Урок русского языка во 2 классе на тему: "Закрепление знаний о словах, близких по значению - синонимах и уточнение их роли в языке"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок-исследование тайн русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка на тему Закрепление знаний о словах, близких по значению-синонимах | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка во 2 классе на тему:
«Закрепление знаний о словах, близких по значению – синонимах и уточнение их роли в языке»
Организационный момент: Слайд 1
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Эдуардовна и сегодня мы вместе с вами будем открывать тайны русского языка.
1. Урок начинается с загадки
С него начинается утро,
Но увидеть, услышать нельзя.
Его невозможно потрогать руками
Оно живет у нас внутри и управляет нами
Что это? (настроение)
Давайте подскажу: с ним мы просыпаемся каждый день, оно меняется в течение дня, его мы ощущаем.
(Появляется дерево настроения)
Слайд 2 Рассмотрите необычное дерево, на котором к нашему уроку выросли слова настроения. На какие две группы вы бы разделили эти слова? (читают группы)
Слайд 3 Давайте уточним, по какому признаку? (по близкому, похожему значению, смыслу) Что же объединяет слова в каждом столбике? Кто знает, как называются в русском языке слова, близкие по смыслу?
(Можем мы сказать, что в каждом столбике слова, близкие по значению?)
Совершенно верно, в каждой группе слова с похожим, близким значением. Выберите и запишите в тетради слова, близкие по значению, которые нам сегодня понадобятся, чтобы на уроке все получилось.
Какие слова выписали? Слайд 4
2. Постановка цели и задач:
Кто догадался, с какими словами мы будем работать сегодня на уроке?
Совершенно верно. Тема нашего урока «Закрепление знаний о словах, близких по значению и уточнение их роли в языке» слайд 5
Какие задачи поставим для себя?
Я помогу вам вопросами:
-Какие знания должны вспомнить? (что такое синонимы)
-чему будем учиться? (научимся находить слова, близкие по смыслу и использовать синонимы в своей речи)
-Нужно ли учиться употреблять синонимы в речи? Зачем?
А еще нужно постараться работать на уроке так, чтобы создать у себя и у всех гостей отличное настроение.
3. Работа над темой урока:
А сейчас каждая группа превратиться в настоящих исследователей слов синонимов. Перед работой давайте вспомним как работать в группе. Назовите три «можно» и три «нельзя» ( можно- обсуждать, договариваться, думать; нельзя – ругаться, обижать, обижаться)
Я приготовила вам слова для создания отличного настроения. Возьмите на столе карточку и выполните задание. В конце работы каждая группа выступит и озвучит свой ответ. (Класс разделен на 6 групп по 5 человек. Две группы получают одинаковые карточки)
Задание для группы:
1.Прочитайте слова, найдите и подчеркните «лишнее» слово. Объясните свой выбор. (в идеале - сравнение по двум признакам!!)
2. Выпишите оставшиеся слова в рабочую тетрадь.
3. Как эти слова называются?
Карточка №1 | Карточка №2 | Карточка №3 |
счастье | веселое | создает |
радость | думает | вдохновляет |
короткий | шутливое | настраивает |
восторг | озорное | автомобиль |
(группы работают)
Слайд 6 Группы работают, доказывают свой выбор, объясняют, какое слово «лишнее», что объединяет оставшиеся слова (близкие по смыслу) и относятся к одной группе. ( Если дети затрудняются, задаю наводящий вопрос: что еще общего у группы слов)Группы-эксперты, которые работали над одинаковыми карточками, дополняют и уточняют ответы друг друга.
На слайде презентации появляются близкие по значению слова.
А теперь давайте уточним наши наблюдения (слайд)
Какие слова являются синонимами? А что еще объединяет слова каждого столбика? (относятся к одной группе)
4. Физминутка
Слайд 7 А теперь давайте отдохнем, повторяя движения за веселыми героями. (вернуться)
5.Закрепление. Творческая работа по составлению «Синквейна»
Давайте вспомним, с чего мы начали наш урок? Что мы создавали сегодня у себя и у наших гостей? (настроение) На партах у вас приготовлены листики-сердечки с нашего дерева настроения. Я предлагаю на них написать ваши впечатления от урока в форме синквэйна. (возьмите в руки сердечки)
Синквэйн - это небольшое стихотворение без рифмы из 5 строк. В переводе с французского – пять.
Синквэйн пишется по определенным правилам:
Первая строка – одно слово, обозначающее предмет. Тема синквэйна. (Настроение)
Вторая строка – два слова, обозначающие признак предмета
Третья строка – три слова, обозначающих действие
Четвертая строка – предложение, которое выражает твое отношение к первой строке, теме синквэйна.
Пятая строка – «Ассоциация» к первой строке, теме синквэйна.
(стараемся использовать слова синонимы)
Чтобы вам было проще, на ваших сердечках есть начало первых строк. Сейчас мы вместе попробуем дописать его. (2 строка – настроение бывает какое? Настроение что делает? Используйте слова-синонимы
Если дети уже знакомы с этой литературной формой, то с опорой на памятку (слайд) пишут в группе. Если эта форма используется первый раз, то учитель организует совместную фронтальную работу.
Кто хочет, прочитайте работу.
Домашнее задание: на столе лежат правила написания синквейна. Кто захочет, попробуйте дома написать синквейн на тему: синоним
6.Рефлексия
Оцените свою работу на уроке и прикрепите свой листок на верхушке дерева настроения, если все получилось. В середине кроны, если поработал неплохо. На ствол, если сегодня не получилось.
7.Итог:
Наш урок закончен, но у вас остается дерево хорошего настроения. Учитесь с радостью! Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Закрепление по теме: « Числа от 1 до 20»
презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Закрепление по теме: « Числа от 1 до 20»...
Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе. Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).
Урок углубляет знания о словах, близких по значению, учит понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности), подбирать синонимы...
Урок математики в 4 классе по теме: Закрепление и систематизация знаний по теме «Письменное умножение на двузначное число».
Урок-закрепления в 4 классе. Показаны разные виды работы на уроке математики с детьми в классе КРО,...
Урок русского языка 2 класс по теме "Закрепление знаний о проверяемых безударных гласных в корне"
Урок закрепления знаний ( урок-соревнование)...
Конспект урока математики в 1 классе по теме "Закрепление знаний по разделу "Числа от 1 до 10 и число 0"
УМК "Школа России"...
Слова, близкие по значению (синонимы) 2 класс
Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "перспектива. тема:"Слова, близкие по значению (синонимы)"...
Урок по русскому языку 1 класс по теме «Закрепление написания изученных букв»
Цель урока: закрепить умение писать изученные буквы, формировать умение писать под диктовку, писать слоги, слова, предложения, составлять схему предложения, подчеркивать в словах гласные и согласные б...