10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали
материал по теме

Ким Елена Олеговна

10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_roditelyam.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

      10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали

  Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? Ошибка первая - обещание больше не любить. "Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить" Мнение родителей: Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло, как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: "Теперь мамочка больше не будет любить тебя". Как часто многие из нас произносят эту фразу. Мнение психологов: Обещание больше не любить своего малыша - одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка - малыш будет воспринимать вас как людей лживых. Намного лучше сказать так: "Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю". Ошибка вторая - безразличие "Делай что хочешь, мне все равно" Мнение родителей: Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое. Мнение психологов: Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно "настоящее". И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает. Можно сказать, например, так: "Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета". Ошибка третья -слишком много строгости "Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная" Мнение родителей: Дети должны слушаться старших беспрекословно - это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку - 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею. Мнение психологов: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и "плевать" на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: "Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем". Ошибка четвертая - детей надо баловать "Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам" Мнение родителей: Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность - в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка. Мнение психологов: Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. "Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу", - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну. Ошибка пятая - навязанная роль "Мой ребенок - мой лучший друг" Мнение родителей: Ребенок - главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый. Мнение психологов: Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными. Ошибка шестая - денежная "Больше денег - лучше воспитание" Мнение родителей: Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями. Мнение психологов: Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ. Ошибка седьмая - наполеоновские планы "Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс" Мнение родителей: Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам - дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых. Мнение психологов: К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем... желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел. Ошибка восьмая - слишком мало ласки "Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка" Мнение родителей: Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев - есть более нужные и серьезные вещи. Мнение психологов: Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно - это может оттолкнуть их. Ошибка девятая - ваше настроение "Можно или нет? Это зависит от настроения" Мнение родителей: Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые "выпускают пар" на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке. Мнение психологов: Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: "Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое - постарайся быть ко мне снисходительным". Ошибка десятая - слишком мало времени для воспитания ребенка "К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя" Мнение родителей: Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними. Мнение психологов: Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

