Родительское собрание во 2 классе -Как развить в ребенке любовь к чтению книг?
методическая разработка (2 класс) по теме

Артеева Екатерина Яковлевна

Данный материал поможет раскрыть значимость чтения книг и подскажет как развить в игровой форме любовь к чтению у детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как привить ребёнку любовь к чтению?

Слайд 2

«Чтение – вот лучшее учение». «Испокон века книга растит человека». «Кто много читает, тот много и знает».

Слайд 3

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Слайд 4

Техника чтения: Критерии при выставлении оценки за технику чтения: осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал); скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени); способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами); выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения); правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).

Слайд 5

Класс на конец I полугодия на конец II полугодия 1 кл. Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать по слогам. 2 кл. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логических ударений. Слова сложной слоговой структуры допустимо прочитывать по слогам. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдение логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно. 3 кл. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого. 4 кл. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного. Иные параметры чтения 1-4 класс

Слайд 6

Норма техники чтения по учебным годам класс На конец 1 полугодия На конец 2 полугодия 1 Не менее 10- 15 слов в минуту На 5 – от 25 слов в минуту 2 На 5 - от 35 слов На 5 от 50 слов 3 На 5 – от 60 слов На 5 - от 75 слов 4 На 5 – от 85 слов На 5 – от 95 слов

Слайд 7

Норма техники чтения на конец обучаемого года

Слайд 9

Рекомендации родителям 1.Не надо заставлять читать подолгу. Лучше читать поменьше, но чаще. 2.При выборе книг, опирайтесь на желания ребёнка. 3.Читайте вслух по очереди. 4.Организуйте семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей. 5.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите ребёнка. 6.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного общения с ней. Книгу надо любить.

Слайд 10

Виды работ по чтению, которые можно использовать дома Чтение перед сном. Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Чтение на время. Самозамер скорости чтения. Результат записывается в дневник. Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения. Орфографическое чтение. Дети проговаривают всё как написано. Чтение «спотыкаясь о камушки» . Задача – при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки). Можно превратить в игру.

Слайд 11

Ласка - «Я ласка, все вещи называю ласково: книга – книжечка и т.д. У меня увеличительные очки. Все вокруг вижу в большом объеме. Например, дом – домище и т.д. У каждой вещи свой характер. Например, у книжки – книжный и т.д.» Игры в ударение : правильное и неправильное. Выделение в словах звуков . Например, как бы это слово произнес иностранец…

Слайд 12

Сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб. К. И. Чуковский Для развития логического мышления можно использовать сказки Дж. Родари, В. Сутеева, Д. Хармса, А. Толстого и др.

Слайд 13

Стихи помогают развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко.

Слайд 14

Рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеурочном труде: словари, энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания и др. Приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми (книги-друзья, книги-помощники, книги-собеседники).

Слайд 15

Детская классика : С. Маршак, К. Чуковский, В. Берестов, А. Барто, Б. Заходер, Н.Носов, С. Михалков и др. «Золотой» фонд детской научно-популярной литературы : книги М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Снегирёва, В. Бианки и др. Книги энциклопедического характера : «Я познаю мир», «Всё обо всём», «Моя первая энциклопедия» и др.

Слайд 16

Книга - твой лучший друг и помощник. Помогите своим детям стать настоящими читателями!



Предварительный просмотр:

Анкета для учеников.

Выбери один вариант ответа, и обведи его в кружок:


а)
Что ты больше любишь?
- читать сам
- слушать чтение взрослых

б) Как ведут себя родители во время твоего чтения?
- хвалят тебя
- отвлекают

в) Кто помогает тебе выбрать книгу для чтения?
- родители
- учитель
- библиотекарь
- сам выбираешь

г) О чем или о ком ты больше всего любишь читать? (подчеркни )
(Сказки, фантастику, приключения, о природе, о детях, о войне, о космосе, стихи, исторические книги)

д) Читают ли в вашей семье книги вслух?
- читают
- не читают

е)Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал, и ее автора?
- да
- нет

Анкета для учеников.

Выбери один вариант ответа, и обведи его в кружок:


а)
Что ты больше любишь?
- читать сам
- слушать чтение взрослых

б) Как ведут себя родители во время твоего чтения?
- хвалят тебя
- отвлекают

в) Кто помогает тебе выбрать книгу для чтения?
- родители
- учитель
- библиотекарь
- сам выбираешь

г) О чем или о ком ты больше всего любишь читать? (подчеркни )
(Сказки, фантастику, приключения, о природе, о детях, о войне, о космосе, стихи, исторические книги)

д) Читают ли в вашей семье книги вслух?
- читают
- не читают

е)Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал, и ее автора?
- да
- нет



Предварительный просмотр:

Рекомендации и советы родителям.

