Конспект урока математики Тема «Окружность. Круг»
план-конспект урока по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
Царегородцева М.А.
Конспект урока математики
Тема «Окружность. Круг»
Класс: 3
УМК: «Школа России»
Тип урока: урок усвоения нового знания
Тема урока: «Окружность. Круг»
Цель урока: ознакомление учащихся с понятиями «круг», «окружность», «радиус», «центр»
Задачи:
Образовательные:
- Научить находить радиусы и диаметры, использовать такие понятия, как «окружность», «радиус», «центр», «диаметр».
- Научить учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности, соблюдая правила безопасности.
Развивающие:
- Развивать КУУД – умение сотрудничать, через организацию на уроке групповой работы;
- Развивать РУУД – умение осуществлять самоконтроль деятельности.
- Развивать грамотную устную монологическую речь в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока.
- Развивать ПУУД-умение осознавать задачи урока и осуществлять деятельность по их реализации.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету посредством применения нестандартной формы урока.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Владеют такими понятиями, как: круг, окружность, диаметр, радиус, центр окружности.
- Пользуются циркулем, соблюдая технику безопасности.
Метапредметные:
- Используют устную монологическую речь в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока.
- Сотрудничают друг с другом в процессе групповой работы.
- Осуществляют самоконтроль деятельности.
- Понимают учебную задачу урока и осуществляют деятельность по ее реализации.
Личностные:
- Проявляют интерес к уроку.
Оборудование:
Для учителя: учебник «Математика» (автор: Моро М.И., 3 класс, часть 1), презентация, интерактивная доска, проектор, конспект урока, карточки с заданиями.
Для ученика: учебник, пенал, дневник, рабочая тетрадь.
План урока:
1) Организационный этап(1мин).
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся(1мин).
3) Актуализация знаний(8).
4) Первичное усвоение новых знаний(20мин).
5) Первичная проверка понимания(4мин)
6) Первичное закрепление(6 мин).
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению(2 мин)
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)(3мин)
Ход урока
Этап урока | Образовательная Задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||
1.Орг. момент | Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность | Прием проверки готовности к уроку | - Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Мария Александровна. Я проведу у вас урок математики. Проверьте готовность к уроку: у вас на партах должны лежать учебник, пенал. | Проверяют готовность к уроку | Фронтальная | Речь учителя | Самоконтроль. Контроль со стороны учителя | ||||||||
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | Словесный | Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Слушают | Фронтальная | Речь учителя | Самоконтроль Контроль со стороны учителя | ||||||||
3. Актуализация знаний и умений. Постановка цели и задач урока | Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации. | Словесный(беседа) | Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но для того, чтобы узнать на чем мы отправимся, вам нужно выполнить задание, отвечаем, поднимая руку, остальные сигнализируют при помощи разноцветных кружков. Задание для устного счета: 1) 15+33=(48) 2)В саду посажено 18 яблонь, груш в 3 раза меньше. Сколько груш посажено в саду?(6) 3)70-14=(56) 4)У Кати было 8 тетрадей. Мама купила ей новые тетради и их стало в 3 раза больше. Сколько стало тетрадей у Кати? 5)16+13=(29) 6)Мальчики сделали 40 корабликов, девочки в 5 раз меньше. Сколько корабликов сделали девочки?(8) 7)56-14=(42) 8) Утром на парковке было 24 машины, днем на 11 меньше. Сколько машин было днем на парковке? 9) 16+34=(50) 10)31-9=(22) Молодцы, вы справились с заданием. Мы с вами отправимся на самолете. Теперь расположите числа в порядке убывания. Скажите, что значит, в порядке убывания? Верно. При помощи этого шифра вы узнаете, какая тема будет у нашего сегодняшнего урока. Тема урока «Круг. Окружность» Выберите из предложенных задач только те, которые мы можем поставить на сегодняшний урок. Задачи: -узнать, что такое окружность. -научиться выполнять деление в столбик. -научиться чертить окружность. -решать задачи на определение цены, количества, стоимости. Познакомимся с маршрутом нашего путешествия. Нам с вами нужно собрать все ключи на станциях, выполняя задания, чтобы открыть врата знаний. Откроем тетради, запишем число и классная работа. Отправимся на первую станцию, встаем, показываем, как летит самолет, отправляемся(звуки полета самолета). | Выполняют задание устного счета От большего к меньшему Окружность Выбирают задачи к уроку. Знакомятся с маршрутом путешествия. Имитируют движение самолета | Фронтальная | Речь учителя, презентация, интерактивная доска | Самоконтроль Контроль со стороны учителя | РУУД: Контролируют собственную деятельность на уроке КУУД:Используют устную монологическую речь в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока. | |||||||
4. Первичное усвоение новых знаний | Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действий. | Словесный метод (беседа); Наглядный метод(демонстрация презентации, круг) Практическая работа | Мы прибыли на первую станцию «Узнавайкино», нас встречает персонаж сказки «Приключения незнайки» Знайка просит ответить на его вопросы. 1) Отгадайте загадку. Не карандаш, А с грифелем, Не ёлка, А с иглой! Что это? Ответ: Циркуль 2)Как называется отрезок, соединяющий центр окружности с какой-то из ее точек? 3)Чем отличается круг от окружности? Можем ли мы ответить на эти вопросы? Попросим помощи у Знайки . Знайка: «Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой, лежащей на окружности называется радиус. Отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через центр окружности, а также длина этого отрезка называется диаметр». Назовите, что является диаметром, а что радиусом? Знайка показывает нам отличие окружности от круга.(на слайде окружность и круг ) Чем они отличаются? Круг имеет очень много точек на плоскости, а окружность нет. А теперь возьмите в руки кружки и сверните кружочки пополам, разверните, что получилось на сгибе, радиус или диаметр, сверните круг иначе, измерьте получившиеся диаметры. Что вы заметили? Совершенно верно, диаметры одной окружности равны. Отметьте ручкой центр окружности и радиус. Измерьте при помощи линейки радиусы, что вы заметили? Совершенно верно, радиусы одной окружности равны. А теперь скажите, что можно сказать об отношении диаметра и радиуса окружности? Молодцы, верно. Знайка предлагает нам при помощи циркуля начертить окружность, закрасить круг карандашом. Но перед этим давайте подумаем, какая техника безопасности может быть при работе с циркулем? Молодцы. Приступаем к выполнению задания. Скажите, где в своей жизни вы могли встретить круг? Назовите примеры. Молодцы, вы заработали свой первый ключ. Молодцы. Теперь мы можем отправляться дальше. Встаем, полетели. | Выполняют задания - - Нет Слушают Круг заполненный, а окружность пустая Выполняют задание Получился диаметр Диаметры одной окружности равны Отмечают радиус Измеряют Радиусы одинаковой длинны. Диаметр равен двум радиусам. Не кидаться циркулем, не колоть себя и других, хранить в специальной коробочке. Выполняют задание Называют предметы Изображают полет самолета. | Фронтальная | Речь учителя, презентация | Самоконтроль Контроль со стороны учителя | • Владеют такими понятиями как: круг, окружность, диаметр, радиус, центр окружности. • Пользуются циркулем, соблюдая технику безопасности. | КУУД:-Используют устную монологическую речь в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока.
