Рабочая программа по математике 4 класс 2024-2025
рабочая программа по математике (4 класс)

Моисеенко Маргарита Андреевна

Рабочая программа по математике разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Программа направлена на обеспечение качественного освоения учащимися курса математики, необходимого для успешной подготовки к переходу в среднее звено школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_matem_2024-2025.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения предмета «Математика».

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
  • положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
  • понимание значения математических знаний в собственной жизни;
  • понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
  • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
  • умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
  • знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  •  начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
  • уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
  • начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
  • осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
  • осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

Метапредметные результаты

  • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
  • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
  • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
  • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
  • самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
  • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
  • самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
  •  контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.

Познавательные

  • устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах  и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
  • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
  • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
  • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
  • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
  • понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
  • фиксировать  математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
  • стремление полнее использовать свои творческие возможности;
  • общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • самостоятельно осуществлять расширенный поиск  необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
  • осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
  • умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;

Коммуникативные

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  •  понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
  • принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
  •  знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  • контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
  • умение  использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
  • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
  • ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

Числа и величины

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;
  • сравнивать  числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
  • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и  упорядочивать объекты по массе.
  • классифицировать числа по нескольким основаниям  (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях  и объяснять свой выбор.

Арифметические действия

  • выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
  • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
  • выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах 1 000 000;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2–5 действий (со скобками и без скобок).
  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
  • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

Работа с текстовыми задачами

  • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
  • составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
  • преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
  • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
  • решать  задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные  предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
  • сравнивать задачи по сходству  и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
  • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
  • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
  • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
  • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

  • обозначать геометрические фигуры буквами;
  • различать круг и окружность;
  • чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
  • различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
  • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе
  • читать план участка (комнаты, сада и др.).

Геометрические величины

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять  площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
  • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр.квадратный метр), используя соотношения между ними;
  • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
  • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника

Работа с информацией

  • анализировать готовые таблицы, использовать их  для выполнения заданных действий, для построения вывода;
  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
  • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами.

Содержание учебного предмета

Числа от 1 до 1 000. Повторение (14 ч)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2–4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1 000. Нумерация (11 ч)

Новая счетная единица – тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1 000 раз.

Числа, которые больше 1 000. Величины (11 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Числа, которые больше 1 000. Сложение и вычитание (12 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида х + 312 = 654 + 79,         729 – х = 217 + 163, х – 137 = 500 – 140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.

Числа, которые больше 1 000. Умножение и деление (76ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний). Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы  проверки  умножения  и деления.  Решение уравнений вида 6 х =
= 429 + 120,
х – 18 = 270 – 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1 000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Итоговое повторение (12 ч)

Итоговое повторение. Нумерация. Выражения и уравнения. Арифметические действия: сложение и вычитание. Умножение и деление. Порядок действий.
Величины. Геометрические фигуры. Задачи. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». 

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Числа от 1 до 1000.  Повторение. (14 ч)

3

Нумерация. Счет предметов. Разряды.

4

Числовые выражения. Порядок выполнения действий

5

Нахождение суммы нескольких слагаемых

6

Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел

9

Умножение  трехзначного  числа на однозначное

10

Свойства умножения

11

Алгоритм письменного деления

12

Деление трёхзначных чисел на однозначное число

13

Деление трёхзначных чисел .

16

Приёмы письменного деления

17

Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление

столбчатых диаграмм

18

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Входная диагностическая работа

19

Страничка для любознательных. Проверочная  работа по теме «Числа от 1 до 1000»

20

Работа над ошибками.

Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)

Нумерация. Класс единиц и класс тысяч

Чтение многозначных чисел

Запись многозначных чисел

Разрядные  слагаемые

Сравнение многозначных чисел

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз        

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда

Класс миллионов.  Класс миллиардов.

Проект: «Числа  вокруг нас». Тест по теме «Нумерация»

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Математический диктант

Контрольная работа по теме « Числа, которые больше 1000»

        Величины (11 ч)

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Единица длины – километр. Таблица единиц длины

Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр

Таблица единиц площади

Измерение площади с помощью палетки

Масса. Единицы массы: центнер, тонна

Единицы  времени. Определение времени по часам.

