Тема: Задачи на движение. Скорость удаления.
план-конспект урока по математике (4 класс)

«открытие» нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorostudalenia.docx609.23 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: г.

Школа: МАОУ СОШ №152

Класс:

Урок: 4

Время: 16:40-17:20 Кабинет: 110

Студентка: Магафурова Александра Маратовна

Группа: 31

Учитель: Берсенёва Екатерина Михайловна

Методист: Серебренникова Светлана Валентиновна

Тема урока «Задачи на движение. Скорость удаления»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: : ознакомление с понятием скорость удаления. Решение задач на движение со скоростью удаления.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Дать понятие о скорости удаления;

2. Формировать умение решать задачи на движение со скоростью удаления.

Предметные:

1. Научатся решать задачи со скоростью удаления;

2. закрепят знания умножения многозначных чисел.

Развивающие:

1. Развивать память, мышление, грамотную устную речь;

2. Развивать навыки самостоятельной индивидуальной и парной работы;

Личностные:

#1054;ценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей.

  1. 2. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям.

Воспитательные:

1. Воспитание учебной активности и умение работать в коллективе;

2. Формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность;

Оборудование: «Школа России» (учебник «Математика»:4 класс 2 часть, Моро М.И.- М: Просвещение, 2023), учебная презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Этап

Образова тельная цель этапа урока

Формы, (Ф,Г,П,И)

методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося (ответы)

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактически е средства и интерактивно е оборудование

#1057;ам оопре делен ие к

деяте льнос ти (15

сек)

Включе ние в учебную деятельн ость на личност но значимо м уровне

Ф

Словесный:

беседа

Приёмы: организация учебного

общения.

  1. На перемене проверяет готовность обучающихся к уроку.
  2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.
  3. Налаживание контакта с классом.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Маратовна, сегодня я проведу у вас урок математики.

Регулятивные:

выработать учебную мотивацию.

Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

1 слайд.

II.

Актуа лизац ия знани й и мотив ация (2-3

мин)

Готовно сть

мышлен ия и

осознан ие потребн ости к построе нию нового способа действи й

Ф

Словесный: побуждающ ий, подводящий диалог.

Демонстрация: показ слайдов

Приёмы: организация учебного

общения.

Внешний контроль

1. Анализирует знания обучающихся и проводит устный счёт.

-Сегодня на уроке мы не только познакомимся с новыми

понятиями, но и изучим вопросы, ответы на которые нам дадут математические исследования и моделирование.

- Я желаю вам интересных и новых открытий. И начинается наша работа. Начнем, с устного счёта!

- Выполните устно вычисления, полученные результаты запишите в таблицу.

-Найдите произведение чисел 700 и 4

Какое число меньше, чем 560, в 80 раз?

Уменьшите число 7200 в 80 раз

Увеличьте 22 в 30 раз

Чему равно частное от деления 3200 и 800?

1-й множитель – 400, второй – 30. Чему равно произведение?

Во сколько раз 4000 больше 2 сотен?

Произведение 15 и 400 уменьшите в 100 раз

- Запишите числа в порядке возрастания. Обратите внимание на то, что каждому числу соответствует определённая буква. Записав числа, вы узнаете первые ключевые слова нашей темы.

Запись в таблице:

- Проверим. Ключевые слова 1-го варианта?

- Ключевые слова 2-го варианта?

- Оцените свою инд. работу.

(учитель прикрепляет на доску ключевые слова)

- Как вы полагаете, о чем говорят нам данные ключевые слова? (ответы)

- Верно, они говорят нам о том, что сегодня на уроке мы будем работать с задачами на движение.

- С какими величинами связаны задачи на движение?

(учитель прикрепляет на доску карточки: V,t, S)

- Проверим, как хорошо вы знаете взаимосвязи между данными величинами с помощью сигнальных карточек.

1) Работа с сигнальными карточками. Игра «Проверь себя»

- Я называю утверждение. Если вы со мной согласны, показываете «+», если не согласны, показываете «-»

- Ребята, для чего нам нужно знать, как величины «скорость», «время», «расстояние» взаимосвязаны между собой?

2) Решите устно следующие задачи:

-Улитка ползёт со скоростью 5 см/мин. Какое расстояние она преодолеет за 4 минуты?

-Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдёт 54 км?

-Заяц за 3 часа пробегает 150 км. С какой скоростью бежит заяц?

-Из посёлка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Скорость первого- 5 км/ч, скорость второго – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 часа?

- Я согласна с вами.

(учитель добавляет к ключевым слова два новых слова «скорость», «удаления»)

-Ребята, как вы думаете, что такое скорость удаления?

-А какую формулу мы можем использовать для решения задач на скорость удаления?

