Роль родителей в период адаптации.
материал (1 класс) по теме

Какова главная задача родителей в период адаптации ребенка к школе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley_v_period_adaptacii.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родителей в период адаптации

Какова главная задача родителей в период адаптации ребенка к школе?

Основа родительской позиции вообще состоит в том, что дома ни в коем случае нельзя дублировать школу. Родитель никогда не должен становиться вторым учителем. Основная задача родителей в помощи первокласснику — эмоциональная поддержка, предоставление максимально возможной самостоятельности в организации его собственных действий по выполнению школьных правил.

                           Как подготовиться к первому сентября?

  1. Рассказать о том, что ждет ребенка в этот день.
  2. За несколько дней начать вводить его в ритм "подъема и отбоя".
  3. Любимый медвежонок (кукла или любимая игрушка) должен быть взят с собой в портфель (он тоже в первый день пойдет учиться).
  4. Можно дать ребенку с собой камушек — амулет (обеспечивает "связь с родителями").
  5. Основная одежда должна быть новой и особой (школьная одежда), но какая–то деталь одежды должна быть знакомой и любимой (любимые носочки, маечка, значок на рубашке и пр.)
  6. Мобильный телефон первого сентября (и вообще в период адаптации) лучше с собой не давать. Ребенок хуже привыкает к новой жизненной ситуации и новым взрослым, если у него есть возможность постоянного контакта с родителями.
  7. Цветы учителю должны быть такими, чтобы ребенок ощущал их особенную красоту (пусть их будет немного). Лучше, если он будет выбирать цветы вместе с Вами. Это важно, чтобы у него не возникало чувства, что другие дети принесли красивые цветы, а он — плохие.
  8. Приготовить все с вечера, чтобы утром не возникло суеты или паники. Рассчитать время, чтобы ребенок с утра мог, не спеша поесть, сходить в туалет.

                          Что делать, если нужно спешить в школу, а ребенок не торопится?

Психологами замечено негативное влияние активного организующего давления взрослого на ребенка. Если постоянно торопить ребенка: "Давай быстрее, мы уже опаздываем! Ну что ты копаешься?!", — то может, наоборот, закрепиться обратная реакция. Сформируется защитный стереотип "медлительности": в любой ситуации, требующей быстрого реагирования, ребенок будет замедляться и "тормозить". В этом он ничуть не виноват, так его организм защищается от тревоги и напряжения, вызванных "эмоциональным прессингом" извне. Поэтому целесообразно проводить "профилактику цейтнотов". С этой целью, организуя сборы ребенка в школу, желательно:

  1. Предусмотреть более раннее вставание, позволяющее ребенку просыпаться, завтракать, одеваться, умываться в его собственном темпе.
  2. Проследить, чтобы ребенок собрал портфель и приготовил одежду и обувь с вечера.

Как относиться к неудачам ребенка, почти неизбежным в начале школьной жизни?

Родители часто относятся резко отрицательно к первым неудачам ребенка. Негативные оценки взрослых повышают тревожность ребенка, его неуверенность в себе и своих действиях. Это, в свою очередь, ведет не к улучшению, а к ухудшению результатов. Постоянные опасения ребенка услышать негативные оценки со стороны домашних приводят к страху сделать ошибку. Это отвлекает ребенка от смысла выполняемых им заданий и фиксирует его внимание на мелочах, заставляет переделывать, исправлять, бесконечно перепроверять. Стремление сделать работу как можно лучше на этом этапе только ухудшает дело. Особенно сильно это проявляется у тревожных, неглупых, исполнительных детей. Поэтому самое правильное отношение к первым неуспехам ребенка — отношение понимания, поддержки, помощи: "У тебя все получится. Я тебе помогу."

Как можно снимать стресс?

  1. Обеспечить ритмичную жизнь и порядок дома (здесь очень важен собственный пример и подражание ему ребенком).
  2. Важна теплая, естественная, спокойная манера поведения взрослых дома (без срывов, повышенного тона).
  3. Необходимо на какое-то время продолжение традиционных "детских" ритуалов укладывания, еды, умывания, совместной игры-обнимания, чтения на ночь, которые были приняты в дошкольном детстве ребенка.
  4. Снимают напряжение игры с водой, песком, рисование красками (с разрешением пачкания — отсутствием критики или осуждения за испачканную одежду, пол!), изготовление коллажей в "рваной" технике (рвать цветную бумагу, старые журналы и клеить из них картины), спортивные игры на воздухе (мяч, скакалки, "классики" и пр.)
  5. Чрезвычайно важно отсутствие лишних постоянных раздражителей (телевизор, приемник).
  6. Необходимо давать ребенку возможность испытывать время от времени настоящую детскую радость (праздник, театр).
  7. Для многих лучше всего снимает напряжение отдых на природе (особенно, труд).

За чем должен проследить родитель, если он хочет помочь ребенку учиться?

Самая главная задача родителей во время школьного обучения ребенка — не стать учителями-дублерами, а остаться родителями, принимающими, понимающими и любящими своего ребенка, невзирая на его школьные успехи или неудачи. Поэтому и следить родитель должен, в первую очередь, за уровнем самостоятельности ребенка в домашних делах (в том числе и в выполнении школьного домашнего задания).

Если до начала обучения в школе ребенок не овладел приемами самостоятельного одевания (например, завязыванием шнурков), укладывания спать, уборки "своей территории", чистки зубов перед сном и пр., то это — первейшая забота родителя. Причем отдельные дела или действия ребенок к этому времени уже может выполнять самостоятельно, без присмотра взрослого и по собственной инициативе. С первого сентября к этому добавляются:

  1. подготовка стола к выполнению домашней работы;
  2. сбор портфеля;
  3. подготовка с помощью родителей школьной формы (или одежды и обуви, в которой завтра ребенок пойдет в школу).