Дети о школе и семье: баланс между знаниями и теплом близких
статья
Понимание того, как дети воспринимают вклад родителей и педагогов в своё развитие, позволит отследить, насколько каждый из субъектов образовательных отношений справляется со своими обязанностями. Это поможет не только обнаружить «слепые» зоны – то, что школьники ещё не освоили – но и равномерно распределить сферы ответственности между семьёй и школой, чтобы не допустить дисбаланса (когда школа или семья выполняет больше функций, чем входит в её обязанности, и как следствие люди ощущают чрезмерную усталость, а так же злость в адрес «бездействующей» стороны).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 215.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети о школе и семье: баланс между знаниями и теплом близких
В жизни каждого ребёнка ключевую роль играют два института – семья и школа. Семья становится опорой, обеспечивая эмоциональную поддержку, тепло и безопасность, которые необходимы для гармоничного развития детской личности. Именно в семейном кругу закладываются базовые ценности, формируется чувство собственного достоинства и доверия к миру. В то же время школа является пространством познания и социального становления. Здесь ребёнок получает знания, учится общению со сверстниками и взрослыми, осваивает навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе.
Понимание того, как дети воспринимают вклад родителей и педагогов в своё развитие, позволит отследить, насколько каждый из субъектов образовательных отношений справляется со своими обязанностями. Это поможет не только обнаружить «слепые» зоны – то, что школьники ещё не освоили – но и равномерно распределить сферы ответственности между семьёй и школой, чтобы не допустить дисбаланса (когда школа или семья выполняет больше функций, чем входит в её обязанности, и как следствие люди ощущают чрезмерную усталость, а так же злость в адрес «бездействующей» стороны).
Цель данной статьи – исследовать восприятие детьми этого баланса, выявить, в чём они видят роль каждого из институтов – семьи и школы – в своей жизни.
Время с родителями – необходимость или роскошь?
В результате исследования, проведённого «СберМаркетингом» в 2024 году выяснилось, что 27% родителей стараются проводить с ребёнком более пяти часов ежедневно даже по будням, 48% уделяют детям от 3 до 5 часов, а 25% — менее двух часов. Нехватку совместного досуга семьи компенсируют в выходные: две трети респондентов по субботам и воскресеньям уделяют детям более пяти часов [1]. Больше времени в будние дни с детьми проводят матери: 69% женщин уделяют ребёнку от четырёх и более часов, среди мужчин такой ответ дали 45% опрошенных [5]. По данным опроса компании Superjob, опубликованным в июне 2025 года, 52% родителей в России уверены, что уделяют своим детям недостаточно внимания и времени, при этом 43% из них признались, что испытывают за это чувство вины, а 9% считают, что сегодня такая ситуация — это необходимость [2].
75 обучающихся 1 классов МБОУ «СОШ № 2» г.Тарко-Сале приняли участие в опросе на ту же тематику. Диаграмма соотношения свободного времени с родителями представлена на рисунке № 1. Примечательно, что время выполнения домашних заданий с детьми или решение каких-либо ещё школьных задач в учёт не бралось. Оказалось, что только половина первоклассников имеют возможность получить внимание родителей.
Рисунок 1
Предположить причины таких результатов не сложно:
- Использование цифровых гаджетов в одно и то же время родителями и детьми часто призвано подменить реальное взаимодействие между членами семьи. На самом же деле оно лишь отдаляет людей друг от друга.
- Понятие «свободного времени с детьми» размыто. Чаще всего, родители, утверждающие, что каждый деть общаются с ребёнком, на самом деле вместе выполняют домашние задания. Вторым по популярности является время, затраченное на воспитательные беседы по поводу тех замечаний, что ребёнок получил в школе (разговаривал на уроке, участвовал в конфликте и пр.). Подлинно «свободное время с детьми» подразумевает совместную деятельность, не связанную со школой. Например:
1. Совместное чтение. Читайте вслух или по очереди, обсуждайте прочитанное, развивайте воображение и словарный запас.
Семейным чтением, согласно опросу школьников МБОУ «СОШ № 2» г.Тарко-Сале занимаются только 56% опрошенных (см.Рисунок №2).
Рисунок 2
2. Прогулки на природе. Исследуйте парки, леса или пляжи, учите детей замечать растения, птиц и изменения в природе.