                       "Преступление" и наказание  

                                      Советы родителям

   Пожалуй, нет на свете ни одного ребенка, которому нравились бы наказания, равно как и нет таких родителей, которым было бы приятно наказывать своих детей. Но исключить из процесса воспитания воздействие на ребенка путем различных его форм все-таки невозможно. Для того чтобы наказание не принесло ребенку вреда, а, наоборот, стало полезным и способствовало бы налаживанию контакта между детьми и родителями, необходимо, все продумав, проанализировав, выбрать правильную его форму с учетом индивидуальных особенностей ребенка, одним словом, подойти к этому вопросу творчески. Хорошие родители не спешат незамедлительно отвечать наказанием на детскую ошибку. Гораздо важнее и уместнее будет внимательно рассмотреть конкретную ситуацию, в которой был совершен проступок, понять истинные психологические причины поведения ребенка. Часто родителям бывает полезно задержать свою непосредственную реакцию на проступок, сдержать эмоции, а иногда даже отложить или совсем отменить наказание, ведь ребенок имеет право на ошибку, слабость, несовершенство. Порой отказ от наказания может стать очень эффективным средством воздействия. Например, если ребенок понимает, что поступил неправильно и сам сообщает об этом взрослым, то, очевидно, он глубоко переживает свою вину. В подобных случаях родителям можно отказаться от ожидаемого ребенком наказания, что само по себе уже заставит его еще раз пережить отрицательные эмоции. Но пользоваться этим методом нужно очень осторожно, оценив способности ребенка переносить эмоциональные перегрузки. Для одного подобные переживания будут полезными, для другого - слишком болезненными. Методом лишения наказания могут пользоваться те родители, авторитет которых очень силен, а мнение значимо, иначе такой метод не будет действенным. Иногда вместо традиционных строгих мер воздействия лучше использовать неожиданные действия, экспромт, что требует постоянного поиска и расширения своих знаний и представлений обо всех сторонах психики ребенка. Как поступить, если ребенок не слушается, не выполняет ваши распоряжения, не прислушивается к уговорам? Прежде всего, подумайте, может, вы сами позволили малышу смотреть на ваше распоряжение как на нечто необязательное. Обязательность и беспрекословное соблюдение правил и требований вырабатывается путем систематического и постоянного контроля. Если же его не было, добиться быстрого результата очень трудно. Затем постарайтесь выяснить, что помешало ребенку выполнить распоряжение. Если же вы убеждены, что таких причин нет и наказание неизбежно, помните, что оно требует огромного такта и осторожности. Какие же формы наказаний можно применить в ответ на непослушание?          Физическое наказание. Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе перед болью. Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание - довольно эффективный способ воздействия на детей. В некоторых семьях порка является основной мерой воспитания. Обычно ее применяют тогда, когда другие, более мягкие меры, такие как просьбы, уговоры, угрозы, не дают желаемых результатов. Порка действительно помогает подчинить ребенка воле родителей. Но при помощи физического наказания можно всегда достичь определенной цели и оказать влияние на кого угодно, а уж тем более, если речь идет о ребенке, т. е. значительно более слабом и практически беззащитном человеке. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности вы должны быть обязаны, когда в процессе порки наконец-таки слышите долгожданную фразу: "Прости, я больше не буду!". Ребенок готов в эту минуту на все, лишь бы устранить причину боли и страха. Он сразу становится покорным и послушным, но мудрых родителей вряд ли устроит подобный исход. Ведь такое воздействие не разрешает конфликт, а создает лишь иллюзию его разрешения. Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины. Он как бы расплачивается за содеянное испытанием болью и страхом. Поэтому осознавать и переживать свой проступок, делать выводы уже не будет. Нельзя применять физические наказания еще и потому, что обычно эту форму родители выбирают, находясь в состоянии аффекта, т. е. слабого контроля своего поведения. Если ребенка обучают правильному поведению путем физического воздействия, он, почувствовав безопасную для себя ситуацию, будет продолжать позволять себе запретные действия. Вполне естественно, что частое применение побоев будет формировать неблагоприятные черты характера ребенка. Частое применение порок может надломить волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личность, легко подверженную влияниям чужих примеров, не всегда положительных. Такие дети не смогут противопоставить чужой воле свое сознательное поведение.     Наказание и подражание. Нередко бывает, что дети, испытывая негативные эмоции в процессе физических наказаний, переводят эти эмоции на самих родителей. Ребенок начинает противиться всему, что от них исходит, старается вступать с ними в постоянные конфликты. Все, что бы ни сделали и ни сказали родители, воспринимается в штыки. Отрицательная модель поведения зачастую становится предметом их подражания только для того, чтобы - выразить свое сопротивление и протест родителям. В результате у ребенка могут возникнуть нарушенные формы поведения: агрессивность в общении, демонстративно грубое поведение, уход из дома. Дети, которые часто подвергаются физическим наказаниям, стараются подражать родителям и используют эту модель в игровых сюжетах: наказывают своих любимых кукол, ставят их в угол, шлепают и ругают плюшевых мишек, собак, зайцев. Хуже, если агрессивное поведение проявляется и в реальном общении ребенка с другими детьми. Родители для ребенка - наиболее значимые, авторитетные фигуры, поэтому подражание их поведению фиксируется надолго. Ребенок, перенимая этот образец поведения, став взрослым, будет использовать его для воспитания своих детей. Итак, вред, приносимый физическими наказаниями, очевиден. Поэтому, если вы все-таки убеждены в выборе этой формы наказания, прежде чем применить ее, постарайтесь трезво взглянуть на ситуацию со стороны; подумайте, к каким нежелательным последствиям это может привести и как отразится на формировании характера вашего ребенка в настоящем и будущем.

  Лишение любви.  Очень распространенной формой наказания детей в семье является лишение ребенка части родительской любви. Эта форма действует очень сильно, поэтому применять ее нужно осторожно. Она может быть как полезной, так и повлечь за собой серьезные проблемы и для детей, и для взрослых. Суть наказания сводится к тому, что родители меняют привычный стиль отношений с детьми. Ребенок по-прежнему продолжает получать необходимую родительскую заботу, но лишается доли внимания и проявления родительской любви. Это наказание может дать эффективные результаты только в том случае, если между ребенком и родителями существовали действительно близкие отношения, основанные на доверии, любви и взаимном уважении. Если же этого не было, то такая форма наказания результата не даст, поскольку ребенку нечего будет терять. Такой метод воспитания нужно применять, учитывая возраст ребенка и индивидуальные черты характера. Чрезмерно чувствительный, легко ранимый малыш может испугаться, что родители перестали его любить. Если же ребенок поверит в это, наказание следует считать вредным, неподходящим для него. В раннем возрасте дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых. Этим можно воспользоваться при наказании, но не следует превышать уровень беспокойства и тревоги ребенка. Часто применение подобных форм наказания может оказать неблагоприятное воздействие на его психическое развитие. Лишать детей родительской любви можно только на очень короткое время. Абсолютно недопустимым наказанием является уход родителей из дома или угрозы, что мама может уйти и оставить ребенка одного. Это может вызвать развитие устойчивых страхов, нарушение контактов с окружающими.

