Школьник, как субъект воспитания
статья по теме

Чепрасова Светлана Викторовна

 

Школьник, как субъект воспитания
Мал человек по сравнению с миром, велик мир в человеке.
В. Лизинский
Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, —
На самом деле то, что именуют мной, —
не я один. Нас много. Я — живой.
Н. Заболоцкий
РЕБЕНОК КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
           В концепции гуманистической педагогики, разных ее течений и направлений постепенно оформилась и в современных условиях прочно утвердилась мысль о том, что ребенок, будучи субъектом многообразных отношений с окружающей действительностью, является и субъектом разносторонней деятельности в воспитательном процессе. И, следовательно, при таком подходе воспитательное воздействие педагога должно рассматриваться как взаимодействие. Это основное условие успешности воспитания.
Вспоминаются известные строчки Л.Н. Толстого: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».
Итак, что же такое детство? В чем его специфика? В чем отличие от взрослости? В толковом словаре СИ. Ожегова - это «детский возраст, детские годы (до отрочества)». В «Психологическом словаре»: «Детство — термин, обозначающий периоды от рождения до подросткового возраста:
1.        Младенчество —до 1 года.
2.        Раннее детство — 1—3 года.
3.        Дошкольный возраст — от 3 до 6—7 лет.
4.        Младший школьный возраст - от 6—7 до 10—11 лет».
          Значит, ребенок - это человек в возрасте от рождения до 10—11 лет, т.е. до окончания первого звена обучения — начальной школы. Хотя в житейско-обыденном лексиконе родителей словом «ребенок» нередко называют и подростка, и старшеклассника, а нередко и взрослого человека, чаще всего выражая родственные связи и отношения. Так говорят педагоги-профессионалы, видимо, оттого, что они исповедуют чувство любви к: детям, организуют процесс развития и воспитания человека в возрасте от 6—7 до 16— 18 лет, т.е. в период школьного детства. Это и есть предмет нашего рассмотрения.
 
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСТВА
         Основные особенности детства, отличающие детей от мира взрослых, таковы.
1. Дети маленькие, слабые, неумелые, многого не знающие. Их подстерегают опасности, ошибки, непреодолимые трудности (как физического, так и духовного плана), препятствия... Они нуждаются в заботе и помощи взрослых. Они многого не умеют: решать трудные задачки, плавать и нырять, мастерить что-то полезное, сидеть тихо и спокойно, строить отношения со сверстниками и взрослыми, ставить цели и их добиваться, выходить из конфликтных ситуаций.
Они много чего боятся: смерти, темноты, потери близких и родных, одиночества, стихийных бедствий, болезней, безнравственных людей, школьных неудач, несправедливости, преступников, диких животных и насекомых, предательства друзей... Они много чего не любят: манной каши, пиявок и тараканов, непредсказуемых ситуаций, грубости, зазнайства, некоторых сверстников и взрослых, «когда меня ругают и наказывают несправедливо», «непосильную и бестолковую работу», «когда унижают мое достоинство»...
В. Леви писал: «...Травмы детства. У кого их не было?.. Все детство — сплошная травма, непрерывный ушиб души».
2. Дети в отличие от взрослых, живущих либо прошлым, либо будущим, умеют жить настоящим, ценить текущий момент, радоваться жизни как таковой (солнышку, маме, морю, ветерку, пению птиц, ползущему муравью, светлячку, смеху...): «У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим» (Ж. Лабрюйер).
Детей многое радует в настоящей жизни: солнце, утро, хорошая погода, цветы, животные, звездное небо, музыка, книги, муравейник, уютный и теплый дом, школьные успехи, хорошие педагоги, лучшие друзья, любовь окружающих, свои мечты и фантазии...
3. Дети видят мир иначе, чем взрослые. По-своему его объясняют, оценивают, вступают с ним во взаимодействие, в своей логике строят свое поведение.
 
