Тема урока : Окружность. Круг . 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)
Познакомить учащихся с понятиями «круг», «окружность», «радиус», «центр»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.46 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс
Тема урока : Окружность. Круг .
Цель урока:
Познакомить учащихся с понятиями «круг», «окружность», «радиус», «центр»
Задачи урока:
- получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения- пользоваться циркулем; находить радиус и диаметр окружности и круга;
- развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;
- воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;
Основные термины и понятия темы:
Круг, окружность, центр окружности, радиус, диаметр.
Личностные УУД:
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-формирование устойчивой положительной самооценки,
-формирование устойчивого учебно-познавательного интереса,
-установки на здоровый образ жизни.
Предметные результаты:
-сформировать первоначальные представления об окружности и ее элементах (центре и радиусе);
-познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом; -содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
- установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
интегрированный (математика с элементами технического труда)
Фронтальная, индивидуальная, парная.
Форма проведения урока Урок-путешествие
Оборудование: тетрадь, карандаш, линейка, циркуль, ножницы, модели фигур, цветная бумага, образец аппликаций
ТСО: мультимедийный проектор
Тип урока: интегрированный (математика с элементами технического труда)
Изучение новых знаний, формирование новых умений, практическое применение знаний и умений.
Ход урока
- Организационный момент. Устный счёт.
- Ребята, урок хотелось бы начать с одной народной мудрости: «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен». Как вы понимаете высказывание?
- Верно, не нужно бояться и избегать учения, ведь полученные знания пригодятся и принесут пользу.
На доске записана тема урока (закрыта). Мы должны ее узнать и поставить перед собой задачи— Как геометрические фигуры окружают нас повсеместно в природе, в повседневной жизни?
1). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 9 раз.
5 – р
4 – у
0 - г
7 - к
2). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.
В группах ученики думают над тем, какая же тема урока.
У: - Кто догадался, какая тема урока? (Дети называют.)
II. Повторение пройденного о геометрических фигурах
(ДОСКА)
-На какие две группы можно разделить эти фигуры?
( 1) овальные, круглые;
2) имеющие площадь и не имеющие площадь)
- Мы сегодня поговорим об этой группе фигур (оставляю круглые фигуры, овальные убираю)
- Какая фигура лишняя? Почему? (не имеющая площади)
- Как называются оставшиеся фигуры? (круги)
III. Изучение нового материала
С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг?
- Ребята, а что за предмет я держу в руках? (крышка для консервирования)
- Правильно, это крышка для консервирования. Она тоже имеет форму круга, но внутри каждой такой крышки есть резинка (показываю детям)- это окружность, граница любого круга. А сейчас возьмите в руки шаблон, который лежит у вас на парте и, разместив его на тетрадном листе обведите красным карандашом. Уберите шаблон. Как называется линия красного цвета в ваших тетрадях?
Д: окружность
У: Давайте ещё раз повторим и постараемся запомнить это название.
Ребята, а сейчас возьмите в руки синий карандаш и закрасьте всё ,что находиться внутри красной линии в ваших тетрадях.
Какая фигура получилась?
Границы любого круга – это окружность. Резинка, которую мы вынули из консервной крышки – это “окружность”.
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность.
Она идет по краю круга
И называется …
А что такое круг!
КРУГ- это часть плоскости, ограниченная окружностью
- Попробуйте объяснить, чем отличается окружность от круга?
Окружность- это граница круга, а круг – это окружность вместе с внутренней областью, ограниченной этой окружностью.
-Круг на чертеже закрашивают полностью, т.к. у него есть внутренняя область.
Кто попробует на доске начертить окружность?
(2 человека пробуют у доски начертить от руки окружность. У детей она получается не очень ровная. )
- Может у меня получится?
- Как мы можем добиться идеально круглой формы?(нужен инструмент)
Кто из вас знает как называется инструмент?
IV. Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем ”.
-Ребят, что может помочь изобразить круг на бумаге?(ответы детей)
Удобнее всего воспользоваться циркулем.Циркуль– это чертёжный инструмент. С ним нужно работать осторожно. А почему?(обобщение ответов детей)
У циркуля есть две ножки. Они двигаются. Одна ножка «игла», а другая «грифель».
- Кто из вас умеет пользоваться циркулем и может рассказать, как построить окружность?
Давайте попробуем начертить окружность при помощи циркуля в тетрадях.
- Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголкой на тетрадный лист, а ножкой с грифелем проведите линию, медленно поворачивая циркуль вокруг иглы.
