лишнюю букву во второй цепочке. Обоснуйте свой ответ.

Д. - (Лишняя буква Н, она не имеет пары, она сонорная, остальные парные согласны).

У. - Сегодня мы будем упражнять в правильном написании и соединении буквы «Н» с другими буквами.

У. -  Какое слово рассыпалось?

Д. - (Снеговик).

У. - Сегодня снеговик для вас приготовил задание.

Внимание, задание:

Форма работы индивидуальная.

  1. Мальчики перед вами лежат листочки. Вам нужно напечатанную цепочку букв переписать правильно, аккуратно  в тетрадь.

НЛНЕНКНСНИНКНАН

        2.Девочки задание для вас на доске (экране). 

           Эту цепочку нужно записать в  тетрадь справо налево.

            НАНКНИНСНКНЕНЛН

У. - О чем нужно не забыть после того, как запишите буквы в тетрадь?

Д. -  (Нужно проверить)

У. - Возьмите карандаш и вычеркните букву Н.

У. - Что интересного заметили?  

Д. - (Получилось слово ЛЕКСИКА)

 V. Познавательный этап:

               1 снежинка «ЛЕКСИКА»

У. - Что изучает эта наука?

Д. - (Значение слова, многозначность, синонимы и антонимы).

У. - Что же обозначает слово «МОРОЗ»

Д.- (предположение детей)

У. - Посмотрим, как объясняет это слово С.И. Ожегов и В.И.Даль в словаре.

(работа в группах по 4 человека)

Проверка: ученики зачитывают объяснение из словаря С.И. Ожегова, В.И

Даля.

У. -  Где точнее определение? Как по вашему, ко ближе всего и точнее дал

VI. Рефлексия

свое определение  (рассуждение детей)

У. - Как вы думаете, есть ли у слова «МОРОЗ» синоним? (ответ детей)

У. -Уточним в словаре синонимов   (работа со словарем. Мороз – холод)

У. -  Есть ли у слова «МОРОЗ « антонимы    (ответ детей)

У. - Уточним в словаре антонимов   (работа со словарем. Мороз – зной)

Самооценка знаний  по разделу лексики в кодовой таблице.

У. - Переходим к следующему разделу науки о языке ФОНЕТИКЕ

       2 снежинка -  ФОНЕТИКА

У. - Что изучает раздел науки ФОНЕТИКА?

Д. - (Раздел науки фонетика изучает звуки нашей речи, слоги, ударение, интонацию). 

                               Работа   с пословицей:

                                  Повторение – мать учение

У. -Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

                           Коллективная устная  работа.   

У. - А сейчас давайте выясним, всегда ли звуки  и буквы в словах данного предложения будут совпадать?

                 «Как вы считаете ...?»  

У. - Есть ли в данном предложении  слово, в котором больше букв, чем звуков?

Д. - (мать)

У. - А есть ли  слово, в котором  больше звуков, чем букв?  

Д. - ( учение, повторение)

У. - А есть ли здесь слово, в котором  количество звуков и букв совпадает? 

Д. - (нет)

У. - Молодцы!  

Итак, вывод: количество звуков и букв в словах совпадают не всегда.

У. - Теперь исследуем наше слово «мороз» и выясним, все ли звуки и буквы в нем совпадают?

Форма работы – индивидуальная.

    Звуко – буквенный анализ слова «мороз». 

мороз – мо-роз, 2сл., 5букв., 5зв., 3согл., 2 гл.

м [ м] -согл., зв.,непар.,тв.

о[ а ] – гласн., безуд.

р[ р ] – согл., зв., непарн., тв.

о[ о ] – гласн., безуд.

з[ с ] – согл., глух., непарн., тв.

Подведем итог:

У. - Что можно сказать о количестве букв и звуков?

Д. - (оно одинаково.)

У. - Сколько гласных?

Д. - (2)

У. -  Сколько согласных?

Д. - (3)

У. -  Какие звуки в слове не соответствуют написанию?

Д. - (а, с)

У. -  Почему? Звук «о» в безударном положении произносится как звук а, а буква «з» в конце оглушается?

У. -  Какие же трудности в связи с этим появляются?

