Общее родительское собрание. Готовность к обучению. Что нужно знать родителям?
методическая разработка (1 класс) по теме

Мордовина Марина Ивановна

В работе представлена методическая разработка плана – конспекта родительского собрания в начальной школе.

Автор предлагает тест “Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?” , даёт описание видов готовности к школе, а также

рекомендации родителям  «Как подготовить ребёнка к школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_itogovaya_kontrolnaya_rabota.rar20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка плана – конспекта родительского собрания в начальной школе

Тема выступления: «Готовность к обучению: что нужно знать родителям?»

 Цель: сообщить родителям знания по проблеме подготовки ребёнка к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.

Предварительная работа:

  1. Приготовить приглашения на собрание.
  2. Провести анкетирование на тему «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?».
  3. Подготовить рекомендации родителям «Как подготовить ребёнка к школе».

План – конспект выступления.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о наших детях и о проблемах, которые нас волнуют. Дети очень быстро растут. И вот ваш ребёнок уже стал большим, скоро пойдёт в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребёнка: резко меняется весь образ его жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни – учёба, образовательная деятельность. Он отвечает за неё перед учителем, школой, семьёй. Усвоение знаний становится основной целью.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками. 

Каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был бы как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе?

Мы предлагаем Вам небольшой тест.

Тест “Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?”

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают   детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.

Занесите свои ответы в таблицу:
если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

1

2

3

4

5

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/

Результаты тестирования:

  1. до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
  2. 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
  3. 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться детским психологом.

      А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах

          получено 2 или 3 крестика.

  1. 1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
  2. 2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
  3. 3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
  4. 4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
  5. 5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.

Выделяются разные виды готовности к школе:

  1. Физиологическая готовность: уровень развития основных функциональных систем организма ребёнка, состояние здоровья.
  2. Социальная готовность: готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе.
  3. Психологическая готовность.

Оценивая уровень физиологической готовности будущего ученика, важно обратить внимание на наличие следующих факторов в истории развития ребёнка:

  1. беременность и роды протекали с осложнениями;
  2. ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
  3. ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
  4. ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
  5. вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

При наличии факторов риска необходимо дополнительное обследование ребёнка для принятия решения о сроках начала обучения и выборе учебной программы.

Социальная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

    Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

    В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Для оценки уровня социальной готовности к школьному обучению необходимо учитывать уровень развития самосознания дошкольника. Это система представлений, образов и оценок человека, относящихся к самому себе. В самосознании выделяют две составляющие: содержательную (кто я?) – знания и представления о себе и оценочную (какой я?)

Для получения информации об уровне развития представлений ребёнка о себе и своём окружении предлагаем Вам вопросы для беседы с ребёнком:

1)Как тебя зовут?

2)Сколько тебе лет?

3)Как зовут твоих родителей?

4)Как называется город, где ты живёшь?

5)Каких ты знаешь домашних животных? Каких диких?

6)В какое время года на деревьях появляются листья?

7)Что остаётся на земле после дождя?

8)Чем отличается день от ночи?

9)Хочешь ли ты идти в школу?

10)Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

11)Как, по – твоему, лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?

Чем больше правильных ответов, чем подробнее их аргументация, тем выше уровень информированности ребёнка, запас его знаний.

Что касается оценочной составляющей самосознания ребёнка 6-7 лет, то большинство детей характеризуются завышенной оценкой себя. Дети с недостаточным уровнем самосознания говорят о том, что они самые лучшие и что все остальные считают так же. Дети с более развитым самосознанием также оценивают себя положительно, но они обдумывают и могут аргументировать свой выбор. Особого внимания заслуживают дошкольники, которые сами считают себя «плохими» и говорят о том, что именно так их оценивают взрослые. Такое поведение может быть признаком личностного неблагополучия и требует дополнительного наблюдения за ребёнком.

Психологическая готовность к школьному обучению – это готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования. Это есть не что иное, как готовность к учебной деятельности. В структуре психологической готовности три компонента:

  1. мотив (желание учиться);
  2. цель (осознанность, для чего это необходимо);
  3. навыки, достаточные для овладения учебной деятельностью.