3. Игры на свежем воздухе. Футбол, бег, скакалка, велосипед — способствуют физическому развитию и укреплению здоровья.
4. Совместное приготовление пищи. Дети любят помогать на кухне, это развивает моторику и учит полезным привычкам.
5. Рисование и творчество. Рисование, лепка, аппликации развивают креативность и мелкую моторику.
6. Настольные игры. Помогают развивать логику, внимание, учат проигрывать и выигрывать.
7. Посещение музеев и выставок. Расширяют кругозор и дают новые темы для разговоров.
8. Совместное садоводство. Посадка цветов или овощей учит терпению и заботе.
Вообще, вопрос о том, чтобы поручить современному ребёнку какое-либо задание, попросить помочь с домашними делами, многие родители даже не рассматривают. Согласно опросу обучающихся 1 классов МБОУ «СОШ № 2» г.Тарко-Сале, помогают по дому меньше половины опрошенных – 48% (см.Рисунок №3).
Рисунок 3
Таким образом, с одной стороны период детства для детей продлевается. Но с другой стороны, такие качества как самостоятельность, ответственность и уверенность в себе запаздывают в своём развитии. Происходит это потому, что именно через выполнение обязанностей эти личностные качества развиваются интенсивнее всего.
9. Совместное решение головоломок и пазлов. Развивают логическое мышление и усидчивость.
10. Просмотр и обсуждение фильмов или мультфильмов. Улучшает восприятие, внимание и способствует семейным беседам.
11. Разучивание стихов и сказок наизусть. Развивает память и речь.
12. Организация мини-похода или пикника. Создаёт яркие воспоминания и учит навыкам выживания.
13. Обучение новым навыкам. Например, вязание, фокусы, спортивные трюки — развивают мотивацию и уверенность.
14. Просмотр семейного фотоальбома. Формирует ощущение сопричастности к истории семьи.
Так много возможностей, и так мало российских семей, что ими пользуется.
Чему учит школа с точки зрения детей
Интерес представляют данные о том, что по мнению самих детей, они получили благодаря школе. Выпускники 4 классов МБОУ «СОШ № 2» г.Тарко-Сале оценили вклад школы в своё развитие следующим образом (см.Таблицу №1):
В школе меня научили… | Количество ответов |
писать | 10 |
читать | 8 |
считать | 3 |
учиться | 2 |
рисовать | 1 |
пересказывать | 1 |
слушаться | 1 |
делиться | 1 |
не сдаваться | 1 |
не знаю | 2 |
Таблица 1
Очень подробно в отношении каждого предмета результаты обучения представлены в таких документах, как федеральные образовательные программы. Например, в приказе Министерства просвещения Российской Федерации от № 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован № 71762) можно найти перечень того, что должен знать и уметь выпускник 4 класса. Обобщая, можно сказать, что по окончании начальной школы ребёнок должен [4]:
- Читать бегло и осмысленно.
- Грамотно писать и строить тексты.
- Владеть основами математических действий.
- Анализировать информацию и делать выводы.
- Планировать своё время и работать по алгоритму.
- Работать в группе и самостоятельно.
Сравнивая эту информацию с результатами опроса обучающихся 4 класса, можно сделать вывод о том, что школа выполняет свои обязанности в полной мере.
Рисунок 4
Все ответы школьников можно сгруппировать в 3 категории: учебные навыки (писать, читать, считать, учиться, рисовать, пересказывать), личностные качества (слушаться, делиться, не сдаваться) и ответ «не знаю» (см.Рисунок № 4).
Чему учат родители – неформальное образование и жизненные уроки
Совсем по-другому дети видят роль родителей. Обучающиеся 4 классов МБОУ «СОШ № 2» г.Тарко-Сале ответили, что отцы в их жизни сделали следующее (см.Таблицу № 2):
Папа научил меня… | Количество ответов |
кататься на велосипеде | 3 |
завязывать шнурки | 2 |
готовить | 1 |
играть | 1 |
пользоваться интернетом | 1 |
делать уроки | 1 |
одеваться | 1 |
делать деление в столбик | 2 |
читать | 2 |
складывать вещи | 1 |
не отказывать себе | 1 |
не переживать | 1 |
не знаю | 5 |
Таблица 2
Наибольшее количество ответов «не знаю» набрали именно отцы. Отчасти, такие данные могут указывать на растерянность самих мужчин в отношении того, что же они должны делать для своих детей. Собственный детский негативный опыт, дисгармоничные отношения с супругой, неуверенность – лишь часть факторов, что становятся препятствием на пути к полноценному отцовству.
