Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для слабовидящих обучающихся с нарушением интеллекта 4 класса начального общего образования
рабочая программа по математике (4 класс)
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» начального общего образования для слабовидящих обучающихся с нарушением интеллекта предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.
Рабочая программа содержит КТП
Скачать:
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Математика»
для слабовидящих обучающихся с нарушением интеллекта
4 класса
начального общего образования
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» начального общего образования для слабовидящих обучающихся составлена на основе Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика и информатика»), Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» начального общего образования для слабовидящих обучающихся предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.
Цель программы - коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств обучающихся, воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Задачи программы:
- дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Срок реализации программы: 2025-2026 учебный год.
Программа по математике на уровне начального общего образования направлена на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
-освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные и практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
-формирование функциональной математической грамотности обучающегося, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события);
-обеспечение математического развития обучающегося – способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи, формирование умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации; становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и применению математики, важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов программы по математике лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности обучающегося: понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (например, хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера); математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет обучающемуся совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения).
На уровне начального общего образования математические знания и умения применяются обучающимся при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности обучающегося и предпосылкой успешного дальнейшего обучения на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения.Обязательным является систематическая специальная и психолого- педагогическая поддержка коллектива педагогических работников, родителей (законных представителей), детского коллектива и самого обучающегося.
Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие зрительного восприятия; обучение использованию всех анализаторов и компенсаторных способов действия в учебно- познавательной деятельности и повседневной жизни; формирование и овладение основных навыков зрительной ориентировки в микропространстве и макропространстве; формирование адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений; развитие познавательного интереса, познавательной активности; формирование представлений (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активное их использование; использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности, доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся; соблюдение зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога); соблюдение светового режима (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и другое); рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала; использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения; использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих; использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности, индивидуальных пособий, оптических, тифлотехнических и технических средств, облегчающих, учебно- познавательную деятельность слабовидящих обучающихся; соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний); необходимость при выполнении слабовидящими обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании и развитии адекватных отношений между обучающимся, педагогическими работниками, одноклассниками и другими обучающимися, родителями (законными представителями); работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом; развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности; развитие адекватного использования речевых и неречевых средств общения.
В структуру АООП НОО обязательно включается программа коррекционной работы, направленная на осуществление индивидуально-ориентированной психолого- педагогической помощи слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей; минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АООП НОО; взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности.
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся.
В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для слабовидящих:
целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;
руководство зрительным восприятием;
расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;
развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;
систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;
обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;
строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;
использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся; увеличение времени на выполнение практических работ;
введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения;
постановка и реализация на уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего;
активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;
целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;
создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
повышение коммуникативной активности и компетентности;
физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях, повышение двигательной активности;
поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе;
поддержание психофизического тонуса слабовидящих;
совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.
Особенностями организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Математика» в 4классе является коррекционная направленность каждого урока.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации; развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Технологии обучения: игровые, информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода.
Нормы оценивания
«5»- нет ошибок
«4» - 2-3 негрубые ошибки
«3» - решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий
«2» - выполнено менее половины заданий, не решена задача
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и относится к обязательной части учебного плана образования слабовидящих обучающихся.
В соответствии с годовым учебным планом для слабовидящих обучающихся 4 класса курс предмета рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю)
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Предметные результаты
Достаточный уровень
Обучающийся научится:
- образовывать, читать, записывать числа в пределах 100;
- считать по единице и равными числовыми группами (по2, по5, по 4) в пределах 100;
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
- использовать при сравнении чисел знаки (<,=,>);
- записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
- определять время по часам; (время прошедшее, будущее);
- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд;
- записывать числа, полученные при счете и измерении;
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
- решать составные арифметические задачи в два действия;
- находить точку пересечения линий
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
- вычислять длину ломаной линии.
Минимальный уровень
Обучающийся научится
- Знать, записывать числа второго десятка;
- Считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке .
-Сравнивать числа в пределах 20 ;
- Пользоваться таблицей состава чисел второго десятка ;
- Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
- Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд с помощью линейки
- Решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности ;
- Решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (с помощью учителя);
- Показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
- Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины.
