ПРЕОДОЛЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ.
материал по теме

Беседа о гиперактивных детях, рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_o_giperaktivnosti.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала:

учитель начальных классов

высшей категории

Беспалова Любовь Владимировна

Московская область, город Ступино

МСОУ(коррекционная) школа-интернат VIII вида

ПРЕОДОЛЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ.

Гиперкинетический синдром не является болезнью в классическом смысле слова, когда симптомы позволяют сделать выводы о причинах заболевания. Само по себе название не раскрывает вполне смысла данного явления. Этот синдром в детском возрасте проявляется трудностями в поведении и учебе, нарушениями в межличностных отношениях, имеющими значительные последствия для самих детей, их родителей, окружающих, в первую очередь для учителей и одноклассников.

Согласно Международной классификации болезней в редакции 1992 г. понятие «гиперкинетические нарушения» трактуется как отклонения в поведении, характеризующиеся следующими типичными признаками:

  • ранним проявлением (отклонения обычно наблюдаются уже в первые пять лет жизни);
  • сочетанием чрезмерной активности в поведении, трудной управляемости и явно выраженной невнимательности;
  • недостатком терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий;
  • тенденцией к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения, начатого до конца;
  • хаотичной, недостаточно контролируемой и чрезмерной двигательной активностью, которая может выражаться в области как грубой моторики (бесцельное перебегание с места на место, вставание и пересаживание), так и тонкой (нарушение координации движений: трудности при овладении письмом, рисованием, вообще — с ведением тетрадей).

Как будто подгоняемые неведомой силой, такие дети непрерывно вертятся, раскачиваются, прыгают, скатываются откуда-нибудь, кувыркаются. Гиперактивные дети могут довести своих родителей и учителей до отчаяния, но и им самим тоже жить нелегко. Беспомощность перед лицом внутреннего беспокойства один мальчик описал так: «Я хотел бы спокойно сидеть, быть послушным и учиться, но в моей голове сидит чертенок, который все переворачивает вверх дном. И я ничего не могу поделать с этим чертенком».

Часто такие дети мучимы чувством вины перед взрослыми, расположение которых они очень хотели бы завоевать своим дисциплинированным поведением. И так как у них это не получается, они сникают, теряют доверие к самим себе, что еще более усугубляет их нервозность.

Гиперактивные дети любят такие виды движения, как бег, раскачивание, вращение вокруг своей оси.

За эти элементарные  явления активности отвечают возбуждением определенные участки головного мозга. Многие современные исследователи придерживаются мнения, что гиперактивность, собственно говоря, представляет собой отчаянную попытку взбодрить хронически пассивную нервную систему. По их мнению, это объясняет кратковременное умиротворяющее действие такого стимулятора, как кофе, или фармакологических психостимуляторов типа риталин.

Если же маленькие сорванцы — на 90% это мальчики — застревают на фазе гиперактивности, то они лишены возможности приобретать важные навыки: они не могут сосредоточиться на слушании или внимательном восприятии зрительной информации. Они явно неловки в воспроизведении мелких и тонких движений. Они поглощают зрительную, слуховую и тактильную информацию, чтобы утолить свой сенсорный голод, не умеряя при этом своей двигательной активности.

Ребенку с нарушением внимания и гиперактивностью желательно оставаться в обычной школьной среде. Ведь он хочет успевать так же хорошо, как и другие дети. При легком или среднем нарушении он, как правило, способен к этому, надо только, чтобы окружение приняло его. Это, конечно, не относится к случаям тяжелых нарушений, сопровождаемых существенным расстройством! социального поведения или хронической тяжелой неуспеваемостью по ряду предметов.

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Определенные правила поведения близких взрослых, испольэусмые в совместной с детьми деятельности, особенно значимы, поскольку помогают снять напряжение, как у ребенка, так и у взрослого о, приблизить их друг к другу, почувствовать желания и потребности друг друга — одним словом, наладить нормальную эмоционально насыщенную жизнь ребенка в семье.

  • В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его, когда он это заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.
  • Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  • Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отре-вок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскраши-нание, чтение).
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.
  • Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.
  • Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.
  • Постоянно учитывайте недостатки ребенка.

Контролируйте себя и обстановку в семье

Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка и тем самым помочь им в процессе его воспитания?

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

  • Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  • Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» — лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Наиболее важным приемом является обращение с ребенком при «выключенных эмоциях». Чем более спокойным будет в общении с ребенком его родитель, тем легче будет ребенку погасить свое возбуждение и вернуться в состояние регулируемой работоспособности.