 
Школьные годы по праву считают самым динамичным, интенсивным периодом развития человека. За эти десять лет происходят коренные изменения в физическом, психическом и социальном развитии человека. Если сказать кратко, то это переход от раннего, дошкольного детства к аттестату зрелости, т.е. к фактической взрослости, когда человек способен к материальной и духовной самостоятельности во всех сферах жизни и деятельности.
        Философы считают, что за десять школьных лет, пройдя через примерно 10 000 уроков, человек переходит из позиции потребителя материальных и духовных благ в позицию их создателя, производителя. Действительно, малыша-дошкольника кормят, одевают, купают, с ним играют, ему читают, поют колыбельные песенки, возят сначала в коляске, потом в транспорте, покупают мороженое, конфеты, игрушки... А выпускник школы - это человек, физически и психически готовый выполнять определенные социальные роли: труженика (производителя материальных и духовных благ), учащегося'высшей школы (интеллектуально-познавательная деятельность приближается к научному познанию), общественного деятеля (способен определить свою социально-политическую позицию), семьянина (создателя семьи, позиция мужа и жены, отца и матери, воспитателя собственных детей) подлинного потребителя культуры (когда есть потребность в музыке, поэзии и прозе, живописи, театре и т.д.). Другими, возвышенными словами: это человек (в истинном высоком значении этого слова), готовый жить и действовать по законам ИСТИНЫ, ДОБРА и КРАСОТЫ.
        Таким образом, «развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя развитие:
1. интеллект
2. эмоциональной сферы;
3.    устойчивости к стрессорам;
4.    уверенности в себе и приятия себя;
5.    позитивного отношения к миру и приятие других;
 
КРИЗИСЫ ШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
              Осложняет процесс воспитания и тот факт, что в течение школьного возраста растущий человек проходит через два периода кризиса: «кризис 6—7 лет» и «подростковый кризис», которые характеризуются значительными изменениями в физическом и психическом развитии, в существенном изменении социального статуса.
«Кризис 6—7 лет» приходится на время поступления ребенка в школу, которое знаменует собой смену ведущих, важнейших в развитии человека видов деятельности: были -игра и общение (по природе своей непроизвольные виды деятельности), стала — учебная деятельность, в основе которой едва ли не самый тяжелый, даже изнурительный для маленького., неокрепшего еще человечка труд, требующий громадного напряжения, физического, психического, морального. И ребенок начинает «сопротивляться», «защищаться» в разных, порой непонимаемых взрослыми формах. Уставший сидеть на уроках первоклассник встает и идет к двери: «Я, пожалуй, домой пойду, надоело мне тут у вас». Маленькая девочка перед выходом в школу (мама торопится на работу) снова раздевается, ложится в постельку и закрывает глаза: «Я лучше спать буду». Первоклассникам в конце четверти задали заполнить все пропущенные странички в прописях; девочка пишет (словами трехлетней сестренки): «Я иду и вижу Кыху, а навстречу ей Зая, а за ним — Олк» и т.д. А в конце страницы: «Письмо и чтение -вот лучшее мучение»... Каждый родитель и учитель могут до бесконечности рассказывать подобные истории о трудностях и противоречиях взросления в этот период: и «непокорные они», и «слишком самостоятельные», и «выдумщики такие, что диву даешься», и «все превращают в игру», и «фантазеры, каких свет не видел»...
Возраст от 10—11 до 14—15 лет — подростковый возраст, по меткому выражению Н.К. Крупской, — «уже не ребенок, но еще не взрослый». Вот почему его называют еще переходным, переломным, а нередко трудным. Это период интенсивного и неравномерного перехода от детства к взрослости.
Развитие подростка столь интенсивно, что возникла необходимость для удобства организации учебно-воспитательного процесса выделить понятия младшего и старшего подросткового возраста — 5—7-й и 8—9-й классы.
 
