Авторитет родителей в воспитании детей
план-конспект по теме

В работе отражены методы воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtoritet_roditeley_v_vospitanii_detey.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Из глубины веков  пришла к нам утвердившаяся в народной мудрости истина: хорошие дети – честь отца и матери, их достоинство; плохие дети – горе, несчастье, страдания.

В извечном стремлении к отцовству и материнству выражается духовный, нравственный порыв человека, постигнутый им как высшее счастье. Это стремление к тому, чтобы в детях продолжить себя.

Мы хотим, чтобы каждый ребенок вырос хорошим, душевным человеком; чутким, заботливым семьянином; чтобы он был квалифицированным специалистом; чтобы мир его духовных интересов был широк и многообразен; чтобы он был сильным, ловким, красивым.

Однако гражданственность не приходит к человеку сама собой. Её надо воспитывать с детства. А воспитывают её не только хорошими словами, убеждениями, но и своим личным примером. Воспитательное воздействие родительского примера, авторитета бывает особенно сильным.

Родители любят своего ребенка здорового и больного, красивого и уродливого, талантливого и безталантливого. Они всегда поймут его страдания и протянут руку помощи.

Великая сила безграничной материнской любви укрепляет родительскую власть, авторитет матери. Без любви нельзя привить растущему человеку гуманные качества, сердечную щедрость, отзывчивость, чуткость, внимание к людям. Но в медицине есть такой термин: передозировка: целебное средство, если им злоупотреблять действует, как яд. Так и с передозировкой родительской любви, которую мы называем слепой любовью: когда мы не в силах отказать, запретить, строго спросить с ребенка.

  1. АВТОРИТЕТ ЛЮБВИ.

Это самый распространенный вид ложного авторитета. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Такая семья погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят важные мелочи семейного воспитания. Ребенок должен все делать из-за любви к родителям. Дети растут, но «слепая» любовь не превращается в «зрячую». Родители привыкли многое делать за ребенка.

Разве нет таких родителей, которые собирают школьнику учебники, укладывают завтрак, проверяют, если есть в ручке паста, помогают нести портфель. Так с повзрослением ребенка в нем укореняется привычка думать только о себе, он запросто принимает заботу близких, даже считает её обязательной.

Человек, который с детства был только потребителем и не привык ничего давать взамен, вряд ли сможет стать чутким, душевно щедрым и близким. Да и хорошим товарищем, любящим отцом или желанным человеком в коллективе он вряд ли станет. Ведь его учили прежде всего думать о себе, о своих удобствах, своих интересах. Вырастают неискренние и лживые эгоисты. Часто жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

  1. АВТОРИТЕТ ПОДАВЛЕНИЯ.

Таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома. Он всегда рычит, всегда сердит, берется за ремень, каждую вину ребенка отмечает наказанием. Такой отцовский террор держит всю семью в страхе, и вызывает детскую ложь, человеческую трусость, воспитывает в ребенке жестокость.

Грубое слово – отрицательный раздражитель.  Оно сказывается на нервной системе человека и через неё отрицательно влияет почти на все органы и ткани.

Почему же родители, очень оберегая детей от инфекционных и простудных заболеваний, так жестоко относятся к состоянию их нервной системы.

  1. АВТОРИТЕТ  ЧВАНСТВА.

Это особый вид авторитета, более вредный. У каждого гражданина есть свои заслуги. Но некоторые начинают чваниться о своих заслугах, высокомерно относиться к окружающим. В этой атмосфере высокомерия важный папа уже не может разобраться, куда идут его дети, кого он воспитывает.

Встречается такой авторитет и у матерей. Какое-нибудь особенное платье, важное знакомство – все это дает им основание чванства, для отделения от остальных людей и от своих детей.

  1. АВТОРИТЕТ  РЕЗОНЕРСА.

В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того, чтобы ребенку сказать несколько слов, может быть в шутливом тоне, родители усаживают его против себя и начинают скучную и надоедливую речь. Но постоянные разглагольствования родителей, их зудение и болтливость проходят почти бесследно в сознании детей.

  1. АВТОРИТЕТ ДРУЖБЫ.

Часто родители договариваются: наши дети – наши друзья. Отец, мать, сын или дочь должны быть друзьями, но помнить, что родители остаются старшими членами семейного коллектива. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, и  начинают дети воспитывать родителей: грубо с ними разговаривать, поучать их, потешаться над ними. Дружба невозможна без взаимного уважения.

  1. АВТОРИТЕТ ПОДКУПА.

Авторитет подкупа – самый безнравственный  вид авторитета, когда послушание просто подкупается подарками и  обещаниями . Родители не стесняются говорить: «Будешь слушаться – куплю тебе велосипед, часы и т.д.

В семье, возможно, некоторое поощрение, похожее на премирование, но нив коем случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям, за учёбу.

Пример. Один инженер перенес свои взаимоотношения с сыном на твердую финансовую базу, т.е. за отличную отметку по любому предмету платил 50 копеек, за хорошую – 25, за посредственную – ничего, за плохую вычитал 25 копеек.  За посещение кружка этот отец платил сыну рубль, за каждое замечание или случай недостойного поведения вычитал с него 50 копеек.

