Конспект урока по математике
план-конспект урока по математике (3 класс)
Конспект урока по математике "Решение задач на увеличение числа в несколько раз"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»
План - конспект урока
по математике в 3б классе на тему:
«Решение задач на увеличение числа в несколько раз»
УМК «Школа России»
Провела: учитель начальных классов
Усачева Юлия Юрьевна
2019 год
Тип урока: Открытие нового знания
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с задачами на увеличение числа в несколько раз, организуя самостоятельное наблюдение за изучаемым материалом; упражняться в решении задач.
- Отрабатывать математические навыки, умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ.
- Развивать любознательность, память, мышление, внимание.
- Воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в паре, интерес к математике.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научить записывать и решать задачи на увеличение числа в несколько раз;
- представлять задачу схематически.
Личностные:
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
- проявлять внимание и уважение к одноклассникам в разных социальных ситуациях;
- объективно оценивать собственную деятельность.
Метапредметные:
Регулятивные:
- совместно с учителем принимать и сохранять учебную задачу;
- составлять план решения задачи, проговаривая последовательность выполнения действий;
- применять установленные правила при планировании способа решения задачи;
- сравнивать с образцом.
Познавательные:
- делать выводы на основе обобщения;
- учиться устанавливать связи между данными и искомыми величинами;
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других; сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- участвовать в учебном диалоге.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы:
объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический.
Примененные педагогические технологии: технология игрового обучения, информационно-коммуникационная, технология развивающего обучения, технология уровневой дифференциации.
Оборудование:
- дидактический материал (карточки), проектор, компьютер;
- презентация;
- учебник.
Ход урока:
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Ребята! Я рада вас видеть на интересном и увлекательном уроке математики. Тихо сели на свои места.
Наступила осень, но солнышко всё ещё радует нас своим теплом. На ваших партах лежат рисунки солнца и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению сейчас. Опускайте, спасибо. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. А плохое настроение несомненно улучшилось.
-Сели правильно, откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Пишем красиво, стараемся. Кто закончил, положите руки.
- Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Предлагаю игру – «Шифровка». На партах у вас лежат карточки жёлтого цвета, возьмите их в руки, переверните и положите перед собой. Решив примеры, вы узнаете ключевое слово урока. В верхней строке запишите ответы в порядке увеличения, а в нижней строке соответствующую букву. Работаем самостоятельно.
|
а 40-3=
ч 90-20=
з 16-4=
а 50+4=
а 83+6=
д 54-2=
− Какое слово получилось?
− Что вы знаете о задачах? (Получилось слово задача. Задача состоит из условия и вопроса. Задачи бывают простые и составные.)
- Посмотрите на экран
Бабочка-однодневка проснулась ранним утром на яблоне и поняла, что в жизни ей крупно не повезло: всё небо было в тучах, шел грустный затяжной дождик… Похоже, что дождь будет идти весь день, всю её жизнь!…А как хочется полетать, мир посмотреть, прожить жизнь ярко и радостно!… Что же делать?
- Сначала мы выясним, почему бабочка не может летать во время дождя? Наверное, потому, что крылья намокнут, станут тяжёлыми и ей не хватит сил ими махать.
- Что нужно сделать бабочке, для того, чтобы она смогла попутешествовать и мир посмотреть.
Вот какие идеи у ребятишек получились:
Летать под цветами! Тогда она небо запомнила бы как разноцветный ковёр! Летать над костром. Но, тут надо быть очень осторожной – чуть ниже и обгоришь, чуть выше – намокнешь… Не летать, а ходить лапками, сложив крылья. Тоже можно немало интересного повидать… Покрыть крылья плёнкой жира (попросить у кого-нибудь из животных), чтобы капельки скатывались. Прикрыть крылья целлофановой плёнкой или тонким листиком. Попросить тучку, чтоб дождик перестал хоть на часок… Попросить облако, чтоб её покатало! Летать под зонтиком человека или под парашютом.