   Отказ или отсрочка удовольствий.  Эта форма наказания ограничивает поведение ребенка. Например, можно отказать ему в возможности пойти в театр, цирк, зоопарк, запретить общение с товарищами, лишить возможности играть с любимыми игрушками, то есть отказать в привычных удовольствиях. Подобные методы воздействия примитивны, но часто ошибочны. При использовании этого метода можно добиться положительного результата только в том случае, если сам ребенок считает это наказание справедливым и согласен с ним. Но в большинстве случаев все бывает наоборот, и дети воспринимают наказание как несправедливое. Они не видят связи между своим проступком и вынесенным наказанием, поэтому начинают негативно относиться к родителям, считая их виновными. Даже если ребенок попросил прощения, это не всегда означает, что он осознал свою вину. Он лишь надеется, что родители отменят назначенное наказание. Если вы пообещали малышу вместе провести время, погулять где-то, таких удовольствий лишать его не следует. Эти минуты будут полезны и вам, и вашим детям. Лучше подумайте о каком-то другом способе наказания. Конечно же, в целях наказания нельзя лишать детей того, что необходимо для их полноценного развития: еды, прогулок на свежем воздухе, игрушек и общения с другими детьми. В целях наказания можно воспользоваться следующим правилом, которое должно распространяться на всех членов семьи (если это возможно): насорил в комнате - убери за собой сам; порвал или испачкал одежду - постирай и почини. С подобными требованиями детям трудно не согласиться, поскольку они справедливы. Но если эти требования предъявляются только к ребенку, однажды он может сравнить свои обязанности с обязанностями взрослых и возмутиться. Поэтому родителям нужно продумать и установить только те требования, которые они сами способны выполнить.

             Как помочь нашим детям преодолевать страхи

            (Рекомендации родителям тревожных детей)

    Почти каждый человек испытывает в своей жизни чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то — змей. Но этого в жизни можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? В первую очередь, это касается застенчивых людей. Это касается и застенчивых, и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуютно со сверстниками на перемене и, тем более, на уроке. Как помочь ребёнку стать увереннее?

• Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость.

• Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.

• Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью школьников.

• Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.

• Если он сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу, и не мешайте ему.

 • Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.

• Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».

 • Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.

 • Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

 • Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.

• Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.

• Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.

• Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.

• Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение

. • Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.

 • Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.

• Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

• Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.

• Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.

• Радуйтесь его победам над собой.

 • Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

           

            Упражнения для рефлексии переживаний ребёнка 

Упражнение 1. «Маски».  Ребенку предлагается надеть маски различных сказочных персонажей и представить себя в их образе с помощью пантомимы и интонации, характерной для этих персонажей.

Упражнение 2. «Приятный или неприятный разговор».  Дайте ребенку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо, тепло и сердечно и т. д.

Упражнение 3. «Дневник».  Учите ребенка записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть ребенок время от времени их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не все так плохо, а некоторые его переживания ему самому покажутся смешными.

Упражнение 4. «Сказочное волшебство».  Назовите ребенку сказочный персонаж с отрицательными качествами характера, пусть ребенок придумывает о нем сказку, в которой этот сказочный персонаж становится положительным героем.

Упражнение 5. «Письмо».  Предложите ребенку написать письмо своему сверстнику и взрослому, с которым у ребенка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме он может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.

Упражнение 6. «Перевоплощение».  Предложите ребенку перевоплотиться в: индейца - вождя племени, героя мультика «Ну, погоди!» Волка, Сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного и Бабу Ягу. Затем обсудите с ним, какие чувства он при этом испытывал. Все перечисленные упражнения помогут ребенку преодолеть неуверенность и застенчивость гораздо спокойнее и с меньшими эмоциональными потерями. Самое главное — не констатировать, что мой ребенок застенчивый и неуверенный, а приложить свои усилия, чтобы помочь ему.

