Телевидение и дети. Конспект родительского собрания
план-конспект урока (1,2,3,4 класс) на тему

Куликова Раиса Валентиновна

 

Эта разработка родительского собрания поможет обсудить с родителями проблему влияния телевидения на развитие личности младшего школьника, а также на примерах показать, какие опасности таит в себе просмотр отдельных телевизионных передач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл televidenie_i_deti.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Дети и телевидение»


Дети и телевидение

Цель родительского собрания.

♦        Обсудить с родителями проблему влияния телевидения на развитие личности младшего школьника.

Форма:

♦        Информационный лекторий с элементами дискуссии.

Участники:

♦        Родители, классный руководитель.

Подготовительный этап:

♦        Готовясь к собранию, классный руководитель проводит анкетирование учащихся класса по вопросам:

1.        Что тебе больше всего нравится делать в свободное время?

  1. Читать книги.
  2. Смотреть телевизор.
  3. Смотреть видео.
  4. Встречаться с друзьями, подругами.
  5. Ходить в кино.
  6. Слушать музыку.
  7. Ходить в театры и на выставки.
  8. Другое.

  1. 2.        Какие фильмы ты предпочитаешь смотреть?

  1. Боевики.
  2. Триллеры.
  3. Детективы.
  1. Комедии.
  2. Мюзиклы.
  3. Мелодрамы.
  4. Документальные.
  5. Классику кинематографа.
  6. Мультипликационные.

3.        Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные телепередачи?

4.        Какие телепередачи тебя больше всего интересуют?

  1. Политические обзоры.
  2. Спортивные программы.
  3. Музыкальные.
  4. Телесериалы.
  5. Кинофильмы.
  6. Телеигры.
  7. Ток-шоу.
  8. Познавательные и общеобразовательные.
  9. Юмористические.
  10. Другое.
  11.  
  1.         Сколько часов в день ты смотришь телевизор?

  1.         Рекомендуют ли тебе родители, какие телепередачи смотреть?

Оборудование, оформление:

♦        Оформить собрание можно выставкой рисунков учащихся на тему «Мой любимый телегерой».

Ход собрания

Вступительное слово учителя.

Телевидение давно стало частью жизни детей.

Его возможности в развитии ребенка очевидны. Оно помогает детям находить ответы на те вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости; понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо», развивать воображение, эмоциональную сферу, фантазию, наконец, занять свободное время ребенка.

Вместе с тем влияние телевидения на детей далеко не однозначно.

Познакомив родителей с ответами учащихся на вопросы анкеты о роли телевидения в их жизни, учитель предлагает родителям прослушать информационный лекторий, а затем организует обмен мнениями и опытом семейного воспитания по обсуждаемому вопросу.

Статистика, о которой следует задуматься родителям:

  1. Две трети современных детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизоры ежедневно;
  2. 50 % детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;
  3. 25 % детей в возрасте от 6 до 10" лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;
  4. 35 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьей.

Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач? В первую очередь это переутомление. Телевизионная программа — калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выяснению отношений... При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

Впечатлительные дети после просмотра эмоциональных передач (со стрельбой, убийствами, драками, конфликтами, погонями и др.) часто становятся нервными, возбужденными. Фильмы ужасов у таких детей могут породить новые или усилить уже существующие страхи. В результате дети плохо спят, становятся неуравновешенными, беспокойными, хуже учатся.

Особенно опасными для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости и насилия. Под воздействием таких сцен дети становятся более готовыми к жестокости в реальном мире, который становится для них более агрессивным и пугающим. В результате, чтобы защититься от этого мира, ребенок может сам стать более жестоким и агрессивным. В некоторых случаях дети начинают пугаться реальной жизни, ожидая от нее постоянных катастроф, аварий, похищений и убийств. К сожалению, детей почти невозможно оградить от таких сцен. Для этого требуется особый контроль за телепрограммой со стороны родителей.

Другая опасность телевидения заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость, страсть к телевидению, замещение им всех остальных ценностей, которое называют телеманией. Даже взрослые склонны попадать под обаяние голубого экрана. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему, как к другу. Ведь телевизор может утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается— чем не настоящий друг? И если время у телевизора можно ограничить волевым решением, нажав кнопку, то сознание вещь тонкая, не поддающаяся запретам.

По данным разных социологических исследований, современные дети общаются со своими родителями во много раз меньше, чем с телевизором. Но общение с телевизором — одностороннее, ребенок не является настоящим собеседником, поэтому, как ни странно, дети, проводящие перед голубым экраном много времени, могут не научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли, как это происходит при чтении книг. Дело в том, что когда человек читает книгу, информация поступает в мозг в том ритме и количестве, которое соответствует его возможностям. Читая, человек сам может контролировать поток информации — остановиться, обдумать что-то, перечитать заново. А когда он смотрит телевизор, поток информации огромный, насыщенный, а главное, неконтролируемый, оказывающий сильное влияние и на сознание, и на подсознание.

По информации « Daily mirror», британские ученые утверждают, что за последние пять лет коммуникативные способности детей значительно ухудшились. И виной — все тот же пресловутый телевизор, перед экраном которого дети просиживают слишком много времени и который зачастую является их главным собеседником.

