Родительское собрание "Роль и место телевидения в жизни младшего школьника"
план-конспект урока по теме

В наш информационный век детям приходится сталкиваться с массой разнообразной информации, которая потоком обрушивается на неокрепшую детскую психику, формирую мировоззрение молодого поколения, его познавательный и нравственный потенциал. Целью данного родительского собрания является привлечение внимания родителей к проблеме влияния телевидения на развитие личности ребенка. Задачи, которые решаются в ходе собрания:

  1. Познакомить родителей воспитательным и образовательным потенциалом, заложенным в телевизионных программах.
  2. Проанализировать достоинства и недостатки общения ребенка с телевидением.
  3. Выработать основные правила, регламентирующие просмотр телевизионных программ младшими школьниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Родительское собрание 11.56 КБ

Предварительный просмотр:

Балуева Наталья Минаевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 37

г. Таганрога

Родительское собрание в 1 классе

Тема: «Роль и место телевидения в жизни младшего школьника»


Цель: Привлечение внимания родителей к проблеме влияния телевидения на развитие личности ребенка.

Задачи:

  1. Познакомить родителей воспитательным и образовательным потенциалом, заложенным в телевизионных программах.
  2. Проанализировать достоинства и недостатки общения ребенка с телевидением.
  3. Выработать основные правила, регламентирующие просмотр телевизионных программ младшим школьником.

Форма проведения: круглый стол.

Организационная подготовка:

  1. Выставка рисунков детей на тему «Моя любимая телевизионная программа»
  2. Анкетирование учащихся.
  3. Составление телепрограммы на неделю, включающую только передачи, которые смотрят учащиеся класса. Просчитывается хронометраж.
  4. Подготовка памяток для родителей.

Ход собрания:

1. Вступительное слово классного руководителя.

Классный руководитель объявляет тему собрания и предлагает родителям закончить фразу: «Телевизор для меня – это …». Ответы родителей фиксируются в виде тезисов на доске.

Далее родителям предлагается ответить себе на вопрос, какое место занимает телевизор в жизни их детей.

2. Анализ анкет учащихся, составленной телепрограммы и рисунков учащихся.

Возможные вопросы для опроса детей:

  1. Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
  2. Ты чаще смотришь телевизор один или со всей семьей?
  3. Обычно ты смотришь все подряд или предпочитаешь какие-либо отдельные передачи?
  4. Какие программы ты особенно любишь?
  5. Советуют ли тебе родители, какие передачи лучше смотреть для твоего возраста?
  6. Обсуждаешь ли ты с родителями просмотренную программу?
  7. В котором часу ты заканчиваешь смотреть телевизор?
  8. Как в твоей семье принято проводить свободное время, когда все собираются вместе?

Сначала предлагается родителям ответить на вопрос анкеты, только потом озвучивается результат опроса детей. Почти всегда ответы родителей и детей не совпадают, а любимые детьми программы являются открытием для их родителей.

Статистические данные, о которых следует задуматься:

  • 2/3 детей от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно;
  • время ежедневного просмотра телепередач ребенком в среднем составляет  более 2-х часов;
  • 50% детей смотрят телепередачи подряд, причем несколько раз одно и то же;
  • около 40% детей в возрасте от 6 до 12 лет на первое место поставили телевизор при определении рейтинга организации свободного времени, исключив прогулки, занятия спортом, общение с семьей.

Какое впечатление остается от увиденного в телевизоре, наглядно продемонстрирует выставка работ детей под названием «Моя любимая телевизионная программа». Реже всего дети отдают предпочтение  познавательным программам, программам о животных. Не встречается упоминания канала «Культура», зато все чаще называют «Перец». Первые строчки в рейтинге популярности – сериалы, в т. ч. мультипликационные (часто сомнительного качества), развлекательные программы, фильмы ужасов.

Формулирование ключевого вопроса дальнейшего обсуждения: Какими вырастут дети, имея такое информационное пространство вокруг? Подобное воспитывается подобным… Как изменить ситуацию?

3. Обсуждение вопроса влияния телепередач на формирования личности ребенка: его характера и познавательной сферы.

        Семилетний ребенок живет напряженной и насыщенной внутренней жизнью. Он многое обдумывает и «сортирует», поэтому он более нацелен на свой внутренний мир, чем в шесть лет. Он стремится «переварить» расширившийся жизненный опыт – ведь он стал школьником. Родители должны понимать, что если ребенок «отключился» и предается дневным грезам – это не пустое фантазирование, а напряженная внутренняя работа. Он пытается уяснить для себя опыт, приобретенный в школе во взаимоотношениях с новыми друзьями-одноклассниками. У него резко расширяется репертуар эмоций и чувств. В семь лет ребенку становится доступно такое чувство, как угрызение совести. Очень важно, чтобы родители не пропустили это переживание и объяснили ребенку его смысл.

Шестилетний ребенок был человеком действия, семилетний стал человеком размышления. Это отнюдь не значит, что ребенок погрузился в думы о смысле жизни, нет, конечно. Он продолжает бегать и прыгать, лазить на деревья и на крыши, вертится волчком, дерется с приятелями, играет. Но период активности чередуются с периодами задумчивости. Очень важно, чтобы взрослый вовремя оказался рядом, чтобы объяснить, поддержать, просто выслушать, помочь разобраться в потоке информации, обрушивающемся на ребенка. Для этого необходимо интересоваться жизнью ребенка, быть в курсе его дел, переживаний, а не доверять воспитание телевидению.

Вопрос для обсуждения: нужен ли телевизор в жизни ребенка?

В информационный век не обойтись без СМИ (телевидения и Интернета), но необходимо точно себе представлять все «+» и «-» этих средств коммуникации, чтобы научить ребенка максимально использовать их образовательный потенциал, критически относиться к любой информации, иметь четкое представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Для начала следует разобраться, почему так популярно телевидение?

