Рабочая программа по математике 4 класс 2024-2025
рабочая программа по математике (4 класс)
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Программа направлена на обеспечение качественного освоения учащимися курса математики, необходимого для успешной подготовки к переходу в среднее звено школы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения предмета «Математика».
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
- основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
- положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
- понимание значения математических знаний в собственной жизни;
- понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
- восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
- умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
- знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
- уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
- начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
- осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
- осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
- интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
- понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
- находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
- проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
- выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
- самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
- адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
- самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
- устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
- проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
- устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
- выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
- делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
- проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
- понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
- фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
- стремление полнее использовать свои творческие возможности;
- общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
- самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
- осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
- умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
Коммуникативные
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
- принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
- знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
- умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
- согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
- ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
Числа и величины
- образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;
- сравнивать числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
- устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
- читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
- классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
- выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
- выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
- выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах 1 000 000;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2–5 действий (со скобками и без скобок).
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
- решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
- анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
- составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
- преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
- составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
- решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
- сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
- дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
- находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
- решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
- решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
- обозначать геометрические фигуры буквами;
- различать круг и окружность;
- чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
- различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
- изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе
- читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
- измерять длину отрезка;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
- выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр.квадратный метр), используя соотношения между ними;
- выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
- вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника
Работа с информацией
- анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
- устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
- самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1 000. Повторение (14 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2–4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1 000. Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица – тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1 000 раз.
Числа, которые больше 1 000. Величины (11 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа, которые больше 1 000. Сложение и вычитание (12 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида х + 312 = 654 + 79, 729 – х = 217 + 163, х – 137 = 500 – 140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1 000. Умножение и деление (76ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний). Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 х =
= 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1 000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Итоговое повторение (12 ч)
Итоговое повторение. Нумерация. Выражения и уравнения. Арифметические действия: сложение и вычитание. Умножение и деление. Порядок действий.
Величины. Геометрические фигуры. Задачи. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | ||
Числа от 1 до 1000. Повторение. (14 ч) | ||||
3 | Нумерация. Счет предметов. Разряды. | |||
4 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | |||
5 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | |||
6 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел | |||
9 | Умножение трехзначного числа на однозначное | |||
10 | Свойства умножения | |||
11 | Алгоритм письменного деления | |||
12 | Деление трёхзначных чисел на однозначное число | |||
13 | Деление трёхзначных чисел . | |||
16 | Приёмы письменного деления | |||
17 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм | |||
18 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Входная диагностическая работа | |||
19 | Страничка для любознательных. Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 1000» | |||
