Конспект урока математики в 3 классе по теме "Решение задач. Связь между величинами"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Фомина Юлия Алексеевна

Данный конспект - технологическая карта поможет вам в разработке соббственных уроков по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki_v_3_klasse.docx929.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ РО «ВПК им. М.А. Шолохова»

специальность Преподавание в начальных классах

Технологическая карта

урока математики,

проводимого в 3-А классе

МБОУ «Вешенская СОШ»

Разработала студентка 4-н группы

Фомина Юлия Алексеевна

ФИО

Руководитель практики

от колледжа: ___________ Кудинова Е. А.

подпись ФИО

Оценка___________ _______________

(подпись рук.пр.)

Оценка за самоанализ___________ _______________

(подпись рук.пр.)

ст. Вёшенская

2025 г.

Технологическая карта урока.

Тема: «Решение задач. Связь между величинами».

Цель: создание условий для изучения темы по установлению взаимосвязи между величинами при решении задач.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с основными взаимосвязями между величинами; закрепить навыки выполнения арифметических действий (умножение, деление, сложение, вычитание) при решении задач и выражений;
  • Развивающая: развивать навык устных вычислений, логику, аналитическое и логическое мышление через анализ взаимосвязей между величинами; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в математических задачах; развивать навыки самостоятельного решения задач с применением полученных знаний, способствовать развитию математической речи учащихся при объяснении решения задач, Формировать навыки работы с информацией (чтение условия задачи, выделение ключевых данных);
  • Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к учёбе через активное участие в решении задач; воспитывать культуру общения при обсуждении задач; формировать познавательный интерес к математике через практическую направленность задач; способствовать воспитанию трудолюбия и аккуратности при выполнении письменных работ.

Оборудование: учебник, презентация, интерактивная доска, сигнальные карточки для рефлексии.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Орг. момент

- Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждёт обязательно!

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Алексеевна. Сегодня урок математики у вас проведу я.

- Проверьте, все ли готово у вас к уроку? Тетрадь, учебник, пенал.

- Кто напомнит правило посадки? Как мы должны сидеть?

Приветствуют учителя.

Правильно садятся.

Проверяют, все ли готово у уроку.

  1. Актуализация знаний

Устный счёт:

Сейчас мы с вами проведем устный счет. Отвечаем строго по поднятой руке. Проведем его в виде соревнования по рядам. По окончании устного счета, мы выявим команду-победителя, который в конце урока получит грамоту. Начнем!

- Что значит увеличить на 5? Уменьшить на 5? (увеличить - +, уменьшить - -)

1. Увеличь/уменьши на …

Увеличь на 5

11

8

7

15

2

9

Уменьши на 5

15

13

17

18

7

6

2. Игра «Молчанка» - ребята, сейчас я буду молча показывать указкой на число, которое нужно умножить или разделить на 5. А вы по порядку должны дать ответ

- Что значит увеличить в 5 раз? Что значит уменьшить в 5 раз? (увеличить в – умножить, уменьшить в - разделить).

ВЫВОД: ЕСЛИ увеличиваем или уменьшаем НА 5, ТО + ИЛИ -. А ЕСЛИ увеличиваем или уменьшаем В 5 РАЗ, ТО УМНОЖИТЬ ИЛИ РАЗДЕЛИТЬ

  1. Задание командам - чья команда быстрее и правильнее справится с заданием

C:\Users\User\Downloads\

1) Лишнее выражение 60 – 12 (все действия со знаком +, кроме последнего).

2) Лишнее выражение 40 + 8 (в каждом из выражений прибавляют или отнимают двузначные числа, а в этом - однозначное).

3) Лишнее выражение 15 + 34 и 24 + 24 (в каждом из выражений первое слагаемое и уменьшаемое – круглые десятки, кроме этих двух).

4) Лишнее выражение 15 + 34, т.к. в остальных ответ 48, а в нем 49.