За образец спокойствия родители (взрослые воспитатели) могут взять себе, к примеру, обитателя джунглей — медведя Балу, который не склонен быстро двигаться и часто напевает про себя любимую песенку: «Спокойно и уютно, всегда спокойно и уютно». Ему нет охоты в отличие от маленького гиперактивного карлика-шимпанзе внезапно кидаться к пальме, взбираться по ее стволу и бросаться оттуда кокосовыми орехами.

Важно уметь вовремя пользоваться приемом «удаления с поля деятельности». Дело в том, что дети очень любят навязывать взрослым дискуссию, они ершатся, противятся, так что очень легко поддаться  искушению ввязаться с ними в морализирующие словопрения. Чтобы сбить накал чрезмерного возбуждения у ребенка, можно на некоторое время самому покинуть комнату или выслать ребенка за дверь.

После того как родитель успокоился и убедился, что и с ребёнком произошло то же, следует сразу продолжать начатое дело, не предаваясь нравоучениям. Пока нет ребенка, полезно сделать несколько движений для собственного успокоения и снятия им сражения: поправить постель, открыть окно и т.д. Причем можно позволить себе сделать это более активно и резко, чем требуется.

Родителям очень важно усвоить правило: при непослушании  нельзя читать ему мораль или делать наставления. Вместо и того можно показать ребенку, что его недовольство понятно, но выполнить требование взрослого все же придется. Очень важно также не цепляться к каждой мелочи и не пытаться тут же воспи-пнвать ребенка. Лучше придерживаться такого правила: «Все видеть, но воспитывать только на самом важном».

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

  • Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.
  • Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Установление и соблюдение режима дня помогают в выработке навыков регулирования поведения: ребенок нуждается в спокойной обстановке без лишних внешних раздражителей; следует позаботиться о том, чтобы никто без надобности не приходил в дом и не звонил во входную дверь, чтобы никто не звонил ребенку по телефону, когда он занят делом, чтобы на письменном столе не было ничего лишнего.

При известных обстоятельствах очень полезной может оказаться такая мера, как четкое определение времени, отведенного для выполнения того или иного задания. Идет на пользу также выполнение «рутинных» повседневных действий, соблюдение ритуалов и следование установившимся в семье обычаям. Дети привязываются к заведенному порядку и в дальнейшем стремятся его выполнять.

Необходимо ли медикаментозное лечение?

Родителям следует рассказать о том, что этот синдром существовал всегда. Но сегодня детям с этим вариантом личности, к сожалению, приходится все хуже. Это обусловливается такими факторами, как постоянное увеличение потока раздражителей, нарастание темпа жизни, преобладание словесных форм и морализирования в воспитании, одновременное уменьшение терпимости к «детским ошибкам», проказам и шалостям.

Медикаментозное лечение не играет первостепенной роли в преодолении гиперактивности, но о такой возможности родителям надо знать.

Прежде всего, надо сказать о ложных представлениях в отношении лечения психостимуляторами. Широко распространено мнение, что данные медикаменты обладают наркотическим действием на детей. Научные исследования показали, что такого воздействия применяемые стимуляторы не имеют.

У 60—70% детей, принимавших в ходе лечения такие препараты, наступало улучшение. Дети становились более спокойными и уравновешенными, контактными, могли выполнять поручения и  просьбы взрослых и лучше контролировали себя. Под воздействием медикаментов тормозится моторика, что нередко проявляется в улучшении тонкой моторики. Что касается познавательных способностей, то у детей повышается внимание, они не так отвлекаются и! делаются менее импульсивными. Умственная работоспособность непосредственно не претерпевает изменений, но предпосылки для улучшения учебы укрепляются.

Необходимая дозировка определяется индивидуально, однако часто это сопряжено с большими усилиями и требует много времени. Ход медикаментозного лечения нуждается в регулярном отслеживании.

Контроль за применением и прекращением приема медикаментов относится к компетенции хорошо осведомленного врача, скорее всего это должен быть детский психиатр. Настоятельно рекомендуется пристальное и долговременное наблюдение за пациентом. Необходимо практиковать регулярные перерывы в приеме лекарств и попытки прекращения их приема.

Терапия с применением стимуляторов, естественно, является чисто симптоматическим лечением, однако ее положительное действие заметно. Результатом является улучшение отношений с другими. При проведении фармакотерапии важно проинформировать о действии не только учителей, но и самого ребенка. Это лечение не должно нанести ущерба его самосознанию. Ребенок должен знать, что не лекарства, а он сам управляет своим поведением, которое меняется к лучшему.

Но не следует понимать так, будто терапия гиперактивности исчерпывается назначением психостимуляторов.  Медикаментозное лечение представляет собой лишь одну из возможностей улучшить  ситуацию.