Определение  начала, конца и продолжи-тельности события. Секунда.

Таблица единиц времени. Век.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» Математический диктант.

Контрольная работа по теме «Величины»

Работа над ошибками.

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (12 ч)

Устные и письменные приёмы вычислений

Нахождение неизвестного слагаемого

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

Нахождение нескольких долей целого

Нахождение нескольких долей целого

Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий

Сложение и вычитание величин  

Решение задач  на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Странички для любознательных. Задачи-расчеты.

Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание»

Работа над ошибками.

Умножение и деление (16 ч)

Умножение и его свойства.

Письменные приёмы умножения.

Умножение с числами 0 и 1.

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого.

Деление на однозначное число.

Письменные приёмы деления.

Деление многозначного числа на однозначное.

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

Письменные приёмы деления. Решение задач.

Решение задач изученного вида.

Письменные приемы деления – закрепление.

Деление многозначных чисел. Решение задач изученного вида. Закрепление.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число»

Работа над ошибками.

Умножение и деление на однозначное число.

Скорость . Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

Решение задач на движение с величинами скорость, время.

Решение задач на движение с величинами расстояние, скорость.

Решение задач на движение – закрепление.

Проверочная работа по теме «Задачи на движение»

Работа над ошибками.

Умножение числа на произведение.

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

Решение задач изученного вида.

Перестановка и группировка  множителей.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Контрольная работа по теме «Умножение и деление»

Работа над ошибками.

Деление числа на произведение.

Деление числа на произведение -закрепление.

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

Решение задач.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Деление чисел, оканчивающихся нулями.

Деление  на числа, оканчивающиеся нулями.

Деление  на числа, оканчивающиеся нулями- закрепление.

Решение и сравнение задач.

Письменные приемы деления – закрепление.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчиваю-щиеся нулями»

Работа над ошибками.  Проект «Математика вокруг нас»

Умножение на двузначное и и трёхзначное число (12 ч)

Умножение числа на сумму.

Умножение числа на сумму – закрепление.

Алгоритм умножения на двузначное число.

Письменное умножение на двузначное число.

Решение задач задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

Решение задач задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

Письменное умножение на трёхзначное число

Письменное умножение  на трёхзначное число.

Умножение  на трёхзначное число

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Контрольная работа по теме  «Умножение на двузначное и трехзначное число»

Работа над ошибками.

        Деление на двузначное и трехзначное число (21 ч)

Письменное деление на двузначное число.

Деление с остатком на двузначное число.

Алгоритм письменного деления на двузначное число.

Письменное деление на двузначное число.

Деление на двузначное число.

Приемы деления на двузначное число.

Деление многозначных чисел на двузначное.

Деление на двузначное число- закрепление.

Закрепление по теме деление на двузначное число.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число»

Работа над ошибками.

Письменное деление на трехзначное число.

Деление на трехзначное число.

Приемы деления на трехзначное число.

Деление на трехзначное число – закрепление.

Деление с остатком.

Деление на трехзначное число.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Контрольная работа  по теме «Деление на трехзначное число»

Работа над ошибками.

Итоговое повторение.

Нумерация.

Выражения и уравнения.

Арифметические действия сложение и вычитание.

Арифметические действия умножение и деление.

Правила о порядке выполнения действий.

Величины .

Геометрические фигуры.

Решение задач.

Промежуточная аттестация за курс 4 класса. Контрольная работа.

Работа над ошибками.

Обобщение пройденного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида

Адаптированная  рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена  в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание  благопри...

Рабочие программы для 3 класса 2024-2025 уч.год

в помощь учителям начальных классов...

рабочая программа по труду 3класс 2024-2025 учебный год

Программа по технологии на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а такж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Разговоры о важном 2024-2025

Рабочая программа Разговоры о важном 2024-2025...

Рабочая программа по математике за 2024-2025 уч. год

На уровне начального общего образования изучение математики имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые им знания, опят выполнения предметных и универсальных действий на математическо...