Статья "Взаимодействие семьи и школы: новые реалии.
статья по теме

Сорокина Ольга Яковлевна

В статье раскрывается роль семьи в воспитании и образовании ребенка в свете новых образовательных стандартов. Выделены важнейшие положения стандартов второго поколения. Подчеркнуто, что главным для сообщества преподавателей любого образовательного учреждения России является педагогическая организация взаимопонимания и сотрудничества взрослых и детей в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie20semi20i20shkol11.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы: новые реалии.

И. О. Буденная

О. Я. Сорокина

ГОУ начальная школа №300

Природа, создав людей такими, каковы они есть,

 даровала им великое утешение от многих зол,

наделив их семьёй и Родиной.

( Н. Фосколо)

        Семья – одна из высших социальных ценностей человеческого общества, исходная форма общности людей. Понятие семья имеет социальный, а не юридический характер, но государство во все времена регламентировало семейные отношения. По свидетельству античных авторов в Спарте отец не мог рассчитывать на помощь детей, если он дал им образование. Но в свете этого исторического факта совершенно очевидно, что правильность выбора направления образования кардинально влияет на ход всей истории: она может вознести государство к вершинам благополучия или же придать его полному уничтожению и забвению. А для того, чтобы общество функционировало нормально, необходима четко продуманная и тщательно разработанная программа, которая создаст все условия для воспитания всесторонне развитого человека и не повторит ошибок спартанского правительства, которое сузило весь спектр педагогических проблем, полностью милитаризовав политику образования и тем самым подписав смертный приговор целому народу.

        С возникновением христианства основную роль по регулированию семейных отношений взяла на себя церковь. В наше время во всех странах мира существует законодательство о семье, которое корректируется в соответствии быстро меняющимися экономическими и социальными условиями.

        В современных педагогических исследованиях семья рассматривается как самый мощный воспитатель ребёнка, изучаются пути повышения педагогической культуры родителей. Закон Российской федерации «Об образовании» даёт понятие образования, как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». В статье 18.1 отмечено, что родители «являются первыми педагогами». Они должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте.

        Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. Стандарт для начальной школы был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года и вступит в силу 1 сентября 2011 года по всей стране.

        С 1 сентября 2011 года все первоклассники придут в школы, где начнут действовать и реализовываться стандарты второго поколения, которые пока разработаны только для начальной школы. То есть все первоклассники будут учиться «по-новому».

        Одной из отличительных черт нового стандарта является расширение  общественного участия родителей в жизни школы. Родители получают возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и более активно вовлекаться  в управление школой. Ведь они по закону равноправные участники образовательного процесса. Между родителями ученика, образовательным учреждением и Муниципалитетом заключается общественный договор, который регламентирует права и обязанности каждой стороны. Сегодня каждое общеобразовательное учреждение должно разработать организационно-педагогические основы взаимодействия с семьёй на основе принципа уважения

        Принципиальное отличие новых стандартов заключается и в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

        Сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, – ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, ее субъектом.

         Вот почему в стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание: «На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

        Сегодня подготовка к школе связывается, прежде всего, со стремлением необоснованно, формально расширить знания ребенка, наполнить его голову представлениями из разных областей знаний без учета, во-первых, возможностей сознательно усвоить данные знания, а, во-вторых, их актуальности для детей данного возраста. Подготовка к школе рассматривается часто как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных умений и навыков. В результате реализации такого подхода происходят существенные изменения в жизни будущего школьника: его день насыщен деятельностью, которая не соответствует его дошкольным потребностям, он мало двигается, недостаточно выполняет продуктивных, художественно-творческих заданий, почти не занимается сюжетной игрой, театром, спортивными упражнениями и т.п. Его занятия рассчитаны, в основном, на механическое запоминание и мало влияют на развитие воображения и мышления. Дети теряют интерес к учению, школе и процессу познания, который происходит успешно, как известно, у дошкольников в игре и творческой деятельности. «Сегодня голова ребенка, проходящего обучение в «типовой» подготовительной группе, напоминает книжный склад, где ровными стопочками «связаны» книги: в одной стопочке – о природе, в другой – о географии, в третьей – о языке и т.п.).»  

       При этом очевидно, что для успешного обучения нужна голова не столько хорошо наполненная, сколько хорошо устроенная! Еще древние говорили, что «многознание не определяет развитие ума».

       Без умения общаться со сверстниками и взрослыми говорить о готовности ребёнка к коллективным формам обучения не приходится.

Важным  условием успешной подготовки ребёнка к школе является выработка у него умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Также нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

Родители и воспитатели должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка. Если ребенок не участвует в «открытии» знаний (не высказывает свое мнение, не сравнивает его с образцом), то он теряет интерес к учению, не развивается его инициативность, самостоятельность и творчество. Определенная «конфликтность» процесса обучения необходима. Мы должны предоставить ребенку право на ошибку, размышление, свободу выбора и т.п. Вопросы «А как думаешь ты?», «Почему ты так думаешь?», «Согласен ли ты с мнением товарища?» вполне доступны детям старшего дошкольного возраста. Конечно, умение отвечать на такие вопросы формируется постепенно и завершится в школе, но начинать эту работу целесообразно раньше.

