Программа "Путь к успеху", 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Мухаметзянова Айсылу Фаргатовна

Программа для обучения родителей "Путь к успеху", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_k_uspehu.docx63.91 КБ

Предварительный просмотр:

Балтасинский муниципальный район

МБОУ

«Шубанская ООШ»

И.Г. ВАХРУШЕВА, Л.Ф. БЛИНОВА

ПУТЬ К УСПЕХУ

Программа работы с родителями 1-2-х классов для педагогов

Классный руководитель: Мухаметзянова А.Ф.

Основные положения программы

Стратегия программ I уровня. Программы опираются на основные положения Концепции и подходы к предупреждению употребления наркотиков наркомании среди детей и подростков. В центре находится личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

В работе с родителями решаются три проблемы:

  1. Понимание родителем объективной ситуации и ошибок в семейном воспитании и социализации личности ребенка.
  2. Принятие на себя ответственности за аномалии детско-родительских отношений и ответственности за выход из кризисной ситуации.
  3. Создание мотивации к самоизменению, коррекции отношений, работе над собственными внутриличностными конфликтами.

Работа с родителями предполагает реализацию двух основных направлений:

  1. воспитательного (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркогенного заражения);
  2. образовательного (освоение основных приемов организации семейной профилактики).

Особую роль в работе с родителями играет педагогическая культура и воспитательная состоятельность классного руководителя. Нахождение правильной общей педагогической позиции педагога и родителя по отношению к ребенку является тем ресурсом развития, на основании которого возникает взаимное доверие и сотрудничество. Согласованность представлений и педагогических воздействий классного руководителя и родителя на ребенка является ресурсом развития ребенка.

Основные цели классного руководителя. Основными целями классного руководителя в профилактической работе с родителями являются:

  1. формирование отрицательных установок родителя к курению своих детей, употреблению ими алкогольных напитков и первых проб наркотиков;
  2. формирование личной ответственности родителей за свое поведение и поведение своих детей;
  3. активизация семейных факторов защит и факторов развития ребенка для воспитания успешного гражданина общества, ориентированного на ЗОЖ и не нуждающегося в приеме ПАВ.

Основные задачи классного руководителя. Основные задачи классного руководителя в профилактической работе с родителями:

  1. актуализировать познавательный интерес родителей в предупреждении аддиктивного поведения своих детей;
  2. повысить психолого-педагогическую грамотность родителей по профилактической антинаркотической тематике, адекватной возрасту;
  3. активизировать мотивацию родителя к воспитанию у ребенка здорового образа жизни;
  4. активизировать и мотивировать родителей на профилактические меры в семье по профилактике ПАВ и своевременную педагогическую коррекцию поведения ребенка по отношению к табаку и алкоголю.

Формы работы с родителями:

  1. информационно-рецептивные (мини-лекции, беседы);
  2. интерактивные формы (деловые игры, ролевые игры, упражнения, дискуссии, ток-шоу, свободный микрофон и др.);
  3. индивидуальное и групповое семейное консультирование.

Ожидаемый результат. Результатом работы классного руководителя является:

  1. активизация и вовлечение родительской общественности в профилактическую деятельность;
  2. формирование негативного отношения родителей к алкоголизации и наркотизации, в которой растет и общается их ребенок;
  3. повышение воспитательного потенциала семьи;
  4. создание «банка данных» для генерирования и отбора творческих идей по пропаганде здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений в семье.

Срок реализации программы. Полный срок реализации программ с учетом этапов - 4 года. Учитывая цикличность содержания программ, возможна одновременность их внедрения со сроком реализации 2 года (по 5 занятий с родителями в год) или 1 год (по 10 занятий с родителями в год).

Участники программы: родители, педагогический коллектив образовательного учреждения: классные руководители, педагоги-психологи и другие специалисты школы.

Тематический план и содержание программы

Программа предназначена для реализации второго этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится учителем начальной школы с привлечением необходимых специалистов школы.

После прохождения программы у родителей сформируются:

  1. понимание рисков, связанных с дезадаптацией детей, ошибками воспитания и бесконтрольного времяпровождения;
  2. знание ресурсов семьи по снижению рисков и создания развивающих условий своим детям;
  3. мотивация к активному взаимодействию со школой, классным руководителем и другими специалистами школы по предупреждению трудностей в обучении и дезадаптации.

2 класс

Программа «Путь к успеху»

Тематический план

№№

п/п

Темы занятий

Всего час

Выбранные темы на 2012-2013 г.

1

Особенности современной школы и современных требований к школьникам

2

2

Психическое развитие и формирование личности младшего школьника

2

1

3

Первые трудности обучения

2

1

4

Мальчики и девочки учатся по-разному

2

1

5

У нас такие дети, каких мы заслуживаем

2

1

6

Отношения в семье как основа взаимопонимания

2

1

7

У здоровых родителей – здоровые дети

2

8

Выбираем досуг на здоровье себе и детям

2

9

Современная действительность и нравственно-духовное воспитание в семье

2

10

Много ли человеку нужно для счастья?

2

Классный руководитель: Мухаметзянова Айсылу Фаргатовна

«Психическое развитие и формирование личности младшего школьника»

необходимо провести как практическое занятие с использованием материала мини-лекции. Можно предложить анкеты, памятки, рекомендации из Приложения, ориентируясь на контингент родителей класса, и обсудить их. Можно пригласить на занятие педагога-психолога в качестве консультанта.

Обсуждая особенности жизненной ситуации младшего школьника, следует акцентировать внимание родителей на том, что с поступлением в школу меняется весь уклад его жизни (меняется режим дня, появляется необходимость организовывать свой досуг после школы, складываются новые несемейные отношения, возникает утомление от напряженной умственной деятельности). Во всей этой ситуации дети чувствуют себя беспомощными.