-Что происходит с расстоянием, когда объекты удаляются друг от друга?

-Соответственно какую формулу мы будем использовать?

Вспоминают учебный материал, выполняя устный счёт.

Записывают в таблицу ответы

/2800/

/7/

/90/

/660/

/4/

/12000/

/20/

/60/

Определяют по ключевым словам тему урока

(Задачи на)

(движение)

(скорость, время, расстояние)

Работа с сигнальными карточками

(…чтобы мы могли правильно решать задачи на движение)

(20 см)

(6 ч)

(50 км/ч)

-сложно ответить на данный вопрос, так как мы еще не решали задачи на движение со скоростью удаления.

Скорость удаления — это расстояние, на которое объекты удаляются друг от друга за единицу времени.

-увеличивается

Vуд. = V1+V2

Регулятивные:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; Коммуникативные:
принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

2 слайд.

Сигнальные карточки

3 слайд.

4 слайд.

5 слайд.

6 слайд.

7 слайд.

III.

Поста новка учебн ой задач и

(3-4

мин)

Выявлен ие места и причины затрудне ния,

постано вка цели урока

Ф

Словесный:

беседа.

Наглядный

:

презентация

Приёмы: организация учебного

общения.

Внешний контроль

  1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Посмотрите на ключевые слова нашего урока. Сформулируйте тему урока.

- Какую цель мы перед собой поставим?

Узнаем …

Научимся …

- Составим план урока

1. Повторить задачи на движения;

2. Научиться решать задачи на движения со скоростью удаления;

3. Выполнить задание для отработки навыка.

- Решение задач на движение со скоростью удаления.

-Узнаем, как решать задачи со скоростью удаления.

-Научимся решать задачи такого вида.

Регулятивные:

составлять план действий; принимать себя и других не осуждая.

Познавательные:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи деятельности на уроке.

8 слайд.

9 слайд.

IV.

«Откр ытие» новог о знани

я

(5- 7 мин)

Построе ние

детьми нового способа действи

й и

формиро вание способн ости к его выполне нию

Ф, Г

Словесный: беседа

Практический: выполнение работы в группах, работа, работа с учебником

Наглядный:

презентация, карточки на доске

Приёмы:

наблюдение, анализ

информации.

Внешний контроль

1) Работа по учебнику.

- Откройте ваши учебники с. 33 № 125. Данный номер представлен тремя задачами. Прочитайте задачу 1 про себя.

- ___________, прочитай задачу вслух.

-О чем задача? О каком процессе идет речь в задаче? О каких величинах идет речь?

- Что известно в данной задаче?

- Что неизвестно в задаче?

-Что требуется найти?

-Давайте перефразируем текст данной задачи, выпишем лишь самое главное.

- Составим схему данной задачи, которая поможет нам

понять способ решения

учитель составляет модель на доске, дети выполняют те же действия на партах в парах

- Что мы можем с вами найти?

-Отлично, мы узнали, что за один час пешеходы удаляются друг от друга на 9 км.

-Какое наше действие будет дальше?

-Отлично, запишем ответ.

- Прочитайте по учебнику задачу 2 про себя.

- ___________, прочитай задачу вслух.

-О чем задача? О каком процессе идет речь в задаче? О каких величинах идет речь?

- Что известно в данной задаче?

- Что неизвестно в задаче?

-Что требуется найти?

-Давайте перефразируем текст данной задачи, выпишем лишь самое главное.

- Составим схему данной задачи, которая поможет нам

понять способ решения

учитель составляет модель на доске, дети выполняют те же действия на партах в парах

- Что мы можем с вами найти?

-Отлично, мы узнали, что за один час пешеходы удаляются друг от друга на 9 км.

-Какое наше действие будет дальше?

-Отлично, запишем ответ.

- Прочитайте по учебнику задачу 3 про себя.

- ___________, прочитай задачу вслух.

-О чем задача? О каком процессе идет речь в задаче? О каких величинах идет речь?

- Что известно в данной задаче?

- Что неизвестно в задаче?

-Что требуется найти?

-Давайте перефразируем текст данной задачи, выпишем лишь самое главное.

- Составим схему данной задачи, которая поможет нам

понять способ решения

учитель составляет модель на доске, дети выполняют те же действия на партах в парах

- Что мы можем с вами найти?

-Отлично, мы узнали, что за один час пешеходы удаляются друг от друга на 9 км.

-Какое наше действие будет дальше?

-Отлично, запишем ответ.

- Еще раз посмотрите на данные задачи.

- Сравните, чем они похожи и чем отличаются?

- Как такие задачи называются?

- Молодцы! Верно.

-О двух пешеходах, которые вышли в противоположных направлениях из одного посёлка.

- V1 пешехода- 5 км/ч.

V2 пешехода- 4 км/ч.

