памятки для родителей
материал (1 класс) по теме

Кусакина Елена Павловна

Пальчиковая гимнастика; Памятка родителю от ребенка; Первый раз в первый класс; Ребенок идет в школу; Творческое развитие ребенка; Рекомендации родителям первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

  Пальчиковая гимнастика         предназначена для того, чтобы помочь поставить детям правильный почерк. Ее упражнения  дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять напряжение. Но это еще не вся польза, какую приносит пальчиковая  гимнастика. Дело в том, что  на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается  на самочувствии. Улучшает работу мозга. Регулярные занятия по предложенной системе будут способствовать поддержанию хорошего тонуса. Вот некоторые рекомендации для выполнения  гимнастики:

1) после каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);

2) пальцы лучше загружать равномерно;

3)поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие она может быть использована на уроках русского языка, математики,  чтения,  труда и физкультуры.

 На уроках математики и чтения фокус внимания следует перенести с разминки пальцев и ладоней  на их массаж, т.е. здесь лучше выбирать упражнения на различные  растирания и на статическое напряжение. Хотя конечно не стоит пренебрегать и остальными  упражнениями.  

  1. Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Дети вытягивают руки вперед. Сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнения несколько раз 

  1. Ежик топал по дорожке.

И грибочки нес в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.               

Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой  потом на правой руке. В конце упражнения  руки у них должны быть  сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

  1. Две веселые лягушки

     Ни минуты не сидят.

     Ловко прыгают подружки.

     Только брызги вверх летят.

Дети вытягивают руки вперед, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают.  Повторяют упражнение несколько раз.

4. Дружно пальчики сгибаем,

    Крепко кулачки сожмем.

    Раз,  два,   три, четыре, пять –

    Начинаем разгибать.

Дети вытягивают руки вперед. Сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.

  1.  Только уставать начнем,

     Сразу пальцы разожмем,

Мы пошире их раздвинем,.

Посильнее напряжем.

Дети вытягивают руки вперед, растопыривают пальцы, напрягают их как можно сильнее,   а затем  расслабляют, опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют четверостишие несколько раз.

  1. Наши пальчики сплетем

И соединим ладошки.

А потом как только можем

Крепко - накрепко сожмем.

Дети сплетают пальцы. Соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее.  Потом опускают руки и слегка трясут ими.

Повторяют упражнение несколько раз.  

7.   Пальцы вытянулись дружно,

      А теперь сцепить их нужно.

     Кто из пальчиков сильнее?

     Кто других сожмет быстрее?

Дети сцепляют выпрямленные пальцы обеих рук (без большого)  и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.  

8.Наши пальцы сжались тесно.

  Что такое?   Интересно!

  Видно им прохладно стало.

  Их укроем одеялом.    

Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка ими трясут. Повторяют упражнение несколько раз.

  9. Мы наши пальчики сплели

      И вытянули ручки.

      Ну, а теперь мы от Земли

      Отталкиваем ручки.  

Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянуться как можно выше.

  1. Пальцы -  маленький отряд –

         Бодро выстроились в ряд.

         Все из нашего полка

         Достают до потолка.        

Упражнение выполняют стоя. Дети поднимают руки над головой и тянутся вверх, вытягивают пальцы.      

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

МС(К)ОУ №128

Снежинск



Предварительный просмотр:

  1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашивая. Я просто испытываю вас.
  2. Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной: это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  4. Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить: это ослабит мою веру в вас.
  5. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и нытиком.
  7. Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать

    для себя сам. Я могу продолжать

использовать вас в качестве прислуги.

  1. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно, с глазу на глаз.
  2. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня останется мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее.
  3. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  4. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
  5. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете

 это делать, то я буду вынужден           защищаться, притворяясь

глупым.

  1. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.
  2. Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  3. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  4. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.
  5. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
  6. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
  1. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и неповторимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.
  2. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  3. Не забывайте, что я не могу развиваться без внимания и ободрения.
  4. Относитесь ко мне так же, как относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
  5. И, кроме того, я вас так сильно люблю. Пожалуйста, ответьте мне тем же. 

Памятка родителю от ребенка

МС(К)ОУ №128

г. Снежинск

        



Предварительный просмотр:

Уважаемая мама!

 Уважаемый папа!

Если у вас в семье растет будущий первоклассник, то это обращение  к Вам.

Каких учеников ждут в первом классе?

