Воспитание достойного гражданина
материал по теме

Закиева Светлана Викторовна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobranie.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Родителькое собрание на тему: «Воспитание достойного гражданина».

Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время формирования человеческой личности.

В процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников, должны решаться следующие задачи:

  1. воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость; 
  2. формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем; 
  3. воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения; 
  4. формировать уважительного отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь; 
  5. формировать гражданственную позицию ученика: «Я - россиянин»
  6. развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного города, края, других народов 

Основной целью гражданского и правового воспитания школьников является формирование правосознания и правовой культуры учащихся, воспитание младших школьников в духе гражданственности, патриотизма.

Воспитание – процесс формирования духовных, нравственных, культурных ценностей общества у человека, группы лиц.

Воспитанность – качества человека, отличающегося хорошим воспитанием, умеющего себя хорошо вести.

Гражданин (словарь С.И. Ожегов) – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Гражданин (учебник «Граждановедение») – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

Вопрос о гражданском воспитании учащихся в современном обществе актуален всегда. Однако направления решения данной проблемы государство обозначило лишь в 2001 году (Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 годы»).

Всегда волнует вопрос не только, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Как добиться того, что каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины? Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся.

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль гражданско-правового образования граждан. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, ростом ответственности человека за свою судьбу.

Гражданско-правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

Гражданско-правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Приоритетное место отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.

Становление гуманистических ценностных ориентаций должно способствовать формированию у младших школьников таких свойств личности, как:

  1. чувство собственного достоинства, уважение к себе; 
  2. требовательность к себе, ответственность; 
  3. отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению; 
  4. протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь; 
  5. жизнестойкость, уверенность в себе; 
  6. самообладание при промахе, ошибке; 
  7. умение не падать духом при неудачах; 
  8. умение радоваться жизни; 
  9. вера в добро, в справедливость. 

На классом часе «Права и обязанности маленького гражданина» через различные виды работ детям были разъяснены понятия «права», «обязанности». Ученики, как граждане России имеют право на образование. Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Главная задача школьников – старательно учиться. Решая проблемные ситуации, школьники уяснили, что кроме прав у них есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своём рабочем месте и соблюдать правила поведения в школе.

Отличительной чертой системы работы является её гуманистическая направленность. Она позитивно влияет на работу учащихся, на их поведение, стиль общения со сверстниками и взрослыми, на знания и общий кругозор.

И самое важное, что нельзя забывать , нам – взрослым, дети берут пример с родителей. Берегите своих детей.

Литература

  1. Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина», журнал «Начальная школа» № 3, 2002 год
  2. Гражданское воспитание, журнал «Начальная школа» № 7, 2002 год
  3. «Я и мой мир» Н. И. Элиасберг, журнал «Начальная школа» №1, 1999 год
  4. «Школьная толерантность и правовая культура» Г. Е. Илюхина, журнал «Начальная школа. До и после» №5, 2007год
  5. «Ваши права, дети» Ю. Яковлев, Москва «Международные отношения», 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание законопослушного гражданина страны.

Пребывание ребенка в школе целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека, для фор...

Образовательный проект по патриотическому воспитанию "Я гражданин России"

Образовательный проект "Я гражданин России" содержит в себе описание разделов реализации патриотического воспитания во внеурочной деятельности учащихся....

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»...

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Проект концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания "Я - Гражданин России"

Программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Я-Гражданин России» МКОУ «Присадская средняя общеобразовательная школа» администрации муниципального образования Киреевский рай...

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...