Обобщая полученные данные, можно говорить о 4 категориях навыков, что воспитывают в детях отцы: бытовые навыки/то, что пригодиться в жизни (кататься на велосипеде, завязывать шнурки, готовить, играть, пользоваться интернетом, делать уроки, одеваться), учебные навыки (делать деление в столбик, читать), личностные качества (складывать вещи, не отказывать себе, не переживать), ответ «не знаю» (см.Рисунок № 5).
Рисунок 5
Детское восприятие материнского воспитания имеет свои отличительные особенности (см.Таблицу № 3):
Мама научила меня… | Количество ответов |
ходить | 9 |
говорить | 4 |
есть | 1 |
завязывать шнурки | 1 |
готовить | 2 |
делать Д/з | 1 |
стоять | 1 |
писать | 3 |
читать | 2 |
решать задачи по математике | 1 |
мыть посуду | 2 |
складывать вещи | 1 |
расчёсываться | 1 |
любить | 1 |
дружить | 1 |
не знаю | 1 |
Таблица 3
Данные рисунка №6 позволяют сделать вывод о том, что матери берут на себя максимальное количество обязанностей: бытовые навыки/то, что пригодиться в жизни (ходить, говорить, есть, завязывать шнурки, готовить, делать Д/з, стоять), учебные навыки (писать, читать, решать задачи по математике), личностные качества (мыть посуду, складывать вещи, расчёсываться), душевность (любить, дружить), ответ «не знаю».
Рисунок 6
Как бы то ни было, Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) «Об образовании в Российской Федерации» содержит целую статью 44 под названием «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся». Согласно данному документу, обязанностей у родителей школьников всего 3 [3]:
1) обеспечить получение детьми образования;
2) соблюдать правила школы;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников школы.
Кажется, что обязанностей так мало, однако сформулированы они при этом так широко, что родитель современного ребёнка не знает, «за что взяться в первую очередь».
Секрет кроется в следующем: родители не обязаны давать детям знания. Учить читать, писать, складывать и умножать учит школа. Взяв на себя эти функции, родитель тратит время на «чужую работу», в ущерб собственной. На консультации мать подростка сказала, что мальчик просит её «не быть учителем». В словах ребёнка кроется глубокий смысл: перестань решать со мной задачи и делать упражнения, стань для меня матерью и выполняй свои, родительские функции.
Что это за функции? На самом деле и дети, и школа, ждут от родителей одного и того же:
- Дать ребёнку ощущение безопасности. Звучит непонятно. Сначала укажу, какие последствия имеет для ребёнка отсутствие чувства безопасности – это тревога. Постоянная, беспричинная тревога, вызывающая робость и замкнутость из желания скрыться от неизвестной опасности, или злость и агрессию из желания защититься от этой опасности. Две диаметрально противоположные формы поведения, а причина – одна.
- К моменту поступления в 1 класс научить ребёнка самоконтролю, то есть преодолевать собственные минутные желания. Бессчётное количество родителей оправдывают свою воспитательскую некомпетентность тем, что «любят ребёнка», «не могут ему отказать».
- За первый год обучения в школе сформировать учебные привычки: готовиться к школе (складывать вещи в портфель), делать домашние задания (соблюдение определённого алгоритма: какой предмет сначала, какой потом, письменное задание сначала на черновик, в тетрадь – потом, определить время, когда садиться за уроки и пр.). Эти столь необходимые действия часто подменяются тем, что не следует делать: выполнением домашних заданий за детей. Есть родители, которые на вопрос «Кто готовит рабочее место для выполнения домашних заданий?» отвечают, что сами достают необходимые тетради и учебники. Подобное поведение формирует в детях несамостоятельность. Более того, рождает в учениках ложное ожидание того, что и в классе учитель будет всё делать за них. Отсюда берёт начало множество академических трудностей. Зная это, преодолейте в себе желание «побыстрее» закончить, и поручайте ребёнку всё больше и больше заданий, с которыми он и правда в состоянии справиться сам.
