Тема урока : Окружность. Круг . 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Гурьянова Татьяна Михайловна

Познакомить учащихся с понятиями «круг», «окружность», «радиус», «центр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx59.46 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс

Тема урока : Окружность. Круг .

Цель урока:

Познакомить учащихся с понятиями «круг», «окружность», «радиус», «центр»

Задачи урока:

- получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения- пользоваться циркулем; находить радиус и диаметр окружности и круга;

- развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;

- воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;

Основные термины и понятия темы:

Круг, окружность, центр окружности, радиус, диаметр.

Личностные УУД:

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

-формирование устойчивой положительной самооценки,

-формирование устойчивого учебно-познавательного интереса,

-установки на здоровый образ жизни.

Предметные результаты:

-сформировать первоначальные представления об окружности и ее элементах (центре и радиусе);

-познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом; -содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,

- установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;

- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

интегрированный (математика с элементами технического труда)

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Форма проведения урока Урок-путешествие

Оборудование: тетрадь, карандаш, линейка, циркуль, ножницы, модели фигур, цветная бумага, образец аппликаций

ТСО: мультимедийный проектор

Тип урока: интегрированный (математика с элементами технического труда)

Изучение новых знаний, формирование новых умений, практическое применение знаний и умений.

Ход урока

  1. Организационный момент. Устный счёт.

- Ребята, урок хотелось бы начать с одной народной мудрости: «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен». Как вы понимаете высказывание?

- Верно, не нужно бояться и избегать учения, ведь полученные знания пригодятся и принесут пользу.

На доске записана тема урока (закрыта). Мы должны ее узнать и поставить перед собой задачиКак геометрические фигуры окружают нас повсеместно в природе, в повседневной жизни?

1). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 9 раз.

5 – р

4 – у

0 - г

7 - к

2). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.

В группах ученики думают над тем, какая же тема урока.

У: - Кто догадался, какая тема урока? (Дети называют.)

II. Повторение пройденного о геометрических фигурах

(ДОСКА)

-На какие две группы можно разделить эти фигуры?

( 1) овальные, круглые;

2) имеющие площадь и не имеющие площадь)

- Мы сегодня поговорим об этой группе фигур (оставляю круглые фигуры, овальные убираю)

- Какая фигура лишняя? Почему? (не имеющая площади)

- Как называются оставшиеся фигуры? (круги)

III. Изучение нового материала

С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг?

- Ребята, а что за предмет я держу в руках? (крышка для консервирования)

- Правильно, это крышка для консервирования. Она тоже имеет форму круга, но внутри каждой такой крышки есть резинка (показываю детям)- это окружность, граница любого круга. А сейчас возьмите в руки шаблон, который лежит у вас на парте и, разместив его на тетрадном листе обведите красным карандашом. Уберите шаблон. Как называется линия красного цвета в ваших тетрадях?

Д: окружность

У: Давайте ещё раз повторим и постараемся запомнить это название.

Ребята, а сейчас возьмите в руки синий карандаш и закрасьте всё ,что находиться внутри красной линии в ваших тетрадях.

Какая фигура получилась?

Границы любого круга – это окружность. Резинка, которую мы вынули из консервной крышки – это “окружность”.

У круга есть одна подруга,

Знакома всем её наружность.

Она идет по краю круга
И называется …

А что такое круг!

КРУГ- это часть плоскости, ограниченная окружностью

- Попробуйте объяснить, чем отличается окружность от круга?

Окружность- это граница круга, а круг – это окружность вместе с внутренней областью, ограниченной этой окружностью.

-Круг на чертеже закрашивают полностью, т.к. у него есть внутренняя область.

Кто попробует на доске начертить окружность?

(2 человека пробуют у доски начертить от руки окружность. У детей она получается не очень ровная. )

- Может у меня получится?

- Как мы можем добиться идеально круглой формы?(нужен инструмент)

Кто из вас знает как называется инструмент?

IV. Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем ”.

-Ребят, что может помочь изобразить круг на бумаге?(ответы детей)

Удобнее всего воспользоваться циркулем.Циркуль– это чертёжный инструмент. С ним нужно работать осторожно. А почему?(обобщение ответов детей)

У циркуля есть две ножки. Они двигаются. Одна ножка «игла», а другая «грифель».

- Кто из вас умеет пользоваться циркулем и может рассказать, как построить окружность?

Давайте попробуем начертить окружность при помощи циркуля в тетрадях.

- Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголкой на тетрадный лист, а ножкой с грифелем проведите линию, медленно поворачивая циркуль вокруг иглы.

- Напомните, как называется эта фигура?

-Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголки. Это центр окружности.

