Методические рекомендации к дидактической игре "Учимся играя"
материал по математике (4 класс)

Беляева Оксана Александровна

    Дети с умеренной, глубокой, тяжёлой умственной отсталостью и ТМНР знакомятся с моделями, с помощью которых они учатся составлять и решать простые математические примеры, действовать по словесной инструкции учителя. В пособии представлена система заданий, на основе которых формируется пространственное и наглядно-действенное мышление детей с ТМНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rek._k_igre_wecompress.com_.docx110.37 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Иркутской области

Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа №12 г. Иркутска»

г. Иркутск, б-р Рябикова 4в, т.300-235, Shkola-internat12@yandex.ru

                           Методическое сопровождение

                          к дидактической игре  «Учимся  играя»

                         для обучающихся 5-7 классов (2 вариант)

                                                                    Разработчик игры: учитель

                                                                       ГОКУ СКШ №12 г. Иркутска

                                                                 Беляева Оксана Александровна

 

                                                                                                                                                                    

                                                                                                 

                                        Иркутск 2024 г.

Цель: формирование элементарных математических понятий (число, цвет, форма, количество) и умений, а также умения применять их в повседневной жизни.

Задачи:

  • Обучать умению определять количество предметов простейшим пересчетом, соотносить количество предметов с числом (цифрой), сравнивать предметные совокупности различными способами; формировать знания о геометрических фигурах;
  • Развивать сенсорные процессы и способности.
  • Воспитывать усидчивость, положительное отношение к обучению.

Методическое сопровождение

Настольная дидактическая игра «Учимся  играя» предназначена для индивидуальных занятий. Она состоит из мягкого игрового поля и ячеек для сортировки, на которое крепятся фигуры, числа. Игра способствует развитию мелкой моторики, внимания, мышления. Данное пособие помогает более легко сформировать у детей основные понятия математики: геометрические фигуры, цвет, цифры, порядковый счёт, решение примеров. 

C:\Users\Оксана\Downloads\20250311_155012.jpg   C:\Users\Оксана\Downloads\20250311_155009.jpg

    Дети с умеренной, глубокой, тяжёлой умственной отсталостью и ТМНР знакомятся с моделями, с помощью которых они учатся составлять и решать простые математические примеры, действовать по словесной инструкции учителя. В пособии представлена система заданий, на основе которых формируется пространственное и наглядно-действенное мышление детей с ТМНР. Дидактическая игра по формированию математических представлений пробуждает у детей с умственной отсталостью интерес к математическим заданиям, активируя познавательную деятельность. При разработке игры учитывались требования к дидактическим играм в условиях реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Прилагаемыми заданиями к игре «Учимся, играя» могут пользоваться учителя, воспитатели и родители.

Игры и задания.

Игра «Подбери по форме»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше фигур, подходящих под это определение; развивать внимание.

Ход игры: педагог рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает фигуры: «Смотри, это геометрическая фигура. По форме она круглая. Это круг!» и т.д. Объяснить ребенку смысл игры: «Возьми и закрепи такую же по форме фигуру, но другого цвета (или такого же цвета)». Найди в классе предметы такой же формы. В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

 Игра «Спрячемся под зонтиком»

 Цель: закреплять умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме.

Ход игры: 1. Ребёнку предлагаем три разных геометрических фигуры. Закрепляем их на игровом поле. Ребёнку необходимо распределить предложенные фигуры ниже, в соответствии с образцом.

2. Детям предлагается три фигуры красного, зеленого и синего цветов. Необходимо разобрать геометрические фигуры по цвету (под красную закрепляем на игровом поле- красную фигуру, под зелёную — зеленую, под синюю — синюю).

Игра «Собери числа по порядку».

«Счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке»

Цель: закрепить счет в пределах десяти (прямой, обратный)

Игра «Отсчитай столько же»

Цель: Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5

 Ход игры: педагог закрепляет на игровом поле карточку с цифрой, а ребёнок выкладывает такое же количество фигур.

Игра «Посчитай сколько»

Цель: Упражнять детей в счете.

Ход игры: педагог предлагает ребенку отсчитать столько кружочков, сколько педагог закрепил на игровом поле.

Игра «Найди пропущенное число»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Ход игры: Педагог раскладывает на игровом поле цифры в последовательности натурального ряда. Предлагает ребёнку посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одно число.

Игра «Составь пример»

Цель: Формирование у ребёнка слухового восприятия, умения действовать по словесной инструкции учителя.

Ход игры: Учитель дает ребёнку речевую инструкцию по составлению примера на сложение или вычитание. Ребёнок должен составить и решить пример на игровом поле. При выполнении задания ребёнок сам выбирает цифры и знаки, опираясь только на речевую инструкцию педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические и практические рекомендации к дидактическим играм для учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида.

Даны рекомендации по подготовке и проведению кроссвордов, шарад, логопедических задач и тематических викторин по теме "Живой мир"...

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию восприятия временных отношений

Методические рекомендации и дидактические игры  по развитию восприятия временных отношенийу детей с ЗПР...

(Методические рекомендации) Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и ...

методические рекомендации "Естественный спутник ребёнка-игра"

Главное в жизни ребёнка игра .Надо её использова в учебной и воспитательной работе....

Методические и практические рекомендации по дидактическим играм по предмету «Развивающие игры» для детей с нарушением интеллекта

Одним из эффективных методов обучения умственно отсталых детей и приёмов работы на уроках «Развивающие игры» является дидактическая игра. Игра действует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка...

Методические рекомендации по созданию Квест- игры "Интеллектуальная тропинка"

Квест - это увлекательная приключенческая игра. Идея игры проста - команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания . Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том,...