Тема: Задачи на движение. Скорость удаления.
план-конспект урока по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ
Дата: г. Школа: МАОУ СОШ №152 Класс: 4в Урок: 4 Время: 16:40-17:20 Кабинет: 110 | Студентка: Магафурова Александра Маратовна Группа: 31 Учитель: Берсенёва Екатерина Михайловна Методист: Серебренникова Светлана Валентиновна |
Тема урока «Задачи на движение. Скорость удаления»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: : ознакомление с понятием скорость удаления. Решение задач на движение со скоростью удаления.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Дать понятие о скорости удаления; 2. Формировать умение решать задачи на движение со скоростью удаления. | Предметные: 1. Научатся решать задачи со скоростью удаления; 2. закрепят знания умножения многозначных чисел. |
Развивающие: 1. Развивать память, мышление, грамотную устную речь; 2. Развивать навыки самостоятельной индивидуальной и парной работы; | Личностные: #1054;ценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей.
|
Воспитательные: 1. Воспитание учебной активности и умение работать в коллективе; 2. Формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность; |
Оборудование: «Школа России» (учебник «Математика»:4 класс 2 часть, Моро М.И.- М: Просвещение, 2023), учебная презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Этап | Образова тельная цель этапа урока | Формы, (Ф,Г,П,И) методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося (ответы) | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактически е средства и интерактивно е оборудование |
#1057;ам оопре делен ие к деяте льнос ти (15 сек) | Включе ние в учебную деятельн ость на личност но значимо м уровне | Ф Словесный: беседа Приёмы: организация учебного общения. |
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Маратовна, сегодня я проведу у вас урок математики. | Регулятивные: выработать учебную мотивацию. Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. | 1 слайд. | |
II. Актуа лизац ия знани й и мотив ация (2-3 мин) | Готовно сть мышлен ия и осознан ие потребн ости к построе нию нового способа действи й | Ф Словесный: побуждающ ий, подводящий диалог. Демонстрация: показ слайдов Приёмы: организация учебного общения. Внешний контроль | 1. Анализирует знания обучающихся и проводит устный счёт. -Сегодня на уроке мы не только познакомимся с новыми понятиями, но и изучим вопросы, ответы на которые нам дадут математические исследования и моделирование. - Я желаю вам интересных и новых открытий. И начинается наша работа. Начнем, с устного счёта! - Выполните устно вычисления, полученные результаты запишите в таблицу. -Найдите произведение чисел 700 и 4 Какое число меньше, чем 560, в 80 раз? Уменьшите число 7200 в 80 раз Увеличьте 22 в 30 раз Чему равно частное от деления 3200 и 800? 1-й множитель – 400, второй – 30. Чему равно произведение? Во сколько раз 4000 больше 2 сотен? Произведение 15 и 400 уменьшите в 100 раз - Запишите числа в порядке возрастания. Обратите внимание на то, что каждому числу соответствует определённая буква. Записав числа, вы узнаете первые ключевые слова нашей темы. Запись в таблице: - Проверим. Ключевые слова 1-го варианта? - Ключевые слова 2-го варианта? - Оцените свою инд. работу. (учитель прикрепляет на доску ключевые слова) - Как вы полагаете, о чем говорят нам данные ключевые слова? (ответы) - Верно, они говорят нам о том, что сегодня на уроке мы будем работать с задачами на движение. - С какими величинами связаны задачи на движение? (учитель прикрепляет на доску карточки: V,t, S) - Проверим, как хорошо вы знаете взаимосвязи между данными величинами с помощью сигнальных карточек. 1) Работа с сигнальными карточками. Игра «Проверь себя» - Я называю утверждение. Если вы со мной согласны, показываете «+», если не согласны, показываете «-» - Ребята, для чего нам нужно знать, как величины «скорость», «время», «расстояние» взаимосвязаны между собой? 2) Решите устно следующие задачи: -Улитка ползёт со скоростью 5 см/мин. Какое расстояние она преодолеет за 4 минуты? -Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдёт 54 км? -Заяц за 3 часа пробегает 150 км. С какой скоростью бежит заяц? -Из посёлка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Скорость первого- 5 км/ч, скорость второго – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 часа? - Я согласна с вами. (учитель добавляет к ключевым слова два новых слова «скорость», «удаления») -Ребята, как вы думаете, что такое скорость удаления? -А какую формулу мы можем использовать для решения задач на скорость удаления? -Что происходит с расстоянием, когда объекты удаляются друг от друга? -Соответственно какую формулу мы будем использовать? | Вспоминают учебный материал, выполняя устный счёт.
