Главные вкладки

    Советы родителям. Гиперактивность младших школьников.
    статья по теме

    Синёва Ольга Геннадьевна
    В этой статье даны практические советы родителям гиперактивного ребёнка. Обязательно надо помнить, что гиперактивность -это не поведенческая проблема,не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovety_roditelyam.docx23.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Советы родителям

    ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

                                                                                        Синёва О.Г., учитель начальных классов

       Не следует любого возбужденного ребёнка относить к гиперактивным.

     Если ребёнок полон энергии, если она бьёт через край, отчего порой малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен.

       Если вы заболтались со своей подругой, а ребёнок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.

       У всякого ребёнка случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребёнок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности.

       Шумный ребёнок – баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства.

       И, наконец, ребёнок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.

     ПРИЗНАКИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

     

       Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в четыре года. Средний возраст при обращении к врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности, целеустремлённости и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

       ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделён на три подтипа: дефицит внимания, гипрактивность, смешанный.

       Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение, по крайней мере, шести месяцев.

     A. Дефицит внимания:

     1. Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.

     2. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.

     3. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.

     4. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.

     5. Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.

     6. Избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения.

     7. Часто теряет вещи, в которых он нуждается.

     8. Легко отвлекается посторонним шумом.

     9. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

     B. Гиперактивность и импульсиность:

     1. При волнении интесивные движения руками или ногами или поеживаниями на стуле.

     2. Должен часто вставать с места.

     3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.

     4. Трудность участвовать в тихих действиях досуга.

     5. Действует, как будто "заведенный".

     6. Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..

     7. Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.

     8. Неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..

     9. Вмешивается в разговор или деятельность других.

     C. Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности.

       Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек - 4:1. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома принимают равной 3—10%.

       Более чем у половины детей, страдавших синдромом нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В примерно 60% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.

     Практические рекомендации родителям и учителям

     гиперактивных детей

     Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.

     В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект.

     Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

     — проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

     — помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;

     - контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

     — не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

     — стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

     — избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;

     - реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

     — повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;

     — не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

     — выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

     — для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

     Изменение психологического микроклимата в семье:

     — уделяйте ребенку достаточно внимания;

     — проводите досуг всей семьей;

     " — не допускайте ссор в присутствии ребенка.

     Организация режима дня и места для занятий:

     — установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;

     — чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

     — снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

     — оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

     — по возможности избегайте больших скоплений людей;

     — помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

     — организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

     4. Специальная поведенческая программа:

     — придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

     - не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

     — чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям:

     — составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

     — воспитывайте в детях навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;  

     — не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

     — постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;

     — не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

     — не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

     — помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;

     — не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

     — объясните гиперактивному ребенку его проблемы и научите с ними справляться.

     Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы.

     Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

     — лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

     — запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры, просмотр телепередач;

     — прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное укладывание в постель);

     — чернильная точка на запястье ребенка («черная метка*), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на скамейке штрафников;

     — удержание в «железных объятиях» (холдинг):

     — внеочередное дежурство по кухне и т.д.

       Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

     — Если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам.

     — Если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответ­ственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например, ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам.

     — Если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок. Общественное осуждение в семье окажет свое воспитательное воздействие.

     — Если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь.

       Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5—10 лет.

     Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.

      Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении.

     Изменение окружения:

     — изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

     — работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;

     — измените режим урока с включением физкультминуток;

     — разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;

     — предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;

     — направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.

     Создание положительной мотивации на успех:

     — введите знаковую систему оценивания;

     — чаще хвалите ребенка;

     — расписание уроков должно быть постоянным;

     — избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

     — используйте приемы проблемного обучения;

     — используйте на уроке элементы игры и соревнования;

     — давайте задания в соответствии со способностями ребенка;

     — большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя выполнение каждого из них;

     — создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;

     - научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;

     — игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

     — стройте процесс обучения на положительных эмоциях; "— помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

     Коррекция негативных форм поведения:

     — способствуйте элиминации агрессии;

     — обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

     — регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

     Регулирование ожиданий:

     — объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро;

     — объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения к гиперактивному ребенку.

       Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.

       Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Советы родителям детей младшего школьного возраста

    Рекомендации психологов, как сделать так, чтобы ребенок гордился своей семьей....

    2016 г. Практические советы родителям гиперактивного ребёнка

    В младших классах школы гиперактивность детей проявляется наиболее ярко. Этот период связан с переходом к ведущей деятельности – учебной. Именно в условиях систематической и длительной работы синдром ...

    Советы родителям гиперактивных детей

    Советы родителям гиперактивных детей...

    Психолого-педагогическая коррекция проявлений синдрома двигательной гиперактивности младших школьников на уроке физической культуры.

    В статье описаны особенности работы на уроках физической культуры с гиперактивными детьми.         Приведены примеры игр, которые могут   использовать в св...

    организация коррекционно-развивающей работы с гиперактивными младшими школьниками

    Методические рекомендации по работе с гиперактивными детьми младшего школьного возраста...

    Программа по коррекции гиперактивности младших школьников

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) на сегодняшний день является одним из самых распространенных заболеваний в современной детской популяции. По данным различных отечественных и зарубеж...