Урок русского языка во 2 классе на тему: "Закрепление знаний о словах, близких по значению - синонимах и уточнение их роли в языке"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок-исследование тайн русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка во  2 классе на тему:

«Закрепление знаний о словах, близких по значению – синонимах и уточнение их роли в языке»

Организационный момент: Слайд 1

    Здравствуйте, ребята. Меня  зовут Юлия Эдуардовна и сегодня мы вместе с вами будем открывать тайны русского языка.

1. Урок начинается с загадки

   

   С него начинается утро,

Но увидеть, услышать нельзя.

Его невозможно потрогать руками

Оно живет у нас внутри и управляет нами

Что это? (настроение)

 

 Давайте подскажу: с  ним мы просыпаемся каждый день, оно меняется в течение дня, его мы ощущаем.

(Появляется дерево настроения)

   

Слайд 2 Рассмотрите необычное дерево, на котором к нашему уроку выросли слова настроения. На какие две группы вы бы разделили эти слова? (читают группы)

Слайд 3 Давайте уточним, по какому признаку? (по близкому, похожему значению, смыслу) Что же объединяет слова в каждом столбике? Кто знает, как называются в русском языке слова, близкие по смыслу?        

(Можем мы сказать, что в каждом столбике слова, близкие по значению?)

 Совершенно верно, в каждой группе слова с похожим, близким значением. Выберите и запишите в тетради слова, близкие по значению, которые нам сегодня понадобятся, чтобы на уроке все получилось.

Какие слова выписали? Слайд 4

2. Постановка цели и задач:

   Кто догадался, с какими словами мы будем работать сегодня на уроке?

Совершенно верно. Тема нашего урока «Закрепление знаний о словах, близких по значению и уточнение их роли в языке» слайд 5

Какие задачи поставим для себя?

Я помогу вам вопросами:

-Какие знания должны вспомнить? (что такое синонимы)

-чему будем учиться? (научимся находить слова, близкие по смыслу и использовать синонимы в своей речи)

-Нужно ли учиться употреблять синонимы в речи? Зачем?

А еще нужно постараться  работать на уроке так, чтобы создать  у себя и у всех гостей отличное настроение.

3. Работа над темой урока:

 А сейчас каждая группа превратиться в настоящих исследователей слов синонимов. Перед работой давайте вспомним как работать в группе. Назовите три «можно» и три «нельзя» ( можно- обсуждать, договариваться, думать; нельзя – ругаться, обижать, обижаться)

Я приготовила вам слова для создания отличного настроения. Возьмите на столе карточку и выполните задание.  В конце работы каждая группа выступит и озвучит свой ответ. (Класс разделен на 6 групп по 5 человек. Две группы получают одинаковые карточки)

Задание для группы:

1.Прочитайте слова, найдите и подчеркните «лишнее» слово. Объясните свой выбор. (в идеале - сравнение по двум признакам!!)

2. Выпишите оставшиеся слова в рабочую тетрадь.

3. Как эти слова называются?

Карточка №1

Карточка №2

Карточка №3

счастье

веселое

создает

радость

думает

вдохновляет

короткий

шутливое

настраивает

восторг

озорное

автомобиль

(группы работают)

Слайд 6   Группы работают, доказывают свой выбор, объясняют, какое слово «лишнее», что объединяет оставшиеся слова (близкие по смыслу) и относятся к одной группе. ( Если дети затрудняются, задаю наводящий вопрос: что еще общего у группы слов)Группы-эксперты, которые работали над одинаковыми карточками, дополняют и уточняют ответы друг друга.

На слайде презентации появляются близкие по значению слова.

А теперь давайте уточним наши наблюдения (слайд)

Какие слова являются синонимами? А что еще объединяет слова каждого столбика? (относятся к одной группе)

4. Физминутка

Слайд 7 А теперь давайте отдохнем, повторяя  движения за веселыми героями. (вернуться)

 

5.Закрепление. Творческая работа по составлению «Синквейна»

Давайте вспомним, с чего мы начали наш урок? Что мы создавали сегодня у себя и у наших гостей?  (настроение) На партах у вас приготовлены листики-сердечки с нашего дерева настроения. Я предлагаю на них написать ваши впечатления от урока в форме синквэйна. (возьмите в руки сердечки)

   Синквэйн - это небольшое стихотворение без рифмы из 5 строк. В переводе с французского – пять.

Синквэйн пишется по определенным правилам:

Первая строка – одно слово, обозначающее предмет. Тема синквэйна. (Настроение)

Вторая строка – два слова, обозначающие признак предмета

Третья строка – три слова, обозначающих действие

Четвертая строка  – предложение, которое выражает твое отношение к первой строке, теме синквэйна.

Пятая строка – «Ассоциация» к первой строке, теме синквэйна.

 (стараемся использовать слова синонимы)

Чтобы вам было проще, на ваших сердечках есть начало первых строк. Сейчас мы вместе попробуем дописать его. (2 строка – настроение бывает какое? Настроение что делает? Используйте слова-синонимы

Если дети уже знакомы с этой литературной формой, то с опорой на памятку (слайд) пишут  в группе. Если эта форма используется первый раз, то учитель организует совместную фронтальную  работу.

Кто хочет, прочитайте работу.

Домашнее задание: на столе лежат правила написания синквейна. Кто захочет, попробуйте дома написать синквейн на тему: синоним

6.Рефлексия

   Оцените свою работу на уроке и прикрепите свой листок на верхушке дерева настроения, если все получилось. В середине кроны, если поработал неплохо.  На ствол, если сегодня не получилось.

7.Итог: 

    Наш урок закончен,  но у вас остается дерево хорошего настроения. Учитесь с радостью! Спасибо за работу!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Закрепление по теме: « Числа от 1 до 20»

презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Закрепление по теме: « Числа от 1 до 20»...

Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе. Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).

Урок углубляет знания о словах, близких по значению, учит понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности), подбирать синонимы...

Урок математики в 4 классе по теме: Закрепление и систематизация знаний по теме «Письменное умножение на двузначное число».

Урок-закрепления в 4 классе. Показаны разные виды работы на уроке математики с детьми в классе КРО,...

Слова, близкие по значению (синонимы) 2 класс

Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "перспектива. тема:"Слова, близкие по значению (синонимы)"...

Урок по русскому языку 1 класс по теме «Закрепление написания изученных букв»

Цель урока: закрепить умение писать изученные буквы, формировать умение писать под диктовку, писать слоги, слова, предложения, составлять схему предложения, подчеркивать в словах гласные и согласные б...