Эмоциональный контакт с матерью.

Родителям нужно набраться терпения и научиться активно взаимодействовать с ребенком, сблизиться эмоционально.

Использование эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого па свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Характерно, что и как гиперактивные дети передают в рисунке своей семьи. Понимая, что такое семья, перечислив всех ее членов, в том числе и себя, они, прежде всего, рисуют предметы, дома, деревья, облака, траву, лишь постепенно переходя к людям. А, изобразив членов семьи: папу, маму, тетю, бабушку, очень часто «забывают» найти в этом кругу людей место для себя. На вопрос психолога: «Почему же тебя нет на рисунке?» — ребенок обычно отвечает: «А я на кухне», «А я в детском саду», «А я на улице». То есть через рисунок семьи передается отсутствие теплого, тесного контакта ребенка с близкими взрослыми, чувства других и себя среди этих других, проявляется отдаленность и отделенность от них, и, прежде всего от матери.

И действительно, услышав предложение психолога сесть рядом с ребенком, некоторые мамы удивляются: «Как это рядом? Мы так никогда не сидим!» Другими словами, они всегда «над» ребенком, «напротив» — в положении судьи и контролера. А вот рядом, вместе, чтобы было тепло и удобно обоим, — это трудно и непривычно.

Итак, роль семьи, и, прежде всего эмоциональной связи ребенка с матерью, в закреплении, а иногда и в возникновении гиперактивности как определенного способа взаимодействия ребенка с миром чрезвычайно высока. Именно неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения.

Итак, мамы гиперактивных детей очень часто не выдерживают бурного темперамента, чувствительности и эмоциональности своих детей и прибегают к угрозам «лишения любви», воздействуя, таким образом, на неокрепшие чувства ребенка, манипулируя ими и создавая основу для возникновения тревоги, беспокойства и страха. Можно дополнить картину взаимоотношений гиперактивного ребенка с близким взрослым еще некоторыми особенностями. Вся многих семьях гиперактивные дети находятся под неослабным контролем матери, но именно поэтому у них плохо развиваются чувства нбависимости и самостоятельности. Матери, контролируя, дают больше указаний, но менее ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их.

Результатом же этого становится чаще всего неумеренное ужесточение режима воспитания, иногда жалость, апатия от ощущения  безысходности или, наоборот, чувство вины за неправильное воспитание.  Создается ситуация, когда в процессе воспитания ребенок получает: значительно больше негативных, чем позитивных, воздействии. Его часто наказывают, начинают сомневаться в его способностях, постоянно указывают на ошибки, а иногда начинают считать непол неценным.

В некоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцировать родителей к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родители неуравновешенны и неопытны. То есть, с одной стороны гиперактивность у детей может быть сильно выражена из-за  недостаточного или неадекватного воспитания, а с другой стороны, ребенок с гиперактивностью сам создает условия, которые становятся  причиной трудностей взаимоотношений в семье, вплоть до  ее распада.

Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и  эмоционального контакта с матерью. В силу своей повышенной гипперактивности они как бы сами «уходят», отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом деле глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении  ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключаться на другое.

Улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, но в значительной мере от доброго, спокойного отношения к нему.

При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:

  • с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозвооленности;
  • с другой — постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других.

Процесс улучшения состояний ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу.

ИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ

Совершенно незаменима для гиперактивного ребенка— игра. Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать и  в течение всего времени взаимодействия с ребенком. Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения.

Каким должно быть содержание этих игр?

Прежде всего это игры, непосредственно направленные на обобщение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т.п.

Например, можно использовать игру «Расскажи стихи руками», когда мама и ребенок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения или игры на согласованность совместных движений типа «Пилка дров», «Насос», «Кузница».

Можно использовать игровые упражнения типа «Попробуй показать, попробуй угадать», главным содержанием которых является изображение различных предметов и действий с ними (например, съесть кислый лимон, тающее мороженое, поднять тяжелый чемодан и др.).

Эти упражнения не только обогатят ребенка разнообразными эмоциональными ощущениями, но и будут способствовать развитию воображения. Очень полезно также совместное сочинение сказок, стихов, рассказов.

Поскольку для гиперактивных детей характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, важно проводить с ними простые игры на развитие данных функций, например «Лабиринт», «Что изменилось», «Чем похожи, чем непохожи», «Найди лишнее» и др.

Для упорядочения реакции при восприятии инструкций и развития умений удерживать цель подойдут игры типа «Успевай-ка».

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГА Гиперактивный ребенок на уроке

Работа с такими детьми должна строиться на индивидуальной основе, а особое внимание следует уделять их отвлекаемости, слабой саморегуляции и самоорганизации. Целесообразно по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребенка.