- Напомните, как называется эта фигура?
-Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголки. Это центр окружности.
Возьмите линейку и соедините центр окружности с любой точкой на окружности. У нас получился отрезок, который в математике имеет своё название-это радиус окружности.
#1053;е держи циркуль концами вверх.
2. Не оставляй циркуль раскрытым.
3. Передавай циркуль закрытым, тупым концом вперед.
4. Работай аккуратно! Будь внимателен!
Какую ножку нужно поставить в середину – иглу или грифель?( Я думаю, что в центре окружности должна быть игла. Конечно игла, потому что грифель должен рисовать.)
Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку. (Центр учитель отмечает и показывает на чертеже.)
Какой ножкой циркуль чертит? (Циркуль чертит грифелем.)
Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе?
- Ребята, начертите у себя в тетради 3 окружности разного размера.
(показываю круг)
- Можете поверить, что здесь тоже 3 окружности? (показываю обратной стороной круг)
- Как у меня получилось?
Если поставить остриё циркуля в центр и не менять его положения, а только раздвигать
ножку с грифелем.
- А что оставляет игла, когда мы чертим окружности?
(дырочку, точку)
- Что это будет относительно окружности? (центр)
Обозначьте на одной из окружностей центр буквой О. Поставьте на окружности точки А, В и С. Соедините по линейке эти точки с точкой О. Что получили? (отрезки).
-Что можно узнать про эти отрезки? (длину)
-Как? (измерить с помощью линейки)
-Измерьте длины отрезков. Что вы заметили? (они равны, одинаковы по длине)
А как называются эти отрезки? Чтобы узнать, вам необходимо поработать в группе. Каждой группе я раздам задачу, вам нужно решить ее сообща и выбрать карточку с ответом, на которой написана буква. Из полученных букв сложим название отрезков.
Получилось радиус.
Радиус-это отрезок, который соединяет центр окружности с какой-нибудь ее точкой
-А сколько радиусов можно построить в окружности? ( много)
-Какие они будут? ( равные)
-Почему же все радиусы окружности имеют одну и ту же длину?
(все точки окружности равноудалены от центра)
А у круга тоже есть радиус и центр? (ДА).
Как мы можем узнать, правильно ли мы рассуждали? ( прочитать в учебнике)
Откройте учебник 94.
Громко и четко прочитайте статью в учебнике.
ФИЗМИНУТКА
ИГРА: «Круг или окружность » (Хлопать, если это круг, показать руками окружность, если это окружность)
-крышка, тарелка, баранка, браслетик, пяльца для вышивания, колечко, бублик, обруч, диск
V. Закрепление
Выполним задание № 3 на стр. 95
Рассмотри чертеж.
- Что нового вы заметили? (дана длина радиуса).
-Как узнать длину радиуса? (найти расстояние от центра до точки на окружности).
Чему равен радиус? Как начертить в тетради такую же окружность ? Нужно развести ножки циркуля на 2 см.
А чему равен радиус второй окружности? Начертим в тетради обе окружности.
Далее решим примеры № 6 1 вариант – 1 строка, 2 вариант – 2 строка.
Задача № 4
О чем эта задача?
Можно сразу ответить на вопрос? Почему? Как узнать?
Что нам известно? Как запишем крат. запись? (в виде таблицы)
- Что примем за единицу?
Количество масла
Общий расход семян
? (одинаковый)
6кг
30кг
?
25кг
Решение: 1) 30:6=5 (кг) – расход семян на 1 кг масла
2) 25:5=5(кг)
Ответ: 5 килограммов масла можно получить из 25 кг семян.
VI . Итог урока. Рефлексия.
На протяжение урока вы были активны и внимательны.
Справились ли мы с вами с поставленными задачами? (Да, справились.)
Что на уроке вам больше всего понравилось?
Что вы запомнили об окружности? (Я запомнила, что ее можно начертить с помощью циркуля. Им нужно пользоваться осторожно, аккуратно. А еще окружность – это граница круга.)
Чем круг отличается от окружности? (Мы сказали, что окружность – это граница круга. А круг – это площадь, ограничиваемая окружностью.)
А что вы запомнили о радиусе? (Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой–нибудь ее точкой. Радиусы равны.)
А теперь я предлагаю сделать аппликацию. На плакате вы видите циркового моржа. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет. У вас на столе есть три круга, вы наклеете на плакат
зелёный круг, если все понял;
жёлтый круг – я понял не все;
красный круг – я ничего не понял
Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали.