Записывают в таблицу ответы /2800/ /7/ /90/ /660/ /4/ /12000/ /20/ /60/ Определяют по ключевым словам тему урока (Задачи на) (движение) (скорость, время, расстояние) Работа с сигнальными карточками (…чтобы мы могли правильно решать задачи на движение) (20 см) (6 ч) (50 км/ч) -сложно ответить на данный вопрос, так как мы еще не решали задачи на движение со скоростью удаления. Скорость удаления — это расстояние, на которое объекты удаляются друг от друга за единицу времени. -увеличивается Vуд. = V1+V2 | Регулятивные: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Познавательные: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; Коммуникативные: | 2 слайд. Сигнальные карточки 3 слайд. 4 слайд. 5 слайд. 6 слайд. 7 слайд. |
III. Поста новка учебн ой задач и (3-4 мин) | Выявлен ие места и причины затрудне ния, постано вка цели урока | Ф Словесный: беседа. Наглядный : презентация Приёмы: организация учебного общения. Внешний контроль |
- Посмотрите на ключевые слова нашего урока. Сформулируйте тему урока. - Какую цель мы перед собой поставим? Узнаем … Научимся … - Составим план урока 1. Повторить задачи на движения; 2. Научиться решать задачи на движения со скоростью удаления; 3. Выполнить задание для отработки навыка. | - Решение задач на движение со скоростью удаления. -Узнаем, как решать задачи со скоростью удаления. -Научимся решать задачи такого вида. | Регулятивные: составлять план действий; принимать себя и других не осуждая. Познавательные: работать по предложенному плану, выдвигать свой план. Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи деятельности на уроке. | 8 слайд. 9 слайд. |
IV. «Откр ытие» новог о знани я (5- 7 мин) | Построе ние детьми нового способа действи й и формиро вание способн ости к его выполне нию | Ф, Г Словесный: беседа Практический: выполнение работы в группах, работа, работа с учебником Наглядный: презентация, карточки на доске Приёмы: наблюдение, анализ информации. Внешний контроль | 1) Работа по учебнику. - Откройте ваши учебники с. 33 № 125. Данный номер представлен тремя задачами. Прочитайте задачу 1 про себя. - ___________, прочитай задачу вслух. -О чем задача? О каком процессе идет речь в задаче? О каких величинах идет речь? - Что известно в данной задаче? - Что неизвестно в задаче? -Что требуется найти? -Давайте перефразируем текст данной задачи, выпишем лишь самое главное. - Составим схему данной задачи, которая поможет нам понять способ решения учитель составляет модель на доске, дети выполняют те же действия на партах в парах - Что мы можем с вами найти? -Отлично, мы узнали, что за один час пешеходы удаляются друг от друга на 9 км. -Какое наше действие будет дальше? -Отлично, запишем ответ. - Прочитайте по учебнику задачу 2 про себя. - ___________, прочитай задачу вслух. -О чем задача? О каком процессе идет речь в задаче? О каких величинах идет речь? - Что известно в данной задаче? - Что неизвестно в задаче? -Что требуется найти? -Давайте перефразируем текст данной задачи, выпишем лишь самое главное. - Составим схему данной задачи, которая поможет нам понять способ решения учитель составляет модель на доске, дети выполняют те же действия на партах в парах - Что мы можем с вами найти? -Отлично, мы узнали, что за один час пешеходы удаляются друг от друга на 9 км. -Какое наше действие будет дальше? -Отлично, запишем ответ. - Прочитайте по учебнику задачу 3 про себя. - ___________, прочитай задачу вслух. -О чем задача? О каком процессе идет речь в задаче? О каких величинах идет речь? - Что известно в данной задаче? - Что неизвестно в задаче? -Что требуется найти? -Давайте перефразируем текст данной задачи, выпишем лишь самое главное. - Составим схему данной задачи, которая поможет нам понять способ решения учитель составляет модель на доске, дети выполняют те же действия на партах в парах - Что мы можем с вами найти? -Отлично, мы узнали, что за один час пешеходы удаляются друг от друга на 9 км. -Какое наше действие будет дальше? -Отлично, запишем ответ. - Еще раз посмотрите на данные задачи. - Сравните, чем они похожи и чем отличаются? - Как такие задачи называются? - Молодцы! Верно. | -О двух пешеходах, которые вышли в противоположных направлениях из одного посёлка. - V1 пешехода- 5 км/ч. V2 пешехода- 4 км/ч. - t -3 ч. -неизвестно расстояние друг от друга через 3 ч. -расстояние друг от друга будут пешеходы через 3ч.