  • В доме должна быть создана читающая атмосфера: чтение книг вслух, и чтение вслух по очереди. обсуждение прочитанного, обмен мнениями. Дети должны чувствовать, что родители проявляют интерес к книгам, газетам, журналам .Организуйте  семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей.
  • При выборе книг, опирайтесь на    желания ребёнка.
  • Дома должна быть библиотека не только взрослых книг, но и детских. Подбор книг для детского чтения должен соответствовать возрасту, быть разнообразным по жанру и тематике.
  • При знакомстве с новой книгой научите ребенка рассматривать обложку, читать фамилию и инициалы автора, название книги.
  • Учите ребенка внимательно рассматривать иллюстрации.
  • Читайте вслух с ребенком не менее 20 – 30 минут ежедневно. Не надо заставлять читать подолгу. Лучше читать поменьше, но чаще.
  • Объясните смысл трудных и непонятных слов, фраз и выражений.
  • Хвалите ребенка за хорошее чтение, исправляйте ошибки, если он их допустил. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее узнал.
  • Учите наизусть стихи, так как они развивают речь, память, творческое воображение и фантазию.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 2-м классе на тему

"Воспитание у ребенка любви к чтению, интереса к книге"

Провела: Артеева Екатерина Яковлевна

 учитель начальных классов

Цели:

1. Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников.
2. Познакомить родителей с требованиями программы по чтению.
3. Поделиться опытом семейного воспитания по данной проблеме.
4. Дать рекомендации родителям плохо читающих детей.

 План проведения собрания.

  • Вступительное слово учителя.
  • Знакомство с нормами техники чтения.
  • Роль книги в жизни человека.
  • Анализ анкет для детей.
  • Анализ анкет для родителей.
  • Точка зрения современных психологов.
  • Из семейного опыта.
  • Если чтение дается плохо…
  • Рекомендации и советы родителям.
  • Заключительное слово.

  Оформление доски.

Тема собрания.

Пословицы: «Чтение – вот лучшее учение».

«Испокон века книга растит человека».
«Кто много читает, тот много и знает».

1. Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы будем разговаривать с вами о чтении, о детском чтении. Все дети уже научились читать.  Можно вздохнуть с облегчением, сделано большое дело. Но именно сейчас как раз и начинается самое важное в процессе обучения.

«Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важных задач школы», - говорил К. Д. Ушинский. Я полностью согласна с этим великим педагогом. Наша главная задача – формирование читателя, школьника способного к творческой деятельности, с развитыми читательскими и речевыми умениями. Наши уроки – это уроки развития и формирования правильного, беглого, выразительного чтения, формирование независимости мышления, собственного мнения и отношения к прочитанному.

Но, ряд родителей проявляют беспокойство по поводу того, что дети, умея читать, делать этого не хотят. Что делать в этом случае? Как увлечь ребенка книгой? Как помочь ему стать полноценным читателем? Давайте побеседуем об этих проблемах.

2. Роль книги в жизни человека.

 В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств  в жизни родителей и их детей. В связи с этим принижается роль чтения в семье. Книга для ребенка является источником знаний, развития, познания мира. В связи с этим она занимает важное место жизни человека. Учитель начальных классов понимает, как важно воспитывать у ребенка с детства любовь к чтению, развивать интерес к книге.
Большое место в воспитании детей в семье занимает чтение. Оно развивает взгляды, мировоззрение, культуру, внутренний мир человека. А. М. Горький назвал книгу одним из чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу. Она расширяет кругозор, учит любить свою родину, помогает воспитывать человека, учит оценивать поступки, понимать жизнь.
Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребенка, чем беседа или рассказ взрослого человека. Во время чтения ребенок остается наедине с собой. То, о чем он читает, глубоко им переживается. Он может вернуться к полюбившемуся эпизоду, понравившемуся герою. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А. П. Чехов сказал: « Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд и вечное чтение». Тема чтения всегда актуальна, но почему?
- Чтение помогает ребенку легко усваивать материал и хорошо учиться.
- Развивает речь, память, мышление, логику.
- Учит видеть хорошее и плохое. Готовит ребенка к жизни в современном обществе.