У. - Как правильно написать слово поможет следующий раздел

Тест. Найди верную транскрипцию к слову «МОРОЗ»

А) [ м а р о з’ ] ,  Б) [ м а р о с’ ],  В) [ м о р о з  ] ,

Г) [м а р о с ] ,   Д) [ м а р о з ]

Самооценка знаний по разделу  фонетика

У. -  А какой же раздел науки о языке подскажет нам  правильное написание этого слова?

Д. - (Орфография).

                 3 снежинка – ОРФОГРАФИЯ.

У. - Ребята, значит, что же изучает орфография?  

Д. -(Правильное написание слов).       

У.-  Найдите и объясните «опасное» место в слове «МОРОЗ».

У.  Подберите проверочное слово

Д. - (морозы)

У. -  Появилась другая орфограмма. Объясните её.

У. -  Какие ещё орфограммы вы знаете? (ответы детей)

У. -  Перед вами текст с пропущенными орфограммами. Какое задание вы бы задали себе? (Дети определяют задание. Задание  уточняется: списать, вставить пропущенные буквы, доказать написанное.

1 команда: Иностранный студент, изучающий русский язык, переписал себе в блокнот стихотворение А.С. Пушкина. Исправь ошибки, которые он допустил

     Морос и сонце: день чудестный!

Ещё ты дремлешь, друк  прилесный –

Пора, кросавица, простнись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу севирной Авроры,

Звиздою севира явись!

    2 команда. Найти в тексте слова на правило «Безударная гласная в корне  слова», «Правописание парной согласной в корне слова». Подбери проверочное. Придумайте и запишите по 5 слов на эти правила.

Итог: Учитель подводит итоги этапа урока.

Тест: Выбери случаи, когда в пишется окончание «Е»

На мороз….,  в морозилк…, о заморозк… , от измороз….

                         Молодцы!

  Самооценка знаний по разделу «Орфография».

           4 снежинка ФИЗМИНУТКА

У. - Вы, наверное, устали?

       Ну, тогда все дружно встали.

       Ножками потопали, ручками похлопали,

       Покрутились, повертелись

      И за парты все уселись.

      Глазки крепко закрываем,

      Дружно до 5 считаем.

      Открываем.

     И работать продолжаем.

У.-  Посмотрите на ряд слов. МОРОЗ, МОРОЗОМ, МОРОЗЫ, МОРОЗЕЦ. Какое слово лишнее? (дети отвечают)

У. Почему?

У. Слово морозец это не форма слова «мороз», а новое  слово.

У. Какие части участвуют в образовании новых слов?

У. Приставки, суффиксы.

У. Какой раздел русского языка будет рассматривать это явление?

У. Словообразование.

         5 снежинка – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (морфемика)

У. - Ребята, а что  изучает этот раздел науки?

Д. - (Раздел науки морфемика изучает состав слова).

У. -  Из каких частей может состоять слово?

Д. - (Слово может состоять из корня, приставки, суффикса, окончания).

        Форма работы – индивидуальная (дифференцированная)

У. - Перед вами разные по цвету карточки.

У. - Посовещайтесь и выберите карточку для выполнения, но помните, что выполнив жёлтую карточку – вы зарабатывает 1б,зеленую – 2 б, красную – 3б.

           Задание: Образуйте новые слова  от слова «МОРОЗ», запишите

                   их, разберите по составу.

             Задание:  Выбери среди слов только существительные,

                               которые соответствуют схеме.

     Мороз,  морозец, морозище, морозный, замораживать, заморозки,  

      заморозок, морозильник,  отморозить,  морозяка, изморозь.

                 Задание: Образуйте от данного слова 3 однокоренных

                              существительных 1-го, 2 –го, 3 –го склонения.  

                              Разберите слова по составу.

                           1 скл.

Морозный         2 скл.

                              3 скл.          

       

У. - Расскажи об образование имен существительных

                       Подведение итогов:

Тест: Какое слово нельзя считать родственным для существительного «МОРОЗ»

    С мороза, морозные, приморозили, морозилка

Форма работы - фронтальная

Внимание! Блиц – опрос «Вспоминай, быстро хором отвечай!»