Учитель объявляет оценки.
VІІ. Домашнее задание.
Прочитать материал учебника, с. 94; На альбомном листе нарисовать рисунки на основе окружностей.
Тема урока: таблица умножения и деления с числом 5.
Цель урока: познакомить учащихся с таблицей умножения и деления на число 5.
Задачи урока:
Обучающая: научить учащихся составлять таблицу умножения и деления на 5;
Развивающая: развивать память, мышление, речь, познавательные интересы;
Воспитывающая: формирование самооценки и самоконтроля, воспитание сотрудничества, трудолюбия и аккуратности, ответственности за выполненную работу.
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе
Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Предметные: научатся составлять таблицу умножения и деления с числом 5, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять действия с буквенными выражениями, вычислять значение числового выражения, содержащего 2 действия.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, метод самостоятельной работы.
Оборудование: учебник «Математика» автор М. И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова.
Основные этапы урока.
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи
- Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.
- Физкультминутка
- Контроль и самооценка знаний и способов действия
- Коррекция знаний и способов действий.
- Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании
- Рефл
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||
Организационный момент (цель ввести учащихся в учебную ситуацию) | Мы сюда пришли учиться, | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место. | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество Личностные: понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому | ||||||
Актуализация опорных знаний (цель: повторить изученный материал, необходимый для работы по теме урока) | Два ученика вызываю к доске - Укажите порядок действий и вычисли значения выражений. 1) 6*4-3*5 36:4+3*7 4*8-(33-28) 2) 18:9*6:3 20: (14:7)+32 24: (15-7)+59 Устный счет - Увеличьте сумму чисел 35 и 15 в 2 раза - На сколько 48 больше, чем 19? - Произведение чисел 4 и 7 увеличьте на 28 -Частное чисел 28 и 4 умножьте на 2 - Какое число меньше 36 в 9 раз? - Из суммы чисел 35 и 23 вычтите 5 - из какого числа нужно вычесть 43, чтобы получилось 28? (проверка индивидуальной работы у доски) | Работают у доски. | Познавательные: проводят сравнение по одному или Регулятивные: адекватно проводят оценку результатов своей учебной деятельности; Личностные: осознают свои | ||||||
Постановка учебной задачи. (цель: активизирует знания учащихся, создать проблемную ситуацию) | - Обратите внимание на доску. Вам нужно вычислить 2*5 5*2 3*5 5*3 4*5 5*4 - Что помогло вам быстро выполнить вычисление? -Каким правилом вы пользовались при вычислении ответов в примерах второго столбика? - Какой пример будет следующим? - Что нужно знать, чтобы быстро вычислить ответ в этом примере? - Какая же будет тема нашего урока? - Какую цель вы поставите на урок? | Решают примеры - знание таблицы умножения на 2, 3, 4. - от перестановки множителей произведение не меняется 5*5 - Таблицу умножения на 5. - Таблица умножения на 5. - научится составлять таблицу умножения на число 5. | Регулятивные: оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективны под руководством учителя. | ||||||
Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий. (цель: организовать фиксацию нового способа действия в речи) | - Откройте учебники на стр. 32 составим таблицу используя рисунок Сейчас рассмотрим первый столбик таблицы. - Как вычислили значение произведения 5*5? - На сколько больше будет каждое следующее произведение? Запишем таблицу (записываю на доске) умножения на 5 в тетрадь. Самостоятельно составьте таблицу умножения числа 5. Проверяем. - Каким правилом вы воспользовались? - посмотрите на значение произведений. Что интересного вы заметили? - Какие примеры на деление можно составить из произведения 5*5? - Каким правилом вы пользовались? - Попробуйте самостоятельно составить таблицу деления с числом 5. Проверим - Хорошо, молодцы Если умножаем на четное число, то получаем ответ, оканчивающийся 0, а если умножаем на нечетное число, то получаем ответ, оканчивающийся на 5. Выполним № 2 на стр. 32 Из чисел от 1 до 20 выписать по порядку те числа, которые делятся без остатка на 5; на 4 Проверяем (сейчас хором назовем числа, которые делятся без остатка на 5, затем на 4 | Открывают учебники на стр. 32-33 5+5+5+5+5 или 20+5 -5 Составляют таблицу умножения на 5 От перестановки множителей произведение не меняется. Все ответы заканчиваются на 0 или на 5. 25:5=5 -если разделить произведение на один множитель, то получится другой множитель. 5:5=1 10:5=2 15:5=3 20:5=4 25:5=5 30:5=6 35:5=7 40:5=8 45:5=9 50:5=10 Записывают самостоятельно. Называют:
| Коммуникативные: понимать задаваемые вопросы; использовать простые речевые средства. Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. | ||||||
Физкультминутка (цель: снять усталость у учащихся) | Раз – подняться, подтянуться. | Выполняют движение за учителем. | |||||||
Контроль и самооценка знаний и способов действия (цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия) | Продолжаем работу Выполним № 3 на стр. 32 - Прочитайте задачу. - Сколько метров в ткани было? - Вся ли ткань пошла на пальто? - Сколько метров ткани израсходовали на пальто? Заполним таблицу:
- Сколько действий в решении задачи? - Что вы узнаете в первом действии? - Что вы узнаете во втором действии? Записываем решение задачи и ответ. (пояснение к задачи записываем кратко, спрашиваю у ребенка как он записал 1, 2 действие к задаче, как записали ответ, все проверяю). | Читают задачу - 24 м. - нет, 10м отрезали на костюмы. - 24м-10м - 2 - общий расход ткани - расход ткани на 1 пальто Записывают решение задачи.