3. Анализ анкет для детей.

Накануне этого собрания я провела анкетирование детей по проблемам чтения. И вот какие результаты получились.

Дети отвечали на 6 вопросов. На первый вопрос «Любишь ли ты читать?» положительно ответили  70%  детей. Лишь 3 заявили, что читать не любят. На вопрос «Что ты больше любишь?» те же 87%  заявили читать самому. Третий вопрос касался поведения взрослых во время чтения. Почти все дети сказали, что родители их хвалят во время чтения, и двое сказали, что родители не реагируют никак.

На четвертый вопрос «Читают ли в вашей семье вслух?» почти все дети так же ответили утвердительно, но было два ученика, которым читали вслух в детстве и двое, которые утверждали, что вслух дома не читают.

Вопрос № 5 спрашивал ребенка о книге, которую он прочитал сам в последнее время. 87% детей смогли указать заголовок недавно прочитанной книги.

Шестой вопрос касался наличия библиотеки в доме. 17% уч-ся заявили о том, что библиотеки у них нет.

Таким образом, мы видим, что большая часть детей в нашем классе положительно относится к чтению. И все-таки есть 12%, которые так или иначе не хотят читать, не любят этого делать.

5.Точка зрения современных психологов.

Попробуем разобраться в причинах неприятия  книги с точки зрения современных психологов.

Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, – причина семейная.

Вот пример:- Немолодая мама интеллигентного вида жалуется на то, что ее одиннадцатилетний Алеша не любит читать: «За книгу не усадишь! Только если выпороть пообещаю, пару страниц прочитает кое-как», – говорит она. А на вопрос о том, часто ли сын видит родителей с книгой в руках, отвечает: «Ну, мне-то когда читать? Я на двух работах, стирка, обед надо приготовить, уроки у него проверить...»

При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса пусть, хоть и с любовным романом в руках, ее сынок постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе. «По-моему, твой одноклассник повел себя недостойно, как какой-нибудь Мальчиш-Плохиш». Постоянно обращаясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению.

Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.

К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Не сыграли ли здесь роковую роль телевизор и занятость родителей, работающих по 20 часов в сутки? Наверное, есть и объективные причины, объясняющие это явление. Но все же главный фактор, как всегда, – человеческий. Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой, ходить на горшок, чистить зубы. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почетное, место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой или бабушкой, – самыми счастливыми часами детства. Но родители не должны пропустить тот момент, когда книга из их рук перекочует в руки ребенка, то есть когда он начнет не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев. Этот переход происходит в возрасте 7–8 лет, а если он затянулся, то и 15-летнему мама читает вслух «Войну и мир», потому что слушать и запоминать гораздо легче, чем читать самому. Приобщить ребенка к самостоятельному чтению художественной литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правила личной гигиены.

А иногда бывает и так: родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги и книги. А ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: не интересны ему ни Винни-Пухи с Бармалеями, ни хоббиты с мумми-троллями. Значит, причину надо искать глубже – в нейропсихологии.

Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании. Несформированность образа буквы (когда между б и д, например, особой разницы не видно) приводит к тому, что процесс чтения становится просто невозможным, от ребенка ускользает смысл читаемого, потому что он не в состоянии уяснить смысл каждого конкретного слова. Если механическое складывание слогов как-то освоено таким бедолагой, то понять суть прочитанного он все равно не может.

Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла. Поэтому и пересказ текста не удается или в нем появляются какие-то новые герои и повороты сюжета, то есть образ либо отсутствует совсем, либо искажается. Если ребенок мало играл в раннем детстве, если палочка для него никогда не превращалась в лопатку или в лошадку – значит, его фантазия не развита в достаточной степени. А какое удовольствие от чтения можно получить, не представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора, на месте Ассоли, ждущей своего капитана Грея, на месте девочки Элли, идущей по дороге, вымощенной желтым кирпичом? Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование – вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие. Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение – один из способов приобщения ребенка к книге. Как помочь ребенку, который и хотел бы, да не может читать нормально в силу нейропсихологических причин, вам ответит специалист-нейропсихолог, если вы не поленитесь сходить к нему на консультацию. Но и в этом случае без книги вам не обойтись. Чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет эта книга, тем больше у вас шансов на успех.

6. Из семейного опыта.

 Слово предоставляется трем родителям из класса. Они делятся своим опытом по данному вопросу. Рассказывают о том, как привили детям любовь к чтению, развивают интерес к книгам.