                                 Анкета для родителей

Напротив каждого вопроса поставьте соответствующий балл.  Варианты ответов: А — могу и всегда так поступаю — 3 балла. Б — могу, но не всегда так поступаю — 2 балла. В — не могу — 1 балл. Можете ли вы:

• В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? • Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

• Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

 • Извиниться перед ребенком в случае, если вы были неправы?

• Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

• Поставить себя на место ребенка?

 • Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

• Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

• Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

 • Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

 • Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

• Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть.

 От 30 до 39 баллов — вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов. Ваш метод воспитания — кнут и пряник.

Менее 16 баллов — у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

Как творчески развивать ребенка.

Рекомендации родителям (младший школьник).

1.      Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

2.      Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

3.      Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.

4.      Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.

5.      Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.

6.      Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.

7.      Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.

8.      Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

9.      Помогайте ему улучшать результаты своей работы.

10.  Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.

11.  Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев.

12.  Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки..

13.   Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

14.  Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

15.  Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.

16.  Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.

17.  Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.

18.  Со вниманием относитесь к его потребностям.

19.  Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.

20.  Не дразните ребенка за ошибки.

21.  Хвалите за любые успехи.

22.  Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

23.  Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.

24.  Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.

25.  Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.

26.  Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.

27.  Не ограничивайте темы, обсуждаемые ребенком.

28.  Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.

29.  Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.

30.  Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

31.  Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.

32.  Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.

33.  Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Дайте ребенку такую возможность.

34.  Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.

Рекомендации для повышения эффективности

развивающих занятий с детьми:



1. Отведите для занятия специальное время и организуйте рабочее место для ребенка.

Прежде всего, выберите и подготовьте специальное место для работы, где ребенку и вам никто не будет мешать. Это должен быть именно учебный уголок, создающий у малыша рабочую атмосферу и настроение, где каждый предмет напоминает ребенку о его успехах в учебе. Это поможет ему настроиться на работу.

Очень важно правильно выбрать время для занятий. Обучение ни в коем случае не должно ущемлять интересы ребенка, иначе оно станет обузой. Вы должны помнить о том, что для него увлечения не менее важны, чем учеба. Чтобы совместить и то и другое, посоветуйтесь с ним о времени проведения занятий или предложите ему самому выбрать удобное для него время.

Помните, что для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Именно в форме игры лучше всего проводить занятие с ребенком этого возраста. Младшие школьники, в принципе, уже готовы для того, чтобы с ними проводили специально организованные занятия. Но и при работе с детьми школьного возраста не стоит забывать основной принцип любого обучения: "Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться!". И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же обычных домашних заданий.

2. Занятия должны быть регулярными.

Это очень важное условие: занятия должны проводиться систематически и быть не слишком продолжительными. Наилучший результат принесут ежедневные занятия длительностью не более 30 минут. Такое расписание не слишком обременительно для ребенка и в то же время позволяет сделать занятия по-настоящему результативными. В любом случае занятия должны проводиться не менее 3-х раз в неделю.

3. Планируйте занятия заранее.

Для того чтобы занятия были наиболее эффективными, необходимо заранее планировать, над чем именно вы будете работать. Подберите упражнения, которые понадобятся вам для работы. Методики, приведенные в разделе "Диагностика", помогут вам определить, какие психические функции вашего ребенка развиты хуже остальных и нуждаются в развитии в первую очередь. Свидетельством того, что ваши занятия с ребенком не бесполезны, будет служить улучшение качества и скорости выполнения малышом упражнений.

При этом надо помнить, что у большинства детей психические процессы развиваются неравномерно. Не стоит беспокоиться по этому поводу. Ваша задача - вовремя выявить трудности и устранить их при помощи специальных упражнений. В любой случае, окончательное заключение об уровне интеллектуального развития ребенка может сделать только специалист и только после комплексной диагностики всех психических функций.

4. Поддерживайте своего ребенка в достижении цели.

Многие дети, уже имеющие неудачный опыт обучения, находятся под постоянным давлением страха неудачи. Чтобы помочь ребенку и ослабить его страх перед неудачами, придерживайтесь следующих правил:

- ни с кем его не сравнивайте; важны только его собственные достижения;
- следите за его настроением, ободряйте его, если чувствуете, что он сомневается и не уверен в себе;
- поддерживайте навыки, которые ребенок уже приобрел; напоминайте ему о конечной цели - это его подбодрит;
- поощряйте своего ученика в самостоятельном достижении успехов; ни одно даже самое маленькое достижение не следует оставлять незамеченным. Помните о том, что нет лучшего стимула к продолжению работы, чем похвала…

5. Найдите правильный подход к обучению своего ребенка.