4. Посчитай, сколько фигур на картинке

- Какие фигуры изображены на картинке? Докажите, что это треугольники. (3 стороны и 3 вершины)

- Сколько треугольников, посчитайте? (7)

- А сколько четырехугольников? ( )

Picture background

В устном счете сегодня побеждает команда … ряда. Они быстрее считали, правильно и быстро выполняли все задания, подготовленные мной.

Подводящая к теме задача

- Как найти расход ткани на все костюмы? (расход ткани на 1 к.* на кол-во к. = 6)

- Как найти расход ткани на один костюм? (расход ткани на все костюмы : на кол-во к. = 3)

- Как найти количество костюмов? (расход ткани на все костюмы : на расход ткани на 1к. = 2)

- Ребята, какие мы с вами повторили задачи? (задачи на нахождение взаимосвязей между величинами)

- Верно, с величинами.

Выполняют задания устного счёта, отвечают на вопросы учителя.

3. Открытие новых знаний

- Ребята, давайте с помощью ребуса, определим тему нашего урока. Для записи ваших мыслей используйте чистый лист, лежащий перед вами.

РЕБУС

Тема:

C:\Users\User\Downloads\решение задач.png C:\Users\User\Downloads\решение задач.png. Связь C:\Users\User\Downloads\связь между величинами.png C:\Users\User\Downloads\связь между величинами.png

- Верно, тема урока: «Решение задач. Связь между величинами». Молодцы!

- Как вы думаете, какую цель можно поставить перед нами на урок? Чему мы должны научиться на уроке? Что узнаем?

ЦЕЛЬ: научиться решать задачи и устанавливать взаимосвязь между величинами.

НА СЛАЙДЕ РАЗБРОСАННЫЕ СЛОВА.

- Совершенно верно, мы будем решать задачи, определять зависимость между величинами, выполняя задания. Спасибо!

- Молодцы, вы сами назвали тему урока и поставили к нему цель.

- Чтобы достичь нашей цели, мы прямо сейчас начинаем выполнять подготовленные мной задания.

ЗАДАЧА №4

Прочитайте задачу №4.

- Выходим к доске с учебником, активно работаем.

- Читаем 2 раза задачу, не спеша, внятно.

- О чем говорится в задаче?

- Что известно?

- Что нужно найти?

- Как запишем условие задачи, подумайте? Кто желает поработать у доски, поясняя все свои действия? Какие величины напишем в таблице? Чертим таблицу на доске и в тетради.

- Начертили, заполняем данные, читая еще раз внимательно условие задачи.

- Подчеркнем главный вопрос задачи.

АНАЛИЗ

1) Для того, чтобы ответить на главный вопрос задачи, нужно знать, сколько осталось ткани для пошива пальто и их кол-во. Кол-во пальто мы знаем, чтобы найти оставшуюся ткань, нужно от всего метража ткани, отнять израсходованную 24-10, получим кол-во оставшейся ткани.

2) Теперь можем ответить на главный вопрос задачи, сколько ткани нужно на пошив 1 пальто, разделив 2 известных нам числа 14 и 7 = 2 – ответ на главный вопрос задачи.

СИНТЕЗ

1) Зная общее количество ткани (24 м) и количество ткани, израсходованной на костюмы (10 м), можем найти остаток ткани для пальто:

24−10=14 (м)

2) Зная количество оставшейся ткани (14 м) и количество пальто (7 штук), можем определить расход ткани на одно пальто:

14:7=2 (м)

Ответ: на одно пальто расходовали 2 метра ткани.

Решение задачи

C:\Users\User\Downloads\

- Ответили на главный вопрос задачи? Можем записывать ответ.

- Хорошо, садись на место, молодец!

- Мы с вами хорошо поработали, пора отдохнуть, размяться. Встаем.

Физминутка

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)

ПРОДОЛЖЕНИЕ

- Мы с вами отдохнули, пора продолжать работу.

Читаем задание №2. Поработаем устно. Называем сначала ряд чисел, делящихся без остатка на 5, затем на 4.

Ответ на задание:

Ряд, делящийся на 5: 5, 10, 15, 20.

Ряд, делящийся на 4: 4, 8, 12, 16, 20.