1.Часть слова перед корнем - (Приставка)

2.После корня ….(Суффикс)

3.Для чего служат приставка и суффикс?( для образования новых слов)

4. Какие части слова образуют новые слова? (Суффиксы и приставки)

5. Окончание – это часть речи или часть слова? (Часть слова)

6. Назовите неизменяемую часть слова. (Окончание)

7.Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении)

8. Как называется часть слова без окончания? (Основа слова)

9. Может ли слово существовать без окончания? Суффикса? Приставки? (Да)

10. Без чего не может существовать слово? (Без корня)

                                  Молодцы!

У. -Теперь включаем «светофорики» для проверки заданий у доски. Хорошо!

- Итак, слово «МОРОЗ» состоит из корня и  нулевого окончания.

                                Самооценка по разделу «Словообразование»

У. - Ну, а теперь я приглашаю вас в раздел  науки - МОРФОЛОГИЮ.

6 снежинка – МОРФОЛОГИЯ

У. - Что изучает морфология?

Д. - (Части речи)

У. - Внимание! Игра «Дуэль»

           Ну что опять за канитель?

           Команда раз, команда два,

           Нам снежный ком катать пора!

У. - Первая команда по цепочке составляет «снежные» слова – имена существительные, - Вторая команда имена прилагательные.

У. - Кто быстрее накатает  «снежный ком»?

                        Проверяем:

На экране слова: На морозе, заморозить, морозно, морозный.

У. - Что можно сказать об этих словах?

Д. -  (Части речи: существительное, глагол, прилагательное, наречие)

У. -  Какой частью речи является слово «МОРОЗ» (существительное)

У. - Докажите, что это существительное?

Д. - (Вопрос что? явление природы)

У. -Что мы знаем об имени существительном?

У.-  На какие 2 группы можно разделить все эти слова? 

Д. - (Самостоятельные и служебные).

У. -  Назовите  только служебные части речи (предлоги)

У. -  Какие ещё служебные знаете? (союзы, частицы).

У.- А какой частью речи является наше слово «МОРОЗ»:

      самостоятельной или служебной?    

У. - Теперь давайте исследуем  наше  слово «МОРОЗ» как часть речи.                                 

Задание: Сделать морфологический разбор

 1 команда: «НА  МОРОЗЕ»

 2 команда: «С МОРОЗА»

Итог: Учитель подводит итоги этапа урока.

Подведение итога.

Тест:1. Имя существительное - это ….

а).Часть речи, которая обозначает предмет

б). Часть речи, которая обозначает признак предмета

в).Часть речи, которая обозначает, действие предмета.

2. Имя существительное отвечает на вопросы:

а) Какая? Какой?

б) Кто? Что?

в) Что делает?

                   Молодцы!

      Самооценка по разделу «Морфология»

 У. -Ребята,  какой раздел науки о языке изучает предложения и  

         словосочетания? (ответы детей)

У. - Правильно, это синтаксис.  

7 снежинка – СИНТАКСИС

Форма работы парная

У.- Придумайте словосочетание со словом «МОРОЗ» по схеме.

           Х

1 к.сущ.. + прилагательное

          Х

2 к.сущ. + глагол

Проверяем:

1к. Мороз Сильный, жестокий, лютый, январский, трескучий

2 к. На мороз выйти, в мороз гулять, на морозе стоять.

У. - Выберите самое красивое, самое удачное словосочетание и придумайте предложение. Со своим словосочетанием. Проверка.

У. - Ребята, я тоже придумала  предложение, но вот задача: все слова рассыпались. Помогите составить предложения.

Сковал,  льдом,  быструю,  трескучий,  реку, мороз.

Дети составляют предложение: Трескучий мороз сковал льдом быструю реку.

Затем проводится разбор по членам и частям речи.

У. - Чем словосочетание отличается от предложения?

Д. - (В словосочетание одно слово главное, другое зависимое.)

Дать характеристику этому предложению.

Д. - (Повест, невоскл, распрост.,простое, двусоставное)

У. - Синтаксический разбор предложения  выполним  в форме игры   «Незаконченное предложение».

Я начну предложение, а вы  его закончите:

А)  По цели высказывания это предложение … (повествовательное).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Б)  По интонации - … (невосклицательное).                                                                                  

В) Главные члены … (дела славят), значит, это – … (основа предложения).

Г) Если в предложении есть и главные, и второстепенные члены, то это предложение …   (распространенное).

Д) Если предложение состоит из подлежащего и сказуемого, то оно …(двусоставное).