Возьмите линейку и соедините центр окружности с любой точкой на окружности. У нас получился отрезок, который в математике имеет своё название-это радиус окружности.

#1053;е держи циркуль концами вверх.
2. Не оставляй циркуль раскрытым.
3. Передавай циркуль закрытым, тупым концом вперед.
4. Работай аккуратно! Будь внимателен!

Какую ножку нужно поставить в середину – иглу или грифель?( Я думаю, что в центре окружности должна быть игла. Конечно игла, потому что грифель должен рисовать.)

Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку. (Центр учитель отмечает и показывает на чертеже.)

Какой ножкой циркуль чертит? (Циркуль чертит грифелем.)

Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе?

- Ребята, начертите у себя в тетради 3 окружности разного размера.

(показываю круг)

- Можете поверить, что здесь тоже 3 окружности? (показываю обратной стороной круг)

- Как у меня получилось?

Если поставить остриё циркуля в центр и не менять его положения, а только раздвигать

ножку с грифелем.

- А что оставляет игла, когда мы чертим окружности?

(дырочку, точку)

- Что это будет относительно окружности? (центр)

Обозначьте на одной из окружностей центр буквой О. Поставьте на окружности точки А, В и С. Соедините по линейке эти точки с точкой О. Что получили? (отрезки).

-Что можно узнать про эти отрезки? (длину)

-Как? (измерить с помощью линейки)

-Измерьте длины отрезков. Что вы заметили? (они равны, одинаковы по длине)

А как называются эти отрезки? Чтобы узнать, вам необходимо поработать в группе. Каждой группе я раздам задачу, вам нужно решить ее сообща и выбрать карточку с ответом, на которой написана буква. Из полученных букв сложим название отрезков.

Получилось радиус.

Радиус-это отрезок, который соединяет центр окружности с какой-нибудь ее точкой

-А сколько радиусов можно построить в окружности? ( много)

-Какие они будут? ( равные)

-Почему же все радиусы окружности имеют одну и ту же длину?

(все точки окружности равноудалены от центра)

А у круга тоже есть радиус и центр? (ДА).

Как мы можем узнать, правильно ли мы рассуждали? ( прочитать в учебнике)

Откройте учебник 94.

Громко и четко прочитайте статью в учебнике.

ФИЗМИНУТКА

ИГРА: «Круг или окружность » (Хлопать, если это круг, показать руками окружность, если это окружность)

-крышка, тарелка, баранка, браслетик, пяльца для вышивания, колечко, бублик, обруч, диск

V. Закрепление

Выполним задание № 3 на стр. 95

Рассмотри чертеж.

- Что нового вы заметили? (дана длина радиуса).

-Как узнать длину радиуса? (найти расстояние от центра до точки на окружности).

Чему равен радиус? Как начертить в тетради такую же окружность ? Нужно развести ножки циркуля на 2 см.

А чему равен радиус второй окружности? Начертим в тетради обе окружности.

Далее решим примеры № 6 1 вариант – 1 строка, 2 вариант – 2 строка.

Задача № 4

О чем эта задача?

Можно сразу ответить на вопрос? Почему? Как узнать?

Что нам известно? Как запишем крат. запись? (в виде таблицы)

- Что примем за единицу?

Количество масла

Общий расход семян

? (одинаковый)

6кг

30кг

?

25кг

Решение: 1) 30:6=5 (кг) – расход семян на 1 кг масла

2) 25:5=5(кг)

Ответ: 5 килограммов масла можно получить из 25 кг семян.

VI . Итог урока. Рефлексия.

На протяжение урока вы были активны и внимательны.

Справились ли мы с вами с поставленными задачами? (Да, справились.)

Что на уроке вам больше всего понравилось?

Что вы запомнили об окружности? (Я запомнила, что ее можно начертить с помощью циркуля. Им нужно пользоваться осторожно, аккуратно. А еще окружность – это граница круга.)

Чем круг отличается от окружности? (Мы сказали, что окружность – это граница круга. А круг – это площадь, ограничиваемая окружностью.)

А что вы запомнили о радиусе? (Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой–нибудь ее точкой. Радиусы равны.)

А теперь я предлагаю сделать аппликацию. На плакате вы видите циркового моржа. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет. У вас на столе есть три круга, вы наклеете на плакат

зелёный круг, если все понял;

жёлтый круг – я понял не все;

красный круг – я ничего не понял

Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали.

Учитель объявляет оценки.

VІІ. Домашнее задание.

Прочитать материал учебника, с. 94; На альбомном листе нарисовать рисунки на основе окружностей.

Тема урока: таблица умножения и деления с числом 5.

Цель урока: познакомить учащихся с таблицей умножения и деления на число 5.