- t -3 ч.

-неизвестно расстояние друг от друга через 3 ч.

-расстояние друг от друга будут пешеходы через 3ч.

  1. V1 пешехода 5км/ч, V2 пешехода 4км/ч.
  2. t 3ч.
  3. требуется определить на каком S друг от друга будут пешеходы.

-Зная скорости 1 и 2 пешехода можно найти скорость удаления друг от друга.

V1 ,2= V1 + V2

5+4=9(км/ч)

-Мы можем вычислить на сколько км они удаляются друг от друга за 3 часа.

S = V1 ,2* t

9*3= 27(км)

Ответ: На расстоянии 27 км друг от друга будут пешеходы через 3 часа.

- О двух пешеходах, которые вышли в противоположных направлениях из одного посёлка в одно время.

- V1 пешехода- 5 км/ч.

V 2 пешехода- 4 км/ч.

S- 27 км

-неизвестно через сколько часов расстояние между ними будет 27км.

- через сколько времени расстояние будет 27 км.

  1. V1 пешехода 5км/ч, V2 пешехода 4км/ч.
  2. S- 27 км.
  3. требуется определить через сколько t расстояние между ними будет 27 км.

- Зная скорости 1 и 2 пешехода можно найти скорость удаления друг от друга.

V1 ,2= V1 + V2

5+4=9(км/ч)

-Зная, что за 1 час пешеходы удаляются на 9 км, мы можем вычислить через сколько времени между ними будет 27 км.

t= S/ V1 ,2

27: 9= 3(ч)

Ответ: через 3 часа расстояние между пешеходами было 27 км.

-О двух пешеходах, которые вышли одновременно из посёлка в противоположных направлениях.

t= 3ч

S=27км

V1 пешехода 5км/ч

-неизвестна V2 пешехода.

-требуется найти с какой V шел 2 пешеход.

  1. V1 пешехода 5км/ч
  2. S- 27 км.
  3. t=3ч
  4. требуется определить с какой скоростью шел второй пешеход.

-Зная, что через 3 часа расстояние между пешеходами было 27 км, значит

Мы можем узнать на сколько они удалялись за один час.

S/ t= V1 ,2

-27:3=9(км/ч)

Зная скорость 1 пешехода за час, можем вычислить скорость второго

V1 ,2- V1= V2

9-5=4(км/ч)

Ответ: со скоростью 4км/ч шел второй пешеход.

-взаимообратные

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Динамическая пауза

Движенье – это здорово. /ходьба на месте, руки на поясе/

Движенье – это жизнь

Не ленись – подтянись /остановка, подтягивание/

Руки набок, ноги врозь.

Три наклона вниз, /наклоны вниз/

На четвертый – поднимись

Раз – направо, два – налево./повороты туловищем/

Приседанья каждый день /приседанья/

Прогоняют скуку, лень /садятся за парты/

V.

Перви чное закреп ление (1-2

мин)

Усвоени е нового способа действи й

Ф, И

Практический: работа в рабочих тетрадях и у доски

Внешний контроль

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

-На странице 34 найдите упражнение №133.

Вам нужно решить задачу. Один человек будет работать у доски, остальные в тетради.

О чем задача? О каком процессе идет речь в задаче? О каких величинах идет речь?

- Что известно в данной задаче?

- Что неизвестно в задаче?

-Что требуется найти?

-Давайте перефразируем текст данной задачи, выпишем лишь самое главное.

- Составим схему данной задачи, которая поможет нам

понять способ решения

учитель составляет модель на доске, дети выполняют те же действия на партах в парах

- Что мы можем с вами найти?

-Отлично, мы узнали, что за один час пешеходы удаляются друг от друга на 22 км.

-Какое наше действие будет дальше?

-Отлично, запишем ответ.

Выполняют задания у доски и в тетради. Проводят само и взаимопроверку по образцу на экране

-Задача о двух лыжниках, которые вышли из поселка в одно время в противоположных направлениях.

V1 лыжника- 12 км/ч.

V 2 лыжника- 10 км/ч.

S- 44 км

неизвестно через сколько часов расстояние между ними будет 44км.

- через сколько времени расстояние будет 44 км.

  1. V1 лыжника 12км/ч, V2 лыжника10 км/ч.
  2. S- 44 км.
  3. V=44 км.
  4. требуется определить через сколько t расстояние между ними будет 44 км.

- Зная скорости 1 и 2 пешехода можно найти скорость удаления друг от друга.

V1 ,2= V1 + V2

12+10=22(км/ч)

-Зная, что за 1 час пешеходы удаляются на 22 км, мы можем вычислить через сколько времени между ними будет 44 км.

t= S/ V1 ,2

44: 22= 2(ч)

Ответ: через 2 часа расстояние между пешеходами было 44 км.