Базовые учебные действия, сформированные к концу реализации программы
Личностные учебные действия
Обучающийся научится:
- иметь адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, реализуемом средствами математики;
- владеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире на уроках математики;
-владеть социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, на уроках математики;
- владеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на уроках математики;
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- использовать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, возникающих на уроках математики
Коммуникативные учебные действия
Обучающийся научится:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать еѐ с учѐтом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учѐтом выявленных недочѐтов.
Познавательные учебные действия
Обучающийся научится:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и других носителях).
- Календарно- тематическое планирование по предмету «Математика»
№ уро ка | Содержание изучаемого материала | Кол- во часов | Домашнее задание | Планируемый результат | Средства обучения | Деятельность обучающегося | Направления коррекционно- развивающей работы | |
I. Нумерация чисел 1-100 (повторение) | ||||||||
II. Геометрический материал | ||||||||
1 2 3 4 | Нумерация чисел 1- 100(повторение) | 4 | Стр. 6 № 9 Стр. 9 № 21 Стр. 12 № 39 Стр. 14 № 46 | Знают счет 1- 100,различают однозначные – двузначные числа, считают десятками, решают примеры. | Счетный материал, таблица чисел от 1 до 100 | Считают в пределах 100, решают примеры, задачи, чертят отрезки. | Развитие слухового восприятия, внимания и графомоторных навыков | |
5 6 | Числа, полученные при измерении величин | 2 | Стр. 17 № 6 Стр. 19 № 15 | Знают названия величин (стоимость, длина, масса, емкость, время) | Линейка, отрезки различной длины, таблицы с примерами | Сравнивают числа, полученные при измерении величин, строят отрезки заданной длины, решают примеры, задачи | Развитие основных мыслительных операций | |
7 | Контрольная работа. | 1 | Домашнее задание не задано | Умеют работать самостоятельно | Контрольная работа | Развитие навыка самоконтроля | ||
8 | Работа над ошибками. Мера длины – миллиметр | 1 | Стр. 21 № 7 | Измерять длины предметов с помощью линейки с выражением | Линейка, таблица величин, карточки для | Измеряет длины отрезка в миллиметрах, сантиметрах, | Развитие пространственной ориентации | |
результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах | индивидуально й работы | миллиметрах и сантиметрах; строит отрезок заданной длины | |||||
III. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд | |||||||
9 | Сложение и вычитание круглых десятков. | 1 | Стр. 23 № 4
| Умеют складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку | Таблица разрядов, числовой ряд от 1 до 100 | Складывают и вычитают числа в пределах 100 без перехода через разряд, решают задачи, чертят отрезки заданной длины | Коррекция нарушений эмоционально- личностной сферы |
10-11 | Решение примеров вида 45+2, 45-2 | 2 | Стр. 24 № 9 Стр. 25 № 15 | Умеют решать примеры вида 45+2, 45-2 | Примеры для устного счета | Складывают и вычитают числа по образцу, чертят отрезки | Развитие умения работать по словесной инструкции |
12- 13 | Решение примеров вида 53+20,53-20. | 2 | Стр. 27 № 21 Стр. 29 № 30 | Умеют решать примеры вида 53+20,53-20 | Примеры для устного счета | Складывают и вычитают числа по образцу, чертят углы | Развитие основных мыслительных операций |
14 | Решение примеров подробно по образцу. | 1 | Стр. 31 № 40 | Умеют решать примеры вида 35+21, заменять второе слагаемое двумя числами | Счетный материал | Обогащение словаря | |
15 | Решение примеров Подробно по образцу. Самостоятельная работа. | 1 | Стр. 38 № 71 | Умеют работать самостоятельно | Карточки с заданиями | Самостоятельно выполняет задания | Развитие умения работать самостоятельно |
16- 17 | Меры времени | 2 | Стр. 43 № 14 Стр.44 № 19 | Знают меры времени, умеют соотносить меры времени; знать последовательность месяцев, дней недели | Календарь | Соотносят меры времени, учатся определять время по часам | Развитие временной ориентации |
