Технологическая карта урока математики по теме "Число и цифра 0"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Кулакова Наталья Алексеевна

Технологическая карта разработана для проведения урока математики в 1 классе по УМК "Школа России" по теме "Число и цифра 0"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_i_tsifra_nol_slozhenie_i_vychit._s_kolobkom.docx172.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 «Б» классе по теме

«Цифра и число 0. Сложение с нулём. Вычитание нуля».

                                                                                           2021-2022 учебный год.

                                                                                            Учитель Кулакова Н.А.

    Педагогические цели: Формировать представление  о числе 0, цифре 0, его месте в натуральном ряду чисел; на основе наблюдения, сравнения вывести свойства числа 0, условия для ознакомления с выражениями видами https://arhivurokov.ru/multiurok/b/0/b/b0b2b1738213672674ad6a507c2a69e1057916ee/urok-matiematiki-po-tiemie-tsifra-i-chislo-0-slozhieniie-s-nuliom-vychitaniie-nulia_1.png + 0 и https://arhivurokov.ru/multiurok/b/0/b/b0b2b1738213672674ad6a507c2a69e1057916ee/urok-matiematiki-po-tiemie-tsifra-i-chislo-0-slozhieniie-s-nuliom-vychitaniie-nulia_1.png – 0; продолжать пропедевтическую работу по теме «Задача»; развивать логическое мышление, наблюдательность.

    Планируемые результаты (предметные): Выявлять свойства  нуля, применять  данные  свойства  при  сложении и вычитании чисел; правильно писать цифру 0; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

 Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Личностные: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оборудование: учебник «Математика» 1 класс М.И.Моро; презентация к уроку; карточки для работы в парах, индивидуально, набор цифр.

ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока (мотивация).

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы!

                  Я хочу вам пожелать

                  Громко, чётко отвечать,

                  Спокойно руку поднимать

                  Удачи в учении

                и хорошего настроения.

- Напомните, пожалуйста, какой у нас урок?

- Какое сегодня число?

- Что вы можете рассказать про число 9?

                                                                              Слайд 2

- Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать, решать, а будем учиться математике вместе со сказочными героями. Мы в гостях у сказки. Кто же нам встретится?

Отгадайте загадку:

                                 Круглый, румяный,

                                    в печке печен,

                                    на окошке стужен.

– Правильно, колобок.                                         Слайд 3

-Скок да скок, скок да скок, покатился колобок. 
Круглый да румяный, прямо на поляну. 

  1. Актуализация опорных знаний. Устный счет.

– Катится, катится колобок, а навстречу ему заяц.

                                                                                          Слайд 4

«Колобок», – косой сказал, –
«Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь дорожку отпущу
И морковкой угощу!»

- Колобок, очень любит математику: примеры, задачи решать, хитроумные книги читать по математике. Но ему требуется помощь. Он предлагает вам решить примеры у доски.

– Ребята, давайте поможем колобку выполнить зайкины задания.

Будем думать и решать,

И друг другу помогать.

1)Индивидуальная работа парами у доски: решить цепочки. https://arhivurokov.ru/multiurok/b/0/b/b0b2b1738213672674ad6a507c2a69e1057916ee/urok-matiematiki-po-tiemie-tsifra-i-chislo-0-slozhieniie-s-nuliom-vychitaniie-nulia_3.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/b/0/b/b0b2b1738213672674ad6a507c2a69e1057916ee/urok-matiematiki-po-tiemie-tsifra-i-chislo-0-slozhieniie-s-nuliom-vychitaniie-nulia_4.png

2) Игра «Называй - не зевай!»                                            Слайд 5

- Расположите числа в порядке убывания. Что значит в «порядке убывания»?

        4,6,8,10,2.

- Чем интересен и необычен этот ряд чисел?

3) Игра «Ромашка» (примеры на прибавить 1, вычесть 1)

- Что значит прибавить1? Вычесть 1?

4) Проверка индивидуальной работы уч-ся у доски.

- Прочитайте последние примеры разными способами.

5) Игра «Молчанка».

- Ответы запишем на доске. У  доски работают мои помощники. (Два ученика у доски молча записывают ответы после показа уч-ся ответа веером).

5+1 =                    4+1=

7-1=                      9-1=

5-0=                      5+0=

-  Ребята, какие примеры вызвали у вас затруднение?

- В чем особенность последних выражений: 5+0, 5-0? (Особенность в том, что второе слагаемое 0.)

- Как вычислить такое выражение? Что мы знаем о нуле? (Нуль меньше любого натурального числа.)

– Где место нуля на отрезке натурального ряда чисел? (Число нуль стоит у начальной точки на числовом отрезке) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

3. Самоопределение к деятельности (Определение темы и целей урока)

-Кто догадался, чему будем учиться сегодня на уроке? (Будем работать с числом нуль.)

- Определите цели урока, используя опорные слова.    Слайд 6

Изучить глубже …свойства числа нуль

Учиться прибавлять… к числу нуль и число к нулю.

Вычитать …нуль из числа

Считать … правильно…

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Сложение и вычитание с числом нуль.)

- Тема нашего урока: «Сложение с нулём. Вычитание нуля»      Слайд 7

6.Физкультминутка для глаз «Осенние листочки»

-А сейчас потренируем глазки. Выполним для них зарядку. Деревья готовятся к зиме, теряют листья. Понаблюдайте за ними.

7. Изучение нового материала.

  1. Свойства сложения с 0 и вычитания 0.

