Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. Обобщение и систематизация знаний»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Казанцева Ирина Петровна

Урок математики в 3 классе по теме «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. Обобщение и систематизация знаний. Космическая математика» .  Через задания и интересные сведения о космосе и космонавтах   развивается интерес к  изучению математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_3_klass_aprel.docx159.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Тема «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. Обобщение и систематизация знаний»

Класс: 3

Цель урока: создание условий для совершенствования навыков самоконтроля, вычислительных навыков письменного и устного сложения и вычитания в пределах 1000.

Задачи урока:

Дидактические:

- повторить,  обобщить и систематизировать пройденный материал по теме «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание»

Развивающие:

- повышать познавательную активность учащихся на уроках математики, развивать логическое мышление, математическую речь, память;

- уметь устанавливать причины успеха/ неудач учебной деятельности при изучении темы «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание»;

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии при изучении темы «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание».

Воспитательные:

- познакомить учащихся с историей космонавтики и значением Дня космонавтики;

 через задания и интересные сведения о космосе и космонавтах мотивировать учащихся изучать математику, заниматься спортом;

-воспитывать интерес к уроку математики при выполнении заданий по теме «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание»

Планируемые результаты урока:

Предметные

Знать и уметь применять алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел;

Выбирать действия и уметь обосновывать свой выбор при решении задач.

Метапредметные

(П-познавательные,

Р - регулятивные,

К - коммуникативные)

П.: выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел;

Р.: устанавливают причины успеха/неудач учебной деятельности при изучении темы «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание».

К.: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии при изучении темы «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание». Развивать логическое мышление и умение работать в команде.

Личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Дидактические средства, интерактивное оборудование: презентация «Космическая математика», сигнальные карточки «светофор», звездочки для поощрения правильных  ответов учеников,  учебник «Математика», 3 класс, 2 часть, «Школа России».

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная,

И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая)

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

(К-контроль,

В-взаимоконтроль, С-самоконтроль)

Организационно-мотивационный этап

Цель-подготовить детей к работе, создать   положи -  тельный, эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята!

Сейчас урок математики.

Девиз: «Чтобы умным быть, нужно математику любить!»

Просигнализируйте смайликами, кто любит математику.

Продолжите фразу математика - … (царица всех наук).

Разомнем наши ручки и пальчики пред работой.

Запишите в тетрадях число, классная работа.

Сегодня у нас особенный урок, потому что мы будем не только решать задачи, но и говорить о важном событии.

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто скажите это?

                                     (Космонавт)

Кто из вас знает, что  за день был в воскресенье 12 апреля? – День космонавтики

- Правильно! 12 апреля мы отмечаем день, когда Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе (1961год). Давайте вспомним, какие ещё достижения в космонавтике вы знаете? Слайд .

Почему важна математика в космосе?

  1. Расчеты в астрономии и космической навигации

Математика – это основа астрономии. Расчеты траекторий небесных тел, определение расстояний до звезд и планет, а также навигация космических аппаратов невозможны без точных математических вычислений.

  1. Значение точных вычислений для запусков ракет

Запуск ракеты – сложный процесс, требующий учета множества параметров: тяга двигателей, гравитация, сопротивление воздуха. Даже малейшая ошибка в расчетах может привести к катастрофическим последствиям.

  1. Полезность базовой арифметики для работы инженеров

Космические инженеры используют сложение и вычитание для решения повседневных задач, таких как расчет нагрузок на конструкции, определение оптимального количества топлива и балансировка систем жизнеобеспечения.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Записывают в тетрадях число и «Классная работа»

Ф

К

Целеполагание

Цель-формулировка главной цели урока.

- Ребята, над какой темой мы работали последние уроки математики?

- Да, сегодня мы будем систематизировать знания по теме: «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание».

1.Какие числа называют трехзначными?

2. Как кратко сказать,  что такое сложение и вычитание? Слайд.

Сложение – это объединение чисел в одно более крупное, вычитание – нахождение разности между числами.

Эти базовые операции являются фундаментальными для более сложных математических расчетов, используемых в космических исследованиях.

Давайте поставим перед собой цель.

- Чтобы достичь нашей цели, нам нужен план. Взгляните на слайд, у нас есть первые слова наших задач, давайте их закончим.

Задачи:

1. Повторить алгоритм …

2. Развивать …

Эти задачи будут планом нашего урока.

Тема: «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание».

Цель: повторение пройденного материала по теме «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание»

Задачи - план:

1. Повторить алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.

2. Развивать вычислительные навыки, навыки самоконтроля

Ф

К

Упражнение в чистописании

Цель – настроить на ребят каллиграфическое письмо в тетради

Запишите число 572. Что вы скажете об этом числе. Дайте характеристику.

Из цифр этого числа составьте все возможные числа и запишите в строчку через запятую.

572- чётное число, трехзначное, соседи 571 и 573,

5 сот. 7 дес. 2 ед.