-Зная скорости 1 и 2 пешехода можно найти скорость удаления друг от друга. V1 ,2= V1 + V2 5+4=9(км/ч) -Мы можем вычислить на сколько км они удаляются друг от друга за 3 часа. S = V1 ,2* t 9*3= 27(км) Ответ: На расстоянии 27 км друг от друга будут пешеходы через 3 часа. - О двух пешеходах, которые вышли в противоположных направлениях из одного посёлка в одно время. - V1 пешехода- 5 км/ч. V 2 пешехода- 4 км/ч. S- 27 км -неизвестно через сколько часов расстояние между ними будет 27км. - через сколько времени расстояние будет 27 км.
- Зная скорости 1 и 2 пешехода можно найти скорость удаления друг от друга. V1 ,2= V1 + V2 5+4=9(км/ч) -Зная, что за 1 час пешеходы удаляются на 9 км, мы можем вычислить через сколько времени между ними будет 27 км. t= S/ V1 ,2 27: 9= 3(ч) Ответ: через 3 часа расстояние между пешеходами было 27 км. -О двух пешеходах, которые вышли одновременно из посёлка в противоположных направлениях. t= 3ч S=27км V1 пешехода 5км/ч -неизвестна V2 пешехода. -требуется найти с какой V шел 2 пешеход.
-Зная, что через 3 часа расстояние между пешеходами было 27 км, значит Мы можем узнать на сколько они удалялись за один час. S/ t= V1 ,2 -27:3=9(км/ч) Зная скорость 1 пешехода за час, можем вычислить скорость второго V1 ,2- V1= V2 9-5=4(км/ч) Ответ: со скоростью 4км/ч шел второй пешеход. -взаимообратные | Регулятивные: осознанно относиться к другому человеку, его мнению. Познавательные: выявление причинно- следственных связей. Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться. | |
Динамическая пауза Движенье – это здорово. /ходьба на месте, руки на поясе/ Движенье – это жизнь Не ленись – подтянись /остановка, подтягивание/ Руки набок, ноги врозь. Три наклона вниз, /наклоны вниз/ На четвертый – поднимись Раз – направо, два – налево./повороты туловищем/ Приседанья каждый день /приседанья/ Прогоняют скуку, лень /садятся за парты/ | ||||||
V. Перви чное закреп ление (1-2 мин) | Усвоени е нового способа действи й | Ф, И Практический: работа в рабочих тетрадях и у доски Внешний контроль | Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. -На странице 34 найдите упражнение №133. Вам нужно решить задачу. Один человек будет работать у доски, остальные в тетради. О чем задача? О каком процессе идет речь в задаче? О каких величинах идет речь? - Что известно в данной задаче? - Что неизвестно в задаче? -Что требуется найти? -Давайте перефразируем текст данной задачи, выпишем лишь самое главное. - Составим схему данной задачи, которая поможет нам понять способ решения учитель составляет модель на доске, дети выполняют те же действия на партах в парах - Что мы можем с вами найти? -Отлично, мы узнали, что за один час пешеходы удаляются друг от друга на 22 км. -Какое наше действие будет дальше? -Отлично, запишем ответ. | Выполняют задания у доски и в тетради. Проводят само и взаимопроверку по образцу на экране -Задача о двух лыжниках, которые вышли из поселка в одно время в противоположных направлениях. V1 лыжника- 12 км/ч. V 2 лыжника- 10 км/ч. S- 44 км неизвестно через сколько часов расстояние между ними будет 44км. - через сколько времени расстояние будет 44 км.