Е) Назовите  словосочетании:  МОРОЗ (какой?) трескучий, сковал (что?) речку, сковал (чем?) льдом, реку (какую?) быструю

Итог: Учитель подводит итоги этапа урока.

Подведение итога.

Тест: Какие пары слов являются словосочетанием

Говорить о морозе, наступил мороз, был мороз,  февральский мороз, приближаются морозы

         Прекрасно!  Оцените свои знания по разделу «Синтаксис».

 (Самооценка по разделу «Морфология»).

У. - Ребята посмотрите на доску. С позиции какого раздела науки мы еще не исследовали слово «мороз»?

Д. - (Фразеология)

8 снежинка «ФРАЗЕОЛОГИЯ»

У. - Что изучает фразеология?

Д. -  (устойчивые словосочетания, «крылатые» слова.

У. - Какие вы знаете крылатые выражения в русском языке со словом

МОРОЗ? (возможно использование фразеологического словаря).

Д.- Мороз по коже

У. - Что оно означает? Как вы думаете почему появилось это выражение?

(Ученики отвечают исходя из своего опыта. Если у детей возникают затруднения, рекомендуется воспользоваться словарем)

У. -  А давайте посмотрим в словаре, если с нашим словом устойчивые словосочетания?

У. -  Пословицы и поговорки - это тоже крылатые слова. У вас было д/з. Какие вы подготовили дома пословицы и поговорки, где звучит слово мороз?  

                      (ответы детей).

  1. Береги нос в большой мороз.
  2. Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.
  3. Мороз невелик, да стоять не велит.
  4. Январю-батюшке - морозы, февралю – метели и т.д

У.- Русский народ всегда любил зиму и мороз. Мороз представляли живым человеком, и сказки о нем слагали:   «Мороз Иванович» {показать книгу}, «Два Мороза»

У.-  Поэты тоже посвящали стихи морозу, зиме. (Отрывки стихотворений читают дети.

Учитель:

- Какое слово сегодня мы исследовали на уроке?

- Какие разделы науки пригодились нам?

- Как вы думаете, выполнили мы  цели, выполнили ли мы задачи,  поставленные в начале урока?

- Что для вас было уже легко?

- Что было ещё трудно?

- Кто может себе поставить итоговую оценку и обосновать её?

(Лист самооценки)

- А кто бы хотел оценить работу одноклассников?

VII. Оценки за урок

VII. Оценки за урок

VIII. Домашнее задание:

Первого уровня:
Найти и выписать в литературном произведении строки о морозе.
Второго уровня:
Сочинение "Морозный день"

Приложение:

Тест:

Ф.И. ученика__________________________

№ п/п

                        Задания

1.

Найди верную транскрипцию к слову «МОРОЗ»

А) [ м а р о з’ ] ,  Б) [ м а р о с’ ],  В) [ м о р о з  ] ,

Г) [м а р о с ] ,   Д) [ м а р о з ]

2.

Выбери случаи, когда в пишется окончание «Е»

На мороз….,  в морозилк…, о заморозк… , от измороз….

3.

Какое слово нельзя считать родственным для существительного «МОРОЗ»?

А) С мороза ,   Б) морозные,    В) приморозили,    Г). морозилка.

4.

Имя существительное – это…..

а).Часть речи, которая обозначает предмет

б). Часть речи, которая обозначает признак предмета

в).Часть речи, которая обозначает, действие предмета.

2. Имя существительное отвечает на вопросы:

а) Какая? Какой?

б) Кто? Что?

в) Что делает?

5.

Какие пары слов являются словосочетанием?

А) Говорить о морозе, Б) наступил мороз,  В) был мороз,  

Г) февральский мороз,  Д) приближаются морозы

Личный дневник участника исследования

Ф.И . ученика___________________________

п/п

    Разделы

Самооценка

(отметка)

1.

Лексика (словарный состав языка)

2.

Фонетика (звуки речи)

3.

Орфография (правильное написание)

4.

Словообразование (состав слова)

5.

Морфология (части речи)

6.

Синтаксис (предложение и словосочетание)

7.

Фразеология

Общая отметка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема «Обобщение знаний об имени существительном».

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Прививать интерес к родному языку, воспитывать самостоятельность,...

Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"

Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....

Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...

Конспект урока русского языка Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, само...