Памятка для родителей
методическая разработка по теме

 Галина Васильевна Недоводиева

Памятка для родителей  первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_roditeley.doc293.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Памятка для родителей.

Грамота:
  Цветные карандаши (12цветов, не больше)
  Простые карандаши (т.м.. не жирные!) – 2шт.
  Закладки на каждый учебник
  Тетради в линеечку для 1-го класса – 6 шт.
  Веер «Гласные буквы»
  Ручка синяя шариковая(2)

Математика: 
  Тетради в обычную клетку – 10 в класс, 10 для дома
  Цветные карандаши (кр., жел., зел., син.)
  2 простых карандаша
  Ластик
  Линейка
с 1 шкалой 10см
  4 обложки для тетрадей
  1 прозрачная обложка на учебник (большого размера)
  Ручка синяя шариковая (без украшений)

Физкультура: 
  Спорт. костюм лёгкий, для занятий в зале (желательно, чтоб снимался
НЕ через голову)
  Футболочка любого цвета с короткими рукавами
  Спорт.трусы или шорты (свободные,
не стрейч)
  Кроссовки или кеды (обязательно
с супинаторами)

Рисование: (в папке) 
  Краски акварельные 1уп. (18-16-12 цветов)
  Гуашь 1 уп. (12цв)
  Карандаши цветные 1 уп. (18цв)
  Фломастеры 1 уп. (16цв.)
  Бумага для рисования 10 (папка,
не альбом, по 10 листов!)
  Кисти 3шт. (белка или пони № 2,4,6)
  Баночка – непроливайка 1 шт.
  Простой карандаш, ластик, точилка
  Труд (в папке)
  Ножницы
  Клей ПВА – 2шт.
  Пластилин
  Доска для лепки
  Цветная бумага – 3шт. двухсторонняя
  Цветной картон – 2 шт.

Речевая подготовка

        К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.

       Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

        В связи с выше сказанным родителям следует обратить внимание на: 

  1. правильность произношения звуков;
  2. умение различать звуки речи на слух;
  3. владение элементарными навыками звукового анализа слов;
  4. словарный запас;
  5. связную речь.

Приведенные на этой странице задания: проверка правильности звукопроизношения,  исследование слуховой дифференциации,   проверка связной речи,   исследование словарного запаса,   дифференциация гласных,   дифференциация согласных звуков,   задания на выделение признаков предметов помогут родителям выявить уровень речевого развития ребенка.

Дисграфия

       Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.

        Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила.

Проверка правильности звукопроизношения

        Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Если ребенок не может различить звуки, при письме возникают неизбежные затруднения.

        Для выявления отклонений в речевом развитии дошкольника подберите картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, щ, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.
Например:

с

Сахар, маска, соус.

сь

Сироп, кисель.

з

Забор, роза.

зь

Зефир, козел.

ц

Цветок, блюдце, огурец

ш

Шоколад, шишка, душ.

ж

Желудь, ножик.

ч

Чашка, ручка, ключ.

щ

Щенок, ящик, борщ.

р

Ранец, кровать, костер.

рь

Редиска, грибы, букварь

л

Лампа, половик, стул.

ль

Люстра, малина, соль.

й

Яйцо, майка, сарай.

        Для проверки парных звонких и глухих (з-с) коза - коса, (б-п) бочки - почка, (р-л) рожки - ложки.

Исследование слуховой дифференциации

       Покажите ребенку две картинки. Произнесите слово и попросите ребенка показать названный предмет.

Пример:

(з-с)

коза - коса

(с-т)

санки - танки

(с-ш)

мишка - миска

(р-л)

рожки - ложки

(ш-щ)

чашка - чаща

(г-к)

гости - кости

(д-т)

плоды - плоты

(б-п)

башня - пашня

(в-ф)

сова - софа

(ж-ш)

уши - ужи

(а-я)

завал - завял

(о-ё)

нос - нес

(у-ю)

лук - люк

(ё-ю)

ёж - юбка

Проверка связной речи

Попросите ребенка рассказать, что он видит на картинке.