   

- Катится колобок дальше, а навстречу ему волк – зубами щёлк.

— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою.                            
Слайд 8

- Ты не пой мне колобок!

Не заговаривай зубок.

Лучше выполни заданье

на сложение и вычитание!

Практическая работа №1- «Сложение с 0».

Пример 1.

- Сколько яблок на первой тарелке? (2)

-Сколько яблок на второй тарелке? (0)

-Сколько всего яблок на двух тарелках?

- Как узнали? (2+0=2)

- Почему получилось 2?

Пример 2.

-Сколько яблок на этой тарелке? (0)

- Сколько яблок на этой тарелке? (2)

-Сколько всего яблок на двух тарелках?

- Как узнали? (0+2=2)

- Почему получилось 2?

-Какой вывод можно сделать? (Если к числу прибавить нуль или к нулю прибавить число, получится то же самое число.)

Пример 3. -                                                                        Слайд 9

- Объясните рисунок и запись к нему.

- Сделаем общий вывод.(на слайде – буквенные выражения)

Практическая работа №2- «Вычитание  0».

Пример 1.

- Сколько конфет на  тарелке? (5)

- Я никому  не дам конфеты.

-Сколько конфет у меня останется?(5)

- Как узнали? (5-0=5)

- Почему получилось 5?

Какой вывод можно сделать? (Если из числа вычесть нуль, то получится то же самое число)

Пример 2.

- Сколько конфет на  тарелке? (5)

- Я отдам все конфеты нашим гостям.

-Сколько конфет у меня останется?(0)

- Как узнали? (5-5=0)

- Почему получилось 0?

Какой вывод можно сделать? (Если из числа вычесть это же число, то получится ноль.)

Пример 3.                                                                               Слайд 10

- Объясните рисунок и запись к нему.

- Сделаем общий вывод.(на слайде – буквенные выражения)

8.Физкультминутка «Зарядка для колобка».

9. Работа по учебнику.                                   Слайд 11

- Катится колобок, а навстречу ему медведь с нашим учебником Математики: 
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, медведь, я тебе песенку спою.

Ты не пой мне колобок!

Не заговаривай зубок.

Лучше учебник открой на странице 72.

а) Задание 1( с. 72) выполняем, работая в парах по вариантам.

– Рассмотрите рисунок.

– Первый вариант составьте рассказы по первому рисунку, чтобы они соответствовал  равенствам, данным ниже. (На одной тарелке лежало три кусочка дыни, а на другой – ни одного кусочка. Сколько кусочков дыни на двух тарелках?  

На тарелке лежало три кусочка дыни. Съели нуль кусочков. Сколько кусочков осталось на тарелке?)

 - Второй вариант составьте рассказы по второму рисунку (апельсины), чтобы они соответствовал  равенствам, данным ниже.

- Проверяем вашу работу. (Одна пара выходит к доске и рассказывает.)

– Какой вывод можно сделать?

(Если к числу прибавить нуль, получится то же самое число. Если из числа вычесть нуль, то получится то же самое число.)

10. Закрепление изученного материала                            Слайд 12

1) Работа в тетради на печатной основе (задание 2 (с. 28)

-  Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
— Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!
Колобок обрадовался, что его хвалят, и хотел запеть свою песенку .

Но мы-то знаем хитрую лису… . Не дадим колобка в обиду!

Для этого нужно поработать в тетради.

  1. Коллективная проверка.

– Ребята, кто справился с этим заданием без ошибок, на полях нарисуйте смайлик   . Если кто-то выполнил с одной ошибкой – смайлик с ровными губками,  но, а кто не справился с заданием –  смайлик опущенные уголки губ – мне нужна помощь.

11. Итог урока. Рефлексия.                                  Слайд 13

- Поняли лесные жители, что дружить веселей, чем ссориться. И стали они настоящими друзьями!!!

Колобок доволен вашей работой на уроке, вы сами оцените свою деятельность на уроке.

- Вспомните, какие  цели  мы  ставили  на уроке.

 Изучить глубже …

Учиться прибавлять

Вычитать …

Считать …

Чему  научились?

-Что вам было трудно?        

-Над чем можно продолжить работу?  

- Что нового узнали на уроке?

- Какие открытия сделали?

– Что вам понравилось на уроке?
- Что вы запомнили особенно?
- Какие свойства нуля теперь знаете?


Вывод: - если к числу прибавить нуль , то получится это же число.

             - если из числа вычесть нуль, то получится это же число.

              -если из числа вычесть это же число, то получится нуль.

        Слайд 14

На листочках нарисуйте солнышко, если вам на уроке понравилось.

И тучку, если вам на уроке не понравилось. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "Число и цифра 8"

Методическая разработка урока представлена в виде технологической карты с описанием УУД на каждом этапе урока введения нового знания....

Пример технологической карты урока математики в 1 классе по теме: "Волшебные цифры".

Пример технологической карты урока Учитель ________________________________________________________________ Предмет: математика Тема: «Волшебные цифры» Цели:формировать умения реша...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 9" УМК "ПНШ"

Технологическая карта составлена в соответствии с требованием ОУ....

Технологическая карта урока математики Тема "Число 4. Цифра 4. Состав числа 4."

Технологическая карта урока математики Тема "Число 4. Цифра 4. Состав числа 4."...

Технологическая карта урока математики.Тема "Число и цифра 5". УМК « Перспектива» (1 класс)

Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: Формирование представлений о числе 5, умение записывать его, складывать и вычитать в пределах 5;Формирование представления о пятиугольникеДид...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...