Ответ: на 1 пальто -2 м ткани. | Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. | ||||||
Коррекция знаний и способов действий (цель: организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия) | Прочитайте задачу на стр. 32 № 5. Сейчас вы будете решать ее самостоятельно. Записываю краткую запись на доске Взяли – 4 м. на сколько ? Осталось 12м - Сколько из сетки взяли мячей? - Сколько осталось в сетке мячей? - Что нужно найти? - Сколько действий будет в задаче? - Как запишем решение? - Каким правилом мы воспользовались при решении задачи? Молодцы! - Ребята, заполните магический квадрат на полях. Проверим - Назовите сумму квадрата? - В какой строке добавили первое число? - Прочитайте числа средней строки - Прочитайте числа верхней строки | Читают задачу - 4 мяча -12 мячей осталось - на сколько мячей больше осталось, чем взяли? - 1 действие Решение:
Ответ: осталось на 8 мячей больше. - Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее. Заполняют магический квадрат - 78 - добавили число 22 - 24, 26, 28 - 25, 30, 23 | Регулятивные: оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективны под руководством учителя. | ||||||
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. (цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания) | - Что мы сегодня делали на уроке? Понравилось ли вам на уроке? -Мы сделали очередной шаг к нашему спеху, это наша маленькая удача. С маленькой удачи начинаются большие успехи. Запишите домашнее задание стр. 32 № 3 Выучить таблицу умножения на 5. | - составляли таблицу умножения и деления с число 5, решали задачи - да - Записывают задание на дом. | Коммуникативные: понимать задаваемые вопросы; использовать простые речевые средства. Познавательные: читать простое схематическое изображение | ||||||
Рефлексия | У вас у каждого на парте лежит смайлик синего цвета и желтого, выберите один, который соответствует вашему настроению и работе на уроке. Желтый смайлик: я доволен свое работай Синий смайлик: я не совсем понял тему урока. – Сегодня на уроке, благодаря дружной работе, нам удалось справиться со всеми заданиями Спасибо за хорошую работу. | Оценивают свою работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по темам уроков в 4 классе "Вариации на тему рококо", "Музыкальные инструменты. Виолончель, скрипка" .Программа Е.Д. Критской
Тесты по музыке 4 класс по программе Е.Д. Критской. Тесты проводятся на уроках по теме "Вариации на тему рококо", "Музыкальные инструменты. Виолончель, скрипка"....

Урок истории и культуры народов Марий эл. Тема урока "Река" 2 класс
Урок истории и культуры народов республики Марий Эл во 2 классе по теме "Река"...

Сценарий урока "Окружность", 2 класс
Цель урока: познакомить учащихся с понятием "окружность", пропедевтика понятия "круг"....

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"
На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...

Открытый урок на тему: Диаметр. Окружность. 3 класс, математика.
Фестиваль открытых уроков декабрь 2017гКласс: 3классПредмет: МатематикаМесто проведения: МБОУ СОШ №3 г. ЧаданаПроводила: Куулар Ульяна Александровна – учитель начальных классов...

Технологическая карта по математике. Тема урока:«Окружность» , УМК «Перспектива» (2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование умения находить и обозначать центр, радиус, диаметр окружности, строить с помощью циркуля окружность данного радиуса.Задачи урок...