Попробуем в этом разобраться.

Прежде всего, школа хочет видеть здоровых учеников. Здоровье – состояние полного физического, психологического, социального благополучия.

  1. Большинство учебных программ рассчитаны на учеников 1,2,3 группы здоровья.

  1. Особое внимание обратите на развитие тонкой моторики руки (степень нажима ручки, карандаша, аккуратность проведения линий; следите за тем, как ребенок держит карандаш, ложку во время еды).

Рекомендации: больше рисовать, разукрашивать, штриховать, работать с мозаикой, конструктором, вырезать мелкие детали из бумаги.

  1. Для успешного обучения ребенка, в семье необходимо создать спокойную и доброжелательную обстановку. Если у вашего ребенка: заикание, речь с запинками, чрезмерная замкнутость, частое моргание, энурез, ребенок грызет ручку, ногти, то Вам необходимо обратиться к невропатологу.

  1. Одно из главных требований к будущему первокласснику – активность и самостоятельность (не делать за детей то, что они могут сделать сами).

  1. Серьезные требования предъявляются к развитию мышления (умение обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать).

  1. Ребенок должен уметь  управлять своей памятью (запоминать и воспроизводить.

  1. Внимание первоклассника должно быть таким, чтобы с учетом небольших пауз в течении урока, ученик сохранял рабочий темп 30-40 минут.

  1. Заканчивая ДОУ, будущий первоклассник должен уметь связно излагать свои идеи, уметь доказывать свои мысли, иметь достаточный словарный запас, помогающий грамотно строить свою речь.
  2. Обратите внимание на то, как ребенок умеет устанавливать межличностные отношения с детьми и взрослыми, т.е. умение общаться.

  1. Ребенок должен иметь позитивную систему мнений о самом себе и устойчивую самооценку «Я-хороший».

  1. Успешное обучение невозможно без развития мотивационной сферы, т.е. будущий первоклассник должен понимать: «Почему нужно хорошо учиться в школе?»

  1. Если ваш ребенок не выговаривает звуки, то необходимо обратиться к логопеду. Недоученный ребенок будет испытывать больше трудностей  в обучении.

Помните!

 Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе уже сегодня – это значит быть готовым всему этому научиться.

Первый раз в первый класс

МС(К)ОУ №128

г. Снежинск



Предварительный просмотр:

Ребенок склонен к точным наукам, если он:

  1. Проводит много времени за разгадыванием головоломок, легко отгадывает загадки и отвечает на вопросы викторины, требующие быстрой реакции и сообразительности, без запинки отвечает на любой вопрос, касающийся математических действий, доступных детям его возраста.
  2. С удовольствием играет в такие игры, как шахматы, шашки и другие, требующие трезвого расчета, умения просчитать ситуацию на несколько ходов вперед.
  3. Охотно строит башни из кубиков, дома, мосты и другие предметы из конструктора, с легкостью разбирается в чертежах, планах и пояснениях, данных в виде рисунков.
  4. Целеустремлен, всегда знает, чего хочет, не колеблется при выборе, может объяснить причины своих действий и поступков, аргументирует свои желания и легко делает выводы из поступков других людей относительно их слабостей, стремлений и предпочтений.
  5. Аккуратен. Даже если, на взгляд взрослых, в его игровом уголке свалка (хотя это и редкость для таких детей), ребенок прекрасно знает, где что лежит. Никогда не ищет свои вещи, отлично помня, где их оставил, часто успешно помогая взрослым в поиске «пропавших» мелочей.
  6. Не тратит много времени на выражение чувств, не слишком эмоционален (это относится и к девочкам). Эмоциям предпочитает действия, поцелуям и радостным приветствиям – короткое крепкое объятие и выразительный взгляд, улыбку. Не любит сидеть на коленях у взрослых.
  7. Фразы и предложения четкие, состоят из 3-4 слов. Не склонен подробно описывать, что видел или слышал, ограничиваясь несколькими фразами. С трудом можно заставить передать свои впечатления от фильма, книги, спектакля: «понравилось» или «не понравилось» - обычно единственная оценка. Изредка может добавить 1-2 аргумента, но не больше.
  8. Уже с ранних лет строит большие планы и старается им следовать, все любит делать «как задумано», любые внезапные действия и происшествия выбивают его из колеи. Если о ком-то сложил  определенное мнение, трудно переубедить относиться к человеку по-иному. Может раздражаться, если видит, как кто-то, по его мнению, поступает неправильно.
  9. Упрям, критичен, любит выносить оценку поступкам и работе других, сам критику воспринимает с трудом, только при условии, если она аргументирована, и он согласен с некоторыми доводами. В противном случае убедить его в неверности тех или иных поступков невозможно.

