Лекторий для родителей "Подготовка детей к школе в семье"
методическая разработка на тему

Почтарева Светлана Иосифовна

Материал адресован родителям будущих первоклассников. Рекомендации  будут полезны для осуществления преемственности дошкольного и начального образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_detey_k_shkole_v_seme.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                              ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

   

                      Подготовка

       детей к школе

             в семье.

Разработка

учителя высшей квалификационной категории

Почтарёвой Светланы Иосифовны

Подготовка детей

к школе в семье

       Дошкольное детство – важный период во всестороннем развитии

ребенка и подготовке его к школе. Однако последний год перед поступлением в школу, т.е. возраст от 5,5 до 6,5 лет, наиболее ответственный период в решении этих задач.

        Возрастные психологические особенности есть результат в первую очередь условий жизни и целенаправленного воспитания. От того, как родители воспитывали ребенка до школы, как готовили к новому жизненному этапу, зависит и его всестороннее развитие. Положительное отношение к школе, к учению, а также успехи ребенка в школьном труде, его взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками также зависят от предшествующей подготовки.

        Основное содержание жизни дошкольника, даже старшего возраста, основная его деятельность – игра. Игра – это не просто забава. Ребенок очень многое приобретает в игре. Если ребенок научится до школы самостоятельно выбирать игры, занятия, по пустякам не будет ссориться с товарищами, то родители могут быть более или менее спокойны, что он сумеет организовать свой досуг и в школе на переменах, и после окончания уроков, дома (тем более если он остается некоторое время без взрослых).

        При подготовке детей к школе надо уделить серьезное внимание ознакомлению с окружающей общественной жизнью и природой. Это должны быть не только стихийные наблюдения. Чтение книг, а также радио- и телепередачи, как они ни важны, не могут заменить непосредственных впечатлений.

        Прогулки с детьми в парк и лес, на реку и разговор об увиденном, о наблюдениях за природой должны войти в жизнь семьи еще до поступления ребенка в школу. Общение с природой дает ребенку ценные знания, воспитывает любовь к родному краю. Это весьма полезно и для изучения ими в начальной школе учебного предмета – окружающего мира, которому уделяется сейчас в системе обучения серьезное внимание.

         Переступив порог школы, ребенок входит в новый мир – мир учения.

         Учение становится основной деятельностью растущего, развивающегося человека, основным стержнем его жизни. Учебная деятельность предъявляет к маленькому школьнику большие требования. И задача взрослых – помочь ребенку в том, чтобы эти требования он смог выполнить.

          Необходимо развить у ребенка познавательные интересы, познавательную активность, побуждая его задавать вопросы взрослого, наблюдать, делать выводы и умозаключения, и т.д.

         К 7 годам у ребенка важно сформировать и определенную  готовность к произвольной организации своей познавательной деятельности, т.е. он должен заниматься, выполнять учебную задачу даже тогда, когда ему не очень интересно это делать.

        Ответственность, понимание обязательности учения важная сторона личной готовности к школе. Эта готовность включает также положительное отношение детей к школе и учению, к учителю и к себе как будущему ученику.

        Хорошо, если дети начинают мечтать о школе, о том, как они будут учиться, если во время занятий они сознательно стремятся к выполнению поставленной задачи, проявляя при этом старание, преодолевая трудности.

       Все это говорит об известной готовности 6-ти летнего ребенка к новой для него социальной позиции школьника, к новому образу жизни.

        Никогда никакое учение не бывает легким, оно всегда связано с физическими, нравственными, умственными усилиями.

        Поэтому подготовленность ребенка к учению в школе – это не только владение умениями считать, решать задачи, читать. Как бы ни был мал человек, впервые вошедший в класс, он – человек, личность. Он многое знает и умеет, - у него уже сформировались определенные познавательные интересы, потребность, стремление приобретать новые знания и умения. Учение предъявляет требования и его здоровью, уровню его трудоспособности на занятиях. Учение – это труд. Как и все другие виды человеческого труда, он требует затраты физических сил: в учении, как в любом другом труде, человек утомляется, и поэтому необходимо приучить ребенка чередовать игру и труд, занятия и отдых. Тогда ему будет значительно проще успешно трудиться в школе, выполнять режим дня школьника в целом.

          Готовность к учению в школе, таким образом, - это не только умственная готовность, это готовность всей личности ребенка к учебной деятельности, к новой социальной позиции школьника.

        Особо хочу сказать о чтении. Задача обучения детей грамоте до школы хотя и не является в настоящее время обязательной для семьи, овладение ее началами весьма полезно ребенку: ему легче будет усваивать программу в I классе.

         Хочу предупредить, что «Букварь» и «Азбука», действующие сейчас, рассчитаны на читающего ученика.