Все дети разные, и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Одному ребенку нужны многократные подробные объяснения, второй все схватывает на лету, а третьему для понимания необходимо каждое правило применить на практике. Постарайтесь понять, что нужно вашему ребенку, и, отталкиваясь от этого, стройте ваши занятия. Это значительно облегчит процесс обучения и сделает ваши уроки не только полезными, но и приятными.

Приучайте его постепенно к самостоятельным учебным действиям через постановку целей: "Что ты сейчас будешь делать?", понимание учебной цели: "Для чего ты будешь выполнять это задание?" и составление плана выполнения задания: "Как ты будешь это делать?".

6. Формируйте у ребенка желание учиться.

Лучший способ для этого - похвала, положительная оценка. Важно, чтобы эта оценка была наглядной. Придумайте вместе с ребенком забавные символы, которыми вы будете оценивать работу: это может быть смешная рожица: улыбающаяся, если задание выполнено хорошо, и плачущая, если ребенок не справился с заданием. Заведите тетрадь, в которой ребенок будет выполнять письменные задания. Старайтесь, чтобы ребенок ставил собственную оценку каждому выполненному им заданию, учите его критично относиться к собственной работе, напоминая ему о его ошибках.

В конце каждого занятия совместно с ребенком обсудите, что нового и полезного он узнал за урок; что, по его мнению, у него получается хорошо, а что - пока не очень; пусть он сам (при помощи придуманных вами символов) поставит себе оценку.

Важно, чтобы ребенок наглядно видел результаты своей работы. Для этого можно, например, использовать рисунок замка. Его можно распечатать на принтере, и после каждого занятия пусть ребенок закрашивает очередной кирпичик здания. Или можно строить график достижений. Это будет стимулировать его движение к новым результатам.

Необходимо, чтобы ребенок видел свои результаты и вашу искреннюю заинтересованность в их росте. Однако, помните, что похвала должна быть конкретной, ребенок должен отчетливо понимать, чем вы сегодня обрадованы. Если вы недовольны результатом, удержитесь от резких замечаний и ограничьтесь констатацией факта: "Сегодня ты устал, занятия даются тебе тяжело", и нацельте ребенка на будущие достижения: "Уверена, в следующий раз, когда ты отдохнешь, у тебя все получится гораздо лучше".

7. Будьте готовы обратиться за помощью к специалистам.

Только специалист (детский психолог, педагог) может провести комплексную диагностику развития всех психических функций ребенка и на основе этого составить программу занятий. Кроме того, при составлении плана занятий и подбора развивающих методик необходимо обязательно учитывать тип личности и индивидуальные особенности природной организации нервной деятельности ребенка. Знание этих особенностей позволит включить в занятия специальные коррекционные методики, что значительно увеличит эффективность обучения.

Ниже мы приводим основные особенности природной организации нервной деятельности ребенка, которые могут быть причинами трудностей в обучении:

1. Низкий уровень работоспособности - недостаточная выносливость нервных клеток ребенка при интенсивных или длительных нагрузках. Дети с низкой работоспособностью быстро устают, их внимание рассеивается и результативность мыслительной деятельности снижается.

2. Медлительность психических процессов, которая проявляется в замедленном темпе любого вида деятельности. Такому ребенку нужно больше времени на обдумывание, он тяжелее включается в новую работу или переключается с одного вида заданий на другие. Необходимо отметить, что у каждого ученика существует свой индивидуально приемлемый темп деятельности. Родителям необходимо отчетливо представлять себе, каковы пределы роста темпа деятельности их ребенка.

3. Повышенный уровень тревожности - страх, тревога, неуверенность в себе при выполнении различных задач. Обычно повышенный уровень тревожности свойственен неуравновешенным детям с возбудимой или слабой нервной системой.

4. Импульсивность - ребёнок склонен действовать по первому побуждению без предварительного обдумывания. В разной мере импульсивность свойственна всем детям, но при яркой выраженности она может стать серьёзным препятствием в процессе учебы. Проявляется она в несдержанности, вспыльчивости, легкомысленности, непрестанной тяге к смене впечатлений и др.