- Решать конфликтные ситуации. Как родитель может этому научить? Есть множество вариантов. Первое – предлагать различные способы действия в одной и той же ситуации. Обсуждая ситуацию (из кинофильма, увиденную на улице или ту, в которую попал сам ребёнок), например, когда кто-то толкнул, укажите, что можно сказать «Почему ты это сделал?», «Отойди от меня!» или «Ты сделал мне больно. Извинись!», можно отодвинуться от обидчика самому, можно рассказать о случившемся ближайшему взрослому. 1 ситуация = 5 решений. А вы так сможете?
Второе – передавайте свой опыт. Рассказывайте ребёнку о тех конфликтных ситуациях, в которые попадали сами. Делитесь мыслями о том, жалеете вы о сделанном в прошлом или нет. Как бы вы поступили в этой ситуации спустя время. Ребёнок, зачастую, решает конфликт интуитивно, потому что не имеет необходимого опыта, и просто не знает, а как ещё можно было поступить в этой ситуации. Помогите ему!
И третье – старайтесь сделать всё возможное, чтобы конфликт разрешился без вашего участия. Стимулируйте самостоятельность ребёнка. Указывайте на те шаги, что он может предпринять, но не делайте их за него. Например, не извиняйтесь за сына или дочь, требуйте, чтобы ребёнок извинился сам. Не просите игрушку для ребёнка, учите, чтобы он сам подходил и просил. Таким образом, даже когда вас не будет рядом, ребёнок не растеряется, и будет знать, как себя вести.
- Замотивировать. Да-да, это не ошибка. Мотивация – отражение родительского отношения к школе и учителю. Если родители ценят школу, уважают педагогов, то и ребёнок будет относиться к ним так же. Уже с первого класса «видно» незамотивированных детей (см.Рисунок №7):
Рисунок 7
Для многих это может оказаться неожиданностью, но ни в одном документе, регламентирующем работу школы, не указано, что педагог должен мотивировать ребёнка. Почитайте сами, и убедитесь. Более подробно на эту тему я расскажу в своей следующей статье «Мотивация детей к школе – семейный проект, а не учительская миссия или Как родители становятся главными вдохновителями своих детей?».
Вывод.
Подводя некоторый итог всему вышеперечисленному, предлагаю «договориться» о нижеследующем:
- - школа и семья будут собирать информацию о том, что входит в их обязанности в процессе обучения (пока ребёнок находится в возрасте с 7 до 18 лет);
- - выполнять свои функции усердно и тщательно;
- - решать возникающие проблемы совместно.
Подобные взаимные «клятвы», поверьте, обеспечат гармоничное развитие ребёнка, создадут основу для его эмоциональной стабильности, академических успехов и здорового развития, благодаря чему ребёнок почувствует себя уверенно и защищённо. Давайте постараемся вместе!
Список используемой литературы:
- 27% российских родителей проводят с детьми более пяти часов в день. URL: (дата обращения: г.)
- Каменева, А. Больше половины родителей мало времени проводят с детьми // https://растимдетей.рф/ : электрон.версия. 2025. URL: https://растимдетей.рф/news/bolse-poloviny-roditelei-malo-vremeni-provodyat-s- (дата обращения: г.)
- Об образовании в Российской Федерации : принят Государственной Думой № 273-ФЗ // Гарант.ру : сайт. URL: (дата обращения: г.)
- Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования : утв.приказом Министерства просвещения Российской Федерации от № 992 // Гарант.ру : сайт. URL: (дата обращения: г.)
- Россияне рассказали, сколько часов в день проводят со своими детьми . URL: (дата обращения: г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родителей "Подготовка детей к школе в семье"
Материал адресован родителям будущих первоклассников. Рекомендации будут полезны для осуществления преемственности дошкольного и начального образования....

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...
Взаимосвязь между знаниями и познавательной деятельностью.
О взаимосвязи между знаниями и познавательной деятельностью младших школьников....

Доклад на тему: «Речевая подготовка детей к школе в семье»
Здесь найдёте нужные рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка...
Урок русского языка во 2 классе на тему: "Закрепление знаний о словах, близких по значению - синонимах и уточнение их роли в языке"
Урок-исследование тайн русского языка...

«Развитие единого здоровьесберегающего пространства в рамках преемственности между школой и семьей»
Психологические рекомендации родителямв ситуации перехода на дистанционное обучение.- Актуальность проблеммы- Принципы помощи ребенку-Принципы помощи самому родителю...

Речевая подготовка детей к школе в семье
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. ...