Первые уроки школьной оценки
методическая разработка (3 класс) на тему

Белова Лилия Петровна

Родительское собрание в 3 (или 2) классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл school.ozenki.rar945.7 КБ

Предварительный просмотр:

Первые уроки школьной отметки

                          «Измени своё мнение о вещах,

                     которые тебя огорчают,

               и ты будешь в полной

                безопасности от них».

                                                                   Марк Аврелий

Хорошими люди становятся больше

от упражнения, чем от природы.

Цицерон

1.Вступительное слово учителя.

Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами вашей семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка.

Целенаправленно наблюдая последние годы за общением школьников, слушая их разговоры между собой в школах, в общественном транспорте, вспоминая собственные школьные и университетские годы, я пришела к выводу, что почти 99,8 процента разговоров учащихся между собой касается либо отметок - какую поставили, на какую есть надежда, либо учителей и   - кто "злой", а кто "добрый" (в смысле оценок). К большому сожалению, дети и молодые люди почти не обсуждают проблемы и неразгаданные тайны природы, не строят смелые гипотезы относительно будущего - только оценка занимает их ум, она нависла страшным дамокловым мечом над детскими душами. Вокруг оценок в основном крутятся также и разговоры родителей с детьми.

2. Анализ анкет и финал картины «Опять двойка» Ф.Решетникова с позиции сегодняшнего дня.

Вспомните известную картину Решетникова "Опять двойка!". Ее можно было бы назвать "Как создается комплекс неполноценности»

Позиция родителей по отношению к школьным отметкам своих детей должна быть по возможности гуманной. Вы вашей властью можете ввести у себя дома "безоценочную зону". Встречайте ребенка, возвращающегося из школы, вопросом не "Что ты получил(а) сегодня?", а "Что было интересного в школе, что ты узнал(а) нового, полезного? Расскажи, пожалуйста, мне тоже интересно!".

- А что же, мне его за двойки по головке гладить, что ли? - возмутятся некоторые родители.

Если ребенок расстроен, угнетен, то действительно можно и нужно по головке погладить, успокоить. А дальше не кричать, не наказывать, а помогать. Садиться голова к голове и вместе с ним читать, решать, учить, ободрять и одобрять, внушать уверенность в своих силах. Если бы ругань и наказания хоть кому-нибудь в жизни помогли стать умнее, у нас бы почти 95% школьников и взрослых давно бы получили Нобелевскую премию. Будет очень хорошо, если вы расскажете дочери или сыну о собственных трудностях в вашем детстве при освоении того или иного предмета. Это сближает, вы сами увидите.

А надо ли хвалить за хорошие отметки? Надо, но не за отметки, а за интерес к учебе и к миру. И не столько хвалить, сколько поддерживать маленького человека и его интерес к освоению окружающего мира.  Наша задача - не отбивать этот интерес, а всячески его подкреплять и поощрять. Если ваш ребенок, что называется, "тянет" предмет, то попробуйте поискать вместе с ним, а что еще можно узнать, прочитать помимо школьной программы. А если "не тянет", если испытывает страх или отвращение к предмету, то тем более делайте это. В вашем распоряжении множество прекрасных детских энциклопедий, книг (в том числе аудио), замечательные красочные фильмы о природе, познавательные компьютерные программы - это неисчерпаемое море информации в Интернете. Вашим девизом, девизом для всей семьи, а не для одного лишь ребенка, должно стать: учеба - это классно, интересно и весело! Учимся вместе, всегда и везде, а не только в школе. Наш учебник - это весь мир!

3.Опрос родителей «Азбука учебного труда».

  1. Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?
  2. Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
  3. Если ребенок ходит в группу продленного дня, то все ли уроки он должен делать там?
  4. Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями в выполнении  домашнего задания?
  5. Как вы поступите, если ваш ребенок выполнил домашнее задание небрежно?
  6. Чем занимаетесь вы , когда ребенок учит уроки?
  7. Должно ли быть у ребенка свое рабочее место для выполнения домашнего задания?

3.Есть проблема - есть решение

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ №1.

Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным и интересным? Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашние задания?

РЕШЕНИЕ:

  1. Старайтесь приучать ребёнка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае необходимости.
  2. Постоянно требуйте порядка на рабочем столе.
  3. Если ребёнок делает уроки в вашем присутствии, пусть комментирует всё, что делает.
  4. Если он делает что-то не так, не спешите его ругать: для него   простое задание может быть трудным – объясните ему его.
  5. Учите ребёнка не отвлекаться при выполнении заданий, напоминайте о времени.
  6. Постоянно напоминайте, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
  7. Не заставляйте ребёнка переписывать много раз – это подорвёт ваш авторитет и ребёнок потеряет интерес к школе и к учению.
  8. Учите ребёнка выполнять любое дело без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ №2.  

Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет – постоянно отвлекается, делом не занимается.

РЕШЕНИЕ

Ребенок должен понять, что учится для себя, а не для родителей. Необходимо сформировать у ребенка определенную мотивация к обучению.

Если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками, попробуйте два варианта помощи.

  1. 1. Объясните ему, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение, состояние и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их учебных успехов.
  2. 2. Помогите овладеть недостающими школьными умениями и навыками, организовать домашние занятия, развить внимание и память. Расширяйте круг его (ее) интересов и возможностей.
  3. Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого - тройка. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним.

Сообщение классного руководителя об организации учебной работы детей дома.

У ребенка должно быть свое постоянное рабочее место. Рабочий стол ставится поближе к окну так, чтобы свет падал слева. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку в наклонном (под углом 45 градусов) положении. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних  предметов.

Все должно находиться на своих местах. Перед глазами - календарь и расписание уроков.

При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в
8 – 9 раз. Значит, возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.

Следует запомнить, что утомление у ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться о том, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок выполняет домашнее задание.

Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут работы второкласснику следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого целесообразно сделать несколько физических упражнений.

Приступать к выполнению домашнего задания ребенку лучше всего через один или полтора часа после возвращения его из школы. Чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

  1. во втором классе – до полутора часов;
  1. в третьем и четвертом классах – до двух часов;

Анкета для учащихся №1

Если я получаю хорошую отметку, то________________________________

Если я получаю плохую отметку, то__________________________________

Мои родители говорят, что я могу учиться____________________________

Мои родители говорят, что я не могу учиться__________________________

Если я получаю «пять», то родители мне______________________________

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители говорят

_________________________________________________________________

Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они_______________

_________________________________________________________________

Родители хотят, чтобы я____________________________________________

_________________________________________________________________

Анализ учащимися картины И. Репина «Опять двойка».

- Понравилась тебе картина или нет?_________________________________

- Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?

________________________________________________________________

- Как ему живется в родном доме?

________________________________________________________________

- Как, по твоему мнению, относятся к нему родные и близкие люди?

________________________________________________________________

- Хотелось бы тебе ему помочь? ____________________________________

- Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображенную на картине?

_________________________________________________________________

- Как, по твоему мнению, закончится эта история?______________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________

Ф.и.о. 1 из родителей________________________________

Анкета для родителей №1

Я знаю, что школьная отметка -  это________________________________

Я говорю своему ребенку, что школьная отметка – это________________

______________________________________________________________

Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его_____________________

_______________________________________________________________

Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него_________________

_______________________________________________________________

Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему_____________________

_______________________________________________________________

Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я___________________

_______________________________________________________________

Когда мой ребенок получает плохую отметку, то  я___________________

_______________________________________________________________

Анкета для родителей № 2

Отметьте те фразы, которые вы чаще всего используете в общении со своим ребенком, анализируя его учение.

- Что ты получил сегодня?

- Ничего,  не расстраивайся,  у нас есть время все исправить.

-Я так и знала. И в кого ты такой уродился?

- Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!

- Ты ведь умница, и в следующий раз учительница в этом убедится

- Сколько можно тебе это объяснять!

- Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь ещё раз сделать  самостоятельно?

- Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?

- Садись и учи ещё раз, а я потом проверю!

- Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.

- Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался с трудом.

- Давай ещё раз заглянем в учебник. Я думаю, нам это поможет.

- Вот так и будешь на двойках и тройках ехать!

- Вот придёт отец! Он тебе покажет за двойку!

- Посмотри, как я учился, а ты?

 

5. Страничка “Аккуратная тетрадь”. Приложение №1, слайд № 31

Когда откроешь новую тетрадь.
Как снег, белеет первая страница,
Тетрадь с волнением торопится узнать –
Какая ей досталась ученица?
Ты для нее беда или подарок?
Захочется ей плакать или петь?
Из-за твоих ошибок и помарок
Не часто ли придется ей краснеть?

Учитель называет фамилии детей, которые аккуратно работают в тетрадях. В классе оформлена выставка лучших тетрадей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые уроки школьной отметки

 Измени своё мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них.                                 Марк Аврелий  ...

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Задача родительского собранияпоказать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка;  формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка.Именно школьная отметка час...

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка, формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка....

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Презентация для родительского собрания...

Родительское собрание. Отметка. Оценка. Как к ней относиться. Первые уроки школьной отметки.

Отметка. Оценка. Как к ней относиться. Первые уроки школьной отметки. Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают,и ты будешь в полной безопасности от них.  Цели:Объединить усилия...

Первые уроки школьной оценки. 2 класс

Цель:  объяснить родителям значение школьной оценки в жизни ребенка; формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка....

Родительское собрание "Первые уроки школьной оценки"

Задачи родительского собрания:-показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка второго года обучения-формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенкаФорма прове...


 

Комментарии

Ишмуратова Людмила

Большое спасибо, особенно понравились анкеты!
Алёшина Галина Викторовна

Многое взяла на заметку. Тоже провожу подобное мероприятие в форме праздника первой оценки

Лидия Петровна, огромное Вам спасибо за такой ценный материал.

Здравствуйте,Лидия Петровна! Спасибо вам за такой великолепный материал, очень мне пригодился в работе.