Обратите внимание, что ребенок должен не только перечислить увиденные им предметы, а назвать время суток, дать имена, объяснить, что делают люди.

Исследование словарного запаса

1. Название предметов, относящихся к разным группам, например: деревья, цветы, овощи, мебель.

2. Нахождение общих названий для группы предметов (чашка, стакан, блюдце - посуда).

3. Подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон).

4. Подбор действий к предмету (птица ..., собака ...).

5. Подбор предметов к действию (лает ..., мяукает ...).

6. Подбор слов, близких по значению: хороший - приятный.

7. Подбор слов противоположных по значению: хороший - плохой.

Дифференциация гласных

Дифференциация а - я

Задание 1. Послушай слоги. Скажи, какой гласный ты слышишь.

ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва
мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, тя, фя, вя

Задание 2. Сравни пары слов по смыслу. Придумай предложение с каждым словом.

мал - мял     рад - ряд     завал - завял     сад - сядь

Задание 3. Если Ваш ребенок знает буквы и умеет читать, то предложите ему прочитать слоги парами.

ма - мя     та - тя     ла - ля     ва - вя    да - дя
па - пя          са - ся     ра - ря     ка - кя    ба - бя

Дифференциация ё - ю

Задание 1. Послушай слоги. Скажи, какой гласный ты слышишь.

мё, мю, нё, ню, сё, сю, лё, лю, рё, рю
юм, мю, ню, ён, ёр, рю, рё, юр, ёс

Задание 2. Послушай слова. Назови только гласную. Придумай предложение с каждым словом.

юг, еж, Юля, вел, все, юбка, орел

Задание 3. Прочитай слоги.

ём - юм          мё - мю         тё - тю          ёт - ют          мю - мё - мю

Подобные задания можно предложить ребенку и для дифференциации звуков о-ё, у-ю.

Дифференциация согласных звуков

Дифференциация з - с

Задание 1. Послушай ряды слогов, запомни, повтори их в той же последовательности.

за - со - за     зи - си - зи     су - зу - су     сю - зю - сю
са - за - са     си - зи - си     зу - су - зу     зю - сю - зю
ся - зя - ся     зо - со - зо     зы - сы - зы     сё - зё - сё

Задание 2. Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Придумай предложение с каждым словом.

зуб - суп,    роза - роса,    коза - коса,    Зоя - соя

Задание 3. Образуйте слоги. Прочитайте их.

 

Дифференциация б - п

Задание 1. Послушай ряды слогов, запомни и повтори их в той же последовательности.

па - ба - па     пу - бу - пу     па - ба - па - ба
ба - пу - ба     бу - пу - бу     ба - па - бу - па    

Задание 2. Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Придумай предложение с каждым словом.

палка - балка, башня - пашня

Задание 3. Образуйте слоги. Прочитайте их.

Задания на выделение признаков предметов

1. Что можно сказать о форме, цвете, вкусе лимона, арбуза, яблока, помидора, груши.

2. Назови несколько признаков слов: телевизор, радио, диван, ручка, карандаш, фломастер.

Математическая подготовка

На момент поступления в школу, ребенок должен уметь:

  1. считать в пределах 10 (прямой и обратный счет);
  2. уменьшать и увеличивать число на 1;
  3. сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов;
  4. сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, весу;
  5. размещать предметы в порядке возрастания, убывания;
  6. различать цвет и форму предметов;
  7. различать геометрические фигуры;
  8. ориентироваться на листе бумаги.

С целью развития мышления детей можно использовать преведенные ниже задания: задачи на нахождение одинаковых свойств предмета,   задачи на нахождение различных свойств предмета,  игра "Что лишнее?",   задачи на поиск недостающих фигур,   задачи на количественные и качественные соотношения предметов,   счет в пределах 10. 

Задачи на нахождение одинаковых свойств предмета

Предложите ребенку отыскать два одинаковых предмета.

1. 

2. 

3. 

4. 

5. 

6. 

Задачи на нахождение различных свойств предмета

Предложите ребенку найти предмет, фигуру, отличающуюся от других и обосновать свой выбор.