18 | Замкнутые, незамкнутые кривые линии | 1 | Стр. 46 № 4 | Умеют моделировать замкнутые, незамкнутые кривые | Нити разного цвета и длины | Различают и называет замкнутые, незамкнутые кривые линии, чертят в тетрадях | Развитие основных мыслительных операций |
19 | Окружность, дуга | 1 | Стр. 48 № 6 | Умеют строить окружности с заданным радиусом при помощи циркуля | Циркуль | Строят окружности с данным радиусом при помощи циркуля | Развитие умения работать самостоятельно; соблюдение правил техники безопасности |
III. Умножение чисел | |||||||
20 | Умножение чисел | 1 | Стр. 51 № 10 | Умеют заменять сложение одинаковых чисел умножением | Счетный материал | Решают простые задачи на нахождение произведения | Развитие памяти, устойчивости внимания |
21-22 | Таблица умножения числа на 2 | 2 | Стр.53 № 8 Стр.55 № 14 | Знают таблицу умножения на 2, умеют пользоваться ею при решении примеров и задач | Таблица умножения на 2 | Воспроизводят таблицу умножения на 2, решают примеры, задачи, чертят углы, линии | Развитие долговременной памяти. обогащение словаря |
23 | Деление чисел | 1 | Стр. 59 № 9 | Умеют моделировать действия деления (на | Счетный материал | Делят на равные части, | Развитие наглядно- |
равные части) | выполняют деление чисел, называют числа при делении | образного и словесно- логического мышления | |||||
24- 25 | Деление на 2 | 2 | Стр. 61 № 6 Стр. 63 № 17 | Знают таблицу деления на 2, умеют пользоваться таблицей умножения | Счетный материал, примеры для устного счета | Составляют таблицу деления, повторяют четные-нечетные числа, решают примеры и задачи | Развитие долговременной памяти, обогащение словаря |
IV. Сложение с переходом через разряд (устные вычисления) | |||||||
26- 27- 28 | Сложение двузначного числа с однозначным числом. | 3 | Стр. 66 № 7 Стр. 67 № 11 Стр. 68 № 17 | Умеют решать примеры вида 38+5 | Счетный материал | Считают, решают примеры данного вида, объясняют, пишут | Развитие навыка устного счета |
29- 30 | Сложение двузначных чисел | 2 | Стр. 70 № 5 Стр. 71 № 9 | Умеют решать примеры вида 24+12, заменяют второе слагаемое двумя числами | Карточки с заданиями | Считают, решают примеры данного вида, объясняют, пишут | Развитие зрительной памяти |
31 | Контрольная работа.
| 1 | Домашнее задание не задано | Умеют работать самостоятельно | Контрольная работа | Работают самостоятельно | Развитие навыка самопроверки и самоконтроля |
32 | Работа над ошибками. Сложение двузначных чисел | 1 | Стр.72 № 16 | Умеют выполнять работу над ошибками | Карточки с заданиями | Выполняют работу над ошибками | Развитие долговременной памяти |
IV. Сложение с переходом через разряд (устные вычисления) | |||||||
II. Геометрический материал | |||||||
33 | Сложение двузначных чисел. Повторение и закрепление. | 1 | Стр. 74 № 26 | Умеют решать примеры вида 24+12, заменяют второе слагаемое двумя числами | Таблица с примерами, карточки | Повторяют сложение двузначных чисел, | Развитие зрительной памяти |
34 | Ломаная линия | 1 | Стр. 77 № 6 | Умеют моделировать ломаную линию | Металлическая проволока | Называют элементы ломаной линии: отрезки, вершины, углы; моделируют ломаную линию | Развитие наглядно- образного и словесно- логического мышления |
V. Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления) | |||||||
35 36 37 | Вычитание однозначного числа из двузначного | 3 | Стр. 78 № 7 Стр. 79 № 12 Стр. 81 № 22 | Умеют записать решение каждого примера подробно – заменять вычитаемое двумя числами | Карточки с заданиями | Решают примеры, задачи, работают по карточкам | Развитие умения работать самостоятельно |
38 39 40 | Вычитание двузначных чисел | 3 | Стр. 82 № 4 Стр. 84 № 11 Стр. 85 № 16 | Умеют записать решение каждого примера подробно по образцу | Примеры для устного счета, таблица чисел 1-100 | Решают примеры, объясняют решение. | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. |
41- 42 | Замкнутые, незамкнутые ломаные линии | 2 | Стр. 88 № 4 Стр. 89 № 9 | Умеют распознавать и называть замкнутые, незамкнутые | Нити различной длины | Моделируют замкнутые, незамкнутые ломаные линии | Развитие наглядно- образного и словесно- |