20 | Работа над ошибками. | |||
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч) | ||||
Нумерация. Класс единиц и класс тысяч | ||||
Чтение многозначных чисел | ||||
Запись многозначных чисел | ||||
Разрядные слагаемые | ||||
Сравнение многозначных чисел | ||||
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | ||||
Выделение в числе общего количества единиц любого разряда | ||||
Класс миллионов. Класс миллиардов. | ||||
Проект: «Числа вокруг нас». Тест по теме «Нумерация» | ||||
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант | ||||
Контрольная работа по теме « Числа, которые больше 1000» | ||||
Величины (11 ч) | ||||
Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Единица длины – километр. Таблица единиц длины | ||||
Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр | ||||
Таблица единиц площади | ||||
Измерение площади с помощью палетки | ||||
Масса. Единицы массы: центнер, тонна | ||||
Единицы времени. Определение времени по часам. | ||||
Определение начала, конца и продолжи-тельности события. Секунда. | ||||
Таблица единиц времени. Век. | ||||
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» Математический диктант. | ||||
Контрольная работа по теме «Величины» | ||||
Работа над ошибками. | ||||
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (12 ч) | ||||
Устные и письменные приёмы вычислений | ||||
Нахождение неизвестного слагаемого | ||||
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | ||||
Нахождение нескольких долей целого | ||||
Нахождение нескольких долей целого | ||||
Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий | ||||
Сложение и вычитание величин | ||||
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | ||||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | ||||
Странички для любознательных. Задачи-расчеты. | ||||
Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание» | ||||
Работа над ошибками. | ||||
Умножение и деление (16 ч) | ||||
Умножение и его свойства. | ||||
Письменные приёмы умножения. | ||||
Умножение с числами 0 и 1. | ||||
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | ||||
Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого. | ||||
Деление на однозначное число. | ||||
Письменные приёмы деления. | ||||
Деление многозначного числа на однозначное. | ||||
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | ||||
Письменные приёмы деления. Решение задач. | ||||
Решение задач изученного вида. | ||||
Письменные приемы деления – закрепление. | ||||
Деление многозначных чисел. Решение задач изученного вида. Закрепление. | ||||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | ||||
Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | ||||
Работа над ошибками. | ||||
Умножение и деление на однозначное число. | ||||
Скорость . Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | ||||
Решение задач на движение с величинами скорость, время. | ||||
Решение задач на движение с величинами расстояние, скорость. | ||||
Решение задач на движение – закрепление. | ||||
Проверочная работа по теме «Задачи на движение» | ||||
Работа над ошибками. | ||||
Умножение числа на произведение. | ||||
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | ||||
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | ||||
Решение задач изученного вида. | ||||
Перестановка и группировка множителей. | ||||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | ||||
Контрольная работа по теме «Умножение и деление» | ||||
Работа над ошибками. | ||||
Деление числа на произведение. | ||||
Деление числа на произведение -закрепление. | ||||
Деление с остатком на 10, 100, 1000. | ||||
Решение задач. | ||||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | ||||
Деление чисел, оканчивающихся нулями. | ||||
Деление на числа, оканчивающиеся нулями. | ||||
Деление на числа, оканчивающиеся нулями- закрепление. | ||||
Решение и сравнение задач. | ||||
Письменные приемы деления – закрепление. | ||||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | ||||
Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчиваю-щиеся нулями» | ||||
Работа над ошибками. Проект «Математика вокруг нас» | ||||
Умножение на двузначное и и трёхзначное число (12 ч) | ||||
Умножение числа на сумму. | ||||
Умножение числа на сумму – закрепление. | ||||
Алгоритм умножения на двузначное число. | ||||
Письменное умножение на двузначное число. | ||||
Решение задач задачи на нахождение неизвестного по двум разностям | ||||
Решение задач задачи на нахождение неизвестного по двум разностям | ||||
Письменное умножение на трёхзначное число | ||||
Письменное умножение на трёхзначное число. | ||||
Умножение на трёхзначное число | ||||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | ||||
Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» | ||||
Работа над ошибками. | ||||
Деление на двузначное и трехзначное число (21 ч) | ||||
Письменное деление на двузначное число. | ||||
Деление с остатком на двузначное число. | ||||
Алгоритм письменного деления на двузначное число. | ||||
Письменное деление на двузначное число. | ||||
Деление на двузначное число. | ||||
Приемы деления на двузначное число. | ||||
Деление многозначных чисел на двузначное. | ||||
Деление на двузначное число- закрепление. | ||||
Закрепление по теме деление на двузначное число. | ||||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | ||||
Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» | ||||
Работа над ошибками. | ||||
Письменное деление на трехзначное число. | ||||
Деление на трехзначное число. | ||||
Приемы деления на трехзначное число. | ||||
Деление на трехзначное число – закрепление. | ||||
Деление с остатком. | ||||
Деление на трехзначное число. | ||||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | ||||
Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число» | ||||
Работа над ошибками. | ||||
Итоговое повторение. | ||||
Нумерация. | ||||
Выражения и уравнения. | ||||
Арифметические действия сложение и вычитание. | ||||
Арифметические действия умножение и деление. | ||||
Правила о порядке выполнения действий. | ||||
Величины . | ||||
Геометрические фигуры. | ||||
Решение задач. | ||||
Промежуточная аттестация за курс 4 класса. Контрольная работа. | ||||
Работа над ошибками. | ||||
Обобщение пройденного. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание благопри...
рабочая программа по труду 3класс 2024-2025 учебный год
Программа по технологии на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а такж...

Рабочая программа по математике за 2024-2025 уч. год
На уровне начального общего образования изучение математики имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые им знания, опят выполнения предметных и универсальных действий на математическо...


