Виды родительского авторитета
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Иванова Оксана Валентиновна

В семейном воспитании часто упоминается о родительском авторитете. В данной статье показана одна из классификаций видов родительского авторитета.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_avtoritet.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ

В семейной педагогике существует описание ложных форм родительского авторитета, которое для родителей является подсказкой «куда не  надо ходить». Ложные формы авторитета можно условно разделить на две группы: авторитет «кнута» и авторитет «пряника».

Силовые формы авторитета:

Авторитет подавления. Это самый неприятный вид авторитета хотя и не самый вредный. Если родитель каждую вину ребёнка отмечает наказанием, – то это и есть авторитет подавления. Такой террор держит в страхе не только детей, но и другого родителя. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что способствует развитию неполноценности у второго супруга. Он вызывает детскую ложь и неуверенность в себе, и в то же время может воспитывать в ребенке жестокость.

Авторитет назидания. В такой семье ребенка «лечат» назиданиями и поучениями. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным. Дети привыкают к нравоучениям и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей. Неуважение и недоверие к родительскому слову нередко приводит к открытой конфронтации между родителями и детьми или к отстраненным отношениям.

«Пряничные» формы авторитета.

Авторитет демонстративной любви. Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям. Ни для кого не секрет, что демонстративная любовь не всегда искренна. В таких семьях нередко растут циничные, расчетливые, неискренние дети.

Авторитет подкупа. Хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью,  где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону. В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, приспосабливаются к ситуации.

Авторитет доброты. В этом случае детское послушание тоже организуется через детскую симпатию, но вызывается уступчивостью и мягкостью родителей. Они все разрешают, не наказывают, не скупятся – они пытаются быть замечательными родителями. Такой авторитет не выдерживает конфликтных ситуаций – семейный мир достигается любой ценой. Дети в такой семье быстро начинают чувствовать себя этакими «царьками», командовать родителями и страдать от собственных бесконечно возрастающих требований, т.к. родительское попустительство открывает широкий простор для детских капризов. В запущенной ситуации попытка родителей изменить стиль отношений на более авторитетный приводит к расцвету детских манипуляций.

Авторитет дружбы. Желание родителей видеть друзей в лице своих детей не имеет ничего плохого. Но, чтобы ребенок смог стать настоящим другом, необходимо пройти ряд стадий детско-родительских отношений. Как говорили в старину: «сначала ребенок – царь, потом – слуга, а уже к подростковому возрасту – друг». Авторитетное старшинство  родителей помогает семейному кораблю прочно держаться на плаву. А панибратство в отношениях может разрушить взаимное уважение в тот период развития ребенка, когда он еще не умеет отвечать за настоящие дружеские отношения.

Адекватные формы авторитета.

Авторитет помощи, ответственного, заботливого и внимательного руководства со стороны родителей помогает растущему ребенку ориентироваться в сложной системе человеческих отношений, а также осознавать и формировать свое место в жизни. Забота и ответственность являются важными составляющими такого родительского авторитета. Ребенку полезно понимать, что родители отвечают не только за себя, но и за него перед обществом. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях требование должно быть выражено в самой четкой форме, не допускающей сомнений. Но такое требование может быть сделано с пользой только, если авторитет помощи и ответственности уже создан в представлении ребёнка.

Авторитет знания обязательно ведет к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как правильно поступить и нуждается в совете и помощи. Эта помощь может быть оказана в виде игры, активного вмешательства в ситуацию, защиты, поддержки, доверительного наблюдения, шутки, совета, а иногда даже требования. Внимательные родители могут почувствовать, что в каждом конкретном случае необходимо ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важное для родителей. Роль и виды родительского авторитета.

Важное для родителей. Роль и виды родительского авторитета....

Родительское собрание "Родительский авторитет и его влияние на развитие личности ребёнка"

Архив содержит конспект родительского собрания и презентацию, сопровождающую его....

Родительское собрание «Родительский авторитет в воспитании ребенка»

Родительское собрание «Родительский авторитет в воспитании ребенка» Законы общения с детьми, тесты, памятка для родителей....

Родительский всеобуч по теме: «Родительский авторитет и особенности общения с ребенком в семье»

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.Задачи:          обобщить знания родителей об и...

Беседа на родительском собрании "Родительский авторитет"

Беседа "Родительский авторитет" может применяться учителями начальных классов....

Беседа на родительском собрании в начальных классах "О родительском авторитете"

Беседа на родительском собрании в начальных классах "О родительском авторитете"...

Родительское собрание "Родительский авторитет и особенности общения с ребенком в семье"

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.Задачи:          обобщить знания родителей об и...