Инженер считал свою систему «неотразимой». Захочет сын заработать – так должен стараться, думал он. Но вот неожиданно его пригласили в школу. Здесь инженер узнал, что его Петька, не только хулиганит, но окончательно потерял всякое уважение к старшим. Он все время хитрит, обманывает, спекулирует учебниками. Когда ему говорят о чувстве долга, чести, об уважении к коллективу, о любви к труду, он нагло смеется и спрашивает: «А сколько за это платят?»

Ошеломленный результатом действия своей системы, обескураженный отец вернулся домой. На своем столе он увидел записку сына, которая окончательно его сразила: «Папаша, - писал Петька,- довожу до твоего сведения, что сегодня я уступил в трамвае место старушке. Свидетели Мишка и Гришка. По таксе с тебя 50 копеек. Прошу приписать к счету.» (А.О. ПИНТ. «Это вам, родители.»Стр.105).

Подкуп воспитывает людей с торгашеской душой, лживых, эгоистичных, недобросовестных к труду.

Но часто бывает и так, что родители, не думают ни о каком авторитете, живут как-нибудь, как попало и как-нибудь тянут волынку воспитания детей. Сегодня родитель нагремел за пустяк, завтра он признается ребенку в любви, а послезавтра пообещает ему что-нибудь купить, на следующий же день снова накажет, да еще упрекнёт за все свои добрые дела. Такие родители мечутся в полном бессилии, в полном непонимании того, что делают.

Бывает и так, что отец придерживается одного авторитета, а мать – другого. Детям приходится быть дипломатами и научиться лавировать между мамой и папой.

Попробуем взглянуть с воспитательной точки зрения на организацию домашнего труда. Большинство родителей ответят, что живут в

благоустроенных  квартирах и негде приучать детей к труду. А работа по самообслуживанию в основном падает на одного человека – мать или бабушку, если она есть. Заботы женщины об одежде, жилище, питании поглощают всё время после работы, и дети видят в матери человека, который должен обслуживать в семье всех.

Пример. Рассказ одного отца. « Было это как-то вечером, лет 8 тому назад. Мы с сыном сидели на диване, книги читали, прислушиваясь к каждому шороху на лестничной площадке.  Наконец пришла жена.

-Мама, мы очень голодные! – закричал сын.

-Да, да! Мы голодны,- подтвердил и я.

-И я хочу есть,- сказала наша мама. Взяв книгу, села рядом с нами на диван и углубилась в чтение.

Ошеломленные, мы приумолкли. Я взглянул на лицо жены, бледное, усталое, полное решимости нас устыдить, и вдруг увидел себя в этот момент со стороны.

-А ведь, действительно, сынок, мы выглядим с тобой не очень красиво. Пойдемте-ка на кухню все вместе,- предложил я.

Вот с того вечера и распределили мы все домашние «бабьи» дела на троих. Конечно,  далеко не сразу всё пошло гладко…немало мы поели засушенной картошки и подгорелых супов… «Непредвиденные» общественные дела вдруг слишком часто стали задерживать сына в школе. Многое было. Но соревнование в том, кто быстрее научиться готовить то или иное блюдо так же вкусно, как мама, прибрать в квартире так же хорошо, как мама,  между нами уже не прекращалось. Мы в него вносили много шуток, связывали с новыми семейными традициями. Приучаясь ежедневно выполнять свою долю домашнего труда по самообслуживанию, я приучил постепенно к этому и сына.» (А.О. ПИНТ. «Это вам, родители.»Стр. 114).

Приучать, упражнять – это очень не простое дело, потому что оно требует постоянных длительных усилий.

Необходимо так организовать жизнь детей, а, следовательно, и всей семьи,  чтобы практически стала возможна беспрерывная, систематическая

тренировка  в действиях и поступках.

Но еще чаще встают дети на кривую дорожку жизни или  вырастают с надломом в характере по вине плохих отцов. Негласная статистика педагогов показывает, что самый большой процент школьников умственно отсталых, недисциплинированных, безнадзорных, запуганных, совершающих хулиганские поступки составляют дети отцов – алкоголиков.

Отец – пьяница! С педагогической точки зрения, это преступник, отравляющий страшным ядом душу своих детей, отнявший у них детство.

«…Кончилось моё детство. Рано кончилось, потому что вышел я на этот двор не просто Колей Бочарниковым, а сыном пьяницы, человека, который не считается человеком. Мне всегда было стыдно…всегда; всегда; вчера отца моего нашли во дворе, в луже, и он долго увеселял других, прежде чем под общий хохот его доставили домой; позавчера мой отец выпрашивал у всех деньги на водку…» так говорит один из героев пьесы К.Финна «Ошибка Анны». Так могут сказать все дети отцов – пьяниц. (А.О. ПИНТ. «Это вам, родители.»Стр. 10).

Бой с пьянством – это нелегкий бой, но мы должны выиграть его, ибо это бой за наших детей.