500+70+2=572

572, 527 , ...

( можно составить 6 чисел)

Ф, И

К

Актуализация знаний и умений

Цель-создать условие для ориентировки в теме урока, создание мотивации.

-В начале урока  начала проведем математическую разминку «Сверхбыстрый чемпионат» Слайд.

  1. На тренировке один космонавт пробежал 15 км, что на 3 км больше, чем второй. Сколько км пробежал второй космонавт?
  2. Полет первого в мире космонавта Юрия Гагарина продолжался 108 мин. Сколько это часов и минут?
  3. Предметы на Луне весят в 6 раз меньше, чем на Земле.  Это связано с тем, что Луна в 6 раз слабее притягивает к себе тела.

Сколько будет весить камень на Луне, если на Земле весит 90 кг?

  1. Космическая площадка космодрома Восточный в Амурской области имеет форму прямоугольника со сторонами 6 м и 7 м. Найдите площадь космической площадки.
  2. Известно, что каждый год Луна удаляется от Земли на расстояние около 4 см. На сколько см увеличится расстояние от Земли до Луны на момент, когда вы закончите школу?
  3. Масса первого советского искусственного спутника Земли 83 кг, а масса второго спутника Земли 508 кг. На сколько килограммов масса второго спутника больше массы первого?

Дополнительные сведения:

Вес «Спутника-2» составил 508 кг. Аппарат был сложной конструкции и включал несколько отсеков для научной аппаратуры, радиопередатчик, систему телеметрии, программный модуль, систему регенерации и контроля температуры кабины. «Спутник-2», второй космический аппарат в истории человечества, запущенный на орбиту в 1957 года.

Называют ответы, остальные учащиеся сигнализируют смайликами.

  1. 15 – 3 = 12 км

  1. 108 мин = 1ч 48мин

  1. 90 : 6 = 15 кг

  1. 35 х 20 =700 км2  

  1. 11 – 3 = 8 лет

4 х 8 лет = 32 см

  1. 508 – 83= 425 (кг) – разница

Ф

К

Обобщение и систематизация знаний

Цель – выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Почему космонавты работают группами? Слайд.

Космонавты работают группами, потому что в космосе важна система взаимной поддержки, надёжности и понимания друг друга.

Даже если у каждого члена группы есть своя зона ответственности и строго определённые задачи, в случае нештатной ситуации один командир не в состоянии решить проблему, поэтому для её устранения важна сплочённость команды.

Давайте поработаем в группе и вспомним алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел. Вам нужно написать алгоритмы одни группы пишут сложения, а другие вычитания трехзначных чисел.

Назовите правила работы в группе. Группа, которая первая закончит работу, поднимите руки вверх.

Проанализируйте свою работу по слайду:

  1. Все ли принимали участие?
  2. Возникали возражения по работе?

Алгоритм сложения (вычитания) многозначных чисел:

  1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями…
  2. Складываю (вычитаю) единицы…

Результат пишу под единицами.

  1. Складываю (вычитаю) десятки…

Результат пишу под десятками.

  1. Складываю (вычитаю) сотни…

Результат пишу под сотнями.

  1. Читаю ответ …

Решение   примеров и  задач   поможет   закрепить   знания    и подготовиться к более сложным вычислениям. Слайд.

Задание 1. На старте космической ракеты Протон было 245 л топлива. Космонавты добавили ещё 378 л топлива. Во время полёта ракета потратила 156 л топлива. Сколько литров топлива осталось?

Дополнительные сведения:

Ракетное топливо — высокоэнергетическое вещество для питания ракетного двигателя. 

По типу топлива ракеты бывают на твердом топливе и на жидком. Также существует ядерное ракетное топливо, которым служат уран и плутоний.

Как космонавты используют математику? Слайд

Отвечают.

Вспоминают правила работы в группе.

Вспоминают алгоритм сложения (вычитания) трехзначных чисел.

Группы взаимно проверяют составленные алгоритмы.

Вычисляют:

  245

+378

  623(л)

  623

-156

  467(л)

Г

В

Физминутка

Раз, два, три, четыре -

В космос мы лететь решили!

Чтобы в космос полететь

Нужно многое уметь.

Влево, вправо наклонись

И нисколько не ленись!

Руки вверх, вперёд и вниз,

Космонавтом становись!!!

 Видеофизминутка с космонавтом.

- Вот мы и отдохнули, давайте продолжим нашу работу

Ф

К

Применение знаний и умений в новой ситуации

- Предлагаю вам  следующее задание и решить в паре.

 +  345        

     167  

Н

+ 147

   264

П

+ 405

   188

О

 _629

   345

Т

_ 533

   244

Р

411

289

593

284

593

512

П

Р

О

Т

О

Н

Самопроверка по слайду. Хором, какое слово получилось? Протон. А кто из вас, ребята, знает, что это такое Протон?