ломаные линии | логического мышления | ||||||
43 | Контрольная работа | 1 | Домашнее задание не задано | Умеют работать самостоятельно | Контрольная работа | Работают самостоятельно | Развитие умения работать самостоятельно |
44 | Работа над ошибками. Вычитание двузначных чисел. | 1 | Стр. 84 № 13 | Умеют выполнять работу над ошибками | Карточки с заданиями | Выполняют работу над ошибками | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. |
VI. Умножение и деление чисел | |||||||
45- 46- 47 | Таблица умножения на 3 | 3 | Стр. 92 № 11 Стр. 93 № 18 Стр. 95 № 23 | Умеют применять таблицу умножения при решении примеров и задач. | Таблица умножения на 3, презентация | Заменяют сложение умножением, решают задачи, чертят замкнутую и незамкнутую линии, смотрят презентаци. | Развитие долговременной памяти |
48- 49- 50 | Деление на 3 | 3 | Стр. 96 № 3 Стр. 98 № 9 Стр. 100 № 19 | Умеют составить таблицу деления на 3 по таблице умножения на 3. | Таблица деления на 3 | Составляют таблицу деления на 3, решают примеры, задачи, чертят прямоугольники, отрезки. | Развитие навыка самопроверки и самоконтроля |
51- 52 | Таблица умножения на 4 | 2 | Стр. 104 № 10 Стр. 107 № 25 | Умеют применять таблицу умножения при решении примеров и задач | Таблица умножения на 4 | Составляют таблицу умножения на 4; воспроизводят на основе знания закономерностей построения | Развитие долговременной памяти |
53 | Контрольная работа | 1 | Домашнее задание не задано | Умеют работать самостоятельно | Контроль-ная работа | Выполняют задания | Развитие умения работать самостоятельно |
54- 55 | Деление на 4 | 2 | Стр. 110 № 11 Стр. 111 № 17 | Умеют составить таблицу деления на 4 по таблице умножения на 4. | Таблица деления на 4 | Составляют таблицу деления по таблице умножения. | Развитие долговременной памяти |
56 | Длина ломаной линии | 1 | Стр. 115 № 5 | Умеют вычислить длину ломаной линии | Циркуль | Строят отрезки, равные длине ломаной (с помощью циркуля) | Развитие умения работать самостоятельно |
57 | Длина ломаной линии | 1 | Стр. 116 № 8 | Умеют вычислить длину ломаной линии | Карточки с заданиями | Строят отрезки, равные длине ломаной (с помощью циркуля) | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. |
58- 59 | Таблица умножения числа 5 | 2 | Стр. 120 № 18 Стр. 123 № 27 | Умеют применять таблицу умножения при решении примеров и задач | Таблица умножения на 5 | Составляют таблицу умножения на 5; воспроизводят на основе знания закономерностей построения | Развитие долговременной памяти |
60- 61 | Деление на 5 | 2 | Стр. 125 № 10 Стр. 127 № 17 | Умеют составить таблицу деления на 5 по таблице умножения на 5 | Таблица деления на 5 | Составляют таблицу деления на 5. | Развитие долговременной памяти |
62 | Двойное обозначение времени | 1 | Стр. 131 № 5 | Умеют определять время по часам | Часы | Определяют время по часам | Развитие временной ориентации | ||
63 | Двойное обозначение времени | 1 | Стр. 132 №7 | Умеют определять время по часам Умеют выполнять работу над ошибками | Карточки с заданиями | Определяют время по часам | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. | ||
64 | Контрольная работа. | 1 | Домашнее задание не задано. | Умеют работать самостоятельно | Контрольная работа | Работают самостоятельно | Развитие навыка контроля и самоконтроля | ||
VI. Умножение и деление чисел | |||||||||
II. Геометрический материал | |||||||||
65- 66- 67 | Таблица умножения числа 6 | 3 | Стр. 4 № 5 Стр. 7 № 17 Стр. 10 № 30 | Знают таблицу умножения на 6, применяют при решении примеров и задач | Таблица умножения на 6, примеры для устного счета | Выполняют табличное умножение числа 6 в пределах 20. Решают примеры, задачи, повторяют меры стоимости, усваивают взаимосвязь между ценой, количеством, стоимостью | Развитие долговременной памяти и логического мышления | ||
68- 69 | Деление на 6 | 2 | Стр. 14 № 7 Стр. 16 № 14 | Знают таблицу деления на 6 | Примеры для устного счета | Составляют примеры на деление по примеру на умножение, по рисунку составляют примеры на умножение. | Развитие Долговременной памяти | ||