1. 

2.

3.

4.

5.

Игра "Что лишнее?"

Задание 1.

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

- Какая геометрическая фигура лишняя?
- Почему?

1. 

2. 

Задание 2.

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

- Что лишнее?
- Почему? Назови отличительный признак.
- Как одним словом можно охарактеризовать оставшиеся предметы?

1.

2.

 

Задачи на поиск недостающих фигур

Из пронумерованных фигур выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса.

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Начало формы



Конец формы

Задачи на количественные и качественные соотношения предметов

1. Покажи на картинке самое большое, маленькое дерево.

2. Какая рыбка плывет глубже других?

3. Покажи самый короткий, длинный карандаш.

4. Покажи картинку, на которой зеленый кубик находится впереди синего кубика.


Счет в пределах 10

Задание 1.

Попросите ребенка посчитать, сколько предметов на картинке и раскрасить кружок с нужной цифрой.

1. 

2. 

Задание 2.

Сколько треугольников изображено на чертеже?

Задание 3.

а) Нарисуй столько зеленых кружочков, сколько ножек у стула.
б) Нарисуй столько синих палочек, сколько пальцев на левой руке.
в) Нарисуй четыре разноцветных треугольника.
г) Нарисуй красным карандашом семь кружков.

Задание 4.

а) Бабушка связала Свете две пары варежек. Сколько варежек связала бабушка?
б) В коробке лежали 4 кубика. Один кубик взяли. Сколько кубиков осталось в коробке?
в) Купили 3 булочки с изюмом и 1 булочку с повидлом. Сколько булочек купили?
г) В корзине сидят котята. У всех котят 5 пар ушек. Сколько котят в корзине?

Умелые ручки

Занятия лепкой, аппликацией, конструированием из различных "Конструкторов", рисованием способствуют развитию у ребенка образных представлений и развитию мелких движений. На этой странице помещены следующие задания: игры сделанные своими руками,   аппликация 

Инструменты и принадлежности: линейка, угольник, чертежные лекала, ножницы, простой карандаш, кисточки для клея, клей (пва), картон, альбом для черчения, цветная бумага.

Игры сделанные своими руками

"Танграмм"

"Танграмм" - несложная игра, которая будет интересна детям и взрослым. Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития ребенка. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки.

Квадрат размером 100х100 мм, оклеенный с двух сторон цветной бумагой, разрезают на 7 частей. В результате пулучается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Из полученных фигур складывают различные силуэты.

Головоломка "Пифагора"

Квадрат размером 7х7 см разрезать на 7 частей. Из полученных фигур слажить различные силуэты.

"Волшебный круг"

Круг разрезается на 10 частей. Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэта все 10 частей, не накладывая одну не другую. Разрезанный круг должен быть окрашен одинаково, с двух сторон.

Аппликация

Аппликация - художественное произведение, выполненное путем наклеивания, пришивания бумаги, ткани, соломы, тополиного пуха, сухих листьев и других материалов к основанию из однородного или другого материала.

В работе с детьми дошкольного возраста при помощи аппликации можно организовать увлекательный и познавательный процесс обучения. Например, можно наглядно показать отдельные геометрические фигуры, деление их на части, сложение из них новых фигур.

Закладки для книжек 

Образцы закладок

Аппликация из геометрических фигур

Симметричные фигуры

Чтобы получить симметричную фигуру надо сложить лист бумаги вдвое, нарисовать половину фигуры и вырезать по контуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Поведение - это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!  Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Памятка для родителей "Правила речевого поведения родителей по предупреждению нарушения произношения у дошкольников"

Полезный материал для родителей ребят из подготовительной группы детского сада....

Памятка для родителей «Ваш ребенок — первоклассник», анкета для родителей.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Памятка поможет родителям первоклассников  в некоторых вопросах воспитания детей....

Рекомендация для родителей первоклассника "Памятка для родителей"

Памятка разработана для родителей учащихся 1 класса с целью помочь своему  ребёнку адаптироваться к условиям обучения в школе....