Родительское собрание "Как улучшить память ребёнка?"
статья по теме

Подготовка к школе. Советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_2.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Мос. обл.  г. Наро – Фоминск МБОУ сош № 1                                                                               учитель начальных классов Медведева Светлана Владимировна.

  Родительское собрание. «Как улучшить память ребёнка?» Подготовка к школе. Советы родителям.

         Вопрос: « Как улучшить память ребёнка?» -- совсем не праздный. Он волнует многих родителей. И часто бывает так – один схватывает  всё на лету, а другому и маленькое стихотворение приходится заучивать долго. По мнению психологов, существуют особенности работы памяти. Установлено, что у девочек  быстрее идёт развитие функций левого полушария, а у мальчиков – правого. Какое  это имеет отношение к памяти? Выявлено, что левое полушарие в большей степени ответственно за словестно – логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. Правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации интуитивных реакций, образной памяти, отрицательных эмоций. С точки зрения психолога Блонского, первоначально дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образ вещей, и лишь потом ребёнок может запомнить смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

                                        Развитие памяти у школьников.

Зрительная память. Этот вид памяти зависит от наблюдательности и способности                   к концентрации внимания. Развить это помогут специальные упражнения. Возьмите               10 изображений различных предметов. Пусть ребёнок рассмотрит их, а спустя 30 сек. назовёт то, что удалось запомнить. Если 6 – 7 картинок из 10 –прекрасный результат                         для 6 – 7-летнего возраста. Затем покажите те картинки, о которых он забыл. А через    час попросите вспомнить все изображения. Об отличных показателях памяти можно говорить, если названо 7 и более картинок. Хорошие результаты принесут регулярно выполняемые задания  «Что изменилось на картинке?», «Найди два одинаковых предмета». Игра «Вспомни, не глядя». Не предупреждая ребёнка, проведите с ним соревнование, кто точнее скажет: сколько картин на стене, какого цвета шторы на окне, что нарисовано на любимой кружке вашего ребёнка. Метод Цицерона, или всему своё место. Метод Цицерона заключается в том, чтобы мысленно расположить образы, которые надо запомнить, в хорошо знакомом пространстве – например, в собственной комнате. Предложите   ребёнку  запомнить 10 слов: сумка, цветок, море, жираф, конфета, сад, птичка, чайник, апельсин, ложка. И объясните, как вышеперечисленные предметы нужно « размещать» в помещении, чтобы потом без труда извлечь из памяти…Мамину сумку мы « повесим» в прихожей, цветок (мысленно) увеличим и поставим в вазу. Море пусть пошумит на экране монитора компьютера, жираф ( мы его уменьшим до размеров игрушки, и он займёт место в детской). Конфету (она большая и в яркой упаковке) мы положим в сервант. Цветущий сад «разместим» на ковре. Птичку посадим на пианино. В итоге для того, чтобы воспроизвести потом цепочку слов, придётся всего лишь  восстановить в памяти интерьер своей квартиры. Пользуясь этим методом, нужно соблюдать простое пра-вило – маленькие предметы лучше увеличивать, а большие --  уменьшать. Слуховая память. Упражнения на тренировку слуховой памяти. Назовите 10 цифр. Ребёнок должен запомнить их в том порядке, в каком они назывались. «Повтори звуки». Предложите ребёнку закрыть глаза и не открывать их в течение минуты. Ваша задача – издать ряд звуков: пошуршать газетой, постучать ложечкой о стенку чашки, пощёлкать пальцами, позвенеть в колокольчик… Попросите ребёнка повторить.«10 слов». Зачитайте ребёнку список, например, утро, солнце, птица, машина, картина, кольцо, дача, дом, карандаш, ранец. А затем попросите его повторить. Если семилетний ребёнок воспроизведёт 6 – 7 слов – это замечательный показатель кратковременной памяти. Напомните ему те слова, которые он забыл. А примерно через час вернитесь к упражнению. Теперь пусть ребёнок без подсказки вспомнит всё, что он называл. Долговременная память считается хорошей, если ребёнок вспомнил 7 – 8 слов из  10.Сочиняем рассказ. Ещё один способ запомнить как можно больше слов, картинок или предметов - придумать рассказ, где каждому из элементов отведена роль. Предположим, перед ребёнком разложен ряд карточек, на которых изображены:   кошка, книга, шар, игрушка, месяц, кровать, мышь, шляпа и др. Рассказ малыша.