- Почему нам не подходят другие числа? (Они не делятся на цело, а с остатком). Молодцы, вы верно рассуждаете. Спасибо. Работаем дальше.

- Переходим к задаче по №5.

- Кто желает поработать у доски, поясняя все свои действия?

- Выходим к доске с учебником, активно работаем.

- Читаем 2 раза задачу, не спеша, внятно.

- О чем говорится в задаче?

- Что известно?

- Что нужно найти?

- Как запишем условие задачи, подумайте? Какие вспомогательные слова возьмем? РИСУЕМ 1 СРАВНИТЕЛЬНУЮ СКОБКУ И ПОСЛЕ НЕЕ НАПИСАТЬ ДРУГ ПОД ДРУГОМ СРАЗУ ДВА ВОПРОСА ЗАДАЧИ: (сравнительная стрелка со словом на ? м. б. и ниже - во ? раз больше)

- Подчеркнем вопросы задачи. Сколько их?

Анализ к задаче:

1) Чтобы ответить на первый вопрос задачи («На сколько мячей больше осталось, чем взяли?»), нужно сравнить два этих числа и из большего вычесть меньшее.

2) Чтобы ответить на второй вопрос («Во сколько раз больше мячей осталось, чем взяли?»), нужно большее число разделить на меньшее

C:\Users\User\Downloads\

- Что напишем в ответе? (на 8 мячей осталось больше; в 3 раза больше мячей осталось, чем взяли)

- Хорошо, садись на место, молодец!

- Переходим к следующему номеру, №6. Читаем внимательно задание, смотрим на то, как я записываю образец, и далее работаем по цепОчке (ЕСЛИ УСПЕЮ).

b + 18, если b = 0, 2, 5, 10.

C:\Users\User\Downloads\

- Как изменяются значения выражений?

Анализ изменений:

  1. При увеличении значения b на 2 (от 0 до 2) значение выражения увеличивается на 2 (от 18 до 20)
  2. При увеличении значения b на 3 (от 2 до 5) значение выражения увеличивается на 3 (от 20 до 23)
  3. При увеличении значения b на 5 (от 5 до 10) значение выражения увеличивается на 5 (от 23 до 28)

Вывод:

Значения выражения b+18 увеличиваются ровно на столько, на сколько увеличивается значение переменной b. Это происходит потому, что в выражении b+18 число 18 не меняется, а значение b напрямую влияет на результат сложения.

- Переходим к следующему номеру, №7. Это задание вы сейчас выполните самостоятельно. Делимся на 2 варианта от окна.

1 вариант

ФИ ____________________________

2 вариант

ФИ ___________________________

Сравни:

5 ⋅ 5 20

32 : 4 8

5 ⋅ 9 5 ⋅ 7

Сравни:

40 : 5 6

5 ⋅ 7 35

8 ⋅ 5 8 ⋅ 6

Вам на выполнение 2 минуты. Закончили – сели ровно.

Эталон

1 вариант

2 вариант

Сравни:

5 ⋅ 5 < 20

32 : 4 = 8

5 ⋅ 9 > 5 ⋅ 7

Сравни:

40 : 5 > 6

5 ⋅ 7 = 35

8 ⋅ 5 < 8 ⋅ 6

- Сделайте самопроверку/взаимопроверку по эталону карандашом. Если все верно – оценка 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, все неверно – 2.

Получают новые знания, решают выражения, задачи, отвечают на вопросы учителя

РЕЗЕРВ

Бабушка купила 4 м шёлка по 9 рублей и 3 м ситца. За всю покупку она заплатила 54 рубля. Сколько стоит метр ситца?

- Кто желает поработать у доски, поясняя все свои действия?

- Выходим к доске, активно работаем.

- Читаем 2 раза задачу, не спеша, внятно.

- О чем говорится в задаче?

- Что известно?

- Что нужно найти?

- Как запишем условие задачи, подумайте? Какие вспомогательные слова возьмем?

- Подчеркнем главный вопрос задачи.

Условие задачи

Цена

Количество

Стоимость

шелк

9 р.

4 м

? р. 54 р.

ситец

? р.