Задачи урока:

Обучающая: научить учащихся составлять таблицу умножения и деления на 5;

Развивающая: развивать память, мышление, речь, познавательные интересы;

Воспитывающая: формирование самооценки и самоконтроля, воспитание сотрудничества, трудолюбия и аккуратности, ответственности за выполненную работу.

Планируемые результаты:

Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе

Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;

научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Предметные: научатся составлять таблицу умножения и деления с числом 5, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять действия с буквенными выражениями, вычислять значение числового выражения, содержащего 2 действия.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, метод самостоятельной работы.

Оборудование: учебник «Математика» автор М. И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова.

Основные этапы урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи
  4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.
  5. Физкультминутка
  6. Контроль и самооценка знаний и способов действия
  7. Коррекция знаний и способов действий.
  8. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании
  9. Рефл


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент (цель ввести учащихся в учебную ситуацию)

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные: понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому
предмету

Актуализация опорных знаний (цель: повторить изученный материал, необходимый для работы по теме урока)

Два ученика вызываю к доске

- Укажите порядок действий и вычисли значения выражений.

1) 6*4-3*5

36:4+3*7

4*8-(33-28)

2) 18:9*6:3

20: (14:7)+32

24: (15-7)+59

Устный счет

- Увеличьте сумму чисел 35 и 15 в 2 раза

- На сколько 48 больше, чем 19?

- Произведение чисел 4 и 7 увеличьте на 28

-Частное чисел 28 и 4 умножьте на 2

- Какое число меньше 36 в 9 раз?

- Из суммы чисел 35 и 23 вычтите 5

- из какого числа нужно вычесть 43, чтобы получилось 28?

(проверка индивидуальной работы у доски)

Работают у доски.

Познавательные: проводят сравнение по одному или
нескольким признакам и на этой основе делают выводы; извлекают необходимую информацию; осознанно и произвольно строят речевые высказывания;

Регулятивные: адекватно проводят оценку результатов своей учебной деятельности;

Личностные: осознают свои
возможности в учении;

Постановка учебной задачи.

(цель: активизирует знания учащихся, создать проблемную ситуацию)

- Обратите внимание на доску.

Вам нужно вычислить

2*5 5*2

3*5 5*3

4*5 5*4

- Что помогло вам быстро выполнить вычисление?

-Каким правилом вы пользовались при вычислении ответов в примерах второго столбика?

- Какой пример будет следующим?

- Что нужно знать, чтобы быстро вычислить ответ в этом примере?

- Какая же будет тема нашего урока?

- Какую цель вы поставите на урок?

Решают примеры

- знание таблицы умножения на 2, 3, 4.

- от перестановки множителей произведение не меняется

5*5

- Таблицу умножения на 5.

- Таблица умножения на 5.

- научится составлять таблицу умножения на число 5.

Регулятивные: оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективны под руководством учителя.

Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.

(цель: организовать фиксацию нового способа действия в речи)

- Откройте учебники на стр. 32 составим таблицу используя рисунок

Сейчас рассмотрим первый столбик таблицы.

- Как вычислили значение произведения 5*5?

- На сколько больше будет каждое следующее произведение?

Запишем таблицу (записываю на доске) умножения на 5 в тетрадь.

Самостоятельно составьте таблицу умножения числа 5.

Проверяем.

- Каким правилом вы воспользовались?

- посмотрите на значение произведений. Что интересного вы заметили?

- Какие примеры на деление можно составить из произведения 5*5?

- Каким правилом вы пользовались?

- Попробуйте самостоятельно составить таблицу деления с числом 5.

Проверим

- Хорошо, молодцы

Если умножаем на четное число, то получаем ответ, оканчивающийся 0, а если умножаем на нечетное число, то получаем ответ, оканчивающийся на 5.

Выполним № 2 на стр. 32

Из чисел от 1 до 20 выписать по порядку те числа, которые делятся без остатка на 5; на 4

Проверяем (сейчас хором назовем числа, которые делятся без остатка на 5, затем на 4

Открывают учебники на стр. 32-33

5+5+5+5+5 или 20+5

-5

Составляют таблицу умножения на 5

От перестановки множителей произведение не меняется.

Все ответы заканчиваются на 0 или на 5.

25:5=5

-если разделить произведение на один множитель, то получится другой множитель.

5:5=1

10:5=2

15:5=3

20:5=4

25:5=5

30:5=6

35:5=7

40:5=8

45:5=9

50:5=10

Записывают самостоятельно.

Называют:

  1. 5, 10, 15, 20
  2. На 4: 4, 8, 12, 16, 20

Коммуникативные: понимать задаваемые вопросы; использовать простые речевые средства.

Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Физкультминутка (цель: снять усталость у учащихся)

Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, подтянуться.
Три – в ладоши 3 хлопка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сядь.

Выполняют движение за учителем.

Контроль и самооценка знаний и способов действия (цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия)

Продолжаем работу

Выполним № 3 на стр. 32

- Прочитайте задачу.

- Сколько метров в ткани было?

- Вся ли ткань пошла на пальто?

- Сколько метров ткани израсходовали на пальто?

Заполним таблицу:

Расход ткани на пальто

Кол-во

пальто

Общий расход ткани

?

7 шт.

24м- 10м

- Сколько действий в решении задачи?

- Что вы узнаете в первом действии?

- Что вы узнаете во втором действии?

Записываем решение задачи и ответ. (пояснение к задачи записываем кратко, спрашиваю у ребенка как он записал 1, 2 действие к задаче, как записали ответ, все проверяю).

Читают задачу

- 24 м.

- нет, 10м отрезали на костюмы.

- 24м-10м

- 2

- общий расход ткани

- расход ткани на 1 пальто

Записывают решение задачи.

  1. 24-10=14 (м)- ткани на 7 пальто.
  2. 14:7=2(м) – ткани на 1 пальто.

Ответ: на 1 пальто -2 м ткани.

Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Коррекция знаний и способов действий (цель: организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия)

Прочитайте задачу на стр. 32 № 5. Сейчас вы будете решать ее самостоятельно.

Записываю краткую запись на доске

Взяли – 4 м. на сколько ?

Осталось 12м

- Сколько из сетки взяли мячей?

- Сколько осталось в сетке мячей?

- Что нужно найти?

- Сколько действий будет в задаче?

- Как запишем решение?

- Каким правилом мы воспользовались при решении задачи?

Молодцы!

- Ребята, заполните магический квадрат на полях.

Проверим

- Назовите сумму квадрата?

- В какой строке добавили первое число?

- Прочитайте числа средней строки

- Прочитайте числа верхней строки

Читают задачу

- 4 мяча

-12 мячей осталось

- на сколько мячей больше осталось, чем взяли?

- 1 действие

Решение:

  1. 12-4 = 8 (м)- больше осталось, чем взяли.

Ответ: осталось на 8 мячей больше.

- Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.

Заполняют магический квадрат

- 78

- добавили число 22

- 24, 26, 28

- 25, 30, 23

Регулятивные: оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективны под руководством учителя.

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

(цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания)

- Что мы сегодня делали на уроке?

Понравилось ли вам на уроке?

-Мы сделали очередной шаг к нашему спеху, это наша маленькая удача. С маленькой удачи начинаются большие успехи.

Запишите домашнее задание стр. 32 № 3

Выучить таблицу умножения на 5.

- составляли таблицу умножения и деления с число 5, решали задачи

- да

- Записывают задание на дом.

Коммуникативные: понимать задаваемые вопросы; использовать простые речевые средства.

Познавательные: читать простое схематическое изображение

Рефлексия

У вас у каждого на парте лежит смайлик синего цвета и желтого, выберите один, который соответствует вашему настроению и работе на уроке.

Желтый смайлик: я доволен свое работай

Синий смайлик: я не совсем понял тему урока.

– Сегодня на уроке, благодаря дружной работе, нам удалось справиться со всеми заданиями Спасибо за хорошую работу.

Оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по темам уроков в 4 классе "Вариации на тему рококо", "Музыкальные инструменты. Виолончель, скрипка" .Программа Е.Д. Критской

Тесты по музыке 4 класс по программе Е.Д. Критской. Тесты проводятся на уроках по теме "Вариации на тему рококо", "Музыкальные инструменты. Виолончель, скрипка"....

Урок истории и культуры народов Марий эл. Тема урока "Река" 2 класс

Урок истории и культуры народов республики Марий Эл во 2 классе по теме "Река"...

Сценарий урока "Окружность", 2 класс

Цель урока: познакомить учащихся с понятием "окружность", пропедевтика понятия "круг"....

Конспект урока "Окружность, круг"

Конспект урока по математике в 3 классе"Окружность, круг"...

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...

Открытый урок на тему: Диаметр. Окружность. 3 класс, математика.

Фестиваль открытых уроков  декабрь  2017гКласс:  3классПредмет: МатематикаМесто проведения: МБОУ СОШ №3 г. ЧаданаПроводила: Куулар Ульяна Александровна – учитель начальных классов...

Технологическая карта по математике. Тема урока:«Окружность» , УМК «Перспектива» (2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование умения находить и обозначать центр, радиус, диаметр окружности, строить с помощью циркуля окружность данного радиуса.Задачи урок...