     Ребенок – гуманитарий, если он:

  1. Очень любит слушать сказки и читать книжки. Может слушать много раз уже знакомую историю, с замиранием сердца ждет страшной развязки, даже если рассказ знает наизусть.
  2. С охотой включается в такие игры, как «расскажи сказку на определенную тему» или «продолжи за мной рассказ». Часто «выдает» неожиданные версии, истории, придумывает оригинальные развязки и сюжеты.
  3. Может сходу включиться в игру, в которую играют другие дети, даже не зная правил. Часто придумывает новые правила для старых знакомых игр.
  4. Большой фантазер. Способен сочинить совершенно невероятную историю о себе, о знакомых, о героях книг и фильмов, придумать им новые приключения и потом, поверив собственным словам, продолжать пересказывать новую версию.
  5. При наличии младших (а иногда и старших) братьев и сестер – незаменимый «сказочник». Может увлечь своими историями группу детей, популярен в компании сверстников.
  6. Обычно не расстраивается из-за грустного окончания книг и фильмов, а придумывает для собственного успокоения и развлечения других детей свой финал, где герои поступают согласно его представлениям о справедливости и счастье.
  7. Доверчив, его легко можно заставить принять любую, самую неправдоподобную историю, если рассказана она человеком, чье мнение он считает весомым.
  8. Построив из конструктора или кубиков дом, башню, замок, сочиняет целые истории про их обитателей. Все игрушки имеют имена и названия. В игровом уголке ребенка, как в настоящем городе, есть свои улицы, площади и дома.
  9. Использует любой рисунок, картинку в книге, предмет домашнего обихода как повод к очередному фантастическому описании.
  10. Отличается развитой речью, знает много слов и пользуется сложными речевыми оборотами. Ребенок легко воспринимает и с удовольствием использует новые для него понятия, вставляя их в свои рассказы.
  11. Эмоционален, ласков, предпочитает тесный контакт с родителями – объятия, поглаживания, поцелуи принимает с большой радостью, сам стремится часто прикоснуться к маме, бабушке, отцу.
  12. Часто не реагирует на замечания, находясь в своем выдуманном, воображаемом мире, не в силах быстро перенестись в реальность.
  13. Свободно и легко запоминает разные тексты, даже больших объемов, легко учит иностранные слова.
  14. Не любит действовать «по плану», предпочитает спонтанность, обожает, когда что-то происходит неожиданно: сюрпризы, по его мнению, самое интересное в жизни.
  15. Его нельзя назвать аккуратным, хотя он искренне старается наводить порядок в своих игрушках.

Ребенок – человек искусства,

если он:

  1. Не расстается с карандашами, красками, фломастерами, стремится зарисовать  буквально все – впечатления от мультфильма, прочитанной взрослыми книжки, услышанной истории, изображает друзей и знакомых. Может изобразить пришедших в гости взрослых.
  2. Любит показывать разные сценки из жизни, «передразнивает» слова и поступки окружающих, с удивительной точностью пародирует их интонацию, жесты, выражения лиц. Предпочитает показывать или рисовать что-либо, чем описывать то же самое словами.
  3. Что-то мастерить, лепить, шить из кусочков, складывать из мозаики разные картины и узоры – любимое занятие.
  4. Очень любит музыку, живо реагирует на нее. Необыкновенно эмоционален и впечатлителен, очень развито воображение. У него может испортиться настроение от громких резких звуков музыки, от темных или «кричащих» обоев.
  5. Если при нем рассказали какую-то страшную историю, с трудом засыпает ночью. Нередки кошмары, плохо переносит ссоры окружающих, нервничает, может расплакаться, когда слышит раздраженные голоса близких, крики.
  6. Не любит истории с «плохим концом», расстраивается, если слышит грустную песню, стихотворение.
  7. Нуждается в постоянном одобрении своих действий, от критики расстраивается, не находит себе места, старается уничтожить или переделать раскритикованную работу или поделку.
  8. Часты перепады настроения, может заливисто смеяться и через пять минут вспылить, расплакаться. Легко возбудим, легко дает обещания и так же легко их забывает.
  9. Речь развита, но говорит неровно – то торопливо, сбивчиво, проглатывая слоги и отдельные буквы, то вдумчиво, рассудительно и плавно, четко выговаривая слова. Подобные перемены обусловлены обилием информации и впечатлений.
  10. Может подолгу переживать и драматизировать события, легко попадает под влияние более сильных и волевых детей.
  11. Нередко застенчив, не любит находиться на публике, в центре внимания других людей. Но есть и другой тип детей, стремящихся всегда быть на виду. Для таких присутствие посторонних – возможность проявить себя, продемонстрировать свои способности.
  12. Третий тип – это те, кто сосредоточен на себе, своем внутреннем мире. Такие дети часто молчаливы, неэмоциональны, предпочитают одиночество, компании сверстников их не прельщают. С другими детьми сходятся с трудом. Мечтатели и выдумщики.
  13. Иногда находят благодарных слушателей среди компании одногодков, поверяют им свои мечты и истории, при этом следят за реакцией. Если видят, что их не воспринимают всерьез, способны замкнуться. Требуют от родителей и близких особо деликатного и тактичного отношения.

