Сообщение к родительскому собранию "Как развить память?"
статья на тему

Арзютова Вера Борисовна

Материал познакомит родителей с приемами запоминания, поможет в обучении школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классное родительское собрание (3 класс)

«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало»

Задачи собрания

1. Образовательные: познакомить родителей с практическими приемами развития памяти у детей.

2. Воспитательные: формировать понимание важности развития памяти у детей.

3. Информационные: познакомить с литературой, помогающей родителям развивать память ребенка.

Хорошая память – что это? Природный дар или результат постоянных тренировок? Конечно, совокупность факторов.

Можно привести примеры хорошей природной памяти. Например, великий полководец Александр Македонский знал по именам тысячи солдат своей армии.

Однако каждый может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов мнемотехники. Эти способы начали придумывать уже наши далекие предки. Так известен прием великих древних ораторов, произносивших длинные речи без бумажки. Секрет был прост: каждая часть доклада соотносилась оратором с какой-либо комнатой его дома. А свой дом все знают и хорошо помнят. Выступая, оратор как бы переходил из одной комнаты в другую.

Память, безусловно, играет важную роль в учебной деятельности детей. Положительные эмоции от учебы возможны только в том случае, если в достаточной степени развиты способности, необходимые для выполнения той или иной деятельности, в частности, способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.

Как же развить память?

Память – это основа нашей психической жизни. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств, соответственно выделяют разные виды памяти: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.

Существует определенный запас сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти всю жизнь. Это собственное имя, образы родителей и многое другое – все это долговременная память. Но существует и кратковременная память – в этом случае информация хранится секунды или минуты.

Современному школьнику приходится ежедневно запоминать правила, схемы, иностранные слова, страницы литературного текста. Для всего этого требуются различные приемы запоминания.

٧Группировка – любой материал легче запоминается, если разделить его на части, группы. Так, в любом тексте можно выделить вступление, основную часть, заключение.

٧Классификация – если информацию классифицировать, нагрузка на память уменьшается во столько раз, на сколько классов был разделен материал (животные и растения, имена существительные и глаголы, знакомые и незнакомые слова…)

٧Ассоциации – для того, чтобы использовать эту способность, ребенку достаточно задать вопрос: «Что тебе напоминает это слово? Этот рисунок?» При этом не надо критиковать, отвергать то, что предлагает ребенок, даже если вам эта ассоциация кажется неудачной, неприемлемой. Его вариант будет зависеть от возраста, уровня развития, пола ребенка и многого другого.

٧Опорные пункты – любая информация содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и т.д.

٧Аналогии – используются, когда необходима точность запоминания. Например, выучив одно определение как образец, остальное можно запомнить по аналогии.

٧Схематизация – ряд грамматических правил легче запоминать, изобразив его основное содержание в виде схемы.

٧Достраивание материала – разрозненную информацию, например, иностранные слова, легче запоминать, объединив их какими-либо придуманными связками, добавив что-то от себя.

٧Структурирование – установление внутри материала связей, благодаря чему он начинает восприниматься как целое.

Как помочь ребенку учить уроки?

Материал, который вызывает положительные эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Создайте для ребенка положительную атмосферу несколькими фразами: «Посмотри, какое красивое слово, необычное…»

В психологии известен так называемый «эффект начала и конца». Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждается в начале занятия и в его конце его, или дана в начале текста и в его завершении. Если наиболее ценная информация спрятана в середине, то необходимо акцентировать внимание ребенка на ней – дать установку на запоминание! «Это необходимо запомнить!» Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребенка.

Это звучит парадоксально, но прочнее запоминаются незаконченные действия.

Поэтому есть смысл не требовать от ребенка строгой последовательности при выполнении домашних заданий. Надо научить ребенка ориентироваться в материале и, исходя из этого, планировать свою деятельность. Попробуйте сделать это ради эксперимента. Например, ребенок сначала читает учебник по одному предмету, затем выполняет письменную работу по другому, а после вновь возвращается к учебнику. Результат может удивить: многое запомнилось. Поэтому последующее перечитывание текста будет закреплением.

Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребенка.

Дисциплинами, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня. Наиболее удобное для этого время – около 11 часов. Во второй половине дня – около 16 часов, функциональное состояние человека в это время вновь улучшается. Поздно вечером не стоит учить стихи, заучивать новые иностранные слова, целесообразнее в это время заняться повторением.

Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном. При  изложении любого нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать около 30 % уже известной. Объяснение нового сложного материала необходимо начинать с обращения к уже известному, может быть, к тщательному анализу старого положения.

Психолого-педагогическая литература

Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М., 1987

Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"

Сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"...

Сообщение на родительском собрании "Домашние задания школьников и отношения семьи и школы"

Цели домашних заданий, типы домашних заданий. Обязанности учеников, родителей и учителя. Рекомендации СанПин. Советы родителям...

Родительское собрание "Как развить самостоятельность у детей"

"Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков" Если мы задумываемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны...

Родительское собрание во 2 классе -Как развить в ребенке любовь к чтению книг?

Данный материал поможет раскрыть значимость чтения книг и подскажет как развить в игровой форме любовь к чтению у детей....

Родительское собрание "Как развить у ребёнка желание читать"

Данное собрание поможет родителям осознать необходимость развития навыка чтения у первоклассников....

родительское собрание на тему "Как развить память у детей"

в статье представлены материалы о видах памяти и способах ее тренировки...

Родительское собрание "Как помочь ребёнку развить внимание"

Что такое внимание, его виды и приёмы развития....