70- 71 | Решение примеров и задач на закрепление таблицы умножения | 2 | Стр. 18 № 23 Стр. 19 № 32 | Умеют решать примеры, задачи, применять полученные знания и умения | Таблица умножения | Решают примеры, задачи, составляют из заданных чисел примеры на умножение и деление ,чертят линии. | Развитие основных мыслительных операций |
72 | Самостоятельная работа. | 1 | Домашнее задание не задано. | Умеют работать самостоятельно | Карточки для индивидуаль- ной работы | Выполняют задания | Развитие умения работать самостоятельно |
73 | Прямоугольник | 1 | Стр. 23 № 6 | Умеют строить прямоугольник , пользоваться линейкой | Линейка | Называют стороны прямоугольника, противоположные стороны и их свойства; строят его с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге | Умение адекватно оценивать собственную деятельность |
74- 75- 76 | Таблица умножения числа 7 | 3 | Стр. 28 № 12 Стр. 29 № 17 Стр. 30 № 25 | Знают таблицу умножения на 7 | Таблица умножения на 7, примеры для устного счёта | Воспроизводят таблицу умножения на основе знания закономерностей построения, решают примеры и задачи. | Развитие долговременной памяти |
77- 78- 79 | Увеличение числа в в несколько раз. | 3 | Стр. 33 № 6 Стр. 35 № 11 Стр. 36 № 18 | Умеют увеличивать число в несколько раз | Счетный материал | Решают простые арифметические задачи на увеличение числа в несколько раз, сравнивают числа, выражения, повторяют меры времени. | Развитие основных мыслительных операций |
80-81- 82- 83 | Деление на 7 | 4 | Стр. 39 № 8 Стр. 40 № 14 Стр. 41 № 22 Стр. 43 № 34 | Знают таблицу деления на 7 | Таблица деления на 7 | Составляют таблицу деления на 7,решают примеры и задачи, повторяют сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. | Развитие долговременной памяти |
84- 85- 86 | Уменьшение числа в несколько раз | 3 | Стр. 46 № 7 Стр. 47 № 11 Стр. 49 № 17 | Умеют уменьшать в несколько раз | Счетный материал | Решают простые арифметические задачи на уменьшение числа в несколько раз (с отношением «меньше в…») | Развитие умения применять полученные знания на практике |
87 | Квадрат | 1 | Стр. 55 № 9 | Умеют строить квадрат | Чертежный угольник | Называют стороны квадрата,; строят | Развитие умения работать |
квадрат с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге | аккуратно | |||||||
88 | Контрольная работа | 1 | Домашнее задание не задано | Умеют работать самостоятельно | Контрольная работа | Работают самостоятельно | Развитие умения работать самостоятельно | |
89 | Работа над ошибками. Таблица умножения числа 8 | 1 | Стр. 58 № 8 | Умеют выполнять работу над ошибками | Контрольная работа | Выполняют работу над ошибками | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. | |
90- 91- 92 | Таблица умножения числа 8 | 3 | Стр. 59 № 12 Стр. 60 № 19 Стр. 61 № 23 | Знают таблицу умножения на 8 | Таблица умножения на 8 | Составляют таблицу умножения на основе знания закономерностей построения, решают примеры и задачи, сравнивают выражения | Развитие долговременной памяти | |
93- 94- 95 | Деление на 8 | 3 | Стр. 63 № 4 Стр. 64 № 9 Стр. 65 № 18 | Знают таблицу деления на 8 | Таблица деления на 8, примеры для устного счета, краткая запись задач | Составляют таблицу деления на 8, решают примеры, задачи, чертят ломаные | Развитие зрительной и слуховой памяти | |
96 | Меры времени | 1 | Стр. 68 № 6 | Умеют определять время по часам | Макет часов | Определяют время по часам, называют мелкие меры времени, затем – крупные. | Развитие зрительного восприятия, временной ориентации | |
97-98- 99 | Таблица умножения числа 9 | 3 | Стр. 72 № 9 Стр. 73 № 14 Стр. 75 № 22 | Знают таблицу умножения на 9 | Таблица умножения на 9 | Воспроизводят таблицу умножения на основе знания закономерностей построения, смотрят презентацию | Развитие долговременной памяти | |
100 101 | Деление на 9 | 2 | Стр. 77 № 6 Стр. 79 № 16 | Знают таблицу деления на 9 | Таблица деления на 9, счетный материал | Делят по содержанию, решают примеры, задачи, сравнивают выражения, чертят отрезки заданной длины | Развитие долговременной памяти | |
102 | Повторение. Таблицы умножения на 3-9. | 1 | Стр. 80 № 18 | Знают таблицы умножения, могут пользоваться при решении примеров | Таблица умножения, примеры для устного счета | Вспоминают таблицу умножения, составляют примеры на деление | Развитие долговременной памяти |
103 | Контрольная работа | 1 | Домашнее задание не задано | Умеют работать самостоятельно | Карточки с заданиями | Выполняют задания | Развитие умения работать самостоятельно |
104 | Работа над ошибками. Повторение пройденного материала | 1 | Стр. 81 № 4 | Умеют выполнять работу над ошибками | Контрольная работа | Выполняют работу над ошибками | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. |
105 | Повторение пройденного материала | 1 | Стр. 83 № 6 | Умеют работать самостоятельно | Таблица умножения, примеры для устного счета | Делят по содержанию, решают примеры, задачи, сравнивают выражения, чертят отрезки заданной длины | Развитие долговременной памяти | |
VI. Умножение и деление чисел II. Геометрический материал | ||||||||
106 | Пересечение фигур | 1 | Стр. 83 № 8 | Умеют строить пересекающиеся, непересекающиеся геометрические фигуры | Линейка | Чертят фигуры, находят точки пересечения, обозначают их буквой | Развитие пространствен- ного восприятия | |
107 | Умножение на 1 | 1 | Стр. 84 № 4 | Умеют умножать единицу на единицу | Таблица с примерами | Умножают числа на единицу (на основе переместительно го свойства сложения) | Развитие логического мышления, графомоторных навыков | |
108 | Деление на 1 | 1 | Стр. 86 № 5 | Умеют делить числа на единицу (на основе взаимосвязи умножения и деления) | Таблица с примерами | Решают примеры, находят взаимосвязь примеров на умножение и деление | Развитие логического мышления | |
VII. Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) | |||||||
109 110 111 | Сложение без перехода через разряд | 3 | Стр. 87 № 2 Стр. 88 № 4 Стр. 88 № 6 | Умеют складывать двузначные числа столбиком без перехода через разряд | Таблица разрядов | Складывают числа в столбик | Развитие зрительной памяти , умения работать по алгоритму |
112 113 114 | Вычитание без перехода через разряд | 3 | Стр. 89 № 8 Стр. 90 № 15 Стр. 91 № 20 | Умеют вычитать без перехода через разряд | Таблица разрядов | Вычитают числа столбиком | Развитие зрительной памяти |
115 116 117 118 119 | Сложение с переходом через разряд. | 5 | Стр. 94 № 6 Стр. 95 № 10 Стр. 96 № 15 Стр. 98 № 23 Стр. 100 № 33 | Умеют складывать двузначные числа с переходом через разряд | Карточки с заданиями | Выполняют сложение, сравнивают выражения, называют геометрические фигуры. | Развитие зрительной и слуховой памяти |
120 121 122 123 124 | Вычитание с переходом через разряд | 5 | Стр. 105 № 2 Стр. 107 № 9 Стр. 108 № 13 Стр. 109 № 21 Стр. 113 № 36 | Умеют вычитать двузначные числа с переходом через разряд | Таблицы с примерами | Выполняют вычитание, сравнивают выражения, называют геометрические фигуры. | Развитие зрительной памяти , умения работать по алгоритму |
125 | Контрольная работа | 1 | Домашнее задание не задано | Умеют работать самостоятельно | Контрольная работа | Работают самостоятельно | Развитие умения работать самостоятельно |
126 | Работа над ошибками. Умножение 0 и на 0 | 1 | Стр. 116 № 2 | Умеют выполнять работу над ошибками Умеют умножать 0 на число | Таблица с примерами | Выполняют работу над ошибками Составляют примеры на сложение заменяют умножением | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. |
127 | Деление 0 на число | 1 | Стр. 117 № 4 | Умеют делить 0 на число 0 (на основе взаимосвязи умножения и деления) | Таблица с примерами Презентация «Делю на 0» | Решают примеры, делают вывод- на 0 делить нельзя, смотрят слайды. | Развитие зрительного и слухового восприятия |
128 | Взаимное положение геометрических фигур | 1 | Стр. 119 № 9 | Умеют моделировать взаимное расположение фигур | Иллюстрации учебника | Называют геометрические фигуры, выбирают пересекающиеся и непересекающиеся , чертят в тетрадях | Развитие пространственной ориентации |
129 | Умножение 10 и на 10 | 1 | Стр. 121 № 7 | Умеют умножать 10 на число (на основе взаимосвязи сложения и умножения) | Таблица с примерами | Заменяют сложение умножением, находят произведение, чертят окружность. | Развитие основных мыслительных операций |