Многие родители считают, что если ребенок умеет читать и считать, он готов к обучению. Чтение и счет – это учебные умения, которые ребенок приобретает в ходе обучения. Бесспорно, беглое чтение, осознанный счет положительно скажутся на обучении, но важно, чтобы у будущего первоклассника была сформирована мотивационная готовность: выраженное желание учиться, узнавать новое – Ваш ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснения от взрослых. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Помимо этого у будущего школьника должна быть развита волевая сфера:

  1. умение планировать свои действия;
  2. способность напряженно трудиться;
  3. умение управлять своим поведением;

Что делать взрослому, чтобы сформировать у ребенка волевую готовность к школе?

  1. ставить перед ребенком такую цель, которую он бы не только понял, но и принял, сделал ее своей
  2. направлять, помогать в достижении цели
  3. приучать не пасовать перед трудностями, верить в свои силы
  4. воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх и т.д.

     Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Существенную роль в обучении играет зрелость неречевых функций:

  1. Зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторные координации; (при недоразвитии невозможно научить писать и читать, так как с трудом дифференцирует близкие по конфигурации буквы и цифры)
  2. моторная сфера (мелкая и крупная моторика) – неловкость моторных действий может быть причиной трудностей при обучении письму

  1. пространственно-временные отношения

Недоразвитие неречевых функций отрицательно сказывается на состоянии речи детей, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления, поскольку речь и мышление взаимосвязаны.

Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие всех познавательных процессов: внимание, память, мышление. У детей с неустойчивым вниманием, низким объемом памяти возможны комплексные трудности в письме, чтении, математике.

     К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  1. свой адрес и название города, в котором он живет;
  2. название страны и ее столицы;
  3. имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  4. времена года, их последовательность и основные признаки;
  5. названия месяцев, дней недели;
  6. основные виды деревьев и цветов.
  7. ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

«Портрет» первоклассника, неготового к школе:

  1. чрезмерная игривость;
  2. недостаточная самостоятельность;
  3. импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  4. неумение общаться со сверстниками;
  5. трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  6. неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  7. низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  8. плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  9. недостаточное развитие произвольной памяти;
  10. задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Рекомендации родителям
«Как подготовить ребёнка к школе».

  1. Научите чадо различать право-лево.
  2. Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.
  3. Соберите пенал. В нем должны лежать две простые шариковые синие ручки, одна красная, одна зеленая, два заточенных карандаша, набор из пяти цветных карандашей, линейка и ластик.
  4. Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить, если он потеряется.
  5. Научите будущего первоклассника писать мелом (можно даже купить маленькую доску и устроить тренировочный урок).
  6. Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.
  7. Составьте расписание и попробуйте прорепетировать школьный день - 40 - 45 минут за чтением и азбукой, потом перемена 10 минут и следующий урок. Проследите, чтобы ребенок научился выдерживать утомительное сидение за столом.
  8. Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.
  9. Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу.
  10. Проверьте, умеет ли ваш ребёнок самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.

Готов ли ребенок к школе?
Тест для родителей.

  1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
  3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
  6. Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
  11. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  14. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  16. Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
  17. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?
  18. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;

меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. «Готовность к обучению: что нужно знать родителям?».

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться».  Венгер Л.А.Цель родительского собрания:Создание усл...

Родительское собрание на тему "Готовность к обучению: что нужно знать родителям?"

Собрание проводится с родителями будущих первоклассников.   Цель: познакомить их с видами психологической готовности ребенка к школе, дать практические рекомендации по подготовке ребенка к школе....

Родительское собрание: Готовность детей к школьному обучению.

Данная презентация поможет в подготовке к родиельскому собранию:  Будущие первоклассники....

Родительское собрание "Готовность ребёнка к обучению в школе"

Родительское собрание "Готовность ребёнка к обучению в школе". Содержит сведения о видах готовности и об особенностях подготовки ребёнка к школе.Цель: создание условий для включения родителе...

Презентация выступления на родительском собрании " Готовность к обучению в школе"

Выступление на родительском собрании для родителей  будущих первоклассников " Психологическая готовность к обучению в школе" раскрывает особенности развития волевой, коммуникативной, ин...

Родительское собрание " Готовность к школьному обучению"

Родительское собрание о подготовке дошкольников к школе....