Ребенок идет в школу

   

         

МС(К)ОУ №128



Предварительный просмотр:

  1. Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

  1. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

  1. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.

  1. Сделайте стенд, где ребенок сможет показывать свои работы..

  1. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом.

  1. Покажите ребенку, что его любят и понимают таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.

  1. Поручите своему ребенку посильные дела и заботы.

  1. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

  1. Помогайте ему улучшать результаты его работы.

  1. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
  2. Помогайте ребенку общаться с детьми из разных культурных слоев.

  1. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.

  1. Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

  1. Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

  1. Снабжайте ребенка книгами и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.

  1. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать.

  1. Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.

  1. С вниманием относитесь к его потребностям.
  2. Каждый день находите время,  чтобы побыть с ребенком наедине.

  1. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
  2. Приучайте его к регулярному чтению с малых  лет.

  1. С вниманием относитесь к его потребностям.

  1. Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.

  1. Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел

  1. Не дразните ребенка за ошибки. Хвалите за любые успехи.

  1. Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

  1. Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.

  1. Не запрещайте ребенку играть с разным хламом,   это стимулирует его воображение.

  1. Побуждайте ребенка находить проблемы и потом решать их.

  1. Будьте честными в оценке своих чувств  к  ребенку.

  1. Не ограничивайте темы, обсуждаемые с ребенком.  Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и  нести от ветственность за них.

  1. Помогайте ребенку стать личностью.

  1. Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.

  1. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

  1. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

  1. Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.

  1. Никогда не «отмахивайтесь» от неудач ребенка, говоря ему:

   "Я этого тоже не умею".

  1. Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в пози тивном конечном результате.

  1. Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируй те процесс развития.

   

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА

МС(К)ОУ №128

г. Снежинск



Предварительный просмотр:

  ДЕТИ      УЧАТСЯ

   Если ребенок

        растет в критике,

                      он учиться осуждать.

    Если ребенок

                  растет во враждебности,                      

         он учиться бороться.

 

       Если ребенок

                  растет в жалости,  

  он учится жалеть себя.

    Если ребенок

                   растет среди насмешек,   он учиться быть замкнутым.

      Если ребенок растет в ревности, он учится завидовать.

      Если ребенок растет с        чувством стыда,

        он учиться быть виноватым.

ЖИТЬ…

 

Если ребенок растет

                 в атмосфере поддержки,   он учится быть надежным.

    Если ребенок растет

 в обстановке терпимости,

      он учится быть терпеливым.

   Если ребенок растет

         в похвале,

         он учится быть признательным.

    Если ребенок растет

                  в атмосфере одобрения,                 он учится нравиться себе.

     

 Если ребенок растет

                    в     сочувствии,

        он учится быть                великодушным.        

     

      Если ребенок растет

       в честности

                          и справедливости, он учиться различать

                      добро и зло.

 

       Если ребенок  живет в вере,

 он учится верить в себя и окружающих.

      Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что

МИР – ЭТО ПРЕКРАСНОЕ МЕСТО!

АНКЕТА для самоанализа.

Чтобы лучше понять своего ребенка ответьте на следующие вопросы.

1.Какой (каким?) меня видит мой сын (дочь)?

2.Чувствует ли он, что я его люблю?

