Конспект урока по математике "Единицы времени. Год" 4 класс "Школа России"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Азизян Лариса Николаевна

Урок математики в 4 классе по теме "Единицы времени. Год" по программе "Школа России". На уроке дети получают новые знания о високосных годах, учатся их определять, решать задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Единицы времени. Год.

Цели: систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год); развивать умение определять время по часам; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться изученными единицами времени; определять время по часам; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; проводить сравнение по заданным критериям.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

 Устный счет

—  Найдите значения выражений.

(80 : 4 - 60 : 30) • 5 + 96 : 3

56:4 +2-(120:6-80: 20)

—  Сосчитайте.

1 м 6дм 9 см+ 47 дм 2 см            8т36ц-4т18ц

3 км 865м+ 7 км 105м               7км2100м2-4км256м2

III. Самоопределение к деятельности

—  Решите задачи устно.

•   Голубая ель живет до 1200 лет, а береза — только до 80 лет. Какую часть от продолжительности жизни ели составляет продолжительность жизни березы.

•  За 30 мин в кастрюле сварились 6 картофелин. Сколько минут варилась в кастрюле одна картофелина? (30мин.)

—  Какие единицы измерения встретились в этих задачах? Назовите их. (Единицы времени: год, минута.)

—  Какие еще единицы времени вы знаете?

—  Сформулируйте задачи урока. (Повторить изученные единицы времени, их соотношения.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

—  Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 47. Ответьте на вопросы и выполните задания.

№217 (с. 47). (Устное выполнение.)

№218 (с. 47).

—  Прочитайте задачу.

—  Из каких частей состояли каникулы Юры? (У бабушки, на турбазе и время, которое осталось.)

—  Как найти общую продолжительность каникул? (Сложить время, которое Юра провел у бабушки, на турбазе, и время, которое осталось: 30 + 31 + 12 • 2 + 7 = 92 (д.).)

№219 (с. 47).

—  Прочитайте задачу.

—  Что нужно сравнить? (Цену ткани.)

—  Как найти цену? (Стоимость разделить на количество.)

—  Запишем задачу кратко в таблице.

Цена

Количество

Стоимость

Ситец

7

На?><П

сруб.

Шерстяная ткань

?

А: руб.

—  Как найти цену ситца? (с: 6.)

—  Как найти цену шерстяной ткани? (к: 4.)

—  Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Из большего числа вычесть меньшее.)

—  Запишите выражение, (к: 4 —с: 6.)

(Один ученик записывает выражение на доске.)

V. Физкультминутка

Сильный ветер сосны крутит,

Словно самый тонкий прутик.

Елки ветер клонит тоже..

Мы с тобой на них похожи.  (Вращение корпусом вправо и влево.)

Вот по веткам белка мчится,

Белка ветра не боится.

Белка прыгает так ловко,

Ведь во всем нужна сноровка. (Прыжки на месте.)

А куда медведь идет?

Ищет ягоды и мед. (Шаги на месте.)

Ну а нам пора садиться,

Заниматься, не лениться. (Сесть за парту.)

VI. Продолжение работы по теме урока

№220 (с. 47).

—  Как найти делимое? (Частное умножить на делитель и прибавить остаток.)

—  Выполните задание. (Коллективная проверка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение заданий «Проверь себя» (учебник, с. 47,48). Проверка.)

Ответы

С. 47: 4 года = 48 мес, 2 года 3 мес. = 27 мес.

С. 48: 19.05 - вечер, 00.30 - ночь.

—  Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

—  Какую величину мы вспомнили сегодня на уроке?

—  Какими единицами измеряют время?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: № 88-90 (с. 42).

Дополнительный материал

Старик-годовик (сказка-загадка)

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз — и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать.

Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.

В. Даль

Как люди учились измерять время

Считать предметы мы умеем с 1 класса. Это очень просто — один, два, три... Измерить расстояние тоже несложно. А как и чем измерять время? Самыми древними «часами», которые никогда не останавливались и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день — не очень точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появлялся Сириус, в Египте отмечали наступление нового года. Так появилась хорошо известная сейчас мера времени — год. Оказалось, что промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Как видите, подсчеты древних египтян оказались достаточно точными. Ведь и наш год состоит из 365 дней. Но год слишком уж большая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство (посев, выращивание, сбор урожая), нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла луна, или, по-другому, месяц. Все вы наблюдали за луной и знаете, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуние).

Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29 дней. Вот как точно в Древнем мире умели определять время!

А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам:

суббота — день Сатурна;

воскресенье — день Солнца;

понедельник - день Луны;

вторник — день Марса;

среда — день Меркурия;

четверг — день Юпитера;

пятница — день Венеры.

Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты Солнечной системы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9,10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели.

Итак, самое сложное — найти мерки времени — было сделано уже в Древнем мире. Этими мерками пользуются и по сей день. Только называют их по-разному. На Руси названия дней недели произошли от порядкового номера дня:

понедельник — по неделе, день, начинающий неделю;

вторник — второй день;

среда — середина недели;

четверг — четвертый день;

пятница — пятый день;

суббота, воскресенье — эти названия взяты из церковного словаря.

Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.

«Начальная школа», 2004, № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Единицы измерения времени" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока по математике УМК "Начальная школа 21 века" 3 класс (работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа с консультантами)....

Конспект урока «Сколько прошло времени? Солнечные и песочные часы».

Конспект урока «Сколько прошло времени? Солнечные и песочные часы»....

Конспект урока по математике «Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)»

Конспект урока по математике "Временные представления (раньше, позже, потом)".Цель  урока: сформировать у учащихся  временные представления:  «раньше», «позж...

План-конспект урока математики "Единицы времени.Час.Минута."

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 2 класс по программе «Школа России» тема «Единицы времени. Час. Минута. » Конспект урока составле...

Технологическая карта урока математики «Единицы времени» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о новой единице измерения времени – «год». Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Систематизировать знания об...