 Например, «Кошка читала книгу, на одной из страниц которой был нарисован красивый шар. Наступил вечер, на небе появился месяц. Кошке захотелось спать, она отправилась в свою кроватку, и во сне увидела мышь в шляпе». Попробуйте потренировать память  с помощью упражнения, где вы подбираете 10 связанных между собой слов. Например, стол – стул, вилка – ложка, огурец – помидор. Эти словестные пары зачитываются ребёнку три раза, важно выделить интонацией каждую пару.  А затем ребёнку говорят только первые слова из пары, а пару  он должен составить сам. Приёмы мнемотехники: вспомнить всё.                                                                                 Мнемотехника  облегчает запоминание нужной информации, способствуют увеличению объёма памяти. Это достигается путём образования ассоциаций. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Многие простые приёмы мнемотехники мы с вами знаем ещё со школы. Как запомнить цвета радуги (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Помните? – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Как однажды Жак – звонарь городской сломал фонарь»…Вспомните  мультфильм про пластилиновую ворону, которая превращалась в корову, собаку, дворника и двух страусов – доброго и злого. Мнемонический приём основан на том же принципе. Назовите ребёнку первое слово и попросите его во что – то мысленно превратить. У предмета или существа могут появиться и лапы, и хвост... Пусть он фантазирует, меняют форму и цвет, совсем как в мультфильме, где пластилиновые куклы превращаются в разные фигурки. Например, первое слово « карандаш». Вдруг он начинает растягиваться, делается мягким, гибким, очень тонким. Затем скручивается, сворачивается – и вот уже перед нами клубок ниток, из которого начинают расти  иго-

лки. А клубочек оживает и превращается в  ёжика. В зависимости от возраста можно с ребёнком совершать от 10 до 20 превращений. После этого  юному волшебнику  предстоит вспомнить весь ряд слов: карандаш, клубок, ёжик и т. д. Эмоциональная память. Хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающими,  предостерегает от опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям. Например, если вдруг ребёнок обжёгся о горячий утюг, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше всякого запрета со стороны взрослых. Так действует память чувств. Находясь с ребёнком в новых для него местах, особенно на природе, почаще обращайте его внимание на пейзажи, на звуки, наполняющие природу. Очень важно, чтобы дети запоминали свои чувства, ощущения, возникающие во время отдыха, веселья. Это те состояния, воспоминания, которые помогут им не только пережить минуты печали, обиды, но и избавиться от страхов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию "Плохая память ребёнка. Как её развивать"

Данный материал будет полезен как учителям начального звена, так и родителям младших школьников, поскольку содержит подробную информации о памяти детей данного возраста, её особенностях , а также реко...

Сообщение к родительскому собранию "Как развить память?"

Материал познакомит родителей с приемами запоминания, поможет в обучении школьников....

Родительское собрание. Особенности мыслительных действий младших школьников. Память

Материал содержит рекомендации для проведения родительского собрания в 1 классе. Предлагается анкета. Результаты ее обработки. Даны рекомендации по развитию у первоклассников различных видов памяти....

родительское собрание на тему "Как развить память у детей"

в статье представлены материалы о видах памяти и способах ее тренировки...

Как улучшить память?

Интересные игры для развития памыти у детей...

Можно ли улучшить свою память?

Статья и практические упражнения для улучшения памяти ребенка и взрослого....