3.Считает ли он, что я   его понимаю?

4.Есть ли у него основания считать меня справедливым человеком и отзывчивым?

5.Нравится ли ему, как я с ним говорю?

6.Хотел бы  я, чтоб он говорил со мной как я с ним?

7.Если я,  когда мы ссоримся,  чувствую обиду, злость, то,  что чувствует он ко мне?

8.Хотел бы я, чтобы меня воспитывали так, как я его?

9.Каких тем я избегаю в разговоре с ним?

10. Не  чувствует ли он себя одиноким, непонятым?

11.От  чего он страдает? Знаю ли я об этих страданиях или даже не догадываюсь?

12.Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие,  которым мы оба занимались бы

с удовольствием?

ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ…

     

МС(К)ОУ №128



Предварительный просмотр:

ВРЕМЯ И УСИЛИЯ

Если физиологическая адаптация протекает как бы автоматически, то с социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе: она представляет собой процесс активного приспособления. Когда мы говорим об адаптации ребенка к школе, следует помнить, что процесс этот не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально-психологическую ситуацию, не только «встроиться в нее», но и ее «пристроить к себе». Да ведь и учителю необходимо адаптироваться к ситуации взаимодействия с новыми для него учениками.
Процесс «притирки» друг к другу продолжается достаточно долго, но учителю легче — и не только потому, что он взрослее и мудрее, но и потому, что он имеет существенное влияние на процесс адаптации.
Что же от него требуется?

ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ

Именно в первом полугодии первого года обучения процесс адаптации ребенка проявляется в напряжении всех функциональных систем его организма. В этот период наиболее яркими признаками сложно протекающей адаптации, которые легко заметить и учителю и родителям, являются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Перечисленные признаки, а также снижение массы тела свидетельствуют о неблагоприятных изменениях в здоровье первоклассника, вызванных неуклонно нарастающим утомлением и переутомлением.
Одновременно с этим ухудшаются показатели работоспособности, появляются жалобы на усталость, сонливость, головные боли. Утомление приводит также к значительному снижению артериального давления у первоклассников, а переутомление может обернуться повышением давления, появлением шумов в сердце, нарушениями нервно-психического здоровья.
Ухудшение нервно-психического состояния детей также наиболее выражено в первом полугодии. Специальные исследования показывают, что именно в этот период число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14–16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%. Наиболее тяжелы для ребенка первые 6–9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как время «острой адаптации». Но и спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные трудности.

УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ

А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины. Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль. Систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

          ДРУЖЕСКАЯ АТМОСФЕРА

Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
Используя игровые психологические методики и психотехнические упражнения, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. В процессе обучения ребенок постигает науку общения с другими детьми, знакомится с правилами поведения в школе, осознает необходимость следовать определенным нормам взаимоотношений со сверстниками и учителем.
Дети учатся сдерживать свои импульсивные желания, агрессивность или излишнюю активность. В то же время учитель может объяснить им, как можно «выплеснуть» избыток энергии без вреда для окружающих и как отдыхать и полностью восстанавливать силы после учебной деятельности.

ОБСУЖДАЙТЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ

В первый месяц обучения в школе помимо выполнения специальных упражнений учителю следует не единожды обращаться к обсуждению с первоклассниками следующих вопросов:

  1. Что изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу?
  2. Что значит быть школьником?
  3. Зачем нужно учиться?
  4. Что такое правила и принципы школьной жизни?
  5. Где в школе находятся: наш класс, столовая, библиотека, туалеты, кабинет врача и т.д.?
  6. Как себя вести на уроках и на переменах?
  7. Как готовиться к урокам?
  8. Как работать с учебниками?
  9. Каким должно быть мое рабочее место дома?

АДАПТАЦИЯ

  К  ШКОЛЕ

МС(К)ОУ №128

Снежинск

2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Поведение - это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!  Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Памятка для родителей "Правила речевого поведения родителей по предупреждению нарушения произношения у дошкольников"

Полезный материал для родителей ребят из подготовительной группы детского сада....

Памятка для родителей «Ваш ребенок — первоклассник», анкета для родителей.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Памятка поможет родителям первоклассников  в некоторых вопросах воспитания детей....

Рекомендация для родителей первоклассника "Памятка для родителей"

Памятка разработана для родителей учащихся 1 класса с целью помочь своему  ребёнку адаптироваться к условиям обучения в школе....