«Протон-М» — последняя версия ракеты «Протон». Отличается повышенной экологичностью, цифровой системой управления. По информации на апрель 2024 года, Россия планирует запустить не менее четырёх «Протонов» до конца 2025 года.

Рассмотреть и поработать устно с таблицей «Список орбитальных космических запусков России в 2025 году»

 

№ п/п

Дата (МСК)

Ракета-носитель

Заказчик

Космодром 

Результат

Состоявшиеся запуски

1

5 февраля  

Союз-2

 ВКС России

Плесецк

Успех

2

28 февраля,     00:24:27

Союз-2

 Роскосмос

Байконур

Успех

3

3 марта,     01:22:00

Союз-2

 ВКС России

Плесецк

Успех

4

16 марта,    13:50:00

Ангара-1

 ВКС России

Плесецк

Успех

5

8 апреля,     08:47:15

Союз-2

 Роскосмос

Байконур

Успех

Запланированные запуски

3 июля

Союз-2

 Роскосмос

Байконур

24 июля

Союз-2

 Роскосмос

Восточный

июль

Союз-2

 Роскосмос

Байконур

  1. Как называются колонки (столбцы) в таблице?
  2. Сколько прошло уже запусков?
  3. Все ли они прошли успешно?
  4. Когда произошел последний запуск ракеты?
  5. Какую ракету запустили? Кто заказчик? С какого космодрома?
  6. В какое время? Что значит МСК? ( к московскому времени нужно добавить 3 ч и узнаем, сколько времени было у нас)

Сколько ракет Протон запустили за полгода?

Придумайте свой вопрос по таблице.

Информация про космодромы:

Байконур. Расположен возле города Байконур в Казахстане.

Плесецк. Самый северный в мире и единственный в Европе. Находится в Архангельской области, неподалёку от города Мирный.

Восточный. Расположен в Амурской области, недалеко от города Циолковский.

Капустин Яр. Находится в Астраханской области, в окрестностях железнодорожной станции Капустин Яр. Также на территории РФ расположены закрытые космодромы Свободный и Ясный.

 Рассматривание карты космодромов в России.

Решают в паре

П, Ф

С

Контроль выполнения хода урока по плану.

Цель  - проверить все ли пункты плана выполнены.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, как звучала тема нашего урока? Верно, вернемся к плану урока и посмотрим, выполнили ли мы все пункты плана.

План:

 1. Повторить алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.

2. Развивать вычислительные навыки, навыки самоконтроля.

Каким образом мы их выполнили?

 Что мы для этого сделали?

Ф

К

Подведение итогов. Рефлексия

Цель-мобилизация участников на самооценку.

- А теперь давайте оценим свою работу на уроке. Поднимите зеленую карточку, если вы поняли тему, желтую, если у вас есть затруднения и красную, если вы не поняли тему.

Спросить учеников, если у них красная или желтая карточка.

Гагарин, вернувшись из полета, сказал: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее". Слайд.

 Давайте и мы будем выполнять завет первого летчика-космонавта!

Сегодня мы не только научились складывать и вычитать трёхзначные числа, но и узнали о важном событии в истории человечества.

Как вы думаете, какие ещё достижения в космонавтике нас ждут в будущем?

(Обсуждение с классом)

Ребята, подумайте, какой  призыв можно сказать, чтобы всем захотелось  изучать космическую  математику?

Ребята, продолжайте изучать математику и расширять свои знания о космосе. Возможно, именно вы станете следующим поколением исследователей и ученых!

Сигнализируют карточками.

Отвечают на вопрос

Ф

С, К

Домашнее задание

Для работы дома я предлагаю вам задание по выбору:  

  1. Придумать свою космическую задачу на сложение или вычитание трёхзначных чисел и нарисовать космический объект. На следующем уроке мы поделимся своими задачами.
  2. Стр. 76 № 4 решить задачу по действиям и составить выражение.

Урок окончен, спасибо за работу, до свидания.

Записывают домашнее задание в дневник.

Ф

К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Числа от1 до 100. Сложение и вычитание."

Презентация составлена по теме "Сложение и вычитание"...

Тема: Числа от 1 до10.Сложение и вычитание в пределах 10

Тема:   Числа от 1 до10.Сложение и вычитание в пределах 10 Цель  урока: моделировать и объяснять ход выполнения устных приемов сложения и вычитания в пределах 10;моделировать и реш...

урок математики в 4 классе "Повторение пройденного по теме "Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание"

урок математики в 4 классе по теме "Повторение пройденного по теме "Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание" по программе "Школа России", разработан в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта урока математики по теме "Числа, которые больше 1000"

Универсальная технологическая карта урока математики , соответствующая требованиям ФГОС...

Презентация к уроку математики в 3 классе по теме «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. Обобщение и систематизация знаний. Космическая математика»

Добро пожаловать в увлекательный мир космической математики! На этом уроке исследуем, как сложение и вычитание трехзначных чисел помогают нам понимать космос и проводить космические исследования. Все ...