130 | Деление на 10 | 1 | Стр. 124 № 8 | Умеют делить на 10 | Таблица с примерами | Составляют пример на деление по примеру на умножение | Развитие основных мыслительных операций |
131 132
| Нахождение неизвестного слагаемого | 2 | Стр. 128 № 8 Стр. 129 № 12 | Умеют решать примеры с неизвестным слагаемым | Карточки с заданиями | Выполняют простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого: составляют краткую запись задачи, решают задачу. | Развитие зрительной памяти , слухомоторных координаций |
133 | Итоговая контрольная работа | 1 | Домашнее задание не задано | Умеют работать самостоятельно | Контрольная работа | Работают самостоятельно | Развитие навыка самопроверки |
134 | Работа над ошибками Повторение пройденного материала за год | 1 | Стр. 133 № 14 | Умеют выполнять работу над ошибками | Карточки с заданиями | Выполняют работу над ошибками | Развитие навыка самоконтроля |
135 136 | Повторение пройденного материала за год | Стр. 133 № 18 Домашнее задание не задано | Умеют работать самостоятельно | Карточки с заданиями | Работают самостоятельно | Развитие навыка самоконтроля |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Учебно-методическое обеспечение:
.Учебник «Математика», 4 класс, Т.В. Алышева, И.М. Яковлева, Москва «Просвещение» 2024 год
«Методика обучения математике в коррекционной школе VIII вида» М.Н. Перова- М., 1999г.
«Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе» М.Н. Перова Индивидуальные карточки.
Счетный материал.
Геометрический материал.
Таблицы:
Таблицы для начальной школы «Арифметические действия» Набор карточек «Сравнения»
Набор «Геометрические тела».
Для обучения слабовидящих школьников в школе используют различные специальные средства, например:
Лупы (ручные, опорные, стационарные).
Очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные).
Телевизионные увеличивающие устройства. Позволяют получить увеличение до 60 раз, при этом яркость и контрастность
изображения на телеэкране может регулировать сам ученик.
Дисплеи для слабовидящих, которые преобразуют входную кодовую информацию в изображение знаков и символов на
сегментных, матричных или растровых индикаторах.
Специальные приборы для рельефного черчения и рисования. Изображение на бумагу наносится или грифелем, или особой
краской, которая при высыхании создаёт рельеф.
Специальные линейки и транспортиры. На подобных приспособлениях есть рельефная шкала, с помощью которой ученик может измерить все необходимые объекты в сантиметрах и миллиметрах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС, содержит пояснительную записку, цели, задачи, место курса в учебном плане, формы организации учебного процесса, требования к уровню подготовки учащи...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Жизнедеятельность человека» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования(программа 6. 4))
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Жизнедеятельность человека» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным станд...
Адаптированная рабочая программа по математике для индивидуального обучения по общеобразовательной программе начального общего образования 5 класс
рабочая программа по математике...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа предмета «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класс
Содержание рабочей программы по математике соответствует требованиям адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика» и следующих нормативных докумен...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для слабовидящих обучающихся с нарушением интеллекта 4 класса начального общего образования
Данная программа построена с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, является индивидуальной адаптированной рабочей программой для обучающегося. Образовательная деятельность н...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение» начального общего образования для слабовидящих обучающихся с нарушением интеллекта 4 класс
АООП НОО слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и авторской программы С. Ю. ИльинойЦель программы – совершенствование техники чтения, обучение ч...