Вот так мы подсказали бабочке разные выходы из сложной ситуации.
- Посмотрите на экран. Перед вами три текста.
На экране:
№1. На одной яблоне 6 яблок, а на другой на 2 яблока больше.
№2. На одной яблоне 6 яблок, а на другой на 2 яблока больше. Сколько яблок на второй яблоне?
№3. На одной яблоне 6 яблок, а на другой в 2 раза больше. Сколько яблок на второй яблоне?
Прочитайте первый текст. Это задача? (нет) Почему? (нет вопроса)
-Прочитайте второй текст. Можно ли его считать задачей. Почему?
Назовите решение задачи.
− Почему эта задача решается сложением? (В условии задачи сказано на 2 яблока больше, поэтому её решаем сложением).
- Прочитайте третий текст. Это задача? Почему вы так считаете? Сможем мы её решить?
Почему? (Не можем, не хватает знаний.
Мы не умеем решать задачи, где в условии сказано в 2 раза больше.
Мы еще не знаем правила решения таких задач).
3. Формулирование темы и учебных задач урока
- Как вы думаете, какова тема урока? ( «Решение задач, где в условии есть слова в 2 раза больше»).
Тема урока «Задачи на увеличение числа в несколько раз ».
− Чему мы будем учиться на уроке? (решать задачи на увеличение числа в несколько раз).
4 Практическая работа в парах с геометрическим материалом
- Посмотрите на доску.
− Сколько помидоров выложено в первом ряду? (В первом ряду выложено 2 помидора).
− Сколько раз по 2 огурца выложено во втором ряду? (Во втором ряду выложено 3 раза по 2 огурца).
− Каких овощей больше? (Больше огурцов)
В этом случае говорят, что огурцов в 3 раза больше, чем помидоров, а помидоров в 3 раза меньше, чем огурцов.
- Поработаем в парах с геометрическим материалом.
Положите 4 квадрата в первый ряд, а во второй ряд 2 раза по 4 кружка.
−Что можно сказать о кружках? (Кружков в 2 раза больше, чем квадратов).
− Что можно сказать о квадратах? (Квадратов в 2 раз меньше, чем кружков).
Каким действием находим число, которое в несколько раз больше данного? (Действием умножения).
Сформулируем вывод, добавляя пропущенные слова. (на экране)
При …………..числа в несколько раз, надо его ……… на количество раз.
Вернемся к задаче, которую не смогли решить в начале урока. (На экране задача)
− Что говорится в задаче про 1 яблоню?
Изобразим количество яблок рисунком.
− Что говорится в задаче про 2 яблоню?
− Что значит в 2 раза больше?
Изобразим количество яблок на второй яблоне рисунком.
− Какой вопрос в задаче? Покажите на рисунке.
− Каким действием решаем задачу?
Запишите решение задачи в тетрадь.
−Каким действием решаются задачи на увеличение числа в несколько раз?
- Дети, а как вы понимаете выражение «Деревья - «лёгкие нашей планеты»? (лес вырабатывает кислород, которым мы дышим)
- А знаете ли вы, что все растительные организмы, в том числе и обитатели водоёмов, и жители степей, пустынь постоянно производят кислород. Растения в отличие от животных, грибов и прочих живых организмов могут сами синтезировать органические вещества, используя для этого энергию света. Этот процесс называется фотосинтезом. В результате фотосинтеза выделяется кислород.
5.Физкультминутка (на экране картинка осеннего леса)
- Сейчас мы с вами отдохнём, встали все.
- Мы в лесу.
Какой свежий воздух! Давайте глубоко вздохнём.
Здравствуй, лес, дремучий лес!
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели, встали,
Заниматься тихо сели.
6.Первичное закрепление нового способа действия решения задач
- Поработаем по учебнику. Откройте учебник на стр. 36 №1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
-Кто закончил, поднимите руку. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу соседа с доски. Взаимопроверка.