- Зная скорости 1 и 2 пешехода можно найти скорость удаления друг от друга. V1 ,2= V1 + V2 12+10=22(км/ч) -Зная, что за 1 час пешеходы удаляются на 22 км, мы можем вычислить через сколько времени между ними будет 44 км. t= S/ V1 ,2 44: 22= 2(ч) Ответ: через 2 часа расстояние между пешеходами было 44 км. | Познавательны: устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа. Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями. | |
VI. Само стоят ельна я работа с самоп ровер кой (4- 5 мин) | Интериор изация (переход извне внутрь) нового способа действий, рефлексия достижен ия цели, создание ситуации успеха | И, П Практическ ий: самостоятельная работа Приёмы: организация учебного общения, анализ информации Взаимоконт роль |
- Раздатка с небольшой самостоятельной работой. | Выполняют самостоятельную работу. Решение задач. 1 вариант. 1) V = 360: 4 = 180: 2 = 90 км/час. Ответ: поезд двигался со скоростью 90 километров в час. 2)
2 вариант. 1) 75км/ч×4ч=300км 2)
| Регулятивные: владеть способами взаимоконтроля; признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Познавательные: Выявлять причинно- следственные связи. Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах. | 10 слайд. 11 слайд. |
VII. Вклю чение в систе му знани й, повто рение (1-2 мин) | Включени е "открытия " в систему знаний, повторени е и закреплен ие ранее изученног о | Ф Словесный: Беседа, опрос Практический: решение задач Приёмы: организация учебного общения. Внешний контроль | -Давайте проверим чему мы с вами научились. -К доске выйдут 2 человека. -____ решает задачу под №1, ____ решает задачу под №2. Остальные в тетради, позже проверим. №1 Расстояние между двумя станциями 60 км. Одновременно в одном и том же направлении выехали поезд и мотоциклист, так что поезд едет впереди. Через сколько часов мотоциклист догонит поезд, если его скорость равна 90 км/ч, а скорость поезда — 60 км/ч? №2 S между двумя пристанями равно 80 км. Одновременно из этих пристаней в одном направлении выплывают катер и моторная лодка, так что моторная лодка плывет впереди. Скорость моторной лодки равна 20 км/ч, скорость катера — 40 км/ч. На каком расстоянии от своей пристани моторная лодка догонит катер? -Время подходит к концу, сейчас те, кто у доски развернут и покажут свои решения. А те, кто решал в тетради проверят себя или их. | Решение: 1) 90−60=30 км/час скорость сближения. 2)60:30==2 часа понадобится мотоциклисту чтобы догнать поезд. Ответ: 2 часа. Решение: 1)40−20=20 км/час скорость сближения. 2)80:20=4 через такое время катер догонит моторную лодку. 3)40∗4=160 км такой путь пройдет катер, прежде чем догонит моторную лодку. Ответ: 160 км. | Регулятивные: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Познавательные: выявление причинно- следственных связей. Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. | 12 слайд. |
VIII. Рефле ксия деяте льнос ти (5-7 мин) | Самооце нка результа тов деятельн ости, осознан ие метода построе ния, границ примене ния нового знания | Ф,Г Словесный: беседа Приёмы: организация учебного общения. |
-Ребята, мы справились, со всеми заданиями на сегодня! Скажите, пожалуйста, какая была тема урока? -Какую цель мы ставили в начале урока?
-Достигли мы поставленной цели? -Чему научились? -А выполнили ли мы план урока?
- Отлично, откроем дневники и запишем домашнее задание с.33 № 126, 128. -Всем спасибо за урок! | -Решение задач на движение со скоростью удаления. -Узнаем, как решать задачи со скоростью удаления. -Научимся решать задачи такого вида. -Да. | Регулятивные: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Познавательные: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах | 13 слайд. 14 слайд. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Задачи на движение. Движение - жизнь".
Урок интегрированный, интересный, нестандартный, увлекательный. Детям показано, что не только двигается человек и транспорт, но и растения. Присутствует здоровьесберегающий аспект, всё-таки: движение ...

Урок математики в 3 классе на тему: "Задачи на движение. Зависимость между скоростью, временем и пройденным путём."
Методическая разработка урока математики 3 класс...

урок. Задачи на движения ( скорость удаления)
Сегодня мы закрепим наши умения решать и моделировать задачи на движение. Мы не первый урок занимаемся по данной теме и конечно главная цель урока уметь устанавливать зависимос...

Контрольная работа по математике по теме : "Задачи с величинами: скорость, время, расстояние"
Контрольная работа мо математике 4 класс...

Урок математики в 4 классе по теме: «Задачи на движение. Движение вдогонку». Образовательная система «Школа 2100»
Урок открытия новых знаний. Цели урока: Формирование умения проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении вдогонку, фиксировать результа...

Задачи на движение.Скорость.Время.Расстояние.
презентация к уроку математики 4 класс УМК "школа России"...

Контрольная работа по математике по теме: “Задачи с величинами: скорость, время, расстояние” 4 класс УМК Школа России
Контрольная работа по математике по теме: “Задачи с величинами: скорость, время, расстояние” 4 класс УМК Школа России...