  • Ничто так не привлекает внимание, как что-то движущееся и яркое. Даже если ребенка не привлекает передача, само по себе движение на экране удерживает его внимание.
  • Телевидение доступно: достаточно нажать кнопку, чтобы получить любое зрелище.
  • Возможность расслабиться, не думать, уйти от переживаний и проблем.
  • Знакомство с различными явлениями из разных областей знаний.
  • Возможность совершить путешествие во времени и пространстве.
  • Развитие воображения, фантазии, эмоциональной сферы.
  • Телевизионные сказки доставляют детям большое удовольствие. Кроме того, сериалы, которые повторяются изо дня в день, заставляют их регулярно смотреть, чтобы узнать, чем же закончилась история.

Здесь стоит задуматься, а те самые яркие сказочные персонажи, которые так привлекают детей, являются ли они идеалом. Хотите ли вы, чтобы эти образы стали эталоном, по которому ребенок будет выстраивать свою модель поведения? Не оставляйте своего ребенка наедине с ними. Обсуждайте их поступки, учите анализировать их поведение и делать выводы о том, что есть хорошо и правильно, а чего следует избегать. (Возможен просмотр с дальнейшим обсуждением фрагмента из м/ф «Шрек», где присутствуют сцены насилия: боевые навыки принцессы, убийство ею птицы, варварское обращение с лягушкой и змеёй).

Как взрослые сами усиливают заманчивость телеэкрана и создают привычку постоянно смотреть телевизор?

  • Покупка нового современного телевизора.
  • Постоянный просмотр телевизора или просто его фоновое звучание.
  • Лень взрослых: дети спокойно сидят у телевизора, и нет нужды заниматься с ними.
  • Использование телевидения как награды.

Стоит планировать время, проводимое у экрана телевизора:

  1. изучите вместе с ребенком телепрограмму;
  2. обсудите, какие программы будут полезны для его возраста, объясните, на что стоит обратить внимание, а с чем лучше не соприкасаться;
  3. отметьте выбранные передачи, не забудьте учесть время, которое ребенок может находиться у телеэкрана.

Помните:

  • переутомление у экрана ведет к усталости, дети плохо спят, становятся неуравновешенными, беспокойными;
  • под воздействием сцен агрессии, жестокости и насилия  дети учатся быть жестокими и агрессивными;
  • постоянный просмотр телепрограмм нарушает коммуникативную функцию: ребенок не учится слушать и говорить сам, вступать в диалог;
  • словарный запас ребенка вряд ли будет литературным, а речь грамотной.

Обращение к тезисам, записанным в начале родительского собрания. Корректировка со знаками «+» и «-».

Безусловно, нет ничего плохого в том, что дети смотрят телевизор. Но в жизни есть гораздо больше интересных занятий. Кто же должен ребенка с ними познакомить, как не родители. Подарите ему целый мир, научите радоваться, удивляться, любоваться красотой, быть творцом и созидателем, а не простым наблюдателем. Проводите с детьми больше времени, чаще играйте с ними, просто ходите на прогулку, общайтесь. Лучший способ отказаться от привычки часами смотреть телевизор – самим оставаться самым привлекательным объектом в доме!

Памятка для родителей

  1. Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов, ужинов, разговоров перед сном.
  2. Будьте избирательными при выборе телевизионных программ, учите этому детей.
  3. Обсуждайте телепередачи после просмотра. Важно, с каким багажом знаний и впечатлений ребенок отправиться дальше.
  4. Помните, что влияние телевидения на психику детей отличается от влияния на психику взрослых. Детьми легко управлять.
  5. Исключите из просмотра программы со сценами насилия.

Современный писатель Фредерик Бегбедер сказал: «Мы живём в странное время; война переместилась на новое пространство. Полем битвы стали СМИ, и в этом новом конфликте трудно отделить Добро от Зла. Сложно понять, кто добрый, а кто злой: стоит переключиться на другой канал, и противники меняются местами». Будьте всегда рядом со своими детьми, чтобы они верно усвоили эти базовые понятия о добре и зле, на которых будет строиться все их мировоззрение.

Литература

  1. Варенька О.П. Учебный год. Родительские собрания. М.: «ВАКО», 2008.
  2. Волинова Т.В. Учитель и семья. М.: Просвещение, 1979.
  3. Воспитательная работа в школе: Методическое пособие, Псков, 1994.
  4. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы.М.: «ВАКО», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Телевизор в жизни младшего школьника »

Родительское собрание «Телевизор в жизни младшего школьника »Задачи. 1. Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором....

Родительское собрание. Тема: Роль книги в жизни младшего школьника.

Родительское  собрание.Тема:  Роль  книги  в  жизни  младшего  школьника.2 класс...

Родительское собрание "Роль режима дня в жизни младшего школьника"

Родительское собрание разработано с целью ознакомления с физиологическими особенностями младших школьников. содержит анкеты для детей, рекомендации для родителей....

Родительское собрание в 1 классе "Игра и труд в жизни младшего школьника"

Цель: познакомить с основными видами деятельности младших школьников (игра и труд), с педагогическими требованиями к детскому труду...

Родительское собрание "Режим дня в жизни младших школьников"

Задачи собрания:Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.Убедить родителей в необходимости формиров...

"Родительское собрание "Игра и труд в жизни младшего школьника . Организация семейного чтения"

Игра - первичный и продуктивный способ пробуждения творческих потенций; мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребёнком своей роли в жизни....

Родительское собрание "Телевизор и интернет в жизни младшего школьника"

Родительское собрание "Телевизор и интернет в жизни младшего школьника"...