Следует обратить внимание на том, что у первоклассников сохраняется потребность в игре. Особенность игры в том, ребёнок может играть в самого себя (например, в «хорошего ученика», если в действительности все наоборот). Усиливается потребность в движении и во внешних впечатлениях, которая преобразуется в познавательную активность ребёнка. Потребность в общении непосредственно связывается с учебной деятельностью. Дети стараются соответствовать ожиданиям взрослых, быть принятым учителем и сверстниками, в признании значимыми людьми. Появляется новая потребность – потребность в общественно-значимой деятельности, которой и является обучение в школе.

Можно обсудить особенности социальной ситуации развития младшего школьника. Она связана с социальной позицией школьника. Формирование и развитие личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника. С поступлением ребёнка в школу учение становится ведущим видом его деятельности, которое в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый систематизированный характер, деятельность младшего школьника по отношению к среде всегда является опосредованной отношениями с взрослыми и сверстниками.

Важно показать, что успешность учебной деятельности связана с возникновением возрастных новообразований: совершенствование произвольности действий, т.е. появление самоконтроля, возникновение рефлексии и внутренней позиции.

Необходимо познакомить с особенностями поведения ребёнка в период кризиса 7 лет (появление непослушания, манерничание, кривляние, желание сделать по-своему). Помощь родителей в период кризисного развития их ребёнка заключается в расширении сферы самостоятельности, возложении ответственности, делегировании новых семейных и общественных обязанностей.

Желательно обсудить развитие личности школьника. Особенности познавательной сферы: внимание крайне неустойчивое, преобладает наглядно-образное мышление с элементами абстракции. Развитие эмоциональной сферы осуществляется в следующих направлениях: повышается к 9 годам впечатлительность, которая далее снижает темпы своего развития. Формируется настойчивость, контроль эмоциональных состояний, происходит четкая дифференциация чувств (эстетических, нравственных, интеллектуальных). Особенности личности: высокая подражательность, в сложных и трудных ситуациях ребенок не задумывается, показывает большую впечатлительность, повышенную реактивность и готовность действовать.

Обобщая итоги занятия важно выделить факторы риска в развитии личности школьника и факторы защиты. В конце занятия можно дать домашнее задание родителям: понаблюдать и проанализировать изменения поведения ребенка с поступлением в школу, найти его причины и подумать над тем, правильно ли используются воспитательные воздействия.

«Первые трудности обучения»

следует провести в форме групповой дискуссии. На дискуссию можно предложить следующие вопросы: «В чем заключаются трудности адаптации к школе?», «Какие типичные сложности у детей при обучении чтению и письму?», «Что такое дисграфия?», «Каковы признаки нарушения учебной деятельности?», «Каковы особенности поведения ребенка с трудностями в адаптации?», «Как отражается на развитие личности ребенка дезадаптация?».

Психофизиологическими причинами трудностей при обучении являются: замедленный темп созревания мозга, что приводит к трудностям зрительно-моторной координации при письме и чтении. Другой причиной трудностей обучения чтению является существующая методика, требующая правильного быстрого и выразительного чтения, осознания смысла прочитанного текста, его понимания и переживания. В такой ситуации ребенку трудно получить удовольствие от чтения, и он бессознательно приходит к решению, что чтение нужно взрослым, а не ему. Помочь ребёнку в этом случае может следующая установка: «Сначала прочитай «про себя» и для себя, а потом повтори чтение для меня». Причиной трудностей обучения могут стать недостаточно развитые познавательные процессы – память и внимание, а также недостаток развития связной речи.

Социальными причинами нарушений учебной деятельности являются: нарушения учебной мотивации, развитие ребёнка по игровому типу, повышенная тревожность, хроническая неуспеваемость, сниженная энергетика, трудности коммуникации, педагогическая запущенность. Они могут быть связаны с особенностями семейной среды развития ребенка (он не слышал регулярно правильную взрослую речь, у него не было игрушек, книжек, головоломок, развивающих сенсорный аппарат, ребенку не помогали понять непонятное, не объясняли сути вещей).

Психологические особенности неуспевающих школьников: дети отталкивают их от себя, учителя меньше симпатизируют, отсутствуют успехи в общественной деятельности, снижаются самооценка и восприятие своего «Я».

Основные виды помощи детям в освоении учебного материала, выполнении домашних заданий, в преодолении барьеров общения заключаются в следующем. Помощь должна осуществляться в текущей ситуации, чтобы поддержать мотивацию ребёнка. Необходимо давать ребёнку чувствовать любовь независимо от его школьных успехов и желательно ограничить время выполнения домашних уроков до полутора часов, но условием проведения его с полной отдачей. Необходимо исключить оценочные высказывания и учитывать естественные темпы ребёнка. Важно развивать устную речь, для этого взрослый может сам писать задания за ребёнка, позволяя тем самым концентрировать внимание на речевом высказывании или решении задачи, можно включать в обучение элементы игры.

Подводя итоги занятия важно акцентировать внимание родителей на условиях формирования успеха, являющиеся факторами защиты ребенка. Такими условиями являются:

- оценка успехов достижения ребёнка сравнительно с его прежними успехами, а не со среднестатистическими или успехами других детей;

- избегание жесткого контроля, побуждение ребенка к самостоятельной деятельности и принятию собственных решений в форме советов;

- похвала ребенка за любые достижения и избегание упреков ребёнка в отсутствии старания, способностей, в лени.

В заключение занятия можно дать домашнее задание родителям: обсудить занятие с взрослыми членами семьи и продумать, как создать условия для развития успехов ребенка.

«Мальчики и девочки учатся по-разному»

следует провести в форме практического занятия. Можно предложить следующие задания. Составить портрет: «Каким бы я хотела видеть своего ребёнка в будущем». Следует обсудить проблему: «Чему может научить ребёнка мать и чему может научить отец?». Необходимо предложить ситуации взаимодействия с детьми разного пола в процессе управления их учебной деятельностью.

При подготовке к занятию классному руководителю необходимо использовать знания по гендерным различиям в обучении.

Психофизиологические различия детей разного пола. Различия мозга и их влияние на развитие и воспитание девочек и мальчиков проявляется в различиях степени функциональной асимметрии больших полушарий мозга (ФАМ). У мальчиков к моменту рождения более зрелое правое полушарие, у девочек – левое. При взрослении левое полушарие мальчиков дозревает медленнее, но у взрослых мужчин сознание в большей степени левополушарное. У женщин ФАМ менее выражена, что свидетельствует о более равномерном развитии вербальных, пространственных и психомоторных способностей. Морфологически эта разница обусловлена величиной мозолистого тела, которое у женщин больше, что обеспечивает более интенсивное межполушарное взаимодействие. Функционирование правого полушария связано с образным интуитивным мышлением, а левого – с рационально-логическим. У мужчин мозг более симметричен. У женщин более легко осуществляется переход с одного полушария на другое, что позволяет им успешно использовать различные способы восприятия и мышления, обеспечивает большую приспособляемость к условиям жизни.

Различия проявляются в развитии психомоторики, познавательных процессов и речи, личности и социального поведения. Девочки лучше воспринимают сенсорную информацию и обладают вариативной памятью. Они лучше видят и слышат, быстрее воспринимают информацию в письменном виде, у них выше результаты в грамматике и лексике, быстрее осваивают иностранные языки, обладают лучшими навыками координации и моторики. Слабая сторона девочек в том, что принимают все близко к сердцу, т.к. их мозг обрабатывает больше информации и нуждается в ней, это часто приводит к эмоциональной перегрузке. У мальчиков проявляется превосходство в пространственном восприятии, они лучше осваивают математику.

Эмоциональное возбуждение у девочек передается в кору больших полушарий, которая регулирует мышление. Поэтому девочки способны выразить свои переживания словами, т.е. осмыслить их и пережить. Мальчики в эмоциональном плане слабее девочек и нуждаются в большем внимании, т.к. часто не осознают свои переживания. Они труднее и медленнее перерабатывают информацию, затрудняются ее вербализировать, поэтому более уязвимы. Они дольше осваивают чтение, поэтому решают задачи молча, интересуются действиями и исследованием предметов. При возбуждении происходит передача энергии на нижние участки мозга, обеспечивающие двигательную реакцию у мальчиков через физическую деятельность. Поэтому им надо предоставить возможность выплеснуть энергию.

Особенности мотивации в учебной деятельности заключаются в том, что мальчики стремятся к достижению результата, а для девочек более важно сохранить положительные отношения со значимыми лицами. Специфика установления психологического контакта и привязанности с детьми разного пола проявляется в том, что девочки сначала устанавливают социальные контакты, а мальчики стремятся управлять социальной энергией и занять лидерскую позицию, они лучше подчиняются правилам.

Факторами формирования гендерной идентичности в семье являются: выполнение задач социализации детей и стабилизации личности взрослых членов семьи. Механизмом этих процессов является дифференциация семейных ролей. Отец выполняет инструментальную роль, обеспечивающую отношения семьи с внешним миром, а также материальные средства существования. Мать выполняет экспрессивную функцию, поддерживающую интеграцию членов семьи, устанавливающую модели отношений и регулирующую уровень напряжений членов семьи.

В заключение занятия необходимо выделить факторы риска не учета при воспитании пола ребенка и факторы защиты семейного воспитания. Можно дать домашнее задание родителям: проанализировать особенности воспитания ребенка с учетом пола, и какую роль в этом воспитании играет отец, мать, бабушка, дедушка, братья, сестры.

«У нас такие дети, каких мы заслуживаем»

является логическим продолжением предыдущего занятия. Его необходимо провести в форме полипозиционной дискуссии с включением материала мини-лекции. На дискуссию можно предложить следующие вопросы: «Каково влияние поведения матери на воспитание дочери и сына?», «Каково влияние поведения отца на воспитание сына и дочери?», «Каково влияние отношения к жизни родителей на воспитание детей?», «Каково влияние семейного уклада на воспитание детей?», «В каких семьях высоки риски асоциального поведения детей?», «Какие негативные примеры поведения может усвоить ребенок в семье?».

Семья – главный институт воспитания: то, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни, т.к. в ней он находится все детство. Положительное воздействие семьи состоит в том, что никто кроме самых близких не относится к ребенку с большей любовью и заботой, но и в то же время никто не может нанести большего вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Дети впитывают в себя образцы поведения взрослых и переносят их на окружающих. Негативные образцы поведения взрослых являются факторами риска алкоголизации, наркотизации и других девиаций собственных детей.

Главными воспитательными факторами в семье являются: достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком, подкрепление конкретными родительскими примерами того, чему сами родители учат своего ребенка. Функциональные семейные роли: основная роль матери – обеспечение положительных эмоциональных связей внутри семьи, создание благоприятного психологического климата и домашнего уюта. Роль отца - обеспечение внешнесемейных связей – общество, защита и охрана семьи. Функция матери принятие ребенка на основе безусловной любви. Функция отца – предъявление требований к ребёнку и осуществление контроля над их выполнением.

Высокие риски формирования девиантного поведения ребенка имеются в четырех типах семей. В конфликтных семьях: в них родителям не до детей, они не могут разобраться даже в своих отношениях, все пущено на самотек. В внешне благополучных семьях, в которых процветает бездуховность, отсутствуют нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. В неблагополучных семьях, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. В семьях с социально-психологическими проблемами (незрелые семьи):

  1. педагогически несостоятельные семьи, в которых родители ведут асоциальный образ жизни или имеют судимости; семьи с жестоким отношением к детям (предъявляются непомерные требования к детям, применение физических наказаний за малейший проступок); конфликтные семьи со стойкой конфронтацией между мужем и женой, родителями и детьми, тяжелой нравственно психологической атмосферой;
  2. семьи безработных: потеря работы хотя бы одного члена семьи порождает серьезные проблемы, отражающиеся на несовершеннолетних детях; семьи, в которых личные ценностные ориентации имеют для супругов более высокую значимость по сравнению с семейными ценностями: отец или мать ориентируются либо на карьеру, либо на материальный достаток;
  3. семьи, характеризующиеся отсутствием организующей функции мужчины-отца в структуре семейных отношений: мужчина-отец самоустраняется от ответственности за семью и от участия в воспитании детей, его присутствие чисто физическое, а женщина-мать несет основные семейные тяготы (бытовые и воспитательные). 

Критерии зрелой семьи (выполнение семьёй всех своих функций): принятие ребенка таким, какой он есть; эмпатия (взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, понимает его позицию); конгруэнтность (адекватное отношение со стороны взрослого к происходящему); безусловная любовь.

Главная функция отца - передача детям социального опыта. Родительский авторитет является результатом: естественного постоянного образа жизнедеятельности матери и отца и зависит от стремлений, чувств, привычек, мотивов поведения и деятельности родителей; характера взаимоотношений между матерью и отцом; правильных отношений и общения родителей с детьми; ответственности родителей за воспитание детей. Особую значимость представляет авторитет отца, который длительное время в основном держался с помощью того, что отец обеспечивал семью материально, создавал ее благосостояние. Сегодня мужской авторитет в значительной категории семей снизился по разным причинам. Авторитет отца в семье во многом зависит от позиции матери, «тактика» которой, при создании и укреплении его авторитета для детей включает: отношение к мужу как к любимому и уважаемому человеку, отношение к мужу как к главе семьи и воспитателю детей, поддержка его взглядов, мыслей и советов в сложных экстремальных ситуациях. Достаточно большая категория родителей допускает типичную ошибку, когда видит свою задачу в том, чтобы дети беспрекословно им подчинялись. Такие авторитарные отношения (когда идет полное подчинение ребенка власти и воле родителей), приводят к отрицательным результатам в семейном воспитании: у детей формируется комплекс отрицательных качеств (безынициативность, слабоволие, безответственность, неумение принимать самостоятельные решения, активно действовать в сложных жизненных ситуациях и др.).

В заключение занятия важно выделить факторы защиты семейного воспитания от формирования асоциального поведения ребенка. Можно дать домашнее задание родителям: обсудить с взрослыми членами семьи отличия материнской и отцовской любви по отношению к детям и написать качества личности ребенка, которые формирует мать и качества, которые формирует отец.

Анкета № 1 для родителей

(до обучения родителей)

1. Ваш пол _____________ Пол Вашего ребенка _________

2. Ваш возраст _________ Возраст Вашего ребенка____________

3. Какая у Вас семья:

а) полная ; б) неполная

4. Сколько времени Вы уделяете своим детям в рабочий день:

а) до 1 часа; б) до 2-х часов; в) до 3-х часов; г) более 3-х часов; д) затрудняюсь ответить.

5. Сколько времени Вы уделяете своим детям в выходной день:

а) до 4-х часов; б) от 4 до 6-ти часов; в) от 6-ти часов до 8-ми часов; г) практически весь день; д) затрудняюсь ответить.

6. Как Вы проводите это время с Вашими детьми:

а) общаюсь с ребенком; б) помогаю в учебной деятельности; в) совместные дела по дому и совместные игры; г) выезжаем на природу; д) вместе занимаемся спортом ; е) посещаем культурные и развлекательные учреждения;

ж) что-то другое____________________________________________________

з) затрудняюсь ответить

7. Что для Вас важнее всего в этой жизни? (проранжируйте):

а) получение удовольствий от жизни; б) творческий труд (самореализация); в) семья и её благополучие; г) духовное развитие (самообразование); д) материальное благополучие семьи; е) успех в делах моего ребенка; ж) затрудняюсь ответить

8. Определите, пожалуйста, обычный психологический климат в Вашей семье:

а) доброжелательный; б) равнодушный; в) напряженный; г) конфликтный; д) затрудняюсь ответить.

9. Какое дополнительное образование получает Ваш ребенок:

а) музыкальная школа; б) художественная школа; в) спортивная школа; г) школьные кружки; д) кружки в детских Центрах; е) кружки в клубах по месту жительства; ж) курсовую подготовку при УНПО, ссузах, вузах; з) что-то другое _____________________________ и) затрудняюсь ответить.

10.Есть ли у Вас трудности в воспитании ребенка:

а) никаких трудностей, полное взаимопонимание; б) бывают сложности, но мы успешно их преодолеваем; в) бывают сложности; г) испытываем трудности в воспитании; д) иногда не справляемся с ребенком; е) часто не справляемся с ребенком; ж) что-то другое _______________________ з) затрудняюсь ответить.

11. Обсуждаете ли Вы с ребенком его будущую самостоятельную жизнь:

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить;

12. На что Вы в большей степени обращаете внимание при воспитании ребенка:

а) на послушание ребенка; б) на его самостоятельность; в) на его самосознание и ответственность; г) на его трудолюбие; д) на его успешность в делах; е) что-то другое _________________ ж) не задумывался об этом.

13. Как Вы думаете, кто должен осуществлять профилактику наркомании с детьми в первую очередь?:

а) родители; б) классный руководитель; в) учителя–предметники; г) педагог-психолог в школе; д) медицинские работники, е) правоохранительные органы; ж) не нужно ее проводить; з) затрудняюсь ответить; и) что-то другое ___________________________________________________________________

14. Знаете ли Вы, проводят с Вашим ребенком профилактическую работу по наркомании?:

а) да; б) нет; в) не задумывался об этом; г) не знаю.

15. Как Вы относитесь к употреблению наркотиков людьми?

а) крайне отрицательно; б) отрицательно; в) безразлично; г) принимать или не принимать наркотики – личное дело каждого; д) иногда допустимо; е) положительно; ж) затрудняюсь ответить; з) что-то другое _______________

16. Есть ли среди друзей (подруг) Вашего ребенка дегустаторы наркотиков или наркоманы:


а) да; б) нет; в) не знаю; г) не задумывался об этом; д) затрудняюсь ответить.


17. Какие факторы, по Вашему мнению, наиболее способствуют росту наркотизма в нашем городе (районе)?


а) неосведомленность подростков и молодежи о пагубных последствиях; б) доступность приобретения наркотиков; в) отсутствие контроля со стороны родителей; г) отсутствие контроля со стороны педагогов; д) отсутствие контроля со стороны милиции; е) несовершенство законодательства; ж) затрудняюсь ответить; з) что-то другое __________________________________


18. Как Вы думаете, нужно ли просвещать родителей по вопросам профилактики наркомании?:


а) обязательно просвещать; б) необязательно просвещать всех, а по желанию; в) не нужно просвещать, родители грамотные в этом вопросе; г) затрудняюсь ответить; д) что-то другое _____________________________________________


19. Вы хотели ли бы получить знания по профилактике наркомании со своим ребенком?:


а) да; б) нет; в) не знаю; г) затрудняюсь ответить; д) что-то другое____________


20. Как Вы думаете, Вашего ребенка могут вовлечь в употребление наркотиков?:

а) я уверен, что нет, моего ребенка не вовлекут; б) не думал об этом; в) затрудняюсь ответить; г) не знаю; д) что-то другое ________________________

21. Вам трудно было заполнять анкету?:

а) нет, не трудно; б) да, трудно; в) затрудняюсь ответить; г) не знаю.

Спасибо за Ваше активное участие в заполнении данной анкеты!

Анкета № 2 для родителей

(после обучения родителей)

1.Ваш пол _________ Пол Вашего ребенка _________

2.Ваш возраст _________ Возраст Вашего ребенка_________

3.Какая у Вас семья:

а) полная; б) неполная;

4.Сколько времени Вы уделяете своим детям в рабочий день:

а) до 1 часа; б) до 2-х часов; в) до 3-х часов; г) более 3-х часов; д) затрудняюсь ответить.

5.Сколько времени Вы уделяете своим детям в выходной день:

а) до 4-х часов; б) от 4 до 6-ти часов; в) от 6-ти часов до 8-ми часов; г) практически весь день; д) затрудняюсь ответить.

6.Как Вы проводите это время с Вашими детьми:

а) общаюсь с ребенком; б) помогаю в учебной деятельности; в) совместные дела по дому и совместные игры; г) выезжаем на природу; д) вместе занимаемся спортом ; е) посещаем культурные и развлекательные учреждения;

ж) что-то другое____________________________________________________

з) затрудняюсь ответить

7.Что для Вас важнее всего в этой жизни? (проранжируйте):

а) получение удовольствий от жизни; б) творческий труд (самореализация); в) семья и её благополучие; г) духовное развитие (самообразование); д) материальное благополучие семьи; е) успех в делах моего ребенка; ж) затрудняюсь ответить.

8. Определите, пожалуйста, обычный психологический климат в Вашей семье:

а) доброжелательный; б) равнодушный; в) напряженный; г) конфликтный; д) затрудняюсь ответить.

9. Какое дополнительное образование получает Ваш ребенок:

а) музыкальная школа; б) художественная школа; в) спортивная школа; г) школьные кружки; д) кружки в детских Центрах; е) кружки в клубах по месту жительства; ж) курсовую подготовку при УНПО, ссузах, вузах; з) что-то другое _____________________________ и) затрудняюсь ответить.

10.Есть ли у Вас трудности в воспитании ребенка:

а) никаких трудностей, полное взаимопонимание; б) бывают сложности, но мы успешно их преодолеваем; в) бывают сложности; г) испытываем трудности в воспитании; д) иногда не справляемся с ребенком; е) часто не справляемся с ребенком; ж) что-то другое _______________________ з) затрудняюсь ответить.

11. Обсуждаете ли Вы с ребенком его будущую самостоятельную жизнь:

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить;

12. На что Вы в большей степени обращаете внимание при воспитании ребенка:

а) на послушание ребенка; б) на его самостоятельность; в) на его самосознание и ответственность; г) на его трудолюбие; д) на его успешность в делах; е) что-то другое _________________ ж) не задумывался об этом.

13. Как Вы думаете, кто должен осуществлять профилактику наркомании с детьми в первую очередь?:

а) родители; б) классный руководитель; в) учителя–предметники; г) педагог-психолог в школе; д) медицинские работники, е) правоохранительные органы; ж) не нужно ее проводить; з) затрудняюсь ответить; и) что-то другое ___________________________________________________________________

14. Знаете ли Вы, проводят с Вашим ребенком профилактическую работу по наркомании?:

а) да; б) нет; в) не задумывался об этом; г) не знаю.

15. Как Вы относитесь к употреблению наркотиков людьми?

а) крайне отрицательно; б) отрицательно; в) безразлично; г) принимать или не принимать наркотики – личное дело каждого; д) иногда допустимо; е) положительно; ж) затрудняюсь ответить; з) что-то другое _______________

16. Как Вы думаете, нужно ли просвещать родителей по вопросам профилактики наркомании?:


а) обязательно просвещать; б) необязательно просвещать всех, а по желанию; в) не нужно просвещать, родители грамотные в этом вопросе; г) затрудняюсь ответить; д) что-то другое _____________________________________________


17. Вы хотели ли бы участвовать в программе «Путь к успеху» на следующей ступени обучения Вашего ребенка?:


а) да; б) нет; в) не знаю; г) затрудняюсь ответить; д) что-то другое____________



18. Вы хотели бы углубить свои знания по углубленной программе «Путь к успеху» со школьным психологом?:

а) да; б) нет; в) не знаю; г) затрудняюсь ответить; д) что-то другое____________


19. Как Вы думаете, Вашего ребенка могут вовлечь в употребление наркотиков?:

а) я уверен, что нет, моего ребенка не вовлекут; б) не думал об этом; в) затрудняюсь ответить; г) не знаю; д) что-то другое ________________________

20. Вам трудно было заполнять анкету?:

а) нет, не трудно; б) да, трудно; в) затрудняюсь ответить; г) не знаю.

Напишите, пожалуйста, свободный отзыв о профилактической программе «Путь к успеху»:

Спасибо за Ваше активное участие в заполнении данной анкеты!

Приложение

Правила семейного воспитания

(И.П.Подласый).

- Приоритет ближайшего круга (окружения) основан на том, что сила влияния людей друг на друга прямо пропорциональна степени их близости. Следовательно, семья дает родителям наибольший шанс сделать своих детей счастливыми.

- «Власть любимого» напоминает нам, что у тех, кого мы любим, всегда есть власть над нами. Любите детей, и они станут воспитанными без дополнительных усилий с вашей стороны.

- В.Гёте высказал пожелания, которые могут служить формулировкой еще одного важного положения семейного воспитания: «Если мы принимаем людей такими, какие они есть, - мы делаем их хуже. Если же мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать»

- В семейном воспитании весьма полезно применять прием «вызывание кризиса»,. Это своеобразная деловая игра, развивающая соответствующее кризисной ситуации, поведение. Тогда настоящий кризис не застанет вас врасплох. И вы, и ваши дети будете знать, как действовать

- Избегайте действия зависимости «давящего молчания»: контактная ситуация, сознательно удерживаемая одной стороной от превращения ее в общение, становится для другой стороны очень быстро непереносимо-неприятной с появлением унизительно явственного чувства, когда человек сам в себе вдруг начинает слышать непроизнесенное чужое «Отстань» или «Пошел прочь!».

-«Держание в строгости», которое было в чести у наших предков, тоже не мешало бы изредка вспоминать: из посуды без трещин содержимое не вытекает.

- В воспитании нет мелочей. Достигайте крупных сдвигов в воспитании через мелочи. Хотите, чтобы ребенок вырос аккуратным - педантично приучайте, скажем, застегивать все пуговицы; хотите воспитать добрым - начинайте с вежливого приветствия соседей.

- Не начинайте снова там, где вы уже раз начинали. Посмотрите на природу: расставшись с деревом, плод не возвращается на прежнее место. Ребенок растет, отсекая вчерашние пути влияния на него.

- Опираясь на «инерцию интереса», давайте ребенку послабление в начале любого дела. Потом увеличивайте требования и, в конце концов, отменяйте фору. «Ощущение праздника» обладает свойством продолжительной стойкости, и ребенок будет помнить о нем даже тогда, когда исчезнет сам повод.

-.Если позволяют жилищные условия, поставьте дома стол овальной формы. Замечено, что люди за круглым столом непроизвольно более доброжелательны.

-.О родительской ласке и ее магическом действии на детей знают все. Остается немного напрячься.

-.В семье нет места для мести. «Выходя на дорогу мести, - писал О. Уайлд, - не забудь приготовить два гроба, один из которых для себя». Родители, лишающие ребенка каких-то привилегий за проступок, по существу мстят ему. Лучше переведите эту проблему в русло чисто экономических отношений: не сделал, сделал не так - не получишь. Без этой преамбулы ваши ограничения будут весьма похожи на субъективное отмщение.

-Великое искусство делать человека хорошим состоит в том, чтобы сначала заставить его признать это начало внутри себя, а затем внушить ему, что он может стать лучше. Ничего не делайте, а лишь развивайте гордость в человеке, и его страх перед позором всегда будет пропорционален стремлению стать лучше, ибо, чем больше человек ценит себя, тем больше он приложит стараний и тем больше лишений перенесет, чтобы избежать позора.

Рекомендации родителям

(как сохранить авторитет)

Для сохранения авторитета в глаза ребенка:

Необходимо:

•Уделять особое внимание образованию.

•Устанавливать четкие, обоснованные границы дозволенного поведения.

•Требовать соблюдения семейных правил.

•Применять наказания, соответствующие поступку.

•Наказывать в воспитательных целях, а не ради самого наказания.

•Добиваться того, чтобы ребенок понял, за что был наказан.

•Всегда внимательно выслушивать ребенка и уважать его чувства.

•Давать ребенку свободу в той степени, в которой он проявляет ответственность.

•Избегать прямых столкновений (ссор и скандалов).

•Всячески поощрять ребенка за старание и хвалить за успехи.

•Понять и решить, какие жизненные ценности вы хотите передать своему ребенку, и как эти ценности были переданы вам вашими родителями.

•Стремиться к самосовершенствованию.

•Поступать так, как учите поступать ребенка.

Нельзя:

•Устанавливать правила на ходу.

•Постоянно менять основные правила.

•Стыдить ребенка.

•Использовать свою власть для подавления личности ребенка.

•Ругать и оскорблять ребенка.

•Слишком сурово наказывать.

•Бездумно навязывать жизненные ценности детям.

•Говорить одно, а делать другое.

Семь правил, которые должен знать каждый родитель

1. Говорите о том, во что вы верите.

У любого взрослого человека есть свои жизненные правила, принципы, убеждения, ценностные приоритеты. Если вы хотите, чтобы они стали для ваших детей образцом, нужно открыто говорить о том, во что вы верите. Дети должны знать о вашем отношении к Добру и Злу, к правде и лжи, к ответственности за свои поступки и т. п. Это чрезвычайно важно, так как авторитет родителей позволяет детям уже в раннем возрасте учиться принимать правильные решения. Очень важно также, чтобы проповедуемые вами истины подтверждались вашими делами, поведением, жизненной практикой.

2. Устанавливайте в доме четкие, обоснованные и разумные правила. 

Дети знают, что за нарушение семейных правил будут обязательно наказаны. Если же с детьми подобных разговоров не велось, необходимо сделать это как можно скорее. Очень важно привлечь детей в соавторы вырабатываемых в семье правил. Это не только воспитывает в ребенке ответственность, но и не позволит ему в дальнейшем считать наказание несправедливым. Семейные правила должны предусматривать самые разные случаи и ситуации, в которых может оказаться ребенок, будь он дома, в гостях или на вечеринке.

3. Не подвергайте своих детей искушению.

Идеальный выход — полностью очистить дом от сигарет, пива и прочих алкогольных напитков. Лекарства храните в недоступных для детей местах.

4. Убеждайте своих детей в преимуществах активного деятельного образа жизни.

Безделье, скука, отсутствие контроля становятся хорошей почвой для детской наркомании. Часто родители ссылаются на свою занятость, на физическую невозможность быть рядом со своими детьми каждую минуту. Но этого и не требуется. Нужно вместе с детьми выработать план повседневных занятий, интересных дел, которые наполнят смыслом и пользой каждый их день

5. Боритесь за здоровый образ жизни.

Тем, кто ставит перед собой благородные пели, всегда труднее, чем тем, кто ничего не делает. Пусть вашей целью станет здоровая жизнь, дружная семья, счастливое будущее детей. Научитесь сами и научите детей отделять зерна от плевел, хорошее от дурного, полезное от вредного.

7. Верьте своим ощущениям и подозрениям.

Никто лучше родителей не знает и не чувствует своих детей. Поэтому, если вам вдруг показалось, что ребенок пробует наркотики или вернулся к ним снова, действуйте, не колеблясь ни секунды.

Родителям о талантах ребенка: как их узнать?

Ваш ребенок имеет одаренность в одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врожденных способностях ребенка или помочь в этом важнейшем деле поможет тест-анкета, разработанная учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Ханом и Г.Кафом, получившая распространение в США.

Эту анкету можно применять для анкетирования детей с пяти лет, ее точность значительно повышается, когда ребенку шесть-семь лет.

Технические способности

Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:

  1. интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
  2. любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
  3. сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов в работе механизмов;
  4. может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
  5. любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
  6. интересуется специальной, даже «взрослой» технической литературой.

Музыкальный талант

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

  1. любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  2. очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

3).поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, свое настроение;

4).сочиняет собственные мелодии;

5).научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Способности к научной работе

У вашего ребенка способности к научной работе, если он:

1) обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

  1. умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;
  2. любит читать научно-популярные издания, «взрослые» статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
  3. часто пытается найти собственное объяснение причин и
    смысла самых разнообразных событий;
  4. с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
  5. не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант

Артистический талант проявится у вашего ребенка, если:

  1. часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  2. стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
  3. меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  4. с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
  5. с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
  6. пластичен и открыт всему новому;

Незаурядный интеллект

У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

  1. логически рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  2. обладает хорошей памятью;
  3. легко и быстро схватывает новый школьный материал;
  4. задает много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  5. любит читать книги, причем по собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;
  1. обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;
  2. гораздо лучше своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
  3. обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  4. очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Спортивный талант

Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант, если он:

  1. энергичен и все время хочет двигаться;
  2. смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
  3. почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  4. неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  5. физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  6. предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню ;кажется, что он никогда всерьез не устает;
  7. неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Литературное дарование

У вашего ребенка литературное дарование, если он:

1) рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

2) любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

3) выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

изображает персонажей своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

  1. любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.….

Художественные способности

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

  1. не находя слов или захлестываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
  2. в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
  3. серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
  4. когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  5. стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды и т. д.;
  6. не боится высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Познакомившись с «признаками опознания» таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми описанных талантах. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребенку, ставьте ему пять баллов, если она выражена только хорошо - четыре балла и т. д. (не ставьте оценку ниже двух баллов!).

Затем суммируйте баллы внутри каждой из восьми анкет по каждому типу таланта. Полученную сумму разделите на число признаков таланта (например, сумму, полученную при суммировании баллов, оценивающих спортивный талант, надо разделить на восемь). Теперь необходимо построить график уровня интересов вашего ребенка.

Постройте оси координат. На горизонтальной оси расположите восемь (по числу исследованных вами видов таланта) позиций. На вертикальной оси отложите через равные расстояния цифры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта поставьте точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график. Это необходимо для того, чтобы принять правильное решение, если вы захотите, чтобы ваш ребенок одновременно занялся музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием.

Памятка

(интерес к книге)

– Пробуждать интерес ребенка к картинкам. Найти такие книги, которые вызывают интерес ребенка, побеседовать о них.

- Выбирать книгу не по возрасту, а по интересам ребенка. Лучше это могут быть сложные истории, удерживающие внимание ребенка. Не слишком обращать внимание на учебную ценность книги, лучше подобрать книгу с сильным эмоциональным воздействием.

- Оценить стиль изложения и язык книги, т.к. дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению

- Выбранную книгу начать читать громко себе. А затем голос делать все тише и тише. Когда ребенок заинтересуется. Попросить его почитать немного, прервав на захватывающем месте и отложив чтение на другой день.

- Купить книгу, к тексту которой есть запись.

Памятка

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой!

После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

- ребенка бьют;

-над ребенком издеваются;

-над ребенком зло шутят;

-ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

-родители заведомо лгут;

-родители пьют и устраивают дебоши;

-родители воспитывают ребенка двойной моралью;

-родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

-родители не умеют любить одинаково своих детей;

-родители ребенку не доверяют;

-родители настраивают ребенка друг против друга;

-родители не общаются со своим ребенком;

-вход в дом закрыт для друзей ребенка;

-родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;

-родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;

-ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь:

Внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.

Памятка родителям от ребенка

Эта «Памятка» не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

Прислушаемся к советам своих детей!

1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

2. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

4. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.

5. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.

6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

8. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».

9. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

10. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

11. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

12. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.

13. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

14. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

15. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

16. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

17. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

18. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте — я окажусь с прибылью.

19. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я, вообще, буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.

20. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.

21. Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

22. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом.

23. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

24. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

25. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.

26. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.

27. Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать, и что мне делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?

28. Объясните, почему я должен ценить свое тело как великую ценность. Но если при этом я не пойму, почему я должен слушать и следовать голосу своей совести, то свое тело я буду использовать только для наслаждения без каких-либо ограничений.

29. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я, вообще, перестану задавать их

30. Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.

31. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.

32. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

33. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.

34. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не словам.

35. Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.

Как установить контакт с семьей

( Т.В Андреева)

  1. Поиск контактов.
  2. Поиск общей темы контакта.
  3. Установление общих требований к воспитанию ребенка.
  4. Упрочение сотрудничества семьи и школы.
  5. Реализация индивидуального подхода.
  6. Совершенствование педагогического сотрудничества.

При работе с семьей нужно изучать

(Т.А.Куликова)

1.Уровень педагогической культуры.

2.Методы и приемы семейного воспитания.

3.Взаимоотношения в семье. Иерархия семьи.

4.Отношение родителей к ребенку.

5.Материальную обеспеченность.

6.Отношение родителей: к школе, к учителям, к администрации.

7. Есть ли потребность родителей в обучении?

Советы бабушкам и дедушкам по воспитанию

внуков и внучек (по Ш.А.Амонашвили)

  1. Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.
  2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.
  3. Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий.

4.Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.

5.Рассказывайте им чаще о себе, о своем детстве, о своей работе.

6.Раскройте им свою душу, доверьте им свои сомнения, горести, переживания.

7.Секретничайте с ними, играйте и гуляйте вместе с ними.

8.Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.

9.Давайте им трудиться рядом с вами.

10 Говорите с ними как со взрослыми.

11.Не напоминайте им, что они еще маленькие.

12.Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.

13.Заботьтесь о том, чтобы у них создавалось яркое представление о вас как о новом человеке.

14.Не забывайте, что ваш образ должен воспитывать их и после того, как вас уже не будет в живых.

Правила общения с девочками

  1. В период полового созревания с девочками надо говорить как со взрослыми женщинами, лишь в этом случае у них появится желание поведать свои мысли, сомнения, переживания.
  2. Общаться без нравоучений, без упреков.
  3. Не играть в друзей, ведь можно быть рядом и не быть другом своей дочери.
  4. Не говорить, особенно в присутствии дочери, соседям, друзьям, приятелям и т. д., как хороша ваша дочь, не перечислять ее достоинства, а потом без свидетелей распекать ее, что не оправдывает ваших надежд. И, наоборот, не рассказывать о недостатках вашей дочери, не обсуждать с соседкой ее поведение.
  5. Приучение - это многократное повторение. При этом, повторяя, напоминая, надо чаще подбадривать, а не упрекать.
  6. Уметь помолчать; иногда молчание - поистине золото, особенно когда речь идет о воспитании девичьей стыдливости, целомудрия и чистоты. Здесь не должно быть места ни грубым шуткам,ни насмешкам.
  7. Не кричать! Крик - не только показатель вашего бессилия, слабости, но и демонстрация несдержанности, запальчивости. Надо сдержать эмоции, иначе можно проявить несправедливость. Еще хуже «пилить» изо дня в день, распекать. Эта «ржа не только точит железо», но и создает такую атмосферу, которая может перейти в отчужденность.
  8. Не отвечать грубостью на грубость, а показать превосходство вежливости в общении.
  9. Считаться с мнением дочери, не бояться, когда надо, сказать: «Извини!»
  10. «Войти в мир» дочерей, жить их жизнью, понимать думы ичаяния, ввести их в свой мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех

Какие навыки должны приобрести ученики, чтобы преуспеть в своей будущей карьере? ...