В результате подрастающее поколение не умеет нормально объединять слова в предложения, правильно строить фразы и находить нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Исследование, которое выявило снижение способности детей к коммуникации, было проведено Британским государственным обществом грамотности совместно с Национальной ассоциацией учителей, и его результаты были донесены до общественности рядом публикаций, в которых особенно подчеркивалась роль родителей в развитии навыков устной речи у детей. «В современном мире телевидения и компьютеров дети все меньше становятся способны слушать и слышать друг друга, слушать родителей и нормально говорить сами, — говорит директор Британского государственного общества грамотности Тейл Мак Клеланд. — Учитывая такую тенденцию, родители должны разговаривать со своими детьми как можно больше, причем с самого раннего возраста». «Наиболее активное развитие мозга ребенка происходит в течение первых двух лет жизни, поэтому детям в этом возрасте просто необходима качественная лингвистическая среда — не меньше, чем полноценное питание», — добавляет ученый.

Британские специалисты в области грамотности и образования утверждают, что не собираются демонизировать телевидение, но подчеркивают — безусловен тот факт, что оно не учит нормальному языку, и с этим нужно считаться.

Кроме того, как оказывается, дети, к сожалению, больше смотрят развлекательные, а не развивающие программы. Это связано, скорее всего, с тем, что родители не руководят детьми, не формируют их телевизионные вкусы. Они считают, что диктор или ведущий и так все хорошо объяснил. К тому же, серьезные программы требуют от ребенка напряжения мысли, сосредоточения способности думать, а это не всегда нравится детям, поэтому они сами чаще выбирают яркие, интересные и легкие для просмотра программы. Нельзя не согласиться, что такое «глазение в экран» — пустая трата времени.

Очень вредно для детей, если в квартире постоянно работает телевизор: его вроде бы никто и не смотрит, но никто и не выключает. Дети вынуждены постоянно находиться в зашумленной среде: играть, делать уроки, разговаривать с родителями, обедать и даже засыпать под звук телевизора. Такой звуковой фон действует на детей (да и на взрослых тоже) плохо, вызывает у них дискомфортные ощущения, чувство утомления, усталость. Следует помнить, что всем нам, и детям, и взрослым, иногда нужно побыть в тишине и покое, наедине с собой и своими близкими.

Что же делать, если ребенок уже «заболел» телеманией? Прежде всего, заменить телевизор собой. То есть, выключив экран, не отправлять ребенка делать уроки или гулять, а заняться чем-нибудь вместе с ним. Причем это «что-нибудь» должно быть ему интересно. Вспомните, что ребенок просил до того, как начал смотреть телевизор. Может быть, он звал вас на горку или просил поиграть в прятки?

Еще один очень хороший способ — поиграть в театр. Используя героев тех же любимых мультфильмов, придумайте собственные сюжеты. Кстати, с помощью этой игры можно продемонстрировать ребенку такие качества, как сострадание, научить его быть нежным. Сюжеты можно придумывать вместе. И, наконец, вспомните чудесную игру, которой вы сами увлекались, будучи младшими школьниками, — рисование мультфильмов. Придумайте вместе с ребенком сюжет, в четыре руки нарисуйте все это — и показывайте папе, бабушке»? приятелям из детского сада. Ребенок будет просто счастлив.

И все же, несмотря на вышеперечисленное, не стоит бросаться в крайности и устраивать «борьбу» с телеэкраном. Ведь программы могут быть обучающими, развивающими творчество и фантазию. Ребенок может многому научиться. Просто подбирайте ему «телерепертуар», будьте в курсе того, что он смотрит, как это отражается на его психике. Обсуждайте все, что происходит на экране, высказывайте свою точку зрения, выслушивайте мнение сына или дочери. И от такого времяпрепровождения вам и вашему, ребенку будет польза и радость!

Вопросы для обсуждения с родителями:

  1. Какие телепередачи, на ваш взгляд, положительно влияют на личность ребенка, а какие наоборот?
  2. Считаете ли вы, что телевидение не однозначно влияет на растущего человека?
  3. Согласны ли вы с точкой зрения, что запретами на просмотр телепередач воспитанию не поможешь?
  4. Подбираете ли вы телерепертуар для ребенка или что смотреть он решает сам?
  5. Британские ученые убеждают родителей вместо совместных и раздельных просмотров телепередач почаще беседовать со своими детьми на различные темы. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

В заключение собрания учитель предлагает родителям обсудить рекомендации, которые помогут им в воспитании детей.

Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что ребенок избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего начните с самих себя.

Будьте избирательны при выборе телевизионных программ, не смотрите все подряд, этим вы подадите хороший пример своему ребенку. Обсуждайте с детьми просмотренные телепередачи.

Помните, что влияние телевидения на психику детей отличается от влияния на психику взрослого. Детьми легко пагубно влияют на детскую психику сцены насилия на телеэкране управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами. Особенно. Их необходимо исключить из просмотра детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»

Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....

Конспект родительского собрания в классе "Воспитание детей - дело трудное, но важное и нужное"

Родительское собрание проводится вместе с детьми. Дети выступают в роли взрослых и дают советы по воспитанию детей. Они сидят за столом перед родителями....

Конспект родительского собрания . «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

Класс: 3-7Тема: «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»Цели: Раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера», акцентир...

Конспект родительского собрания На тему: « Почему следует приобщать детей к русским классикам литературы"

Цель:  провести с родителями беседу по выбранной темеЗадачи: - провести лекцию по теме              - ознакомить родителей с успев...

Социальный видеоролик для родительского собрания "О любви к детям" к родительскому собранию «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»

Социальный видеоролик для родительского собрания "О любви к детям" к родительскому собранию «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»...


 

Комментарии

Куликова Раиса Валентиновна

Эта разработка родительского собрания поможет обсудить с родителями проблему влияния телевидения на развитие личности младшего школьника, а также на примерах показать, какие опасности таит в себе просмотр отдельных телевизионных передач.