Очень важное условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка

(физического, умственного, нравственного) — переживание успеха.

        Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной. Итак, готовя ребёнка к школе, необходимо развивать его умение общаться, умение трудиться,  умение учиться. Только после того, как запущены эти умения, мы имеем  право заняться интеллектуальным развитие ребёнка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Опытные педагоги  хорошо знают, что умение читать само по себе не определяет успехи в учении, если у ребенка одновременно не сформирована звуковая культура, пространственное мышление, воображение; элементы самоконтроля, самооценки и др. Еще Л.С. Выготский, сравнивая умственное развитие ребенка, который умеет читать, с тем, который этому не обучен, подчеркивал, что в умственном развитии первый отличается от второго только одним – он умеет читать. Ничего не прибавляется в умственном развитии ребенка от того, что его научили читать. «Это тот же самый ребенок, только грамотный».

        Начальная школа — принципиально новый этап в жизни ребёнка, в котором начинается систематическое обучение  в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

       С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.           Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.

         Чем мы можем помочь ребёнку в этот период? Тем, что осветим игру ребёнка нашим участием, словами, оценкой некоторых игровых поступков, переключением внимания на разнообразные игры, на различные профессии, на неосвоенные роли. Необходимо переживать вместе с детьми радость общения, радость игрового общения, радость открытости. Необходимо осветить содержание игры своей любовью и своим терпением.

Возрастает интерес детей к социальному миру, истории, культуре, религии. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира. Дети являются членами коллективов, в которых есть представители разных национальностей, конфессий и национальных культур. Они участвуют в традиционных народных праздниках, обрядах, религиозных действиях, тем самым приобщаются к духовной культуре разных народов. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей.

         Выделим еще одно важнейшее положение стандарта второго поколения:

         Стандарт исходит из признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии государства, укреплении его обороны и безопасности, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

       В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  4. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

        В основе воспитания лежит нравственный пример педагога – в противном случае никакие воспитательные программы не будут эффективны. Моральные нормы, которыми учитель руководствуется в жизни и профессиональной деятельности, его отношение к своему труду, ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение. Учитель должен быть уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия – престижной для молодежи.

        Две ветви воспитания семейное и общественное - древнейшие формы воспитания ребёнка. Обе эти формы воспитания, сложившиеся в конкретно-исторических условиях, различаются в целях, принципах и содержании. В общественных учреждениях воспитание носит, как правило, характер общественного «заказа», в то время как семья служит транслятором традиций, семейных норм, и имеет более личностный характер воспитания. «Какова семья народа, такова будет и историческая судьба народа», -эти слова Петирима Сорокина подчёркивает, что семья – один из наиболее значимых воспитателей для ребёнка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

        Семья всегда несла перед обществом ответственность за нравственное воспитание детей. Специфика и качество отношений в семье  являются одним из важнейших детерминант процессов воспитания, социализации и социальной реализации личности. Наступили новые времена, появились новые дети, новые родители. Изменения кардинальные. Сейчас уже выросло поколение, имеющее представление о семье и браке совсем иное, чем было у их родителей. Тот старый опыт семейного воспитания, о котором знают новые родители, не может стать основой воспитания в семье в современной ситуации развития общества: другие идеалы и другое социальное пространство. В современном обществе роль членов семьи, своим собственным примером дающих ребёнку образец морального и нравственного поведения, чрезвычайно возрастает и требует от них больших усилий в воспитании. На родителей падает особая роль создания морального микроклимата в семье, имеющего воспитательное значение. Не поучения, а поступки родителей оказывают наибольшее воспитательное воздействие на детей.  

        Семья, без сомнения, не может быть устранена школой, потому что школа только дополняет действие семьи. Если семья теряет воспитательную способность, то со стороны школы «нужно настоящее безумие для того, чтобы вообразить себя способной заменить семью».

        Таким образом, в настоящее время главным для сообщества преподавателей любого образовательного учреждения России является педагогическая организация взаимопонимания и сотрудничества взрослых и детей в семье.

Литература

  1. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования. nsc.1september.ru/articlef.php
  2. Воспитание этнотолерантности подростка в семье. Словарь. //Под редакцией Козловой А.Г. СПб., 2005.
  3. Валявский А.С. Как понять ребенка. Изд.: Диля, 2004.

4.  Тихомиров Л. Жизнь и воспитание. www.apocalypse.orthodoxy.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новой школе - новый учитель

Текст выступление на августовской педагогической конференции...

Новой школе - новый учитель: все начинается с нас!

Творческая работа«Новой школе - новый учитель: все начинается с нас!»...

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"

Образование – это не только обучение и развитие,  но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...

Сценарий праздника для детей из многодетных семей к началу нового учебного года

Данная разработка может быть полезной методистам по воспитательной работе, педагогам, музыкальным руководителям с целью организации мероприятия  посвященному  началу учебного года...

Технологическая карта урока по теме: " Моя семья! Знакомство с новой лексикой."

Моя семья! Знакомство с новой лексикой.  2 классМесто урока в системе уроков: 11 урок/  УМК Spotlight...

Доклад "Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы"

Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы. Семья – это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена. Данная ценность является непрехо...