- Поменяйтесь назад работами. Поднимите руку, у кого нет ошибок? Вы молодцы.
Каким действием решаются задачи на увеличение числа в несколько раз?
- Выполним №3. Прочитайте задание. Назовите уравнения, которые нельзя решить. Почему? Что нужно сделать? (поменять знаки)
-Решим уравнения по вариантам. (три варианта)
-Проверим работу с экрана. Поднимите руку, у кого нет ошибок. Вы молодцы.
- Поднимите руку, у кого были ошибки. Будьте внимательны.
Игра «Мой островок». (на экране два острова, а на них животные)
Посмотрите на доску, перед вами два островка: умножения и сложения. Давайте узнаем какие животные на них обитают. Выбирай тот островок, действием которым вы будете решать задачу. Реши задачи и узнаешь животное.
1) Лиса весит 7 кг, а это животное в 10 раз больше. Сколько весит это животное, кто это? ( ВОЛК 70 кг)
2) Прыжок леопарда 3 метра, прыжок другого животного на 2 метра длиннее? Узнай длину прыжка и назови животное. ( 5 м кенгуру)
3) Продолжительность жизни жирафа 28 лет, а это забавное животное живёт на 37 лет дольше? Сколько лет живёт животное. Узнай его. (65 лет СЛОН)
4) Этот зверёк в естественных условиях живёт 7 лет, а в Зоопарке продолжительность жизни увеличилась на 6 лет. Сколько лет живёт этот зверёк в Зоопарке? Узнай его (ЕНОТ 13лет)
- Молодцы.
7. Рефлексия
«Корзина идей»
- Дети, на партах у вас лежат яблоки. Если на уроке все задания для вас были лёгкими и не вызывали трудностей, возьмите в руки красное яблоко. Если у вас возникали трудности при выполнении заданий, возьмите в руки зелёное яблоко. Сегодня на уроке мы решали задачи, связанные с экологией, где встречались животные и растения. А про какие животные и растения вы бы хотели порешать задачи на следующих уроках. Запишите ручкой их на своём яблоке. А я пройду по рядам и соберу ваши яблоки в «корзину идей».
За вас осень сегодня рада!
За труд вас всех благодарит.
И днями солнечными, тёплыми,
Всех, непременно, одарит!
Какое у вас сейчас настроение? Покажите. (Тучка или солнышко)
8. Подведение итогов урока
- С каким видом задач мы познакомились сегодня на уроке?
Каким действием решаются задачи на увеличение числа в несколько раз?
- Когда будем решать задачи действием сложения?
Попробуем составить алгоритм: (на экране)
Во (сколько- то ) раз > (Х)
На сколько- то > ( +)
Обратите внимание на значение предлогов.
9. Домашнее задание :
Обязательно для всех:
1. Решить примеры №5 стр36.
2.Решить задачу в тетради на печатной основе №25 стр.16.
По желанию:
3.Составить и записать текст задачи на увеличение числа в несколько раз.
- Оценки за урок. Дети, вы все молодцы, все хорошо работали на уроке, но я хочу отметить детей, которые активно работали на протяжении всего урока и не допустили не одной ошибки.
(Под музыку) - Дети, у Антуана-де-Сент-Экзюпери есть сказка «Маленький принц». Мне очень нравятся слова из этого произведения «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Я желаю вам, чтобы было зорким ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие «опасные места» не только на уроке, но и в жизни. Спасибо вам за урок, спасибо нашим гостям за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс
Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

Конспект урока по математике Класс: 1 «б» УМК: Начальная школа 21 века, В.Н. Рудницкая «Математика» , ч.2, стр.53-57 Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Вычитание числа 3 (закрепление)
Конспект урока по математике...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе
Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Технологическая карта урока математики. Дистанционное обучение. План-конспект урока по математике (2 класс)
Урок по математики (2 класс)...