- Норма техники чтения.

Уважаемые родители, вы знаете, что 12 октября была проверка  техники чтения. Ознакомьтесь пожалуйста с нормами техники чтения по учебным годам. (2 слайда)

И вот показатели нашего класса на конец 1 класса и начало 2 класса. У каждого они лежат на парте по вашему ребенку.

7. Если чтение дается плохо…

 Уметь читать и хотеть читать - это не одно и тоже. К умению читать надо добавить желание читать, желание общаться с книгой, рассматривать картинки в ней, узнавать что-то новое интересное.
Что же делать, если ребенок не любит читать?
а) Оценить уровень речевого развития ребенка. Если уровень развития низкий и ребенок плохо читает, то он не понимает смысла прочитанного. Для речевого развития можно использовать следующие игры:

«Я ласка, все вещи называю ласково: книга – книжечка и т.д. У меня увеличительные очки. Все вокруг вижу в большом объеме. Например, дом – домище и т.д. У каждой вещи свой характер. Например, у книжки – книжный и т.д.»

Игры в ударение: правильное и неправильное.

Выделение в словах звуков. Например, как бы это слово произнес иностранец…

б) Показывать сначала детям яркие, хорошо иллюстрированные книги, где мало текста и много картинок.
в) Соблюдать возрастной подбор при выборе книг для чтения.
г) Использовать прием прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, предложив ребенку самому дочитать книгу.
д) Попросить почитать книгу младшим братьям или бабушке, которая плохо видит.
е) Использовать метод подбадривания, похвалу, поощрение.

8. Рекомендации и советы родителям.
(Эта памятка дается родителям на собрании)

  • В доме должна быть создана читающая атмосфера: чтение книг вслух, обсуждение прочитанного, обмен мнениями. Дети должны чувствовать, что родители проявляют интерес к книгам, газетам, журналам.
  • Дома должна быть библиотека не только взрослых книг, но и детских. Подбор книг для детского чтения должен соответствовать возрасту, быть разнообразным по жанру и тематике.
  • При знакомстве с новой книгой научите ребенка рассматривать обложку, читать фамилию и инициалы автора, название книги.
  • Учите ребенка внимательно рассматривать иллюстрации.
  • Читайте вслух с ребенком не менее 20 – 30 минут ежедневно.
  • Объясните смысл трудных и непонятных слов, фраз и выражений.
  • Хвалите ребенка за хорошее чтение, исправляйте ошибки,если он их допустил. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее узнал.
  • Учите наизусть стихи, так как они развивают речь, память, творческое воображение и фантазию.

9. Заключительное слово.

Свое выступление мне хотелось бы закончить  словами В. А. Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда!». Наверное, всем нам хочется, чтобы наши дети были по-настоящему счастливыми. Поэтому я предлагаю Вашему вниманию рекомендации, советы, пожелания, которые помогут Вам сделать процесс чтения интересным и увлекательным занятием. Самое главное, захотеть следовать этим советам ежедневно, не отмахиваясь от своих детей, не прикрываясь своей занятостью. Помогите своим детям стать настоящими читателями.

- Спасибо мамам за  вкусные пироги на яблочный денек !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему : "Как вызвать у ребенка интерес к чтению"

Материал поможет учителям при подготовке родительского собрания, а родителям даст практические советы как вызвать интерес ребенка к чтению...

Родительское собрание «Как воспитать у ребенка любовь к чтению».

Родительское собрание «Как воспитать у ребенка любовь к чтению»....

К родительскому собранию " Памятка "Как воспитать у младших школьников любовь к чтению?"

С самых ранних лет важно научить детей ценить и любить книгу. И помочь ребенку подружиться с книгой могут и должны родители....

Материал к родительскому собранию "Как воспитать у ребенка любовь к чтению?"

laquo;Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к чтению, Если чтение не стало его духовной потребностью – в годы отрочества душа подростка станет пустой»  ...

родительское собрание на тему "Как развить память у детей"

в статье представлены материалы о видах памяти и способах ее тренировки...

Родительское собрание «Как воспитать у ребенка любовь к чтению в семье »

Родительское   собрание«Как воспитать  у  ребенка любовь к чтению в семье »  Цель: способствовать повышению роли семьи в воспитании у младших школьнико...

Конспект проведения родительского собрания на тему: «Как воспитать у ребёнка любовь к чтению»

Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка....