Конспект урока математики Тема «Окружность. Круг»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Царегородцева Мария Александровна

Подробный конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл php0xsiup_okruzhnost-i-krug.docx321.84 КБ

Предварительный просмотр:

Царегородцева М.А.

Конспект урока математики

Тема «Окружность. Круг»

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок усвоения нового знания

Тема урока: «Окружность. Круг»

Цель урока: ознакомление учащихся с понятиями «круг», «окружность», «радиус», «центр»

Задачи:

Образовательные:

  • Научить находить радиусы и диаметры, использовать такие понятия, как «окружность», «радиус», «центр», «диаметр».
  • Научить учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности, соблюдая правила безопасности.

Развивающие:

  • Развивать КУУД – умение сотрудничать, через организацию на уроке групповой работы;
  • Развивать РУУД – умение осуществлять самоконтроль деятельности.
  • Развивать грамотную устную монологическую речь в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока.
  • Развивать ПУУД-умение осознавать задачи урока и осуществлять деятельность по их реализации.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к предмету посредством применения нестандартной формы урока.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Владеют такими понятиями, как: круг, окружность, диаметр, радиус, центр окружности.
  • Пользуются циркулем, соблюдая технику безопасности.

Метапредметные:

  • Используют устную монологическую речь в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока.
  • Сотрудничают друг с другом в процессе групповой работы.
  • Осуществляют самоконтроль деятельности.
  • Понимают учебную задачу урока и осуществляют деятельность по ее реализации.

Личностные:

  • Проявляют интерес к уроку.

Оборудование:

Для учителя: учебник «Математика» (автор: Моро М.И., 3 класс, часть 1), презентация, интерактивная доска, проектор, конспект урока, карточки с заданиями.

Для ученика: учебник, пенал, дневник, рабочая тетрадь.

План урока:

 1) Организационный этап(1мин).

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся(1мин).

3) Актуализация знаний(8).

4) Первичное усвоение новых знаний(20мин).

5) Первичная проверка понимания(4мин)

6) Первичное закрепление(6 мин).

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению(2 мин)

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)(3мин)

Ход урока

Этап урока

Образовательная

Задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной

деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Орг. момент

Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность

Прием проверки готовности к уроку

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Мария Александровна. Я проведу у вас урок математики. Проверьте готовность к уроку: у вас на партах должны лежать учебник, пенал. 

Проверяют готовность к уроку

Фронтальная

Речь учителя

Самоконтроль.

Контроль со стороны учителя

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Словесный 

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Слушают

Фронтальная

Речь учителя

Самоконтроль

Контроль со стороны учителя

3.

Актуализация знаний и умений.

Постановка цели и задач урока

Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий

Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации.

Словесный(беседа)

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но для того, чтобы узнать на чем мы отправимся, вам нужно выполнить задание, отвечаем, поднимая руку, остальные сигнализируют при помощи разноцветных кружков.

Задание для устного счета:

1) 15+33=(48)

2)В саду посажено 18 яблонь, груш в 3 раза меньше. Сколько груш посажено в саду?(6)

3)70-14=(56)

4)У Кати было 8 тетрадей. Мама купила ей новые тетради и их стало в 3 раза больше. Сколько стало тетрадей у Кати?

5)16+13=(29)

6)Мальчики сделали 40 корабликов, девочки в 5 раз меньше. Сколько  корабликов сделали девочки?(8)

7)56-14=(42)

8) Утром на парковке было 24 машины, днем на 11 меньше. Сколько машин было днем на парковке?

9) 16+34=(50)

10)31-9=(22)

Молодцы, вы справились с заданием. Мы с вами отправимся на самолете.

Теперь расположите числа в порядке убывания. Скажите, что значит, в порядке убывания? Верно. При помощи этого шифра вы узнаете, какая тема будет у нашего сегодняшнего урока.

Тема урока «Круг. Окружность»

Выберите из предложенных задач только те, которые мы можем поставить на сегодняшний урок.

Задачи:

-узнать, что такое окружность.

-научиться выполнять деление в столбик.

-научиться чертить окружность.

-решать задачи на определение цены, количества, стоимости.

Познакомимся с маршрутом нашего путешествия. Нам с вами нужно собрать все ключи на станциях, выполняя задания, чтобы открыть врата знаний. Откроем тетради, запишем число и классная работа.

Отправимся на первую станцию, встаем,      показываем, как летит самолет, отправляемся(звуки полета самолета).

Выполняют задание устного счета

От большего к меньшему

Окружность

Выбирают задачи к уроку.

Знакомятся с маршрутом путешествия.

Имитируют движение самолета

Фронтальная

Речь учителя, презентация, интерактивная доска

Самоконтроль

Контроль со стороны учителя

РУУД:

Контролируют собственную деятельность на уроке

КУУД:Используют устную монологическую речь в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока.

4.

Первичное усвоение новых знаний

Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действий.

Словесный метод (беседа); Наглядный метод(демонстрация презентации, круг)

Практическая работа

Мы прибыли на первую станцию «Узнавайкино», нас встречает персонаж сказки «Приключения незнайки» Знайка  просит ответить на его вопросы.

1) Отгадайте загадку.

Не карандаш,

А с грифелем,

Не ёлка,

А с иглой!

Что это?

Ответ: Циркуль

2)Как называется отрезок, соединяющий центр окружности с какой-то из ее точек?

3)Чем отличается круг от окружности?

Можем ли мы ответить на эти вопросы? Попросим помощи у Знайки .  Знайка: «Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой, лежащей на окружности называется радиус. Отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через центр окружности, а также длина этого отрезка называется диаметр».

Назовите, что является диаметром, а что радиусом?

Знайка показывает нам отличие окружности от круга.(на слайде окружность и круг )

Чем они отличаются?

Круг имеет очень много точек на плоскости, а окружность нет.

А теперь возьмите в руки кружки и сверните кружочки пополам, разверните, что получилось на сгибе, радиус или диаметр, сверните круг иначе, измерьте получившиеся диаметры. Что вы заметили?

Совершенно верно, диаметры одной окружности равны.

Отметьте ручкой центр окружности и радиус. Измерьте при помощи линейки радиусы, что вы заметили? Совершенно верно, радиусы одной окружности равны.

А теперь скажите, что можно сказать об отношении диаметра и радиуса окружности?

Молодцы, верно.

Знайка предлагает нам при помощи циркуля начертить окружность, закрасить круг карандашом. Но перед этим давайте подумаем, какая техника безопасности может быть при работе с циркулем?

Молодцы. Приступаем к выполнению задания.

Скажите, где в своей жизни вы могли встретить круг? Назовите примеры. Молодцы, вы заработали свой первый ключ.

Молодцы. Теперь мы можем отправляться дальше. Встаем, полетели.

Выполняют задания

-

-

Нет

Слушают

Круг заполненный, а окружность пустая

Выполняют задание

Получился диаметр

Диаметры одной окружности равны

Отмечают радиус

Измеряют

Радиусы одинаковой длинны.

Диаметр равен двум радиусам.

Не кидаться циркулем, не колоть себя и других, хранить в специальной коробочке.

Выполняют задание

Называют предметы

Изображают полет самолета.

Фронтальная

Речь учителя, презентация

Самоконтроль

Контроль со стороны учителя

•        Владеют такими понятиями как: круг, окружность, диаметр, радиус, центр окружности.

•        Пользуются циркулем, соблюдая технику безопасности.

КУУД:-Используют устную монологическую речь в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока.

 

РУУД:

Контролируют собственную деятельность на уроке

•        Проявляют интерес к уроку.

5.

Первичная проверка понимания

Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявить неверные представления, произвести их коррекцию

Словесный (беседа)

Мы прибыли с вами на станцию «Веселый карандаш» нас встречает Тюбик.

Выполним задание Тюбика, откройте учебник на стр.94. задание 2. Потренируемся в нахождении долей. Прочитайте задание. Назовите доли каждого круга.

Какая же доля больше? Почему? Вывод: чем больше долей, тем меньше 1 доля

Молодцы, а теперь Тюбик просит открыть страницу 95, задание 3 и прочитать задание. Потренируемся в чертеже окружностей по заданным радиусам. Измерим радиусы окружностей, начертим окружности, соблюдая технику безопасности при работе циркулем.

Скажите, что такое радиус? А что можно сказать про радиусы одной окружности? Молодцы.

Вы справились с заданием Тюбика и получаете еще один ключ.

Отправимся на следующую станцию. Встаем.

Вы прибыли на станцию «Задачкино». Вас встречает Незнайка и просит о помощи. Он совсем не знает, как решать задачи, давайте ему поможем

Откройте страницу 95. Найдите задание 4.

Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? Что надо узнать в задаче? Что известно?

Давайте оформим условие задачи у себя в тетради пишем номер 4.( таблица).

30кг. семян - 6кг масла

25кг семян  ? кг масла

Что надо узнать в задаче?

Что для этого нужно знать?

Как  это узнать, если  из 30 кг семян- получают 6 кг масла?

Теперь мы можем узнать сколько кг масла выйдет из 25 кг семян? Как это сделать?

Какой ответ получился?

Молодцы, решим следующую задачу. Найдем задачу 5. Прочитаем задачу, сравните ее с предыдущей задачей, что вы заметили? Совершенно верно. Давайте запишем условие задачи более кратко.

Пишем номер 5, оформим краткую запись условий задачи.

20кг. семян - 5кг масла

?кг семян  20 кг масла

Ребята, раз задачи похожи, значит и решение у этих задач будет похожим. Попробуйте решить задачу самостоятельно.

Проверим решение, …скажи, как ты решила задачу. Ребята, кто не согласен поднимите красный кружок.

Вы заработали еще один ключ.

 Выполняют задание

Ответы:

1/4,1/8, 1/3, 1/6

1/3, так как целое разделили на меньшее количество частей, следовательно доля будет больше

Выполняют задание

Имитируют полет самолета.

Решают задачи у доски

Читают

О изготовлении масла из семян

Количество кг масла, которое получают из 25 кг семян.

Сколько кг семян надо, чтобы сделать 1 кг масла.

Решение

1)30:6=5(кг)- семян для изготовления 1 кг масла.

2)25:5=5(кг)-масла получится из 25 кг семян.

Ответ: 5кг

Задачи похожи

О том, что из кедровых орехов делают масло

Решение

1)20:5=4(кг)-орехов для изготовления 1 кг масла.

2)20*4=80(кг)-орехов нужно для изготовления 20 кг масла.

Ответ:80 кг

Фронтальная проверка

Фронтальная

Речь учителя, интерактивная доска

Самоконтроль

Контроль со стороны учителя

•        Владеют такими понятиями как: круг, окружность, диаметр, радиус, центр окружности.

•        Пользуются циркулем, соблюдая технику безопасности.

РУУД:

Контролируют собственную деятельность на уроке

•        Проявляют интерес к уроку.

6.

Первичное закрепление.

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Словесный (беседа), Наглядный (презентация)

Отправляемся на следующую станцию. Встаем. Мы попали на станцию «Проверяйкино». Нас встречает королева царства знаний. Нам с вами осталось добыть последний ключ, чтобы открыть врата знаний.  Поработаем в группах. (4 человека)Вспомним правила работы в группе.  Вам нужно выполнить задания на карточках.

Задание в группах:

1)Выбери лишнюю фигуру.

2)Начерти круг с таким радиусом.

3)Назови, где окружность, а где круг.

4)Радиус окружности 3 см, найдите диаметр окружности.

5)Назови отрезки, являющиеся диаметром окружности(пример из учебника).

Давайте проверим, как вы выполнили задания. Внимание на слайд. Поставьте «+» за каждое правильно выполненное задание. Сколько плюсов у первой группы, второй….

(Группам, которые допустили ошибки, задаются дополнительные вопросы)

Чем отличается круг от окружности? Что такое радиус? Что такое диаметр?

Молодцы, ребята. Вы добыли все ключи и теперь вам отрылись врата знаний.

Имитируют полет самолета

Выполняют задание в группах.

1.Думай, слушай, высказывайся. 2. Говори спокойно ясно, только по делу. 3. Уважай мнение других. 4. Записывай идеи. 5. В группе равные возможности успеха.

Проверяют задание по образцу

Фронтальная, групповая

Речь учителя, карточки с заданием

Самоконтроль

Контроль со стороны учителя

•        Владеют такими понятиями как: круг, окружность, диаметр, радиус, центр окружности.

КУУД:Используют устную монологическую речь в процессе построения обучающимися высказываний, логических рассуждений и доказательств по теме урока.

КУУД:Сотрудничают друг с другом в процессе групповой работы.

•        Проявляют интерес к уроку.

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обеспечить понимание содержания домашнего задания и способов его выполнения.

Словесный (расказ)

-

Записывают задание

Слушают инструктаж по выполнению домашней работы

Фронтальная

Речь учителя

Самоконтроль

Контроль со стороны учителя

РУУД:

Контролируют собственную деятельность на уроке

8.Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Организовать анализ и оценку содержания урока (что нового узнали, чему научились), качества работы на уроке, успешности достижения цели (что получилось, что не получилось, почему).

Словесный (беседа)

Содержательная рефлексия

Давайте вспомним, какие новые знания мы с вами сегодня получили. Какая тема была у нашего урока?

- Чем отличается окружность от круга?

- Что такое радиус?

- Что можно сказать про радиусы одной окружности?

Чем отличается радиус от диаметра?

Чем мы чертим окружность?

Молодцы.

Эмоциональная рефлексия

А теперь посмотрите, пожалуйста на экран. Поднимите зеленую сигнальную карточку, если вам все было понятно, поднимите красную карточку, если вам что-то было непонятно.

Спасибо за внимание, урок окончен.

Отвечают на вопросы

Выполняют эмоциональную рефлексию

Фронтальная работа

Речь учителя, презентация

Самоконтроль, контроль со стороны учителя

РУУД:

Контролируют собственную деятельность на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики.Тема: Окружность. Круг. Радиусы одной окружности.

формировать у детей понятие об основном свойстве радиусов одной окружности, учить самостоятельно формулировать правила; закрепить понятие «круг», «окружность»...

Конспект урока по теме "Окружность" 2 класс Л.Петерсон

Технологическая карта урока по теме "Окружность" 2 класс Л.Петерсон...

Технологическая карта урока по теме "Окружность. Круг" 3 класс

Технологическая карта урока по математике. Тема "Окркжность. Круг".  В ходе урока  учащихся познакомятся   с понятиями "окружность", "круг", радиус", ...

Конспект урока математики.Тема урока: "Роль математики в жизни людей и общества".

Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему.Планируемые образовательные результаты Предметные:учащиеся научатся делать выводы о значении математическ...

Конспект урока математики Тема: «Сравнение многозначных чисел. Решение арифметических задач. Правило (закономерность) в записи числового ряда.»УМК «Гармония», учебник Математика: 3кл.: Учебник: В 2 ч.

Цели деятельности учителя: Формирование умения сравнивать многозначные числа, располагать их в порядке убывания, находить правило, по которому расположен ряд многозначных чисел.Совершенствование навык...

Конспект урока математики: «Построение окружности заданного радиуса», 3 класс, УМК: «Начальная школа XXI века»

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: закрепление умения обучающихся строить окружность по заданному радиусу.Задачи урокаДидактические:1) повторить понятия «окружн...