Познавательны:

устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями.

VI.

Само стоят ельна я

работа с самоп ровер кой (4-

5

мин)

Интериор изация (переход извне внутрь) нового способа действий, рефлексия достижен ия цели, создание

ситуации успеха

И, П

Практическ ий:

самостоятельная работа

Приёмы: организация учебного

общения, анализ

информации

Взаимоконт роль

  1. Организовывает самостоятельную деятельность по освоению новых знаний.

- Раздатка с небольшой самостоятельной работой.

Выполняют самостоятельную работу.

Решение задач.

1 вариант.

1)

V = 360: 4 = 180: 2 = 90 км/час.

Ответ: поезд двигался со скоростью 90 километров в час.

2)

  1. 80+60=140 км/ч скорость удаления
  2. 280:140=2 ч Ответ:2 часа

2 вариант.

1)

75км/ч×4ч=300км

2)

  1. 90+ 50= 150 км/ч скорость удаления
  2. 300:150=2 часа

Регулятивные:

владеть способами взаимоконтроля; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

Выявлять причинно- следственные связи.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах.

10 слайд.

11 слайд.

VII.

Вклю чение в

систе му знани й, повто рение (1-2

мин)

Включени е "открытия " в

систему знаний, повторени е и

закреплен ие ранее изученног о

Ф

Словесный:

Беседа, опрос

Практический: решение задач

Приёмы: организация учебного

общения.

Внешний контроль

-Давайте проверим чему мы с вами научились.

-К доске выйдут 2 человека.

-____ решает задачу под №1, ____ решает задачу под №2. Остальные в тетради, позже проверим.

№1 Расстояние между двумя станциями 60 км. Одновременно в одном и том же направлении выехали поезд и мотоциклист, так что поезд едет впереди. Через сколько часов мотоциклист догонит поезд, если его скорость равна 90 км/ч, а скорость поезда — 60 км/ч?

№2 S между двумя пристанями равно 80 км. Одновременно из этих пристаней в одном направлении выплывают катер и моторная лодка, так что моторная лодка плывет впереди. Скорость моторной лодки равна 20 км/ч, скорость катера — 40 км/ч. На каком расстоянии от своей пристани моторная лодка догонит катер?

-Время подходит к концу, сейчас те, кто у доски развернут и покажут свои решения. А те, кто решал в тетради проверят себя или их.

Решение:

1) 90−60=30 км/час скорость сближения.

2)60:30==2 часа понадобится мотоциклисту чтобы догнать поезд.

Ответ: 2 часа.

Решение:

1)40−20=20 км/час скорость сближения.

2)80:20=4 через такое время катер догонит моторную лодку.

3)404=160 км такой путь пройдет катер, прежде чем догонит моторную лодку.

Ответ: 160 км.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

12 слайд.

VIII.

Рефле ксия деяте льнос ти

(5-7

мин)

Самооце нка результа тов деятельн ости, осознан ие метода построе ния, границ примене ния нового знания

Ф,Г

Словесный:

беседа

Приёмы: организация учебного общения.

  1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

-Ребята, мы справились, со всеми заданиями на сегодня! Скажите, пожалуйста,

какая была тема урока?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Достигли мы поставленной цели?

-Чему научились?

-А выполнили ли мы план урока?

- Отлично, откроем дневники и запишем домашнее задание с.33 № 126, 128.

-Всем спасибо за урок!

-Решение задач на движение со скоростью удаления.

-Узнаем, как решать задачи со скоростью удаления.

-Научимся решать задачи такого вида.

-Да.

Регулятивные: признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах

13 слайд.

14 слайд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Задачи на движение. Движение - жизнь".

Урок интегрированный, интересный, нестандартный, увлекательный. Детям показано, что не только двигается человек и транспорт, но и растения. Присутствует здоровьесберегающий аспект, всё-таки: движение ...

урок. Задачи на движения ( скорость удаления)

Сегодня мы закрепим наши умения  решать  и моделировать задачи на движение. Мы не первый урок занимаемся по данной теме и конечно  главная цель урока  уметь устанавливать зависимос...

Урок математики в 4 классе по теме: «Задачи на движение. Движение вдогонку». Образовательная система «Школа 2100»

Урок открытия новых знаний. Цели урока: Формирование умения проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении вдогонку, фиксировать результа...

Задачи на движение.Скорость.Время.Расстояние.

презентация к уроку математики 4 класс УМК "школа России"...

Контрольная работа по математике по теме: “Задачи с величинами: скорость, время, расстояние” 4 класс УМК Школа России

Контрольная  работа по математике по теме:  “Задачи с величинами: скорость, время, расстояние” 4 класс УМК Школа России...