        И все же важно иметь в виду, что в обучении чтению знание всего алфавита, всех букв отнюдь не самое главное.

        Многие родители между тем стремятся прежде всего именно к этому.

      Главное – научить выделять звуки в слышимом слове.

      Важнее давать детям понятие не о букве (например звук «бэ»), а о звуке («б»), т.к. впоследствии упрощается образование слогов и слияний -  один из трудных моментов в обучении грамоте.

      Таким образом,  первоначальное ознакомление со словом, со звуком речи должно облегчить ребенку и овладение грамотой и затем усвоение теории родного языка.

      Практика работы показывает, что наиболее важными для подготовки ребенка к школе  являются еще и следующие моменты:

 - разговаривайте с ребенком как можно больше, читайте ему на ночь, обсуждайте прочитанное вместе;

 - не подменяйте «живое» общение просмотром телепередач, мультфильмов, сериалов;

 - задолго до школы проконсультируйтесь у специалистов: психолога, логопеда и при необходимости организуйте занятия ребенка для коррекции и развития психических процессов дошкольника, для  правильной постановки звуков речи еще в детском саду;

 - прививайте ему навыки самообслуживания и гигиены, умение узнавать свои вещи, содержать их в чистоте и порядке;

- приучайте соблюдать малыша режим дня;

 - давайте возможность ребенку как можно больше делать своими руками: лепить, собирать мозаику, вырезать ножницами, нанизывать бисер, рисовать – как известно «ум находится на кончиках пальцев»;

 

 - для рисования использовать задания типа: «нарисуй по образцу», «дорисуй узор в полосе( круге, квадрате, строке и т.д.)», «скопируй» - такие задания – основа обучения письму;

 - при рисовании и письме следите за правильностью положения ручки в руке ребенка, за посадкой, положением ног;

 -для занятий выделите ребенку рабочее место или личный уголок;

 - не стремитесь заранее обучить малыша начертанию письменных букв – достаточно уметь писать печатными буквами, правильно отражая ее начертание (не зеркально!), а вот обучению чтению стоит уделить больше внимания, особенно умению «сливать звуки»;

 - необходимые математические навыки: прямой и обратный счет в пределах 10, понятия «больше», «меньше», «столько же»,

«предыдущий», «последующий»

 - НЕ ПЕРЕУЧИВАЙТЕ ЛЕВШЕЙ;

 - постарайтесь взять на работе отпуск, чтобы вместе с ребенком провести первые недели его учебы в первом классе и создать ему наиболее комфортную обстановку дома.

  И, конечно же, настройтесь на совместную работу с Вашим учителем как минимум на протяжении всей начальной школы, станьте ему первым помощником – это поможет Вам  в обучении и воспитании все дальнейшие годы.

   Литература:

 «Подготовка детей к школе в семье»

 под ред. Т.А.Марковой, Ф.А.Сохина. Издательство «Педагогика», Москва, 2006г.

Приложение

Учебные принадлежности

 (примерный перечень):

  1. Ранец;
  2. Тетради – по 10 штук – узкая линейка, клетка крупная ;
  3. Карандаши – простые, цветные;
  4. Кисти, краски – полусухие акварельные и гуашь, бумага для рисования или альбом;
  5. Ручки шариковые – запасные, синий, зеленый цвет;
  6. Математический набор;
  7. Линейка (угольник);
  8. Пластилин;
  9. Папка для тетрадей, обложки;
  10. Клей, кисть для клея, цветная бумага – бархатная, тонкая, картон цветной;
  11. Ткань, нитки вышивальные;
  12. Конструктор пластмассовый №1;
  13. Сменная обувь – не тапки домашние, не кеды (светлая подошва);
  14. Спортивная форма – короткая и длинная, кеды или спортивные тапки;
  15. Школьная форма, однотонная рубашка для мальчика;
  16. Разрезная азбука;
  17. Касса цифр;
  18. Счетные палочки.

***Данный список может варьироваться по усмотрению учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...

родительский лекторий "Искусство любить детей"

Родительский лекторий можно организовать в Уголке для родителей, темы разные, вот одна из них "Искусство любить детей"...

"Единые требования школы и семьи в обучении детей"

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения семьи и школы»В.А. Сухомлинский. Важными условиями воспитания младшего школ...

Лекторий об эгоизме детей.

Лекторий для родителей....

Родительский лекторий "Психологические особенности детей младшего школьного возраста"

В данной статье содержится материал о психологических особенностях детей младшего школьного возраста и рекомендации для родителей....

Доклад на тему: «Речевая подготовка детей к школе в семье»

Здесь найдёте нужные рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка...

Речевая подготовка детей к школе в семье

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.    ...