Рекомендации педагогам:

  1. Строго, но доброжелательно руководить ребенком. Проявлять необходимую последовательность в проведении определенной педагогической линии. В то же время быть готовым к снисходительности там, где это возможно. Если ребенок чувствует, что к нему относятся хорошо, знают о его трудностях и хотят помочь, то он преодолеет многие безрадостные для себя ситуации.

Проявлять постоянное внимание к ребенку и хвалить его. Эксперименты доказывают, что все дети при похвалах улучшают свои показатели, а при отсутствии похвалы их результаты ухудшаются. Гиперактивный ребенок к похвале особенно чувствителен и нуждается в регулярном поощрении. Например, каждые 15—20 минут, если он хорошо себя ведет, прилежно выполняет задание, можно выдавать ему жетоны. В конце учебного дня жетоны можно посчитать, похвалить ребенка, если он этого заслуживает. Обязательно похвалить его в присутствии родителей.

3. Исключить лишние раздражители. Если посадить ребёнка, как можно ближе к учителю, рядом со спокойным одноклассником и следить за тем, чтобы в данный момент на его парте было только самое необходимое, то он лучше будет справляться с работой. Если он при этом сотрет за целый день ластик или израсходует целый  карандаш, участвуя в занятиях, то порицать его за это не следует.

4. Использовать прямой телесный и зрительный контакт. Учитель, который во время урока часто поглядывает на ученика или, проходя мимо, останавливается около него, кладя ему руку на плечо,  оказывает ему тем самым поддержку и помогает добиваться лучших результатов.

5. Разбивать задания на короткие этапы, структурируя учебный процесс. При выполнении коротких заданий, не требующих длительного умственного напряжения, ребенок может лучше показать, на что он способен. Учителю также необходимо помнить, что все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими (не более 10 слов).

  1. Снижать боязнь ребенка не справиться с заданием, как можно чаще приходя ему на помощь.
  2. Разрешать ребенку двигаться, например: стирать с доски, раздавать одноклассникам тетради. (Черчиллю в детстве разрешалось  во время урока обежать вокруг школы.)
  3. Терпимо относиться к медлительности и учитывать эту особенность. Например, сокращать задания, выполняемые в классе или дома; несколько раз четко перечитывать вслух условия задачи (математика), чтобы дети, испытывающие трудности в чтении, поняли ее условие.

9. И, наконец, проявлять терпение, бесконечное терпение. Ни один ребенок не стремится к неудачам, наказаниям, неприятию со стороны других. Ни один ребенок не хочет быть плохим. Учителю не следует говорить: «Ты же можешь, если хочешь!» Техника адекватного и адаптированного поведения усваивается этими детьми значительно позже и дается им с гораздо  большим трудом, чем остальным. Необходимое терпение педагог может проявить, вероятно, только тогда, когда знает, насколько тяжело страдают от своего нарушения сами дети.

Контакт с родителями.

Учитель должен стремиться установить контакт и доверительные отношения с родителями ребенка. Для этого можно ежедневно обмениваться карточками.

Каждый день после уроков учитель может передавать родителям  карточку, в которой зафиксированы даже самые незначительные достижения ребенка в течение дня. Родители могут поощрить их (например, разрешить немного дольше поиграть, почитать любимую книгу, поиграть на компьютере и др.).

Утром следующего дня мама или папа приносят учителю аналогичную карточку о том, что удалось ребенку хорошо сделать дома. Таким образом устанавливается контакт между педагогом и родителями, а главное, у ребенка формируется чувство уверенности в  себе, повышается самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивный ребенок

Кого считать гиперактивным ребенком? Как относиться учителям и родителям к проблеме гиперактивности?Статья содержит рекомендации психолога родителям и педагогам, игры и упражнения. Желаем удачи!...

«Гиперактивные дети. Правила для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми».

Статья содержит рекомендации для родителей по работе с гиперактивными детьми...

Преодоление синдрома гиперактивности у детей дошкольного и школьного возраста

В  статье  указаны  причины  синдрома  гиперактивности  и  основные  принципы  взаимодействия  с  ребёнком  для  коррекции  синдро...

Гиперактивность.Рекомендации родителям гиперактивных детей

Материал содержит рекомендации родителям гиперактивных детей....

Гиперактивные дети. Трудности и преодоления.

Статья об особенностях развития и обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....

Гиперактивность и гиперактивные дети

          В статье поднята проблема гиперактивности детей, рассмотрены причины возникновения гиперактивности, правила работы с ними в условиях начальной школы....