РУУД: Контролируют собственную деятельность на уроке | • Проявляют интерес к уроку. | |||||
5. Первичная проверка понимания | Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявить неверные представления, произвести их коррекцию | Словесный (беседа) | Мы прибыли с вами на станцию «Веселый карандаш» нас встречает Тюбик. Выполним задание Тюбика, откройте учебник на стр.94. задание 2. Потренируемся в нахождении долей. Прочитайте задание. Назовите доли каждого круга. Какая же доля больше? Почему? Вывод: чем больше долей, тем меньше 1 доля Молодцы, а теперь Тюбик просит открыть страницу 95, задание 3 и прочитать задание. Потренируемся в чертеже окружностей по заданным радиусам. Измерим радиусы окружностей, начертим окружности, соблюдая технику безопасности при работе циркулем. Скажите, что такое радиус? А что можно сказать про радиусы одной окружности? Молодцы. Вы справились с заданием Тюбика и получаете еще один ключ. Отправимся на следующую станцию. Встаем. Вы прибыли на станцию «Задачкино». Вас встречает Незнайка и просит о помощи. Он совсем не знает, как решать задачи, давайте ему поможем Откройте страницу 95. Найдите задание 4. Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? Что надо узнать в задаче? Что известно? Давайте оформим условие задачи у себя в тетради пишем номер 4.( таблица). 30кг. семян - 6кг масла 25кг семян ? кг масла Что надо узнать в задаче? Что для этого нужно знать? Как это узнать, если из 30 кг семян- получают 6 кг масла? Теперь мы можем узнать сколько кг масла выйдет из 25 кг семян? Как это сделать? Какой ответ получился? Молодцы, решим следующую задачу. Найдем задачу 5. Прочитаем задачу, сравните ее с предыдущей задачей, что вы заметили? Совершенно верно. Давайте запишем условие задачи более кратко. Пишем номер 5, оформим краткую запись условий задачи. 20кг. семян - 5кг масла ?кг семян 20 кг масла Ребята, раз задачи похожи, значит и решение у этих задач будет похожим. Попробуйте решить задачу самостоятельно. Проверим решение, …скажи, как ты решила задачу. Ребята, кто не согласен поднимите красный кружок. Вы заработали еще один ключ. | Выполняют задание Ответы: 1/4,1/8, 1/3, 1/6 1/3, так как целое разделили на меньшее количество частей, следовательно доля будет больше Выполняют задание Имитируют полет самолета. Решают задачи у доски Читают О изготовлении масла из семян Количество кг масла, которое получают из 25 кг семян. Сколько кг семян надо, чтобы сделать 1 кг масла. Решение 1)30:6=5(кг)- семян для изготовления 1 кг масла. 2)25:5=5(кг)-масла получится из 25 кг семян. Ответ: 5кг Задачи похожи О том, что из кедровых орехов делают масло Решение 1)20:5=4(кг)-орехов для изготовления 1 кг масла. 2)20*4=80(кг)-орехов нужно для изготовления 20 кг масла. Ответ:80 кг Фронтальная проверка | Фронтальная | Речь учителя, интерактивная доска | Самоконтроль Контроль со стороны учителя | • Владеют такими понятиями как: круг, окружность, диаметр, радиус, центр окружности. • Пользуются циркулем, соблюдая технику безопасности. | РУУД: Контролируют собственную деятельность на уроке | • Проявляют интерес к уроку. | |||||
6. Первичное закрепление. | Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний по теме. | Словесный (беседа), Наглядный (презентация) | Отправляемся на следующую станцию. Встаем. Мы попали на станцию «Проверяйкино». Нас встречает королева царства знаний. Нам с вами осталось добыть последний ключ, чтобы открыть врата знаний. Поработаем в группах. (4 человека)Вспомним правила работы в группе. Вам нужно выполнить задания на карточках. Задание в группах: 1)Выбери лишнюю фигуру. 2)Начерти круг с таким радиусом. 3)Назови, где окружность, а где круг. 4)Радиус окружности 3 см, найдите диаметр окружности. 5)Назови отрезки, являющиеся диаметром окружности(пример из учебника). Давайте проверим, как вы выполнили задания. Внимание на слайд. Поставьте «+» за каждое правильно выполненное задание. Сколько плюсов у первой группы, второй…. (Группам, которые допустили ошибки, задаются дополнительные вопросы) Чем отличается круг от окружности? Что такое радиус? Что такое диаметр? Молодцы, ребята. Вы добыли все ключи и теперь вам отрылись врата знаний. | Имитируют полет самолета Выполняют задание в группах. 1.Думай, слушай, высказывайся. 2. Говори спокойно ясно, только по делу. 3. Уважай мнение других. 4. Записывай идеи. 5. В группе равные возможности успеха. Проверяют задание по образцу | Фронтальная, групповая | Речь учителя, карточки с заданием | Самоконтроль Контроль со стороны учителя | • Владеют такими понятиями как: круг, окружность, диаметр, радиус, центр окружности. | КУУД:Используют устную монологическую речь в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока. КУУД:Сотрудничают друг с другом в процессе групповой работы. | • Проявляют интерес к уроку. | |||||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Обеспечить понимание содержания домашнего задания и способов его выполнения. | Словесный (расказ) | - | Записывают задание Слушают инструктаж по выполнению домашней работы | Фронтальная | Речь учителя | Самоконтроль Контроль со стороны учителя | РУУД: Контролируют собственную деятельность на уроке | |||||||
8.Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности | Организовать анализ и оценку содержания урока (что нового узнали, чему научились), качества работы на уроке, успешности достижения цели (что получилось, что не получилось, почему). | Словесный (беседа) | Содержательная рефлексия Давайте вспомним, какие новые знания мы с вами сегодня получили. Какая тема была у нашего урока? - Чем отличается окружность от круга? - Что такое радиус? - Что можно сказать про радиусы одной окружности? Чем отличается радиус от диаметра? Чем мы чертим окружность? Молодцы. Эмоциональная рефлексия А теперь посмотрите, пожалуйста на экран. Поднимите зеленую сигнальную карточку, если вам все было понятно, поднимите красную карточку, если вам что-то было непонятно. Спасибо за внимание, урок окончен. | Отвечают на вопросы Выполняют эмоциональную рефлексию | Фронтальная работа | Речь учителя, презентация | Самоконтроль, контроль со стороны учителя | РУУД: Контролируют собственную деятельность на уроке | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики.Тема: Окружность. Круг. Радиусы одной окружности.
формировать у детей понятие об основном свойстве радиусов одной окружности, учить самостоятельно формулировать правила; закрепить понятие «круг», «окружность»...