Есть у нас ещё одна категория плохих отцов: отцы, которые оставляют своих детей ради новой любви. Уход отца из семьи – это всегда тяжелая травма для детей. Тоска по близкому, любимому человеку, оскорбленное самолюбие, пусть ложный, но стыд перед окружающими за то, что брошен, как вещь, которая оказалось ненужной, жалость к матери или злость за неё – такие сильные недетские переживания вызывают у детей самую различную реакцию. Одни замыкаются, другие ожесточаются, третьи забрасывают учёбу.

В характере детей, обиженных и оскорбленных самым близким родным человеком появляется подозрительность, грубость, мстительность, лживость, часто они теряют веру в людей, в себя, в настоящую, глубокую, верную, большую любовь.

Отцы! Задумайтесь над этим, попробуйте поставить себя на место

своего покинутого ребенка, который долгое время видел в Вас опору, своего  защитника.

Если же разрыв с его матерью неизбежен, нужно сделать всё, чтобы последствия жизненной ошибки были менее болезненными для сына или дочери, чтобы дети продолжали чувствовать в той или иной форме отцовское влияние и заботу.

Счастливое детство немыслимо без отцовского активного и мудрого участия в делах семьи. Отец в семье, по мысли Сухомлинского, это строгость и требовательность, справедливость и мудрость. Часто  Василий Александрович  беседовал с отцами, стараясь показать, как много в нравственном развитии ребенка, в отношении его к труду, к людям зависит от него – отца. Добрый совет могли получить здесь отцы от таких же, как они сами, отцов, односельчан. При родительском комитете школы был создан  совет отцов. Строго, по-мужски здесь разговаривали с отцами, которые, мягко говоря, не служили нравственным примером для своих детей.

В ЧЁМ ЖЕ НАСТОЯЩИЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ?

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.

Если родители честно и разумно трудятся, если в их жизни поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами дают себе полный отчет о своих действиях и поступках, это значит, что у родителей есть настоящий родительский авторитет.

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. Иногда нужно давать детям выбраться самому из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и решать сложные вопросы.

Нужно делать так, чтобы ребенок видел Вашу настороженность,

внимание и доверие к его силам.

Линия ответственности является важной линией родительского авторитета. Ребенок должен знать, что Вы отвечаете не только за самого себя, но и за него перед обществом. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования.

В некоторых случаях требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражения.

Обращение Макаренко к отцам: «Вы не только гражданин. Вы ещё и отец. И родительское ваше дело вы должны выполнять как можно лучше. И прежде всего вы должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, что не любит, чего не хочет и чего хочет ваш ребенок. Вы должны знать: с кем он дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе, к учителю, какие у него затруднения, как он ведёт себя в классе. Все это вы должны знать, знать всегда, с самых малых лет вашего ребенка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.

  1. Наказание – принуждение.
  2. Наставление.
  3. Поощрение.

Все метода надо применять разумно и подводить под них убеждение.

РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего детства.
  2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая не позволит ему теряться в незнакомых ситуациях.
  3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.
  4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
  5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.
  6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.
  7. Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений.
  8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.
  9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.
  10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения.
  11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
  12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
  13. Систематически приучайте ребенка к самостоятельному труду.
  14. Вовлекая ребенка в трудовую деятельность, учитывайте его возраст.
  15. Вырабатывайте ответственность за выполненную работу.
  16. Продумайте для ребенка постоянное трудовое задание.
  17. Проявляйте внимание к труду ребенка, постоянно разъясняйте, показывайте, как правильно выполнять работу.
  18. Не забывайте, что прежде чем требовать аккуратного выполнения работы, нужно научить этому.
  19. Учите ребенка уважительно и бережно относится к труду старших, ценить его.
  20. Давайте детям посильные задания, не перегружайте их.
  21. Поддерживайте у ребенка чувство удовлетворения от выполненной работы.
  22. Тактично оценивайте труд детей, поощряйте их трудовые усилия.
  23. Не наказывайте детей трудом, чтобы не вызвать негативного отношения к нему.
  24. Чаще рассказывайте детям о своей работе, о работе своих товарищей.

  1.  Старайтесь найти в ребенке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать.
  2. Знайте, что ребенку тогда интересно с Вами, когда Вам интересно с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный материал "Памятки родителям" по воспитанию детей для родительского собрания

" Памятки родителям" , которые классный руководитель начальной школы( можно  среднего звена) может раздать на родительском собрании каждому родителю, чтобы ими были пересмотрены взгляды  в в...

Советы родителям по воспитанию детей.

Несколько ценных  советов для родителй по воспитанию детей - в виде памятки....

Рекомендации для родителей Советы родителям в воспитании детей младшего школьного возраста

                       Рекомендации для родителейСоветы родителям в воспитании детей младшего школьного возраста...

Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей

Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомтесь со следующими полезными советами и рекомендациями....

Советы родителям «Авторитет родителей – средство воспитания высоких нравственных норм поведения учащихся»

Статья, которая поднимает вопрос  воспитания  у детей уважения к родителям, вопрос  о родительском авторитете....