3 м

? р.

СИНТЕЗ

  1. Зная количество шёлка и его цену за метр, можем найти стоимость всего шёлка: 49=36 рублей потратили на шёлк
  2. Зная общую стоимость покупки и стоимость шёлка, можем найти стоимость ситца: 54−36=18 рублей потратили на ситец
  3. Зная стоимость всего ситца и его количество в метрах, можем найти цену за метр: 18:3=6 рублей стоит один метр ситца

Вывод:

Метр ситца стоит 6 рублей, так как из общей суммы покупки мы вычли стоимость шёлка, а оставшуюся сумму разделили на количество метров ситца.

АНАЛИЗ

  1. Чтобы ответить на главный вопрос задачи о стоимости одного метра ситца, нам нужно последовательно решить несколько подзадач:
  2. Сначала определим стоимость шёлка. Для этого нам нужно узнать, сколько всего денег было потрачено на шёлк. Мы знаем, что бабушка купила 4 метра шёлка по 9 рублей за метр. Умножив эти числа, мы получим стоимость всей купленной ткани: 49=36 рублей потрачено на шёлк.
  3. Далее найдём стоимость ситца. Зная общую сумму покупки (54 рубля) и стоимость шёлка (36 рублей), мы можем вычислить, сколько было потрачено на ситец. Для этого из общей суммы вычтем стоимость шёлка: 54−36=18 рублей потрачено на ситец.
  4. Теперь можем найти цену одного метра ситца. Мы знаем, что было куплено 3 метра ситца за 18 рублей. Разделив общую стоимость ситца на количество метров, получим цену за метр: 18:3=6 рублей стоит один метр ситца.

- Ответили на главный вопрос задачи?

- Запишем ответ: Ответ: 1 метр ситца стоит 6 рублей.

Выполняют задание.

6. Домашнее задание

- Ребята, дома вам нужно решить выражения из №3.запишем задание в дневник. Всем понятно, что нужно сделать?

Записывают домашнее задание, слушают инструкцию по его выполнению

7. Итог урока

- Какая была тема урока?

- Какую цель ставили перед собой? Смогли добиться поставленной цели?

- Что мы закрепляли сегодня на уроке? Что выполняли?

- «Решение задач. Связь между величинами»

- Цель: научиться решать задачи и устанавливать взаимосвязь между величинами. Да, мы смогли добиться поставленной цели.

Закрепляли умение в решении задачи и установлению взаимосвязей между величинами. Решали задачи, выражения, выполняли самостоятельную работу.

8. Рефлексия

РЕФЛЕКСИЯ

- А наш урок подходит к концу, предлагаю провести рефлексию

«Закрась одну часть круга»

- Ребята, перед вами круг, он разделен на 3 части. Закрасьте ту часть, которая соответствует вашему пониманию материала и настроению по окончании урока. После того как закрасите, поднимите и покажите мне, что у вас получилось.

Picture background

- Ребята, я рада, что вы все поняли. Вручаю грамоту ряду-победителю. Давайте похлопаем друг другу за хорошую работу. Я благодарю вас за активную деятельность. До свидания!

Оценивают свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 1 класс по теме "Задачи"

Конспект урока математики 1 класс по теме "Задачи"...

Конспект урока математики 2 класс. Тема:"Решение задач"

Уонспект крока с использованием технологической карты для учащихся....

Конспект урока математики"Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатами умножения и деления" (УМК Школа России 3 класс)

Цели деятельности учителя: развивать умения решать уравнения; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видовПланируемые результатыПредметные:·...

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Разные задачи" УР

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Разные задачи" УР...

Конспект урока математики "Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатами умножения и деления" (УМК Школа России 3 класс)

Цели деятельности учителя: развивать умения решать уравнения; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видовПланируемые результатыПредметные:·...

План-конспект урока математики 4 класс "Учимся решать задачи"

Конспект урока математики УМК: «Перспективная начальная школа», 4 класс (Учебник «Математика» А.Л.Чекин стр. 66)Пример план-конспекта урока по решеню задач (цена, количесво, ст...