Конспект урока по теме "Окружность" 2 класс Л.Петерсон
Технологическая карта урока по теме "Окружность" 2 класс Л.Петерсон...

Математика. Урок математики. Тема: «Окружность. Построение окружности с заданным радиусом». 2 класс. Программа "Начальная школа XIX века"
Технологическая карта, лист самооценки, презентация к року математики....

Технологическая карта урока по теме "Окружность. Круг" 3 класс
Технологическая карта урока по математике. Тема "Окркжность. Круг". В ходе урока учащихся познакомятся с понятиями "окружность", "круг", радиус", ...

Конспект урока математики.Тема урока: "Роль математики в жизни людей и общества".
Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему.Планируемые образовательные результаты Предметные:учащиеся научатся делать выводы о значении математическ...

Конспект урока математики Тема: «Сравнение многозначных чисел. Решение арифметических задач. Правило (закономерность) в записи числового ряда.»УМК «Гармония», учебник Математика: 3кл.: Учебник: В 2 ч.
Цели деятельности учителя: Формирование умения сравнивать многозначные числа, располагать их в порядке убывания, находить правило, по которому расположен ряд многозначных чисел.Совершенствование навык...

Конспект урока математики: «Построение окружности заданного радиуса», 3 класс, УМК: «Начальная школа XXI века»
Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: закрепление умения обучающихся строить окружность по заданному радиусу.Задачи урокаДидактические:1) повторить понятия «окружн...