Старшеклассники пытаются осмыслить жизнь. Причем неизменно это осмысление затрагивает их эмоциональную сферу: то безотчетная грусть, то безмерно переполняющая радость и желание объять этой радостью весь мир, то беспросветная тоска и уныние, то безумная жажда впечатлений и перемен... Характерно для четырнадцати-пятнадцатилетних стихотворение Риммы Абдрахмановой «Жизнь»:
Ну почему так трудно жить?
И сердце грусть все время гложет.
Всегда стоит вопрос: как быть?
Никто ответить не поможет.
Вся жизнь мне кажется грустна,
За исключением моментов.
А жизнь одна, всего одна,
И вся из маленьких фрагментов!
А в тех фрагментах, как всегда,
Хоть что-нибудь да не в порядке
И часто оттого грустна.
Стараюсь жить я без оглядки.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ
            На фоне возрастных особенностей школьного периода развития и воспитания человека необходимо знание педагогом индивидуальных различий. К ним следует отнести такие:
§   истории рождения и развития (медико-психологический анамнез);
§   состояние здоровья на данный момент; наличие или отсутствие отставания или забегания вперед в развитии отдельных органов организма; наличие или отсутствие каких-либо болезней;
§   среда обитания (материальная и культурная), условия жизни и воспитания; применявшаяся ранее методика воспитательных средств, методов и приемов;
§   важнейшие события в жизни ребенка и окружающих его людей;
§   особенности протекания важнейших психических процессов: ощущения, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи;
§   направленность личности: потребности, мотивы, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение;
§   задатки и способности;
§   свойства высшей нервной деятельности, характер как сложная совокупная характеристика личности. Когда мы хотим оттенить индивидуальность человека, мы говорим именно о характере. «Характер может быть: сильный или слабый, оптимистический или пессимистический, уравновешенный — нервный, легкий - трудный, открытый - замкнутый, гордый - приниженный, самокритичный — самовлюбленный, правдивый - лживый, тактичный - грубый, ответственный — недобросовестный, щедрый — жадный, гуманный — эгоистичный, принципиальный — беспринципный, аккуратный — неряшливый и т.д.
 
СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ
          Существенным новообразованием школьников следует считать современные реалии детства и их последствия: изменившиеся социальные, политические, экономические, культурологические... условия жизни, повлекшие за собой изменения в характеристике современных детей.
Назовем только некоторые: большая информированность, приобщение к технике (в том числе к новым информационным технологиям, вплоть до Интернета), свобода и раскованность .в поведении и образе жизни, независимость от кого бы то ни было, повышенная критичность, свобода выбора и волеизъявления, ориентированность на западноевропейский и американский образ жизни, более раннее взросление, повышенная политизированность одних и равнодушие других, переоценка жизненных ценностей, большая ориентированность на материальные ценности, у некоторых — неприкаянность и одиночество...
Впервые в истории человечества реальностью стало появление молодежной субкультуры, к которой дети приобщаются очень рано. Имеются и негативные тенденции в детской среде: неадекватные социальные нормы и формы поведения, вплоть до девиантного; приобщение к нервно-стимулирующими средствам (табакокурение, алкоголь, наркотики, токсические вещества); безнадзорность и беспризорность, детский суицид...
Разумеется, это осложняет процесс воспитания. И порождает новую проблему современной педагогики — экологию детства и экологию воспитания. 
         Формирование ребенка как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
           Таким образом, суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию по теме: «Методы и приёмы формирующие УУД младших школьников в процессе воспитания»

Технологии  РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качест...

Социальная компетентность младших школьников – показатель качества воспитания во внеурочное время

Воспитательная работа с младшими школьниками во внеурочное время....

Индивидуальные особенности леворукого младшего школьника: аспекты семейного воспитания

Психолого-педагогические особенности леворуких детей. Приемы работы с ними....

Учёт возрастных особенностей младших школьников в их воспитании

Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста....

Доклад на тему: «Кадетский корпус как субъект воспитания нравственных ценностей у детей»

Самая большая ценность у каждого из нас – это жизнь, и мы все хотим её прожить интересно, полезно, счастливо....

Ребенок как объект научного исследования и субъект воспитания.

Объектом дошкольной педагогики является ребенок во время от рождения и до поступления в школу. С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и ф...